Известные люди
»Борис Дежкин
Рождение: Россия» Курская область» Курск, 19.8.1914
В Музее кино открылась выставка, посвященная жизни и творчеству двух выдающихся мастеров отечественной мультипликации Анатолия Савченко и Бориса Дежкина. Первый недавно отметил 80-летие, а второму в августе исполнилось бы 90. Рисунки, эскизы, кадры из фильмов, дружеские шаржи. Гениально, гениально, - не уставал повторять легендарный создатель Чебурашки Леонид Шварцман, который видел экспонаты выставки незадолго до ее открытия.
В Музее кино открылась экспозиция, посвященная жизни и творчеству двух выдающихся мастеров отечественной мультипликации Анатолия Савченко и Бориса Дежкина. Первый недавно отметил 80-летие, а второму в августе исполнилось бы 90. Рисунки, эскизы, кадры из фильмов, дружеские шаржи. Гениально, гениально, - не уставал воспроизводить легендарный создатель Чебурашки Леонид Шварцман, тот, что видел экспонаты выставки незадолго до ее открытия. Со вдовой "русского Диснея" Ольгой Гайдук-Дежкиной беседовал Сергей Капков.
- Ольга Владимировна, как Борис Дежкин стал художником?
- Он родился в Курске в семье почетного железнодорожника. Когда папа перебрался в Москву, Борис устроился на шарикоподшипниковый предприятие слесарем-инструментальщиком. Работал, а в свободное время рисовал. Особенно удавались карикатуры злые и постоянно острые. Однажды его карикатуры на заводскую бытие поместили в местную стенгазету, после этого чего Бориса вызвали к директору. Он так испугался, что собрался увольняться. Но босс оказался человеком прогрессивным. Он сказал: Рабочих у нас немало, а художников самое малое. Тебе надобно обучаться, дружочек.
- А как попал на Союзмультфильм?
- Сначала он учился на курсах карикатуристов при журнале Крокодил у Алексея Радакова. Знаменитый художник так любил Бориса, что сам привел его на студию. Он видел, что Дежкин крайне точь-в-точь улавливал движения. Но Борис растерялся: Что я буду в этом месте совершать?. И все же охота изображать пересилила все сомнения. Когда вышел кино Лиса-строитель, студия была потрясена теми сценами, которые сделал Дежкин. Он задал динамику всей картине. С его приходом сама анимация стала другого качества. На студии не пропускали ни одной пробы, ни одного показа дежкинской сцены. Все бежали в зал взирать, что он сделал. Работа останавливалась.
- Говорили, что Борис Дежкин самообразовывался по фильмам Диснея, покадрово перерисовывал целые сцены и часами их изучал.
- Это истина. И хотя манера у него совершенно иной, тонкости профессии он изучал как раз по Диснею. Конечно, на него тут же повесили ярлык диснеевщины. Борис и не спорил: Да, я последователь Диснея. Но он не подражал своему кумиру слепо, не копировал его. С таким же восторгом он смотрел и фильмы Чаплина.
- А откель в его фильмах взялось приплясывание? Ведь все герои будь то спортсмены, животные, овощи непрерывно приседали в такт музыке, пританцовывали: ум-ца, ум-ца, ум-ца Сам же он так не ходил?
- Сам нет. Просто взял да придумал своим героям таковой штрих. Фирменное клеймо, которое не спутаешь ни с кем. Это от его нутра. В картине Матч-реванш он делал Летку-Енку. Там был клоун: это сам Борис Петрович, его страдания. Если чутко взглянуть его танец, то в нем позволительно увидать всю боль режиссера. Таким Дежкин остался на экране несчастным клоуном с внутренним плачем.
- Откуда у Дежкина мог появиться внутренний рёв? Вроде благополучный режиссер, значительный список фильмов. Какие у него были проблемы?
- Во-первых, проблемы возникали из-за его неуживчивого характера. Он был неудобным человеком, не состоял в партии, не участвовал в общественной жизни. Мог вспылить, накричать, но отходил проворно. Руководство не понимало стиля его работы. Продумывая сцену, он не сидел единый день за столом, а ходил. Вот он пойдет на стадион, с детьми поговорит, посмеется, гол забьет. А в голове продолжает все обдумывать. Мог растолкать меня среди ночи: Оля, слушай!.. У него все время шла служба мозга. А после этого прибегал на студию, садился и одним духом переводил все на бумагу. И этого не понимали. Как это? Все сидят, работают, а он где-то ходит, а опосля приносит готовую сцену!
- Скажите, а как Борис Петрович потерял око?
- Во время войны. Студия ещё не успела эвакуироваться, и пацаны ходили тушить зажигалки, ловить бомбы. В тот день они сидели у Романа Давыдова, тот, что позднее снял Маугли. Бомба попала в обиталище, Борис закрыл своим телом жену, и осколком поразило левую сторону его лица. Шрамы затем продолжительно не заживали, но самое страшное, конечно, утрата глаза. Борис после этого неизменно говорил: Факт налицо.
- Это ему не мешало в работе?
- А он не думал об этом. Но всю дорогу крайне стеснялся ненужный раз показаться на людях. Хотя ему шла повязка, да и вообще он был крайне прекрасный дядя. Когда мы познакомились, я его более того вдохновляла: Что вы переживаете? Нельсон был безглазый, Кутузов, и это им не мешало. Но для Бориса Петровича утрата глаза была шибко здоровенный трагедией. И немцев он не простил. Когда на студию приезжали делегации из Германии, Дежкин закрывался в кабинете и старался с ними не встречаться.
- Старожилы рассказывают, что Борис Дежкин мог работать заднее сальто. А это-то откель?
- Он сильно любил цирк. Ходил на все представления и тренировался сам. Не раз ломал конечности. И на руках вольно ходил. А уж сальто это был его конек. В перерывах между работой, да и входя в офис, непременно перепрыгивал посредством голову взад или вперед. Будучи пятидесятилетним, он оставался совершенно молодым человеком.
Как-то мы гуляли по парку, я устала, присела. И как снег на голову он летит посредством меня, посредством скамейку, встает на колено и протягивает собранные кленовые листья.
- А вам мультипликация была интересна?
- Да, я жила его жизнью и более того временами трюки для Бориса придумывала зарабатывала 20 копеек. Идешь с ним, беседуешь и фантазируешь. Мы нередко ходили пешкодралом, и разговорчик шел завсегда только о его кино. Он рисовал дни и ночи. У нас вся квартирка была в рисунках. Если я просила Бориса пойти в шоп, то все было зарисовано хлеб, масло, молоко с каплями. Он прислушивался к каждому звуку как течет влага, шелестят листья и все переносил на бумагу.
Русский Дисней
Борис Петрович Дежкин, заслуженный участник искусств РСФСР (1969), родился 19 августа 1914 года в Курске, умер в 1992-м в Москве. С 1936 года художник-мультипликатор Союзмультфильма, с 1939-го режиссер. Основоположник музыкально-динамической анимации; в довоенном и послевоенном кино все самые эксцентричные сцены в мультфильмах создал как раз он. Особенно запомнились приблатненные сорняки из любимой Хрущевым рисованной комедии Чудесница. Затем Дежкин сам стал режиссером и придумал чмуриков и зубастиков героев спортивных мультфильмов Необыкновенный матч (1954) и Шайбу! Шайбу! (1964). Экранизировал Чиполлино (1961) с блистательными персонажами и великолепной музыкой. Как режиссер поставил мультфильмы Слон и муравей (1947), Сердце храбреца (1951), Матч-реванш (1968), Приходи на каток (1981) и многие другие.
Так же читайте биографии известных людей:
Борис Грачевский Boris Grachevski
Бориса Юрьевича Грачевского с полным правом можно назвать отцом "Ералаша". За двадцать пять лет существования киножурнала произошло немало..
читать далее →
Борис Вяткин Boris Vyatkin
На сезон 1947/48 года клоуна пригласили в Ленинградский цирк.Вяткин был очарован красотой осеннего Ленинграда, завидовал жителям прекрасного города,..
читать далее →
Борис Брунов Boris Brunov
Народный артист России Борис Брунов начинал свою артистическую карьеру, когда на сцене, на эстраде блистали Лидия Русланова, Клавдия Шульженко,..
читать далее →
Борис Захава Boris Zahava
Выдающийся театральный актёр, режиссёр, педагог, теоретик театра, создатель и первый ректор Театрального училища имени Б.В.Щукина. Ученик Евгения..
читать далее →