Известные люди

»

Бадди Гай

Бадди Гай Buddy Guy Карьера: Музыкант
Рождение: США, 30.7.1936
Бадди Гай - блюзовый певец-гитарист, ветеран чикагской блюзовой сцены и один из лидеров современного блюза, многократный лауреат премии W. C. Handy и четырех премий Grammy в блюзовых категориях.

Родился в фермерской семье, первые гитары делал из сигарных коробок и лески, которую вытягивал из противомоскитных сеток. Учился игрывать независимо, слушая радио и пластинки. Среди первых образцов для подражания были Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), "Лайтнинг" Хопкинс (Lightning Hopkins), Мадди Уотерс (Muddy Waters). Профессионально начал выступать ещё подростком, но садился к публике спиной, не в силах осилить стеснительности и неуверенности - качеств, которые будут мешать ему и в дальнейшем.

В Луизиане сделал первые записи для пластинок. Но по-настоящему его карьера блюзмена начинается в 1957 потом переезда в Чикаго, где его безотложно взял под родное покровительство Мадди Уотерс (Muddy Waters), ненароком услышав игру Гая. Он дал молодому музыканту работу в студии Chess и в чикагских клубах. Первые сольные синглы Бадди Гай выпустил на фирмах Artistic и Cobra в 1959. В студии Chess аккомпанировал звездам золотой поры чикагского блюза - Мадди Уотерсу, Санни Бою Уильямсону (Sonny Boy Williamson), Литл Уолтеру (Little Walter), Коко Тейлору (Koko Taylor) и др. - на записях, которые нынче почитаются блюзовой классикой. В 1962 его сингл с песней Stone Crazy занял 12-е местоположение в ритм-энд-блюзовых чартах.

Бадди Гай стал одним из первых музыкантов, создававших в Чикаго свежеиспеченный блюзовый манера - "вест-сайд блюз". Не найдя понимания у братьев Чесс, первые альбомы выпустил на новой чикагской фирме Vanguard. Альбомы имели приличный фарт, хотя вызывали нарекания в излишне очевидном подражании Би Би Кингу (B. B. King), Джеймсу Брауну (James Brown) и Джонни "Гитар" Уотсону (Johnny Guitar Watson). Работал в ревю Уилли Диксона (Willie Dixon) American Folk Blues Festival. В 60-х годах складывается неизменный дуэт Бадди Гая и Джуниора Уэллса (Junior Wells), давнего сайдмена Мадди Уотерса. На рубеже 60-70-х годов их концерты пользуются успехом. Дуэтом записаны немного альбомов при участии и финансовой поддержке тех их поклонников из числа белых поп-музыкантов, кто пришел на эстраду, увлекшись блюзом Эрика Клэптона и ROLLING STONES. Тем не менее, с общим падением интереса публики к блюзу в начале 70-х годов дела дуэта пошли хуже. Настолько, что Бадди Гаю приходилось подрабатывать водителем грузовых автомобилей или рабочим на стройке. Перерывы в его дискографии составляют до десяти лет. Альбом, записанный в 1979 в Париже за немного часов студийного времени, представляет блюз Бадди Гая в абсолютно необычном рок-экспериментальном звучании, близком к больше поздним инновациям Стиви Рея Вона (Stevie Ray Vaughan).

Участие в 1990 в концертах Эрика Клэптона в лондонском престижном зале Royal Albert Hall послужило началом возвращения Бадди Гая на большую сцену. Это привело к появлению его альбомов и синглов в чартах популярности. Записанный для английской фирмы Silvertone в 1991 альбом с участием английских звезд Эрика Клэптона, Джеффа Бека (Jeff Beck) и Марка Нопфлера (Mark Knopfler) из DIRE STRAITS, вышел на волне нового блюзового бума и имел сенсационный фарт. Альбом, посвященный памяти Стиви Рея Вона, принес Бадди Гаю первую премию Grammy и со временем добился "платинового" статуса. Премией Grammy отмечены и два следующих альбома. В записи альбома 1993 принимали участие Бонни Рэйтт (Bonnie Raitt), Джон Мэйэлл (John Mayall), Пол Роджерс (Paul Rodgers) и музыканты блюзовой группы LITTLE FEAT, а в записи альбома 1994 - бывшие музыканты группы Стиви Рея Вона DOUBLE TROUBLE. Среди альбомов Бадди Гая "нового этапа" блюзовым шедевром является концертная запись, сделанная в его чикагском клубе Legends. Здесь музыкант чувствует себя дома и позволяет себе игрывать как хочет. Его блюз звучит безусловно и раскованно, когда нужно - игриво, когда хочется - горячо. Для этой раскованности есть верный фундамент - внутреннее глубокое чувство законов жанра, выстраданное долгим опытом и освященное любовью к своей музыке и своему слушателю.

Интервью с Бадди Гаем.

Я начинал без медиатора. Это Би Би Кинг приучил меня к медиатору. Я видел, что Гитар Слим и другие играли пальцами. И я пытался, но у меня так стачивались пальцы, по-видимому оттого, что я использовал проволоку, когда не мог взять обычные гитарные струны. Теперь я играю то пальцами, то медиатором. Люди меня спрашивают: "Куда ты прячешь медиатор, когда во время игры он то исчезает, то появляется?" Я не помню, ни когда я начал убирать его в ладошка, ни как я этому научился. Думаю, это пришло по необходимости. Однажды вечером я понял, что не смогу выделить какую-то ноту, если не использую пальцы. И как-то я нашел технология припрятывать медиатор в ладошка и вслед за тем заново его забирать. Но как я это делаю? Я не знаю.

Мое любимое сочетание - по-прежнему, пожилой (усилитель) Fender Bassman и '57 Strat. Если бы их не украли, я использовал бы их и ныне. Но они ушли, не могу их сыскать. Любимая гитара или усилитель как хорошая хозяйка - их ни при каких обстоятельствах не забудешь. Fender Bassman имел натуральный блюзовый звук. К нему без затей подключаешься - и не нужно всей этой возни, когда ты пытаешься отыскать, какие цифры на ручках тебе нужны, чтобы заполучить таковой звук. Мой первостепеннный усилитель так длительно пребывал в одной настройке, что ручки контроля приржавели из-за пива, которое на них пролил Отис Спэнн, или кто-то ещё. Они нетрудно приросли в этом положении, и все, что от меня требовалось - это подключить его. Он звучал всегдя в равной мере, в какие передряги бы не попадал. Я разговаривал с инженерами фирмы, не думаю, что они смогут воспроизвести эту штуку. Больше такого тона не услыхать. Нет уже несложно тех трансформаторов и других материалов, из которых делали усилители тогда. Это верно то же, как и когда вы теряете своих любимых. Вы их хороните - и на этом все. Ничто уже не вернется.

Если быть откровенным, нужно произнести, что Сантана, Стоунз, Эрик Клэптон и другие, кто добился звездной славы, сделали как собак нерезаных для меня, Би Би Кинга, Айка и Тины Тернер и других. В 60-х аккурат им пришлось разжевывать белой Америке, кто такие Джон Ли Хукер и Мадди Уотерс. Была когда-то одна телепередача, куда пригласили Стоунз. Стоунз сказали, что будут, если пригласят и Мадди Уотерса. Их спросили: "А кто это?" Мик Джэггер и другие были оскорблены: "Вы хотите проронить, что не знаете, кто таковый Мадди Уотерс? Мы назвали свою группу в честь одной его знаменитой пластинки! Так что эти люди сделали для нас значительно больше всякий компании звукозаписи, без затей сказав: "Вот откель мы это берем. Это музыка Джона Ли Хукера, Мадди Уотерса и Литл Уолтера - то, что мы играем."

Как сказал Би Би Кинг, блюз сегодня больше популярен, чем когда бы то ни было. И я счастлив, что дожил до такого. Но нет уже многих из моих лучших друзей и тех, кого я знал в блюзовом мире и кто были лучше меня. Если бы для них я хоть что-то мог совершить для того, чтобы пособить блюз, чтобы их жизни, в отношении музыки, не прошли даром! Потому что они любили эту музыку ещё очень, как я.

Вы идете взглянуть знаменитого боксера или бейсболиста, а он в тот день ни на что не способен. А как только вы не пошли, на прочий день из газет узнаете, что он вел себя как супермен. Думаю, что развлекуха на гитаре - то же самое. Я вдали не в лучшей своей форме произвольный раз, когда поднимаюсь на сцену. И за это я злюсь на себя. Но заурядно на артиста так не смотрят. Считается, что он вечно должен действовать на 100%. Ему не полагается проверять головную боль, не разрешается проронить "ныне я что-то не сильно что надо себя чувствую". Средний газетчик видит тебя в такие дни и говорит: "Блин! Он отвратителен. Я пошел на его концерт, и он вообще не мог игрывать." И поехало... И он не поймет, что ты старался изо всех сил, несложно выдался для тебя единственный из худших твоих дней. Мы же не сверхчеловеки. Мы легко гитаристы.

Таков уж мой манера игры - вытягивать струну. Думаю, я порвал больше струн, чем всякий иной гитарист. Я полагаю, раз ты не рвешь струны, значит, ты на них не играешь. Но я смущаюсь, когда рву их чересчур непочатый край за единственный конец дня, что я временами делаю. Что ещё хуже - я использую легкие струны. На записи альбома я использую больше тяжелые струны - чтобы не искалечить на записи хорошее соло. А на концерте, если я все-таки достигаю точки, когда людям славно - тогда какая отличалка?! Тогда я улыбаюсь. Мне повезло, что в настоящее время у меня есть про припас довольно гитар, чтобы не задерживать шоу, и у меня прекрасный гитарист, так что если я их все порву, он заставит вас быстро выпустить из памяти, что меня нет. Иногда я начинаю вытягивать струну - и несложно не могу застопориться. Такое у меня ощущение. Я знаю, что мне славно время от времени лицезреть, как соприкасаются первая струна с последней.

Я не техничный гитарист. Я делаю море ошибок. Но когда я допускаю ошибку, я стараюсь из нее своевременно вылезть. Я делаю непочатый край ошибок, потому что что я не репетирую дома. Не думаю, что я мог бы присесть дома и репетировать. Меня тянет на сцену.

Бадди Гай - кумир для Хендрикса.

В тот легендарный миг, когда Хендрикса в первый раз услышал бывший басист группы "Энималз" Чез Чендлер, он, кроме таланта гитариста, имел ещё чутье на новое звучание. Именно это и решило не только его судьбу, но и во многом ориентация рока конца 60-х.

Чез Чендлер, как и все остальные вдогон за ним, был сражен звучанием, фантастического на тот отрезок времени гитарного эффекта, умело и с великой фантазией применяемого Хендиксом. В Лондоне, в особенности в клубе "Марки" и "ЮФО" разрешено было услыхать великое разнообразие поразительных гитарных наворотов. Но никто, - ни Эрик Клэптон, ни Джефф Бек не могли проделать таких чудес, как Джимми. К тому же у Хендрикса имелись некоторые самые последние новинки. А как раз, супер-эффект, создавший следом эталон звучания электрогитары на долгие годы.

Это был результат "Wah-Wah", именитый у нас под названием "квакушка". Именно все ее возможности и достоинства и демонстрировал Джимми перед невзначай оказавшимся рядом Чендлером. Ну а дальше - уже другая история.

Разумеется. Хендрикс был необычайно одаренным гитаристом и, может быть, доказал бы это безо всяких "квакушек". И все же раньше, в те годы, когда он аккомпанировал Би Би Кингу, Литл Ричарду и Айку Тернеру, его хвалили, хлопали по плечу, говорили "молодец", ну и на этом - все. Никакой сенсации. Если послушать те записи Хендрикса, что были сделаны до его пиротехнического перевоплощения, то разрешено проронить только то, что он великолепно владел инструментом. Однако, виртуозов, великолепно владеющих гитарой, в Америке было невпроворот. И Джимми шибко усердно изучал исполнительскую технику и манеру некоторых из них. Он неутомимо мотался по Штатам, пересекая континент в разных направлениях, чтобы углядеть воочию в Лос-Анжелесе, как Дик Дейл, развивая бешеную прыть на своем "Фендере", стирает в препарат пять медиаторных косточек за пять минут. Затем Джимми отправился в Чикаго. Там уж ему метко было за кем понаблюдать.

Современный имидж Хендрикса, повернутого наркомана и экстравагантного прожигателя жизни, складывался в основном по последним годам его жизни. В середине 60-х, когда о нем ничего не знали, Джимми был шибко более того прилежным и трудолюбивым учеником. И вдобавок неутомимым скаутом. Он искал передовые идеи у старших собратьев, больше опытных и прославленных гитаристов. Оказавшись в Чикаго, он отправился следить, как передвигает пальцами по грифу отнюдь не Майкл Блумфилд (крайне моднячий в 60-х чикагский гитарист), а Бадди Гай.

Бадди Гай в те же годы был так же легендарен в Чикаго, как и Джимми Пейдж в Лондоне. То есть пользовался громадным уважением и успехом, но только посреди музыкантов и знатоков, оставаясь все ещё неизвестным для широкой публики. Сейчас ни для кого ни секрет, что многие "убойные" гитарные соло на пластинках разных звезд того времени, писавшихся в студиях братьев Чесс, на самом деле принадлежали руке Бадди Гая. Он был студийным сессионным виртуозом и, аналогично Джимми Пейджу в Лондоне, он играл за спинами великих звезд (в том числе и Мадди Уотерса). Но в чикагских студиях.

Хендрикс превосходно знал, кто есть кто в Чикаго. Он сконцентрировал все родное внимательность на Бадди Гае. Его без труда не возбраняется было нарыть вечером в клубе, где тот работал потом дневных студийных сессий. И то, что услышал Хендрикс, нимало не напоминало студийные соло прежнего Бадди Гая. Джимми был так же ошеломлен Гаем, как следом и Чез Чендлер самим Хендриксом. Причина в общем-то была одна и та же. Последнее словечко гитарных новаторов - педаль "Wah-Wah", знаменитая "квакушка". И Бадди Гай использовал ее так искусно, что многие не верили, что эти звуки вообще исходят из его гитары.

К сожалению, Бадди не записывал в те годы свои клубные выступления, а в студии все обстояло по иному. Леонард Чесс сурово приказал Бадди выкинуть вон все эти технические извращения или же убираться из его студии самому. Бадди должен был содержать семью. И потому как не посмел дерзать заработком. К тому же он, в различие от Хендрикса, был человеком кротким и отнюдь не стремился сделаться супер-звездой, неизменно опасаясь, что это нарушит его обычный размеренный уклад жизни и отгородит от семьи и друзей.

Гай по своему характеру очевидно не укладывался в обыкновенный образ музыканта-звезды тех эксцентричных и сумасшедших лет. Он был чрезмерно уравновешенным, да и по годам излишне взрослым.

Все, что нужно было для прыжка вверх, у Хендрикса в настоящий момент имелось: новейший результат "Wah-Wah", и совершенная техника извлечения фантастических звуков.

Уже где-то в конце 60-х, став сверх-звездой, Джимми рассказал об этом на пресс-конференции, перед миллионами телезрителей. Он окончательно не скрывал, что перенял у Бадди Гая искусство извлечения с помощью специальной педали квакающих и стенающих звуков. Это, разумеется, ни чуточки не умаляло статус Хендрикса, как величайшего гитариста, чей изобретательный ум и фантазерство довели до совершенства занятие, начатое Бадди Гаем.

В 1968-м году, когда супер-нова Джимми Хендрикса уже, казалось, готова была сменить затухающую звезду битломании, Бадди Гаю приходилось подрабатывать грузчиком и тянуть кирпичи на стройке, чтобы получить на хлеб. Братьям Чесс изменило чутье. Создав легендарный саунд чикагского блюза, они, и все-таки, отказались передвигаться дальше за временем. И безнадежно отстав от него, слетели с дистанции. Но и Джимми Хендрикса со всеми его психопиротехническими эффектами восприняли серьезно вдалеке не разом и не все. Особенно не принимало его на первых порах черное народонаселение Америки. Они возмущались и называли его извратителем их музыки. Хендрикс длительно оставался предметом обожания в основном для психоделически настроенных белых - огромной аудитории, вечно ищущей неизведанные звуковые ощущения.

Время шло дальше. Новые психоделические эксперименты устаревали. А вкупе с ними и выходили из моды многие звуковые эффекты. Джимми Хендрикс стал исторической личностью, и его записи так и остались высшим эталоном того, что не возбраняется выудить из гитары с помощью технического прогресса плюс возбужденного музыкального воображения.

Но вот посредством двадцать с лишним лет следом описываемых событий, уже в 1991-м году, над музыкальным небосклоном планеты разгорается ещё одна супер-нова - звездочка Бадди Гая. Причем только немногие помнили его по былым временам.

Звук его старого "Фендера-Стратокастера" чист и традиционен. Никаких педалей "Wah-Wah". Все так, как когда-то хотели братья Чесс. И в то же время это теперешний саунд блюза, ставший эталоном для 90-х. Время вносит свои коррективы. Сейчас 62-летний Бадди Гай - лауреат "Грэмми", создатель нескольких золотых и платиновых альбомов, обширно популярный во всем мире, хозяин клуба "Бадди Гай ледженд" - всемирной Мекки блюз-фанов.

Он - звездочка в полном смысле этого слова. Тем не менее, никакого головокружения от высоты у него не замечается. Напротив, он более того сконфужен шумихой кругом себя, и озабочен тем, что известность может стать поперек дороги безмятежно водить знакомство с друзьями на улице. И вообще, он не считает нормальным для человека, более того крайне талантливого - быть чьим-то кумиром. Такой вот он немудрёный чувак с гитарой - Бадди Гай.

Так же читайте биографии известных людей:
Бадья-и-Леблих Доминго Domingo

Бадья-и-Леблих Доминго - испанский путешественник. Путешествовал под именем Али-бея Эль-Аббаси. Побывал в Марокко (1804-1805). Определил..
читать далее

Баз Лурман Baz Luhrmann

В возрасте 20 лет снялся в фильме Зима наших надежд. Был режиссером в театре.Получил международную известность благодаря своей первой ленте в кино..
читать далее

Базар Базаргуруев Bazar Bazarguruev

Известный спортсмен из Кыргызстана, талантливый борец, обладатель множества призов, олимпиец. В последнем месяце лета 2008-го года спортсмен принял..
читать далее

Бай Су Кхуп Bai Sy Kxyn

Родился 17 октября 1937 г. в древней столице Китая г.Кайфэн. Отец - Бай Гуанчжоу (1915 г.рожд.). Мать - Чжао Ядэ (1916-1984). Супруга - Ожаровская..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий