Известные люди

»

Борис Туржанский

Борис Туржанский Boris Turzhanskij Карьера: Герой
Рождение: Россия» Смоленская область» Смоленск, 26.2.1900
Герой Советского Союза (31.12.36). Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Родился в семье служащего. Русский. В 1910-13 гг. учился в 1-м Смоленском реальном училище, потом перевелся в Смоленскую гимназию. В 1915 г. семейство Туржанских переехала в Москву. Учился в Московском художественном училище, подрабатывая частными уроками. В 1917 г. работал помощником художника.

В РККА с 1918 г. Член ВКП(б) с 1919 г. Участвовал в гражданской войне. В 1918-20 гг. сообща со старшим братом Александром служил во 2-м корпусном авиаотряде Южного фронта. Был младшим телефонистом. И в дальнейшем судьбина вела братьев по жизни если и не рядом, то переплеталась довольно здорово.

В 1923 г. Борис Туржанский окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1924 г. - Зарайскую летную школу авиации 1.

Рассказывает генерал-лейтенант авиации Адриашенко: Уже во время учебы Борис проявил выдающиеся способности. Инструкторы говорили, что у него легкая рука и авиалайнер ему послушен. За пунктуальность стрельбы неоднократно получал призы.

Был лётчиком-инструктором, а после этого начальником лётного отделения Военной Воздушной академии им. Жуковского. Затем служил помощником начальника штаба авиабригады.

В 1929 г. окончил КУВНАС при ВВА им. Жуковского.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: Прием на курсы при академии начался с экзаменов Вечерами общежитие, в котором нас расселили, гудело, как растревоженный улей. Мы обсуждали результаты экзаменов, сетовали на строгость преподавателей.

В то напряженное время я не расставался с книгами более того ночью. Спал урывками, не больше пяти часов. Остальное время суток уходило на подготовку к экзаменам. Порой забывал о еде. Трудно более того представить, как мы выдерживали такое напряжение

Вэтого же пришлось сдавать экзамены по дюжине разных предметов... Запомнился экзамен по топографии. Эта наука не считалась сложной, но без достаточных знаний ответствовать на вопросы было нелегко. А сдавали мы тот самый предмет так.

Преподаватель раскладывал на столе карту, говорил:

Вы идете проселочной дорогой вот этой из пункта А в пункт Б. Расскажите, что встречается вам на пути. Определите пространство до этих пунктов, не пользуясь никакими инструментами.

В этом походе следовало заприметить все: и горелое болотце, и возвышенность в стороне от дороги, и пересохший ручеек, и одиноко стоящее дерево. Понятную тяжесть испытывали мы и в определении расстояния до объектов. Ведь в руках у нас не было более того обычный линейки. Редко кому удавалось пройти по этакий дороге между двумя пунктами, не споткнувшись на обе ноги. Когда кто-то ошибался, экзаменатор предлагал установить пространство с помощью линейки, поточнее. Тут-то и оказывалось, что оно немаловажно длиннее или короче, чем определялось вначале на зрачок.

Не всем удалось снести трудные экзамены. Многих кандидатов в слушатели отчислили, и они с сожалением уезжали в свои эскадрильи, не теряя надежды угодить на курсы в следующем году. А некоторых, не избежавших двоек, все же оставили, зачислили в списки слушателей курсов...

Экзамены, а совместно с ними и наши треволнения остались сзади, и на курсах усовершенствования начальствующего состава начались планомерные занятия. В одной группе со мной оказались командиры отрядов из других эскадрилий. Мы обрели уже установленный навык в летной службе. В теоретическом же отношении все мы отставали от уровня современных требований. Этот немаловажный пробел в командирской подготовке и предстояло восполнить за время учебы на курсах при академии имени Н.Е. Жуковского.

Курсы состояли из трех отделений: командного, штабного и тылового... Чтобы не нарушать ритма учебы слушателей академии, мы, слушатели курсов, занимались в вечернее время. В утренние часы у нас была самоподготовка. День заполнялся до предела...

На командном отделении первостепенный упор в учебе делался на тактическую и огневую подготовку. Лекции по этим предметам читали что надо подготовленные преподаватели. У многих из них был утилитарный навык в летном деле. Они видели нас, как говорят, насквозь и старались развивать наши способности.

Одновременно с повышением знаний по военным наукам мы изучали методику проведения занятий с подчиненными командирами и рядовыми летчиками. Программа обучения на курсах полностью соответствовала нашим служебным интересам. Это и настраивало нас на усердие в учебе.

Преподаватели с одобрением относились к стараниям слушателей. Чтобы ещё выше приподнять свойский заинтересованность, они говорили обо всем как разрешено проще, доступнее. С увлечением рассказывали об отдельных эпизодах из своей летной практики

При академии имени Н.Е. Жуковского находилась штатная авиабригада, на базе которой слушатели проходили летную практику. Трудно, разумеется, прозвать практикой те редкие полеты, которые выпадали на долю слушателей курсов. По плану полеты намечалось проводить единственный раз в неделю. К сожалению, в осенне-зимний отрезок времени обучения небесная канцелярия не предоставляла нам этакий возможности. Слушатели подолгу не поднимались в небосклон, и получить новые навыки в летной практике не удавалось. Просто мы поддерживали в какой-то степени нашу былую летную форму.

Зима прошла в напряженной учебе. К маю программу теоретической подготовки завершили. Оставалась недовыполненной только летная программа...

Нас обязывали летать на самых тяжелых и совершенных по тому времени машинах. Это означало, что всякий из нас должен летать за штурмана. И не только летать, но и бомбить, палить по наземным целям, новости ориентировку.

Летали мы с Центрального аэродрома в Москве. Это недалеко от академии: перешел дорогу - и уже на аэродроме. Такая близость летного поля позволяла нам с максимальной выгодой применять учебное время в погожие дни.

Затем Борис Туржанский был командиром авиаотряда.

В 1932-33 г. он командовал 7-й истребительной авиаэскадрильей им. Дзержинского.

С марта 1936 г. комбриг Туржанский Борис Александрович был слушателем оперативного факультета ВВА им. Жуковского.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 22.10.36 по 11.02.37 гг. Был командиром авиагруппы И-15 Северного фронта. Сбил 6 самолетов противника.

1.11.36 г. десять советских добровольцев прибыли в порт Бильбао на севере Испании на теплоходе А. Андреев, тот, что доставил 15 истребителей И-15, боеприпасы и авиационное горючее.

Генерал-лейтенант авиации Адриашенко рассказывает: Появление эскадрильи стало заметным фактором на фронте. Фашистские истребители и бомбардировщики несли потери от их стремительных атак. Население Бильбао и наземные войска с облегчением вздохнули. Сократились бомбардировки. Сражаясь с количественно превосходящими силами противника, лётчики выказывали необыкновенную отвагу и отчаянную смелость. Но главной причиной успеха являлось высокое лётное мастерство, умение комэска верно распределить силы, предпочесть нужную тактику боя. Начальник штаба Северного фронта майор Франсиско Сиутат говорил, что это была эскадрилья героев, руководимая львом. Штурмовые налеты сменялись патрулированием, воздушными боями.

16.11.36 г. эскадрилья Туржанского атаковала франкистский аэропорт Навия.

Вспоминает Борис Туржанский: Когда мы узнали, что авиаторы мятежников любят поспать, и более того на войне встают достаточно поздненько, мы начали делать вылеты едва свет. Услышав, что на аэродроме Навия сосредоточено 12 самолетов мятежников типа Драгон и Фиат мы решили сделать на тот самый аэровокзал неожиданный налет. Атаку производили с пикирования. Три самолета пробомбили ангары и с бреющего полета обстреляли стоянку вражеских машин. Мы были встречены пулеметным огнем, но он не смог приостановить выполнение задачи, и мы сумели вывести из строя большое численность самолетов. А то, что было не уничтожено в первостепеннный день, мы вывели из строя на следующий день, повторив налет.

