Известные люди

»

Бернард Клервоский

Бернард Клервоский Bernard Clervoskiy Карьера: Священник
Рождение: Франция
Самосознание Бернарда Клервоского лучше всего характеризуется тем, что он написал трактат "De Consideratione", долженствовавший служить руководством самому папе. Говоря здесь обо всем, что касается папы, начиная с отношения его к церкви до дел патримонии и курии, Бернард Клервоский стремится приблизить жизнь первосвященника и его двора к монашеской строгости, требуя от самого папы исключительных качеств, которыми оправдывалось бы его положение в церкви как "епископа епископов", "Петра властью и Христа помазанием".

(Bernar de Clairvaux) французский теолог-мистик, аббат монастыря в Клерво, оказывал воздействие на церковно-политическую бытие Зап. Европы, был вдохновителем 2-го крестового похода.

Бернард Клервоский родился в 1090 г., умер в 1153 г., канонизирован в 1174 г. Он принадлежал к знатной семье; папа его Тесцелин Сор занимал видные посты при герцогах бургундских. Мать его до замужества предназначалась к монастырской жизни. Под влиянием ее и шатильонских каноников, в школе которых он учился, Бернард до времени порвал с "недружественными друзьями" и, поборов плотские вожделения, решил заделаться монахом. В 1113 г. он вступает в монастырь Сито, славившийся тогда строгостью своей жизни. Бернард быстро выделяется усердным соблюдением устава, суровой, расстроившей его самочувствие аскезой, бдением "выше человеческих сил". С этих же пор вырабатывается в нем сосредоточенная внутренняя бытие, обесцветившая для него весь мир и позволявшая не примечать ничего внешнего: коня, на котором он совершал тракт, Женевского озера, мимо которого он проходил. Тяжелый ручной работа, читка религиозных книг, преимущественно Св. Писания, молитва, созерцание, в особенности последнее, наполняют его время и содействуют расцвету до срока обнаружившегося мистицизма. В 1115 г. по приказанию своего аббата Бернард во главе 12 цистерцианцев основывает на диком лесистом берегу Обы (Aube) монастырь Клерво, в качестве аббата он руководит жизнью братий, доводя до крайности и без того нелегкий образ жизни цистерцианцев, осложнившийся условиями существования только что возникающего малоизвестного общежития.

В 1118-1119 гг. Клерво разрастается, начинает сам основывать новые монастыри, в то же время завязываются связи Бернард Клервоский с соседними клириками и сеньорами и увеличивается его известность. Его воздействие распространяется и на другие монастырские ордена. Немалое важность для ордена и для его положения в церкви имели письма и сочинения Бернарда Клервоского, оправдывающие и излагающие цистерцианский устав и образ жизни, превозносящие бедность и умерщвление плоти, отвергающие "Гиппократа с целью Христа" и ставящие цистерцианцев на первое местоположение в бенедиктинской семье. По мысли Бернарда, посреди орденов (он считает монастырское общежитие формой жизни больше совершенной, чем пустынножительство) существует известная иерархия; но он не восстает супротив менее строгих, чем цистерцианская, форм монашества: они открывают "град прибежища", тракт к спасению людям больше слабым, для которых строгое соблюдение устава св. Бенедикта непосильно, а между тем вступление в монастырь равносильно "второму крещению". Этой точкой зрения руководствовался Б. К. в своем отношении к другим орденам. Принимая участие в резкой и самолюбивой полемике цистерцианцев с клюнийцами, он, не отрицая клюнизма, высказывается супротив отступлений последнего от устава св. Бенедикта, супротив тонких яств и "еды до рвоты", супротив "обнаруживающих слабость духа женских одежд", роскоши убранства церквей -- "культа идолов" и т. д. Не менее беспощадно, с высоты цистерцианского самосознания, нападает Б. К. на "мастерскую Вулкана и синагогу Сатаны" - обмирщение Сен-Дени и его аббата Сугерия. Тем воодушевленнее Бернард Клервоский приветствует реформаторскую занятие клюнийского аббата Петра Достопочтенного. Живое участие принимает он и в реорганизации других членов монашеской семьи, изредка предлагая свою программу, навязывая цистерцианский устав или обращаясь к содействию папы. Всюду он стремится насадить институты канониката (canonici regulares) как форму больше совершенной жизни клира; от клира требует отказа от мирских наслаждений, от "драгоценных одежд", возвращения или приближения к идеалу апостольских времен, целомудрия, любви и смирения; порицает и поучает епископов, напоминая им, что "правильность не исчезла из мира так же, как из их сердца". Ревниво следя за епископскими выборами и охраняя свободу их от светской власти, Бернард Клервоский неоднократно добивается их отмены в случае несоблюдения канонических предписаний или негодности кандидата; при этом он иной раз не свободен от цистерцианской партийности. Роль монастыря приводила Бернарда Клервоского в соприкосновение со всеми классами населения и открывала дорогу к воздействию на верх во имя интересов и идеалов церкви. К вмешательству в церковные и государственные дела отчасти Бернарда толкала его популярность; "считая все церковные дела своими", он вмешивался во все, навлекая на себя недовольство власти и клира, упреки пап, указывавших ему, что "у монаха нет ничего общего с соборами и королевским двором", и обнаруживая большую способность к интриге. Объезжая южную Францию, Бернард Клервоский борется с еретиками, стремится разоблачить их в своих сочинениях, возводя на них непроверенные обвинения, заподозревая их нравственность, настойчиво указывая на ожидающий их кострище и на обязанность светской власти их преследовать, как и неверных: "лучше их приканчивать, чем пускать, чтобы клинок висел над головою праведных". Одно из первых мест занимает Бернард Клервоский в борьбе со схизмой, выдвинувшей в 1130 г. двух пап. На соборе в Этамне, при его содействии, французская церковь принимает сторону Иннокентия II; Бернард Клервоский воздействует в том же духе на королей Англии и Франции и на императора, всеми мерами ведет борьбу с противниками Иннокентия во Франции и Италии, частью по поручению папы, частью по собственной инициативе. В событиях этой эпохи, церковных и политических (баталия с Рожером Сицилийским), Бернард Клервоский зачастую является влиятельным деятелем, указывающим всем, "на чьей стороне католическая церковь". Его воздействие ещё увеличивается, когда на папский престол (1145 г.) вступает затворник из Клерво Евгений III: "Говорят, что

папа не Вы, а я", -- пишет ему сам Бернард Не меньшее участие принял Бернард Клервоский в борьбе с Абеляром и Жильбером Порретанским. Осуждение первого на Суасанском соборе (1140 г.) в значительной степени обусловлено не неизменно безупречной, но энергичной деятельностью Б. К. и давлением его на папу. Не отступая перед инсинуациями, Бернард приложил все усилия к подавлению "оруженосца" Абеляра Арнольда Брешианского и добился осуждения доктрины Жильбера на Реймском соборе (1148 г.), несмотря на сопротивление коллегии кардиналов. Часто недовольные им папы должны были считаться с ним и возлагать на него самые ответственные поручения. Он больше чем кто-либо содействовал организации второго крестового похода, вопреки намерениям папы вовлекши в него и императора. Неуспех предприятия только временно поколебал славу Бернарда Клервоского Во Франции он является главным орудием Рима и защитником интересов церкви, не раз приходя в столкновение с королевской властью, вмешиваясь в борьбу короля с епископами, с графом Шампани Тпотому что и более того в семейные дела короля.

Самосознание Бернарда Клервоского лучше всего характеризуется тем, что он написал трактат "De Consideratione", долженствовавший служить руководством самому папе. Говоря в этом месте обо всем, что касается папы, начиная с отношения его к церкви до дел патримонии и курии, Бернард Клервоский стремится приблизить существование первосвященника и его двора к монашеской строгости, требуя от самого папы исключительных качеств, которыми оправдывалось бы его положение в церкви как "епископа епископов", "Петра властью и Христа помазанием". В противность Арнольду Брешианскому Бернард не отказывает папе в "мирском мече": оба (и мирской, и духовный) в руках у него. Но делать папа должен не мечом, а словом. "Конечно, твой и мирской меч: его должно обнажать по твоему мановению, хотя и не твоей рукой. Оба меча принадлежат церкви... Но единственный вынимается из ножен за церковь, прочий -- церковью, единственный -- священнической, иной -- воинской рукой, но, конечно, по мановению святителя и приказу императора". Не выясняя, как должен делать папа в случае неизбежных конфликтов со светской властью, Б. К. только незначительно видоизменяет традиционную точку зрения, смягчая платоническими пожеланиями обременность папства мирскими делами. Не оригинален он и как догматик, выдвигая и по-другому освещая только некоторые стороны распространенного учения. Догма у него узко связывается с мистическими склонностями его природы. В мистических своих сочинениях, в особенности в толковании Песни Песней, Бернард Клервоский обнаруживает мягкость и любовность, уживающуюся с дипломатическим искусством и с близкой к жестокости борьбою с врагами церкви. Выше всего для него влюбленность к Богу, низшей ступенью которой является влюбленность к Христу-человеку, "к младенцу, желанному младенцам", достигаемая сосредоточенным размышлением над в оплощением Спасителя, Его жизнью и смертью - "знанием о распятом Иисусе". Кто исполнен этой любовью, того трогает и волнут все, имеющее касательство к воплотившемуся Слову. Желание даровать человеку эту влюбленность -- одна из главных причин воплощения Христа. Через влюбленность к Богу-человеку, мужчина восходит к духовной любви к Богу, к мистическому браку души со Словом, когда все у них становится общим, как у супругов, и суть человеческая решается сказать "дерзкие слова": "Возлюбленный мой принадлежит мне и я ему". В брачном их чертоге "смирный Бог успокаивает все", суть человеческая переживает экстазы, временами "в своем бдительном сне" созерцая Божество и наполняясь любовью. "Сладость Слова ее удерживает, но ее призывают нужды ближних" -- и по повелению Слова она расстается с Ним на время для мира, "где живет не для себя, а для всех". Христос для Бернарда -- не только эталон смирения, призывающий к подражанию Себе "до крестной смерти", но главным образом образец и преподаватель любви к Нему "для Него самого" и к людям. А так как Он далек от людей, то между ними и Им находится строй посредников: в прошлом всего в особенности чтимая Бернардом Божия Матерь, с которой сказка связала его имя, несмотря на отрицательное касательство его к идее непорочного зачатия. "Без боязни прибегайте к вашему посреднику, к Иисусу, посреднику по-преимуществу, которому неизменно внимает Его Отец. А если вас страшит божественное величие, прибегайте к Марии". Еще больше близкими к человеку посредниками являются святые.

Систематически Бернард Клервоский немного развивал свои религиозные воззрения [в трактатах "De diligendo Deo" ("О любви к Богу"), "De Gratia et libero arbitrio" ("О благодати и свободе воли"), "De Laudibus Virginis" ("О похвалах Деве")]; их изложение узко связано с его блестящими и многочисленными проповедями, обращенными не только к монахам, но и мирянам. Ораторские успехи Бернарда Клервоского объясняются редким талантом импровизатора, темпераментом и искренностью чувства; он обладал достаточно солидным знанием Священного Писания, житий отцов и святых, сочинений Амвросия, Августина, Григория Великого, но принципиально отводил этому знанию второстепенное местоположение. По увлекательности и значению рядом с проповедями необходимо определить обширную переписку Бернарда Клервоского -- единственный из наиболее важных, хотя и не беспристрастных источников для изучения эпохи.

Так же читайте биографии известных людей:
Бернард Бозанкет Bernard Bosanquet

Вместе с Ф.Брэдли, своим другом и коллегой по Оксфорду, Бозанкет являлся главой английской школы абсолютного идеализма, черпая главные идеи из..
читать далее

Бернард Лонерган Bernard Lonergan

В 18 лет вступил в Общество Иисуса. В 19261929 изучал философию в Хейтроп-колледже и романскую филологию, классическую филологию и математику в..
читать далее

Бернард Самнер Bernard Sumner

Британский музыкант, лидер рок-группы New Order, образованной из участников Joy Division. В Joy Division он выполнял функции гитариста и клавишника..
читать далее

Бернард Хайтинк Bernhard Haitink

Бернард Йохан Херман Хайтинк (нидерл. Bernard Johan Herman Haitink; р. 4 марта 1929, Амстердам) нидерландский дирижёр.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий