Известные люди
»Борис Нечаев
Рождение: Россия
Родился Борис Леонидович Нечаев в 1945 году на Дальнем Вотоке, в засекреченном военном городке, где жили семьи летчиков. На фронтах Великой Отечественной отцу Бориса побывать не довелось.
Родился Борис Леонидович Нечаев в 1945 году на Дальнем Вотоке, в засекреченном военном городке, где жили семьи летчиков. На фронтах Великой Отечественной отцу Бориса посетить не довелось. Но боевой летчиков "придерживали" в Приморье неслучайно: недалеко от их городка на японской границе стояла миллионная Квантунская вс, готовая вспупить в махач, как только Гитлер одержит решающую победу на Западе. В 1945 году дальневосточные летчики, посреди которых был и Нечаев-старший, все-таки получили вероятность сражаться - хотя вообще-то, посредством месяц боев Япония объявила о своей капитуляции.
Разумеется, все мысли Бориса были заняты самолетами и готовил он себя к карьере офицера авиации. В начале 1964 года, когда папа вышел в припас в ранге подполковника, семейство Нечаевых перебралась на Азовское побережье, в Ейск. Причин переезда было две: во-первых, Ейск был родным городом матери Бориса, во-вторых, там было летное училище, о поступлении в которое мечтал девятнадцатилетний юноша. Но не за горами был призыв в армию, и Борис, решив не спешить с училищем, устроился действовать слесарем на Ейский судоремонтный предприятие. Осенью Нечаеву пришла повестка. В военкомате сказали - пойдешь служить на Черноморский флот. После прохождения в Севастополе курса молодого матроса Нечаев отправили рулевым на подводную лодку.
"Понятливость у него отменная", - не раз говорил о Борисе боцман. Рулевую систему Нечаев изучил вдвое быстрее положенного срока. Впрочем, он все старался совершать на совесть. Однажды боцман решил учинить профилактику брашпильному устройству. С работой матросы засветло не уложились, уж очень немало ее было: тут подкрасить, там заместить пустяковина или смазку. Окончательную сборку устройства боцман отложил до утра. Но когда за час до поднятия флага он зачем-то подошел к брашпилю, последняя гайка была уже на своем месте. "Нечаева служба!" - решил боцман. И оказался прав. "А как черт из табакерки бы нам с утра тревогу сыграли с выходом в море? Вот и поднял я ребят пораньше", - объяснялся с боцманом Борис.
Не терял Нечаев и в экстремальных ситуациях. Однажды подлодка вслед за тем учебного выстрела потеряла практическую торпеду. Возвращаться на базу, в то время как торпеда не отыщется или не будет уверенности в том, что она затонула, начальник корабля не имел права. Трое суток подлодка, словно на привязи, кругами ходила кругом засеченной точки. Нигде ничего. Найти злополучную торпеду помогло упорство Нечаева. Все эти дни он на практике не покидал "орлиного гнезда" - так моряки называли местоположение рулевого-сигнальщика на ограждении рубки. И в конце концов разглядел торпеду, которая не затонула, но была достаточно шибко притоплена. Чтобы вновь не обронить торпеду, предстояло до подхода судна-"торпедолова" закрепить ее на тросе. Матросы попытались совершить это с помощью отпорного крюка - не вышло. Тогда для "укрощения" торпеды начальник вызвал добровольцев. Нырнув за борт, Борис Нечаев протянул трос, тот, что держал торпеду, сквозь подъемный рым. После этого торпеда была уже не опасна.
Служба Бориса проходила довольно любопытно. В одном из учебных походов его подлодка пересекла семь морей и два океана, направляясь кругом Европы на базу Северного флота. Турецкие воды судно миновал в надводном положении - начальник имел официальное дозволение придерживаться сквозь проливную зону. В водах Босфора лодку начал догонять катерок под турецким флагом. На его палубе и более того на крыше рубки сидели какие-то люди с кино и фотоаппаратами в руках. От любопытного катера начальник уводил подводный судно полным ходом. А в Эгейском море, когда на вахте находился матрос Нечаев, прямо над лодкой завис большущий авиалайнер. "Морской разведчик типа "Нептун"!" - твердо доложил вахтенный командиру корабля (кому,как не Борису досконально ведать типы самолетов?).