Франкисты предприняли меры по усилению своей авиации на Северном фронте. В срочном порядке туда было переброшено немного эскадрилий из состава итальянского экспедиционного корпуса (бомбардировщики SM.81 и истребители Fiat CR.32. Немецкие пилоты из состава Легиона Кондор, летали на Не.51, Не.46 и Ju-52/3m. Большинство самолетов мятежников базировалось на аэродромах Витория и Леон. Республиканцы решили употребить этим обстоятельством и спланировали налеты с целью уничтожения вражеской авиации на земле.

21.11.36 г. группа СБ с Центрального фронта нанесла бомбовый потрясение по Леону. По докладам летчиков немного самолетов было уничтожено.

24.11.36 г. республиканцы бомбили Овиедо, а на следующий день - позиции мятежников в районах Градо и Кото дель Барко (к северо-западу от Овиедо).

3.12.36 г. 14 республиканских самолетов бомбили казармы в Витории.

8.12.36 г. Туржанский сшиб истребитель Не.51.

Звено Не.51 атаковало шестерку И-15, которая штурмовала аэропорт в Витории. Республиканцы оказались крепким орешком и сшибли единственный хенкейль. Несмотря на то, что истребитель загорелся на высоте всего 150 метров, летчику удалось употребить парашютом. Кроме того, на земле сожгли ещё немного машин и ангар.

Националисты признали потерю двух Ju.52, сгоревших в результате штурмовки. Немецкие летчики заявили о двух подбитых И-15, которые якобы совершили вынужденные посадки на своей территории. Однако у республиканцев потерь не было.

Сам Туржанский так рассказывал об этом бое: Когда мы подлетали к аэродрому, нам навстречу вылетело 2 самолета. Они серебряного цвета с черными полосами. У меня высота была метров 200, я догнал и дал очередность из всех 4 пулеметов. У меня сложилось ощущение, что он взорвался, так как было черное облака дыма. Второго я также сшиб, он загорелся и упал...

После этого взлетели ещё 2 самолета и 5-й авиалайнер с другого аэродрома - завязался воздушный махач. Нас было б самолетов. Мы дрались в течение 20 минут, так как оставить от противника я никак не мог, никаких сигналов вручить не разрешено, сам я был занят, так как отбивал то одного, то другого. Борьба велась на близких интервалах. И-15 в этом бою показал все свои преимущества при умелом обращении с ним.

Я сшиб единственный авиалайнер противника: я атаковал его с носу, он ушел в сторону, я за ним, завязал махач. Я вообще стреляю весьма прилично. Но там я выпустил в него сильно большое численность патрон, а он не падает.

Дальше он сделал разворот, я за ним, он делает вираж, я даю ногу в сторону, дистанция у нас сблизилась, из всех четырех пулеметов я даю шквальный жар, только тогда он загорелся. Летчик, по-видимому, был убит. После этого я увидел, как упало ещё 3 самолета. Как падал четвертый, я не видел. Пятый скапотировал на аэродроме.

Я начал в воздухе составлять свои самолеты. Собрал четырех, остальных не видел, и ушел на свой аэропорт. Как только мы сели, вернулся ещё единственный, компас у него не работал. После этого мы получили извещение, что шестой пилот находится на нашей территории, но авиалайнер разбит. Он сшиб единственный авиалайнер противника, выпустив в него все патроны. На него напал второй авиалайнер противника, и ему пришлось исчезнуть в облака. Когда он вышел из облаков, враг вновь обстрелял его. Когда у него кончилось горючее, он сделал посадку.

10.12.36 г. сшиб ещё единственный истребитель противника.

Шестерка И-15 под командованием Туржанского вылетела на штурмовку аэродрома Витория. При подходе к цели чатос были атакованы восемью истребителями противника, взлетевшими с другого аэродрома. В завязавшемся бою советские добровольцы сшибли четыре машины (одну победу одержал Туржанский). По докладам летчиков ещё единственный истребитель разбился при вынужденной посадке.

13.12.36 г. сшиб два истребителя Не.51.

Шестерка чатос атаковала аэропорт Витория. Немцы успели приподнять в воздух дежурную пару Не.51, но в разгоревшемся бою Туржанский сшиб обоих.

20.12.36 г. в воздушном бою авиалайнер Туржанского был поврежден, а сам он тяжко ранен. Ему все-таки удалось перетянуть линию фронта, но при посадке в горах истребитель скапотировал. Место вынужденной посадки следом интенсивных поисков обнаружили только на следующий день. Советского добровольца незамедлительно отправили в здешний лазарет, где он перенес сложную черепную операцию, пришлось удалить зрачок. После лечения в госпитале был отправлен на родину.

31.12.36 г. Туржанскому Борису Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда, как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 12.

8.04.37 г. ему было присвоено воинское звание комбриг.

После излечения он стал настойчиво достигать возвращения в строй. Ему устроили суровое испытание: сделать на истребителе И-15 десять полетов по кругу на аккуратность приземления. Отлично выдержав экзамен, он получил дозволение на полеты без ограничения.

23.07.38 г. по обвинению в участии в военно-фашистском заговоре был арестован начальник 2-го тяжелобомбардировочного авиакорпуса кавалер орденов Ленина и Красной Звезды комдив Александр Туржанский.

Арест брата не мог не сказаться на дальнейшей карьере Бориса Туржанского. В 1938-40 гг. он служил лётчиком-испытателем авиазавода 1 в Москве. Испытывал серийные истребители И-15бис и И-153.

29.02.40 г. комдив Александр Туржанский был освобожден за не доказанностью обвинения, а 4.06.40 г. ему было присвоено звание генерал-майор авиации.

В 1940 г. полковник Борис Туржанский стал начальником лётно-испытательной станции авиационного завода 1.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В июле-октябре 1941 г. в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы он нёс ночные боевые дежурства на Центральном аэродроме.

В конце 1941 г. он был назначен начальником лётно-испытательной станции авиационного завода 153 в Новосибирске, а в 1942 г. - начальником лётно-испытательной станции авиационного завода 82 в Тушино.

19.02.42 г. генерал-майор авиации Александр Туржанский был сызнова арестован. 10 лет он находился под следствием и только 25.03.52 г. был осужден к 12 годам лишения свободы. Его освободили только после этого смерти Сталина. Но Борис Туржанский так и не дождался освобождения брата.

14.06.48 г. Герой Советского Союза полковник Туржанский Борис Александрович умер после этого тяжелой продолжительной болезни.

Похоронен в Москве, на Армянском кладбище. В городе Зарайск Московской области в честь героя установлен обелиск. В марте 1971 г. его именем был назван сверхзвуковой ракетоносец.

Так же читайте биографии известных людей:
Борис Юрков Boris Yurkov

Родился 25 августа 1921 года на станции Зверево Ростовской области, в семье железнодорожника. Отец - Юрков Павел Поликарпович (1898 г. рожд.). Мать..
читать далее

Борис Асафьев Boris Asafev

АСАФЬЕВ, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884-1949), русский композитор, музыковед, автор балетов. Асафьев родился в..
читать далее

Борис Березовский Boris Berezovsky

Борис Березовский - российский музыкант, пианист. Родился 4 января 1969 года.
читать далее

Борис Блох Boris Bloh

ПИАНИСТ Борис БЛОХ эмигрировал из Советского Союза в 1974 г. в возрасте 23 лет. Поэтому о нем мало знают соотечественники, но на Западе это имя..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий