Известные люди
»Борис Литвинчук
Рождение: Азербайджан, 1.6.1917
Гвардии капитан Б. М. Литвинчук совершил 450 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 1 Июня 1917 года на станции Аджикабул, сегодня городок Кази - Магомед ( Азербайджан ), в семье рабочего. Жил в городах Кази - Магомед, Тбилиси, Батуми. По окончании 7 классов средней школы и школы ФЗУ в Тбилиси, был токарем авторемонтного завода. Окончив Батумский аэроклуб, работал в нём лётчиком - инструктором. С 1937 года в ВМФ. В 1938 году окончил Ейскую военно - морскую авиационную школу пилотов. Служил в 94-й эскадрилье ВВС Черноморского флота.
С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Апрелю 1944 года начальник эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии капитан Б. М. Литвинчук совершил 450 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сшиб 16 самолётов противника. 16 Мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Вэтого совершил 459 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сшиб 18 самолётов лично и 9 - в группе с товарищами.
Участник разгрома милитаристской Японии в 1945 году. В 1950 году окончил Высшие лётно - тактические курсы. В 1955 году окончил Военно - морскую академию. С 1961 года Полковник Б. М. Литвинчук - в запасе. Жил в Калуге ( здание 37 по улице Софьи Перовской ), работал заместителем директора по кадрам турбинного завода. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, 12-ю медалями.
* * *
Судьба Бориса Литвинчука подобна судьбам тысяч его сверстников - комсомольцев 1930-х годов. По окончании 7 классов и школы ФЗУ, работал токарем авторемонтного завода в Тбилиси. Там, без отрыва от производства, закончил аэроклуб. После чего, работал лётчиком - инструктором в аэроклубе города Батуми. Окончив в 1938 году Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков, служил в 94-й эскадрилье Черноморского флота. Уже тогда Борис отличался целеустремлённостью, высокой техникой пилотирования, умением новости деятельный воздушный мордобой.
В предвоенный год лётчики Борис Литвинчук и Евграф Рыжов первыми в авиации ВМФ освоили систему подвески истребителей к тяжёлым бомбардировщикам, разработанную советским конструктором В. С. Вахмистровым. Они освоили полёт, взаимодействие и боевое употребление И-16 в качестве истребителей - бомбардировщиков с помощью самолёта - авианосца ТБ-3. Потом обучили своих товарищей этому необычному полёту.
С началом Великой Отечественной войны в составе 32-го авиационного полка защищал Кавказ. Участвовал в боях за отбояривание Новороссийска, Тамани, Николаева, Одессы, Крыма и Севостополя.
Борис Литвинчук резво стал одним из самых искусных боевых лётчиков полка. Летая в составе эскадрильи Капитана А. В. Шубикова на "подвесках" ( СПБ ), участвовал в операциях по разрушению Чернаводского моста на Дунае, наносил удары по военно - морской базе Констанца, речным переправам на Днепре и дальнобойным батареям врага под Перекопом.
Второй вылет на бомбардировку кораблей во вражеском порту чуть не стал для Литвинчука последним. Вспоминает сам Борис Михайлович:
"Задание мы выполнини - бомбы попали точь-в-точь в корабли, угодили и в док. Но на отходе нас атаковала большая группа "Мессеров". Наши самолёты имели ограниченный припас бензина и потому, ведя махач, мы всё время оттягивались в сторону Одессы.
Маневрируя, я зашёл в хвостище Ме-109, тот, что стал отправляться, а я погнался за ним, предвкушая победу. Но это был ложь, отвлекающий моё чуткость. Увлекшись атакой, я услышал и почувствовал несимпатичный дробный стук в бронеспинку. Сразу понял, что на хвосте сидит "Мессер". Оглянулся - в аккурат. Произвожу резкий маневр, чтобы отстать, и вместе с тем отдаю ручку от себя. Самолёт несётся к воде. А моего преследователя перехватил Шубиков. Спешу на содействие Арсению. Теперь уже Ме-109 удирает от нас. Смысла гнаться за ним нет, так как топлива осталось окончательно всего ничего. Снижаемся до бреющего полёта, вскоре показывается Одесса, мы на аэродроме. Через некоторое время садятся ещё два И-16. А Серафим Кузьмин и Дмитрий Скрынник так и не вернулись - их сшибли "Мессеры".
Этот махач в особенности запомнился Литвинчуку, послужил для него хорошим уроком. А боевые вылеты продолжались... Однажды, выполняя боевое поручение, Борис над Констанцей был атакован 3 истребителями Ме-109. Приняв махач, Литвинчук 15 минут сражался в одиночку и победил - сшиб единственный из "Мессеров", а оставшиеся ушли ни с чем. Тогда он вернулся на свой аэровокзал с 62-мя пробоинами в самолёте. За успешную боевые действия в качестве "истребителя - бомбардировщика", Борис был награждён орденом Красного Знамени.
...Враг осаждал Севастополь. Литвинчук и его друзья без малого не выходили из боя. Штурмовки, воздушные бои заполняли их фронтовую существование. Однажды была поставлена проблема разгромить в районе Бахчисарая автоколонну противника. В одном звене летели на штурмовку Н. Павлов, Б. Литвинчук и П. Данилин, второе возглавлял сам Командующий ВВС Черноморского флота Генерал - Майор авиации Николай Остряков. С ним летел Николай Наумов. За ними поднялись в воздух ещё немного звеньев. Самолёты пронеслись над бухтами, перелетели линию фронта.
Истребители шли на малой высоте. По дороге на Севастополь двигалась колонна немецкой техники. Павлов первым пошёл в атаку, за ним ринулись Литвинчук и Данилин. Немцы открыли пламень из всех видов оружия, но истребители не отвернули. Начали полыхать и сталкиваться автомашины. Образовалась пробка. Остряков в паре с Наумовым сбросили бомбы с Як-1. Противник в панике бежал от дороги, прячась в канавах, но меткие очереди наших лётчиков настигали их.
На обратном пути немного Ме-109 штурмовали наши самолёты. Пара вражеских истребителей набросилась на самолёт командира полка Н. Павлова. На поддержка пришёл Литвинчук. Его пулемётная очередность решила судьбу "Мессера", тот, что зажегся и потянул за собой до самой земли дымный чёрный хвостище. Однако враги, имея превосходство в скорости и маневре, настойчиво наседали. Литвинчук и Данилин не отставали от командира, отбивали атаки Ме-109. Второй "Мессер" сразил Павлов. Так закончился тот самый мордобой - единственный из многих, в которых участвовал Борис Литвинчук.
Охраняя корабли, прикрывая порт Туапсе, комэск Литвинчук при защите Кавказа воевал отважно и умело. За недлинный срок он уничтожил тогда в воздушных боях ещё 7 самолётов врага.
Противник в то время всё чаще использовал свои истребители для охоты за нашими самолётами, летавшими вдоль Кавказского побережья. Борьбу с такими "охотниками" вели и пилоты 32-го авиаполка.
Однажды шестёрка Як-1, ведомая Литвинчуком, вылетела на отображение налёта немецких бомбардировщиков на Туапсе. С ходу "Яки" врезались во вражеский строй. Вот уже сбит единственный "Хейнкель-111", второй... Остальные сбросили бомбы в море и повернули обратно. Налёт неприятеля был сорван. Шестёрка "Яков" продолжала барражировать, так как ожидался подход других групп бомбардировщиков. Но вместо них как обухом по голове появилась над морем пара Ме-109. Жора Колонтаенко заметил их первым и атаковал ведущий "Мессер". Из загоревшейся машины, падающей в море, выпрыгнул лётчик. Второй Ме-109 позже стремительного удара "Яков" также врезался в воду.
Через некоторое время командующий ВВС Черноморского флота Генерал - Майор авиации В. Ермаченков привёз в полк немецкого пилота, сбитого в том бою и подобранного в море. Он оказался асом, недавно прибывшим из - под Берлина, и утверждал, что за короткое время уничтожил 6 наших самолётов. За эту победу сержант Георгий Колонтаенко был награждён орденом Ленина. Борис был весьма рад за своего ведомого.
Отличился Литвинчук и в отрезок времени боёв за Новороссийск летом 1942 года. Только в Июле - Августе, пилотами 32-го истребительного авиаполка, тот, что базировался на аэродроме Лазаревское, сшибли в воздушных боях 60 самолётов противника. Командир 2-й авиаэскадрильи этого полка Капитан Б. М. Литвинчук лично сшиб 3 вражеских самолёта.
Пройдёт больше года и ещё раз в небе Новороссийска Борис Литвинчук будет известия смертельные поединки с самолётами противника, одержит ещё немного побед. Поддерживая наших десантников, лётчики - истребители действовали смело и твердо.
10 Сентября 1943 года враг, подтянув авиацию с Украины и Крыма, решил во что бы то ни стало прорваться к Новороссийску и причинить мощные бомбовые удары по нашим войскам. Утром большая группа бомбардировщиков, зачастую меняя высоту ( стараясь тем самым провести наши посты наблюдения с локаторами ), направилась к городу.
Литвинчук, возглавлявший восьмёрку истребителей, пошёл им навстречу. Вскоре увидел две девятки "Хейнкелей", шедших чётким строем "клин", в сопровождении 12 истребителей Ме-109. Восемь супротив тридцати...
Развернувшись навстречу врагу, он повёл группу в лобовую атаку. Противник был ошеломлён дерзостью отважной восьмёрки. Гвардейцы с ходу врезались в строй бомбовозов, обрушив на них лавину огня. Вражеские лётчики дрогнули, строй их стал распадаться. "Мессеры", упустившие миг для контратаки, беспорядочно кружились, боясь очутиться между двух огней. Некоторые "Хейнкели" начали беспорядочно сбрасывать бомбы в воду...
Литвинчук устремился к головному бомбардировщику. Немецкий вожак был опытным пилотом. Умело маневрировал, уклоняясь от трасс истребителя, давал вероятность своим стрелкам новости ответный жар. Несколько раз их очереди чуть-чуть не задевали свой истребитель.
Борис атаковал неотступно и терпеливо. Вот одна из очередей ударила в фюзеляж "Хейнкеля", вторая - в правый движок. Бомбардировщик задымил, косо потянул вниз...
"Мессеры", разделившись на группы, вступили в мордобой с Гвардейцами. На Литвинчука устремились сию минуту две пары, пытаясь стиснуть его в клещи. Борис виртуозно вышел из - под удара. Вскоре ему удалось завладеть инициативой. Но время работало на врага - они пытались связать боем наши истребители, не давая им возможности штурмовать другие группы "Хейнкелей", шедшие на Новороссийск.
С КП Литвинчуку было приказано тут же возвратиться к объекту прикрытия. Комэск умело вывел своих ведомых из боя и собрал в группу. Вся восьмёрка строем вернулась к малой земле. Вскоре её сменила другая группа Гвардейцев...
11 Сентября Борис Литвинчук сшиб очередной вражеский самолёт. Тогда он, возглавляя шестёрку истребителей, получил предписание с земли ликвидировать вражеский корректировщик FW-189. "Рама" под прикрытием 6 Ме-109 ходила галсами на высоте 4500 метров над Новороссийском, корректируя жар своей дальнобойной артиллерии. Литвинчук ушёл в сторону солнца, набрал 5000 метров. Приказал четвёрке Краснова связать боем "Мессеры", сам с Пашутовым устремился к корректировщику.
Ведомый надёжно прикрывал командира. Экипаж "Рамы", видя, что "Мессеры" скованы боем, взялся маневрировать, уклоняясь от атак резкими эволюциями. Затем, поняв, что на долгий срок лишился прикрытия и отбиться не удастся, стал пикировать в сторону Тамани. Угол снижения доходил 80 градусов. Литвинчук не удовлетворился срывом корректировки вражеского артогня и, в свою очередность, рискованно сманеврировав, всадил пару очередей в единственный из фюзеляжей "Рамы".
Убедившись, что отбил у FW-189 охоту висеть над позициями наших войск, вернулся к товарищам. "Мессеры", заметив это, стали поочерёдно вылезать из боя. Однако единственный, явственно ведущий группы, решил помериться силой с Борисом. После бешенной воздушной карусели Литвинчук накрепко насел на хвосте немецкого аса и открыл пламень. Стремясь отколоться от преследования, тот перешёл в крутое пике. Но "Мессер" не "Рама". Борис скоро настиг его, сблизился до 50 метров и без малого в упор расстрелял. Немецкий истребитель загорелся, крутнув немного оборотов в штопоре, с воем врезался в землю...
Ведомыми был сбит ещё единственный Ме-109. А сквозь немного дней затем этого боя вернувшегося из очередного полёта Литвинчука на аэродроме окружили друзья и поздравили с победой. Оказалось, что пилот сбитого им "Мессера", был прославленным немецким асом, одержавшим несть числа побед на фронтах Западной Европы.
Неизвестно, когда в эти осенние дни отдыхал комэск Литвинчук. Получал задания и отдавал приказы, выслушивал доклады и докладывал сам, формировал группы и направлял их в махач... А главное - летал ! Лично водил своих подчинённых с самые отчаянные схватки. И всю дорогу побеждал.
В окончательный день боёв за Новороссийск, 16 Сентября 1943 года, он вылетел по тревоге во главе четвёрки. Огромный вражеский гидросамолёт Blohm und Voss BV-138, в простонаречии называемый "Гамбург-138", ходил на траверзе Геленджика на высоте 30 метров над морем галсами, бесспорно, осуществляя розыск наших подводных лодок или экипажей сбитых самолётов. На Чёрном море эти трёхмоторные чудовища появились в конце 1942 года. Имея 6 мужчина экипажа, мощное пушечно - пулемётное вооружение, надёжную бронезащиту и обладая огромный дальностью полёта, они активно действовали на наших коммуникациях, взаимодействуя с итальянскими торпедными катерами, создавая напряжённую обстановку у побережья. Сударять или серьёзно повредить такую махину было шибко непросто.
Набрав 600 метров, четвёрка Литвинчука разделилась попарно и стала штурмовать с двух сторон. "Гамбург" развернулся, снизился без малого до самой воды ( для него это опасности не представляло ) и, маневрируя, стал отправляться на повышенной скорости в сторону Анапы. Атаки истребителей следовали одна за иной, но "Гамбург" оставался неуязвимым. Его экипаж вёл дюжий ответный пламень из всего оружия. Пули и снаряды роем неслись в сторону наших машин.
Гвардейцы продолжали упрямо штурмовать. Уже не одна очередность впилась в серо - зелёное туловище "летающего дракона". Наконец на нём задымил единственный движок. Затем второй. Шлейф чёрного дыма пластался за хвостом "Гамбурга". Вскоре он плюхнулся в воду: для низкого полёта не хватило тяги уцелевшего мотора. Попытался маневрировать на воде. Но это у него получилось худо. Тогда, бешено отстреливаясь, он на повышенной скорости порулил к берегу в направлении Южной Озерки.
Наступал миг для решающего удара. И тут как снег на голову сверху на нашу четвёрку устремилось 8 немецких истребителей, явственно вызванных "Гамбургом" по рации с аэродрома Анапа. Они были уже рядом и, по всему, опасались только одного: как бы нашим лётчикам не удалось безнаказанно исчезнуть.
Но не тут - то было. Литвинчук со своими ребятами устремился им навстречу. Чтобы избежать неминуемого столкновения, недруг грубо взмыл вверх. Литвинчук и его ведомые в точности повторили их маневр. Затем навязали врагу деятельный мордобой. Закружилась смертельная карусель...
В ходе боя цифра вражеских машин увеличилось до 14. Литвинчук доложил на КП обстановку, попросил выслать им содействие. О том, чтобы вылезти из боя, ни у кого из четвёрки не возникало и мысли.
Вот комэск сошёлся на встречном курсе лоб в лоб с одним из "Мессеров". В финальный миг обе машины свечой взмыли вверх, по энерции продолжая сближаться. Немец отвернул первым, и потому что шёл немного выше Литвинчука. На какой - то момент оказался он в прицеле. Этого было довольно. Короткая очередность, отход в сторону. Ме-109 сорвался в штопор и врезался в воду в районе Южной Озерки.
На содействие нашей четвёрке подошло подкрепление и махач стал ещё больше ожесточённым. Пара "Мессеров" зашла в хвостище машины Литвинчука. Противник решил отколоть самого опасного советского пилота от ключевой группы и расправиться с ним в стороне. Командир звена Пётр Краснов своевременно понял это. Выйдя из боевого разворота, категорично устремился на содействие. Его ведомый Георгий Колонтаенко, искусно перейдя в правый пеленг, с короткой дистанции дал очередность по ведущему Ме-109. Объятый пламенем противник по крутой глиссаде скользнул в море...
Колонтаенко устремился наперерез второму, дал заградительную очередность. Но враг уже нажал на гашетки. Сноп огня пронёсся рядом с машиной Литвинчука. Георгий заново прицелился. Прошитый огнём "Мессер" отвернул к берегу, волоча за собой чёрный хвостище...
Потеряв своего ведущего, неприятель поубавил пыл. Их атаки становились всё менее активными. Вскоре, единственный за другим, "Мессеры" стали отворачивать в сторону Анапы.
На исходе был бензин и у наших. Литвинчук искусно вывел друзей из боя. Вскоре они удачно вернулись на свой аэропорт. Пролетая вблизи Южной Озерки, увидели "Гамбург": его буксировали катером в сторону Анапы... В тот самый же день град Новороссийск был всецело освобождён от немецких войск.
...Весной 1944 года начались упорные бои за Николаев. Лётчики 11-го Гвардейского истребительного авиаполка прикрывали действия 23-го отдельного штурмового авиационного полка, нанося удары по аэродромам противника в районе Кульбакино и Водопой. На этих аэродромах было сосредоточено большое численность вражеских самолётов. Только при одном налёте 12 штурмовиков и 18 истребителей было уничтожено 8 и повреждено 7 самолётов на земле, а в воздушных боях сбито 13 вражеских машин. Особенно отличились в этих боях Капитаны Б. М. Литвинчук, В. А. Наржимский, Н. А. Кисляк, Старшие лейтенанты Д. А. Стариков и В. И. Щербаков. Каждый из них одержал по нескольку воздушных побед. Оба полка были удостоены почётных наименований "Николаевских".
К Апрелю 1944 года комэск 11-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитан Б. М. Литвинчук совершил 450 боевых вылетов. Проведя 44 воздушных боя, он уничтожил лично 16 самолётов противника. 16 Мая 1944 года Бориса Михайловича Литвинчука, одного из ветеранов 32-го авиаполка, вложившего немаловажный вклад в преобразование его в 11-й Гвардейский, однополчане сердечно поздравили с присвоением высокого звания Героя Советского Союза.
19 Декабря 1944 года Капитан Б. М. Литвинчук поднялся в воздух совместно с ведомым Лейтенантом Г. П. Колонтаенко. Над морем они обнаружили одиночный бомбардировщик Ju-88, летевший в Крым. Пара истребителей сразу же атаковала его, надеясь на лёгкую победу, но вражеский экипаж умело маневрировал и отстреливался из бортового оружия. Литвинчук повторил атаку, и как черт из табакерки с его головы по непонятной причине упали радионаушники. Пилот не обратил на это особого внимания и продолжал штурмовать, покуда Ju-88 не врезался в воду.
А между тем рядом с ним была конец. Совсем рядом ! Пуля из крупнокалиберного пулемёта пробила фонарик кабины, перебила на голове пилота стальную дужку наушников и, вроде бритвой, срезала полоску волос. Да, кончина была практически в миллиметрах от него, а лётчик как бы и не почувствовал немедленно её леденящего дыхания.
И только перед ужином, взглянув в зеркало на свою попорченную курчавую шевелюру, которой неизменно гордился, Борис Литвинчук сказал негромко: "Ведь знал, гад, как мне расположение обезобразить. Но я ему за это башку снёс..."
В одной из листовок, выпущенной весной 1944 года, говорилось следующее:
"Наиболее характерная черта, которая неизменно отличала Бориса Михайловича Литвинчука, - это влюбленность к авиации, к лётному делу, влюбленность до самозабвения, перед которой нет непреодолимых препятствий.
...Когда начались боевые действия, Борис уже был отличным истребителем. Он превосходно знал материальную количество самолёта, безукоризненно пилотировал, по - снайперски стрелял.
450 боевых вылетов совершил Гвардии Капитан Б. М. Литвинчук. 44 раза участвовал он в воздушных боях, произвёл 10 эффективных бомбардировок, 29 штурмовых ударов, 20 раз летал на воздушную разведку. 16 немецких самолётов уничтожил черноморский ас. А его эскадрилья - возле 100..."
Борис Литвинчук был не только замечательным воздушным бойцом, но и умелым воспитателем молодых, подчинённых ему лётчиков. Во время боёв и в часы коротких передышек он учил их, как необходимо громить врага с наименьшими потерями.
За отрезок времени войны отважный лётчик совершил 459 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 18 самолётов лично и 9 - в группе с товарищами. При штурмовке уничтожил десятки различных автомашин, артиллерийских установок, участвовал в уничтожении складов с боеприпасами, нефтехранилищ, потоплении 2 вражеских кораблей, разрушении 2 мостов противника, разгроме войск милитаристской Японии в 1945 году. Лётчики его эскадрильи повергли 102 неприятельских самолёта.
После войны Борис Михайлович продолжил службу в ВМФ. Окончил Высшие лётно - тактические курсы и Военно - Морскую академию. В 1961 году вышел в запасе. Живя в городе Калуге, работал заместителем директора по кадрам турбинного завода.
Так же читайте биографии известных людей:
Борис Мелехин Boris Melehin
В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1960 - 1961 годах - начальник Качинского училища. В 1962 - 1965 годах - заместитель..
читать далее →
Борис Мошков Boris Moshkov
Старший лейтенант Б. Н. Мошков совершил 106 боевых вылетов. Повредил и уничтожил большое количество танков, автомашин, орудий, разрушил крупный мост..
читать далее →
Борис Образцов Boris Obraztsov
В 1944 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны в её заключительные месяцы. Участвовал..
читать далее →
Борис Ривкин Boris Rivkin
После войны продолжил службу в ВВС. В 1954 году окончил авиационные курсы усовершенствования офицерского состава, в 1960 году - Военно - Воздушную..
читать далее →