Трансокеанский переход пришел на ненастное осеннее время. В надводном положении лодку беспрерывно трепали штормы. Особенно экипажу досталось в Норвежском море недалеко от Лофотенских островов. Сутками раньше субмарина пересекла Северный полярный круг. Еще длительно вспоминалось это событие старшему матросу Нечаеву. Да и как запамятовать о нем? За полярным куда ни кинь весь экипаж лодки по морской традиции получил по глотку едкой соленой воды из-за борта. Доморощенным "богом морей" был Борис. Приклеив бороду из веревочной швабры, он степенно ходил по отсекам, угощал матросов чаркой забортной воды и каждому вручал именное удостоверение о пересечении шестьдесят седьмого градуса северной широты.
Полюс решил провернуть подводникам основательный экзамен. На лодку беспрерывно налетали снежные заряды и шквалы. Удерживать непрерывный вектор движения было на практике нереально, субмарина все время рыскала из стороны в сторону. Чтобы легче было удерживать судно навстречу волне, решили притопить его носовую доля. Качка уменьшилась, но волны, вольно перекатываясь сквозь настройку, обдавали водой стоящих вверху матросов. Промокших насквозь вахтенных посредством час приходилось сменять.
После очередной вахты Нечаев спустился вниз. Здесь его ожидала пара чашек горячего, обжигающего чая и теплая ложе. Отдых, и все-таки, был недолгим. Вскоре Нечаева растормошил инженер-механик. Оказалось, на палубе потекла воздушная захлопка, необходим срочный ремонтик.
Именно к Нечаеву капитан-лейтенант обратился неспроста. Уже давнехонько Борис слыл на корабле мастером на все руки - давал себя располагать информацией навык работы слесарем-инструментальщиком. На второй год службы матрос Нечаев получил квалификацию специалиста второго класса. Командир электромеханической части давнехонько уже подумывал о том, чтобы взять к себе рулевого, которого никак не хотел лишиться боцман. В конце инженер-механик выиграл "бой" за нужного ему человека: во время доковых работ он зачислил Бориса Нечаева в ремонтную бригаду...
Вслед за инженером-механиком Нечаев взобрался на кормовую надстройку. Каждый свежий вал прижимал моряков к палубному настилу, угрожая снести за борт, но оба ни на минуту не прекращали орудовать ключами и кувалдами. Рядом на каждый происшествие лежали спасательные круги. Через 30 мин промокший до нитки офицер докладывал командиру: "Все в порядке, разрешено дарить совершенный ход". Позади него стоял не менее вымокший и озябший Нечаев. Назавтра за проявленное упорство его ожидала лучшая из всех наград - три дополнительных для отдыха к очередному отпуску.
Этот отпуск старшой матрос Нечаев так и не успел заполучить. В тот день, когда в 10.45 утра на лодке из-за вспыхнувшего пожара была объявлена напряженность, он начал делать одним из первых, опередив других. И погиб. А сквозь год, 9 мая 1967 года, на Черноморской базе подводных лодок был открыт монумент кавалеру ордена Красной Звезды Борису Леонидовичу Нечаеву.
Так же читайте биографии известных людей:
Борис Абакумов Boris Abakumov
Родился в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны призван в ряды Красной Армии, окончил Армавирское военное авиационное училище и был оставлен..
читать далее →
Борис Teрновой Boris Ternovoy
Майор Б. Я. Терновой в воздушных боях уничтожил 11 самолётов противника лично и 8 - в составе группы. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее →
Борис Галицкий Boris Galitckiy
Советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1957), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959). Кавалер ордена Красного Знамени, кавалер..
читать далее →
Борис Гарин Boris Garin
Лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1944), полковник.
читать далее →