Известные люди
»Борис Ковач
С завтрашнего дня московские клубы принимают ансамбль La Campanella сербского композитора, саксофониста и шоумена Бориса Ковача. Начнется тур в клубе Проект О.Г.И..
-Что будете игрывать на концертах?
- Смешанную программу из произведений с последнего альбома La Campanella, тот, что называется World after History, и предыдущих двух альбомов LaDaABa Orchest, Last Balkan Tango и Ballads at the End of Time. Мы назвали тот самый план Сентиментальное турне в постисторический мир. Это та же программа, которую мы привозили в прошлом году, но мы, конечно, что-то меняем, она развивается.
- Продолжаете ли вы выступать с LaDaABa Orchest?
- Иногда мы с ними играем. Этим летом мы ездили в турне - людям хочется это послушать, и мы готовы воспроизвести. Но для меня это уже история, уже сделанная программа. Названные три альбома части триптиха, трилогии, и произвольный имеет для меня особое важность. Первый посвящен вечеру намедни возможного Апокалипсиса в виде последней танцевальной вечеринки, второй утру следом конца света: это очерчивание моих ощущений в связи с трагическими событиями в бывшей Югославии. Третий мои нынешние мысли по поводу того, что история закончилась. После всего, что мы испытали, я могу проговорить, что больше не верю в историю и пытаюсь откопать какое-то пространство за пределами истории. Эта музыка предлагает подобное воображаемое пространство.
- Вы неоднократно говорили, что эти мысли пришли к вам в результате распада Югославии. Какова нынешняя обстановка тамошняя бытие заставляет вас по-прежнему так же полагать?
- Конечно, в последние годы существование меняется, нормализуется, но все уже не так, как в свое время. Мы по-прежнему ощущаем дурные последствия десяти лет разрухи. Это немочь, которую сложно одержать победу в течение жизни одного поколения. На всем пространстве бывшей Югославии людям пришлось тяжело, в силу того что что в то же время происходили два процесса: битва и переход к капитализму вы добро знаете, какой это больной ход. Это оказалось большим стрессом для всех нас.
- Как вы думаете, может существование стабилизироваться, существенно улучшиться в ближайшем будущем?
- Да, югославские страны находятся на пути в Европу, и тот самый ход неостановим, хотя это сильно неторопливый ход. Он, конечно, прошел бы значительно быстрее, если бы не войны. В какой-нибудь день мы достигнем Европы. Конечно, Европа не рай, у большинства уже нет этой иллюзии, но для югославских стран это один тракт. Это маленькие страны, а все около либо присоединяются к Европе, либо уже там. Иначе не выживешь. Все наши надежды ныне связаны с этим процессом.
- Вы неоднократно посещали Россию что вы думаете о здешней ситуации?
- Я жил в России единственный год в середине 1970-х мой папа был послом в Москве. По моим впечатлениям через десятилетия, в этом месте произошли поразительные изменения. Конечно, у этих изменений есть хорошие стороны, но есть и другие - к примеру, социальные различия весьма велики. Но сегодня больше свободы во всех областях и в целом обстановка в России значительно лучше, чем двадцать лет вспять. Россия стопудово уникальна: это оригинальный остров, и здешнюю ситуацию нельзя сравнивать с другими. Россия весьма велика и сможет выжить одна. Мне нравится это: тут сохраняется своеобразная независимая атмосфера, своя суть человеческая. Может быть, это звучит излишне патетично, но российская публика, может быть, лучшая в мире. По-прежнему, несмотря на сложности жизни, в России у большого числа людей сохраняется существование духа, они живут так, как, по-моему, должны существовать славянские народы.
- Расскажите, будь любезен, о музыке, которой вы занимались до последних лет. У вас был ансамбль Ritual Nova
- С этим ансамблем я работал до конца 1990-х. Первая количество моей творческой жизни 15 или 20 лет была значительно в большей степени связана с новой камерной музыкой, вначале импровизационной. Я шибко изменил свой мелодический язык в последние пять лет, но я думаю, что это был логичный шаг: я хотел выказать мои идеи и воззрения больше доступным способом, похожим на общение, взаимодействие. Но я по-прежнему работаю в области новой камерной музыки, когда у меня есть время. Этим летом у меня вышел альбом струнных квартетов, а в следующем году я заново буду трудиться с Ritual Nova и сделаю сборник из работ 1990-х. Так что два моих параллельных пути позволительно продолжать вместе с тем. Это изредка и две разные публики, но, может быть, в какой-нибудь миг я решу, что смогу объединить эти два пути.
- Вы раньше занимались джазом?
- Да, в начале карьеры. Это был не мейнстрим: тогда на мое музыкальное формирование крайне важное воздействие оказала та мешанина джаза, новой академической музыки и фольклора, которая выходила на пластинках компании ECM. В начале 1980-х это было чем-то как будто революции в джазе. И сегодня мой мелодический язык находится под влиянием джаза, но мне сложно поделить, где как раз воздействие джаза, а где классики, где народной музыки. Мне в текущее время сложно применять какой-то единственный, чистый мелодический язык.
- Вы можете окрестить каких-то музыкантов, которые больше всего на вас повлияли?
- Их страсть сколько было в разные периоды. Поначалу на меня весьма повлиял арт-рок, такие группы, как Van der Graaf Generator и Jethro Tull. Потом фьюжн, после этого джаз, выпускаемый ECM, после этого современная камерная музыка от минимализма до постмодернизма, такие композиторы, как Хенрик Гурецкий, Арво Пярт, Терри Райли. А в последние десять лет я крайне вдохновляюсь направлением world music - мне кажется, что это самое живое музыкальное ориентация.
- Вы по-прежнему сочиняете для театра?
- Да, изредка. Я больше сочинял, когда жил в Италии, Словении и Австрии; в Сербии театральная индустрия не так шибко развита не потому как, что у людей нет идей, а из-за неважный экономической ситуации. Несколько лет вспять я сочинил балет для Сербского национального театра с английским хореографом. Я там играл живьем со струнным оркестром и танцорами.
- В чем специфика области Воеводина, из которой вы родом?
- Воеводина район уникального соединения культур. Я по происхождению наполовину серб, наполовину венгр, и я испытал воздействие большого количества разных культур Центральной Европы, Балкан. В этой области живут представители двадцати национальностей. Вот зачем для меня развал Югославии, вероятно, оказался до такой степени болезненным процессом я не смог отыскать себя, когда люди обратились к национализму. Я не националист. Воеводина изменилась в ходе этого процесса, сербов там сегодня подавляющее большинство; в последние месяцы ощущаются некоторые проблемы, связанные с венгерским населением. Воеводина сама по себе не является источником таких проблем - националистические трения происходят из Белграда, из Загреба.
- Ощущали ли вы давление со стороны властей в 1970-е и 1980-е?
- Вы знаете, бывшая Югославия была сильно особенной страной: там не было настоящего социализма. Иосип Броз Тито был даровитый парнишка, тот, что смог сотворить мешанина капитализма и социализма. Давление было, но достаточно формальное. Если человеку хватало ума, он мог избежать этого давления и существовать довольно вольно. Мы могли колесить за рубеж, у нас было довольно денег, и я считаю эту доля моей жизни крайне удачной, оттого что для культурной жизни хватало свободы. Еще было то превосходство перед ситуацией на Западе, что у нас не было давления рыночного общества. Мы в настоящее время поняли, что держава Тито, как мы ее называем, была своего рода раем, и, может быть, нам пришлось уплатить десятью годами разрухи за то, что нам было так что надо тогда. Так что надо, что мы этого не понимали.
Постисторический человек
Борис Ковач родился в 1955 году в городе Нови-Сад, центре автономного края Воеводина на северо-западе Югославии - в настоящее время автономной области Сербии. В 1977 году Ковач организовал джазовую группу Meta Sekcija, а в 1982-м ансамбль Ritual Nova, в музыке которого соединялись древние и современные музыкальные направления. В 1991 году он уехал из Сербии, в течение пяти лет жил в Италии, Австрии и Словении, писал музыку для театра. После возвращения на родину под впечатлением от бомбардировок НАТО и последствий распада Югославии сформировал ансамбль La Danza Apocalypsa Balcanica (он же LaDaABa Orchest), на концертах которого давал советы о том, как себя новости до и следом конца света. Новый ансамбль, La Campanella, продолжает эти загадочные, нерадостные и веселые танцы.
Так же читайте биографии известных людей:
Борис Матвеев Boris Matveev
Главной его чертой было не упускать ни малейшей возможности играть, он буквально засыпал с барабанами и просыпался с ними же. Что угодно - смотр,..
читать далее →
Борис Моисеев Boris Moiseev
Борис Михайлович Моисеев - танцовщик, хореограф, певец, артист разговорного жанра, писатель, киноактер, руководитель танцевального коллектива и..
читать далее →
Борис Страхов Boris Strahov
Оказавшись в Армии, он впервые начал писать свои песни о свободе, о тоске по Родине, о жизни - в общем, получился стиль классического русского..
читать далее →
Борис Тищенко Boris Tischenko
Лауреат Международного конкурса молодых композиторов "Пражская весна - 1966" ( первая премия), лауреат Государственной премии России имени М. И...
читать далее →