Известные люди

»

Борис Вышеславцев

Борис Вышеславцев Boris Vysheslavtsev Карьера: Философ
Рождение: Россия, 15.10.1877
В 1914 защитил магистерскую диссертацию Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии.

ВЫШЕСЛАВЦЕВ, БОРИС ПЕТРОВИЧ (18771954), российский философ. Родился в Москве 3 (15) октября 1877. В 1899 окончил юридический факультет Московского университета, продолжил образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В 1914 защитил магистерскую диссертацию Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. С 1917 профессор философии права Московского университета. В 1922 был выслан из России. Преподавал в основанной Н.А.Бердяевым Религиозно-философской академии в Берлине, в Богословском институте в Париже, работал редактором в издательстве ИМКА-Пресс. С 1925 единственный из редакторов религиозно-философского журнала Путь. В 1950-е годы сотрудничал с Национально-трудовым союзом (НТС). Основные произведения Вышеславцева эмигрантского периода: Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати, 1931; Кризис индустриальной культуры, 1953; Вечное в русской философии, 1955. Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954.

Уже в своей книге о Фихте, положительно характеризуя принципы трансцендентального идеализма, Вышеславцев особенно подчеркивал иррациональные элементы в фихтеанстве и важность интуиции в познании. Тема метафизики вся таинственная беспредельность, развертывающаяся в интуиции. Интуиция оказывается своего рода прорывом к абсолютному, которое не дано в понятиях. Этот заинтересованность к иррациональному в бытии и познании получил формирование в последующем творчестве Вышеславцева. В Этике преображенного Эроса он утверждал, что мы окружены непознаваемым и недоказуемым, что иррациональная глубина бытия смотрит на нас отовсюду. В то же время для Вышеславцева иррациональное ни капли не противостоит разуму, а, напротив, является основой разумности в мире и в человеке: Это Абсолютное, будучи иррациональным, лежит в основе рационального как его основание. В этом отношении философская точка зрения Вышеславцева близка метафизике всеединства (в особенности учению о непостижимом С.Л.Франка).

В опыте построения нравственной метафизики Вышеславцев обращался к психоаналитическим теориям Фрейда и Юнга. Традиция нормативной этики (этики закона), считал он, оказалась подорванной в самих своих основах благодаря учению о бессознательном. Кантианский должок апеллирует только к разуму и идеально игнорирует иррациональное, бессознательное начало в человеческой душе. Основой новой, творческой этики, по Вышеславцеву, должна сделаться преображающая мощь воображения. Психоаналитическая сублимация, в его трактовке, фиксирует ту же динамику психической жизни, которая в христианской мистике выступает как ход духовного преображения и обожения личности. Новая этика, преодолевающая морализм, соединяет эти две традиции и оказывается способной преображать и сублимировать. Иррациональное (эротическое) и рациональное в человеке образуют единую основу его этической позиции и нравственных действий. Принципиальным же недостатком психоаналитического понимания сублимации является, соответственно Вышеславцеву, отсутствие в теории Фрейда метафизической вертикали: нет Абсолюта, нет богочеловеческого процесса и, сообразно, нет высшей (возвышающей) цели для сублимации, которая в плоскостно-позитивистском варианте оказывается либо хаотически-витальным актом, либо обретает полностью технологический толк в системе психоаналитической практики. К философам, которые отстаивали метафизический толк бессознательного и, в то же время, признавали человеческую свободу (свободу произвола, абсолютного выбора), Вышеславцев в первую очередность относил Н.Гартмана. Для самого Вышеславцева воззвание к бессознательному это движение к Абсолюту, к очевидности иррациональной глубины бытия. Без таковый возвышающей цели джентльмен оказывается закованным в самом себе, пойманным в заколдованном кругу самосознания. В конечном счете, соответственно Вышеславцеву, сама человеческая воля раскрывается в отношении к Абсолюту и есть не что иное, как свободная зависимость.

Так же читайте биографии известных людей:
Борис Гройс Boris Groys

Профессор философии, теории искусства, медиа-теории в Государственной высшей школе формообразования.
читать далее

Борис Фохт Boris Foht

Философ и логик, переводчик философской литературы.
читать далее

Борис Ягодин Boris Yagodin

Под его руководством в 1982 году выпущен учебник Агрохимия, переведённый на английский и испанский языки.
читать далее

Борис Вайнштейн Boris Vaynshtein

Российский физик, чл.-корр. АН СССР (1962), академик РАН (1991; академик АН СССР с 1976), автор более двухсот статей и трёх монографий.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий