Известные люди

»

Бахтиер Худойназаров

Бахтиер Худойназаров Bahtier Hudoynazarov Карьера: Продюсер
Рождение: Россия
В РАМКАХ фестиваля культуры Гессен Россия франкфуртский Институт кино устроил очередной показ фильмов современных российских режиссеров, завершила который картина Шик (совместное производство России, Таджикистана и Германии) Бахтиера Худойназарова.

Режиссер родился в Душанбе, учился в московском ВГИКе, снимал по всему бывшему Союзу, а в текущий момент уже больше 10 лет живет преимущественно в Берлине.

Под угрозой расстрела

Вам не тоскливо в Германии, где на практике ничего не происходит, а в России бытие кипит?

Как раз напротив, сильно более того что надо, что ничего не происходит. Адреналина мне хватает на работе. Я всю существование снимаю на грани. Когда работали над фильмом Кош ба кош, в Таджикистане была гражданская битва. Меня с испанской актрисой поймали боевики, на расстрел повели.

Вас хотели поставить к стенке? За что?

Ни за что. Там чистки шли. А под этим видом многих убивали походя одного за связь с исламистами, а четверых несложно так, конкурентов, в частности, своих убирали под это занятие. Война к тому времени уже без малого закончилась, с помощью нашей российской 201-й дивизии ситуацию держали под контролем. Я более того оружие перестал с собой носить. Мы тогда задержались на съемочной площадке, возвращались одни, нас тормознули боевики. Пьяные, обкуренные, и так-то с трудом разбирались что к чему. А тут два иностранных паспорта шлепнем их на всяческий эпизод. Чудо только спасло: единственный парнишка посреди них оказался российский. В конце концов он нас вытащил.

Лунного папу снимали в таком спокойном месте, что, казалось, безопаснее быть не может, град Чкаловск, бывший затворенный город с московским снабжением. Это уголок трех земель Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Фантастическая краса, там был Феллини, хотел снимать Антониони, Тарковский уже более того начал к съемкам Сталкера, а после этого перенес их в Прибалтику. И откель ни возьмись немного сотен боевиков под руководством полковника Советской армии с гор спустились. Что он хотел, какие у него были политические замыслы, мы так и не поняли они несложно пришли и устроили трехдневную резню. Черт-те что творилось: трупы лежат, вертолеты летают без опознавательных знаков. 2000 год, между прочим, на дворе стоял.

Как раз в эту темное время суток мы снимали сцену с Николаем Фоменко, а ему необходимо было утром уже в Москве быть. Взяли рации, дымовухи на каждый происшествие, немного машин сопровождения спереди и сбоку, так его и вывозили.

А следующий кино также в горячих точках снимать будете?

Надеюсь, что нет. Хотя задача довольно авантюрная. Фильм будет про контрабандистов, которые занимаются экзотическими животными. Например, в Таджикистане есть поле практически сто на сто метров, где обитает эндемический облик бабочек, только там и больше нигде, более того на соседнем участке их уже нет. Самка стоит 5 тысяч, самец три. Оказывается, Германия середина этого коммерциала, перекресток коллекционеров и продавцов. Во франкфуртском аэропорту задержали человека, тот, что вез в чемодане редчайших жуков на полтора миллиона евро. Мне таможенники рассказывали про даму, лифчик которой был набит яйцами черного какаду по 10 тысяч каждое.

Страна, которую мы потеряли

КСТАТИ, Бахтиер, кто вы по национальности?

Знаете, я не люблю разговоры о национальной принадлежности. Например, я запретил величать кино Лунный папа таджикским. Я сам таджик только по отцу. Вот в этом месте, в Германии, тьма самого разного народу из бывшего СССР на улице надобно быть осторожнее в выражениях, запросто кто-то рядом может не только раскумекать, но и отозваться, но всех называют русскими. Например, рядом с моим домом российский маркет, прямо как в детстве Живая рыба называется. Вы бы видели его хозяина он из китайцев-дунган, было в Киргизии такое национальное меньшинство, как это принято гутарить. То есть более того не киргиз, а вообще китаец, но ибо из Союза значит, российский.

Давать названия странам по названию проживающих там народов, когда уже все перемешалось, значит возрождать дух местного национализма. Как на Кавказе или на Балканах. Раньше меня называли советским режиссером, что верно, оттого что я 27 лет прожил в этой стране со всеми ее достоинствами и недостатками. И не стыжусь.

Только не говорите, что вы испытываете ностальгию по советскому прошлому.

Да, я и в текущий момент хотел бы возвратиться в СССР, понимая всю нереальность этакий затеи. Конечно, это депрессуха не только по стране, но и по молодости, друзьям Я вышел из страны, которой больше нет. Лишь в своих фильмах я могу ее как-то воссоздать. Не могу смириться с новыми социальными структурами, с мафиозной системой. Не вижу там настоящей независимости. Работается мне лучше в Германии. Все, что я пишу сценарии, заявки, материалы к фильму, только тут. Потому что тут есть то чувство, которое было в моем детстве. Стабильность и предсказуемость. Атмосфера какого-то спокойствия, как в СССР. Ведь что такое было то страна? Где-то вверху большая организация, которая существовала как бы для себя самой, и особняком граждане. Иногда организация предпринимала какие-то репрессивные шаги. Но в остальном это была мирная существование.

Здесь есть интернационализм, тот, что был в СССР и которого нет в России в текущий момент. Доверие людей дружбан к другу есть, а мы дома его лишились. Потом, социал-демократические ценности в Германии не пустой звук. Здесь реально уважают по-русски как-то и произносить неловко, до такой степени это понятие обесценилось человека труда. Если бы тут ездило столь машин с мигалками, как в Москве, это бы безотлагательно этакий протест вызвало с какой стати они должны стоять по дороге на работу и ожидать, в то время как какой-то олигархик проедет. Еще понимаю, глава государства И то, как-то раз в Берлине вечером выхожу из театра, а напротив в кафе Шредер сидит, пиццу ест. И движение не перекрыто, микрорайон не оцеплен спецназом.

Москва стала мещанским городом

КАК вы оказались в Германии?

Повезло. Мои фильмы имели в этом месте фарт, мне предложили вкалывать, а в России, это был 1991 год, и политическая обстановка, и экономика, и искусство все было в непонятном состоянии. Половина моих друзей стала бандитами, другие обнищали, третьи потихоньку сходили с ума. Ведь слом системы это более того не несложно предлог для депрессии, это полная утрата ориентиров, крушение всей жизни, разрешено произнести. Поэтому мне понятна, к примеру, озлобленность людей, это вопль потерянного поколения, которые уже не советские, но ещё не русские, не украинцы, не таджики. Во всем этом более того несложно считать стандартно, беречь трезвость ума и четкие нравственные критерии было тяжело. Мне дали визу свободного художника, бессрочную, и Берлин для меня стал базой, где я сидел и работал аккурат за столом, эмоционально готовился и с мыслями собирался, а в бывший Союз ехал снимать.

Я до сих пор не ориентируюсь в той шкурной реальности, которая сложилась дома, вся эта братва, разборки, наезды, заказные убийства. Москва стала жутко мещанским городом. Я ни в жизнь не думал, что в нашей русской или постсоветской культуре состоятельность будут обожать. В сегодняшней России это стало культом. В Москве и люди, и герои фильмов или рекламы одеваются вычурно, дорого и я клянусь одинаково: одинаковые дорогие сумки, одинаковые остроносые туфли, крысиные такие, как я их называю, туфли-убийцы. В Москве и квартиры одинаковые, и все это называется евроремонт. Я считаю большим достижением Европы, что тут несподручно быть богатым, во всяком случае, не принято это являть. Понимают, что стыдно расходовать монеты на роскошь, да ещё так, чтобы все видели. При том, что тут нет голодающих. А как позволительно колесить более того по Москве, не говоря уже о России, на Брабусе, когда кругом столь нищих стариков?

У кого чего болит

РЕЖИССЕР Станислав Говорухин упрекает вас, что вы снимаете фестивальное кино

Честно вымолвить, я не особенно стремлюсь на фестивали. Прокат картины для меня немаловажно важнее. Я избрал эту профессию не для того, чтобы снимать произведения искусства, которых никто не увидит.

То есть вы также супротив элитарного кино и предпочитаете кассу работать?

Я бы не стал так противопоставлять. Просто я работаю в пространстве, где у людей есть привкус к большему, чем гамбургер. Всюду есть америкосский фастфуд на Памир забираешься, и там также Макдоналдс и кока-кола, поначалу более того думаешь, что с ума сошел. Но есть и, условно говоря, фуа-гра. Как поп и классическая музыка. Так и тут особняком Голливуд, особняком независимое кино, и у того, и у другого есть свой зритель. Надо только мочь верно позиционировать.

Некоторые режиссеры, знаете, несут себя и родное творчество миру, становятся мессиями. Я так чувствую, мне эта задача причиняет боль, более того если то, что у них там болит, на самом деле грязно и патологично или нетрудно невесело, все одинаково я так вижу, и точка. Это называется авторское кино. Ходят: дайте денег, дайте денег. Потом снимут, а дальше им уже неинтересно, увидел кино кто-то или нет. И сызнова ходят денег просят.

Мне все-таки немаловажно, чтобы картину увидели. Но для этого нужно, чтобы за фильмом была архитектура, чтобы его продвигали. Например, Возвращение Андрея Звягинцева великолепный кино, получил основополагающий приз в Венеции, кандидат на Оскара. Но это было два месяца вспять вы с тех пор что-нибудь слышали о нем? Вы точно хотели бы его бросить взгляд, но он где-нибудь идет? А должно быть напротив ты ещё только сценарий написал, а у тебя уже есть дистрибьюторы. Ведь на самом деле кино это пункт прайса, негусто его снять, ещё надобно отдать.

Берлин за эти годы стал для вас своим городом?

Своим не своим, но мне он шибко нравится. Мой дедуля был военным, воевал в Германии. А позже войны участвовал в комиссии, которая делила Берлин на зоны кому из победителей какая количество города достанется. И там у него случился какой-то умалишенный роман с немкой. Потом по возвращении на родину его, безусловно, посадили. Бабушка мне рассказывала и весьма злилась: Твой дедуля влюбился в какую-то паршивую немку, у него там более того дочка родилась. Вот я ныне и хожу по Берлину и пытаюсь представить, кто может быть эта леди. Может, миллионерша какая, наследство оставила.

ДОСЬЕ

Бахтиер Худойназаров: ни фильма без приза.

Братан, 1990 г. Гран-при на международном фестивале в Мангейме (Германия).

Кош ба кош, 1993 г. Серебряный Лев Венецианского кинофестиваля.

Лунный папа, 2000 г. (в фильме снимались Чулпан Хаматова, Николай Фоменко, именитый германский артист Мориц Бляйбтрой) российская национальная премия Ника за лучшую режиссерскую работу 2000 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Башаков бэнд Bashakov bend

Главное действующее лицо в группе "Башаков Band". Пишет тексты, музыку, поет, играет на гитаре (акустической, изготовленной в мастерских бессмертной..
читать далее

Башар Асад Bashar Asad

Президент Сирии, генеральный секретарь регионального руководства партии "Баас", член общины алавитов (нусайритов). В 1994 году стал преемником..
читать далее

Башар Ассад Bashar Assad

Сбылась мечта покойного президента Сирии Хафеза Асада -власть в стране перешла к его сыну Башару. Это произошло 17 июля, когда новый глава..
читать далее

Беата Тышкевич Beata Tushkevich

Беата Тышкевич - одна из самых популярных актрис польского кино. Родилась 14 августа 1938 года.Беата Тышкевич снималась у многих известных польских..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий