Известные люди
»Борис Фомин
Рождение: Россия
Один из первых своих романсов - тот, что впоследствии обошел весь мир и исполняется до сих пор - "Только раз бывает в жизни встреча" - Фомин сочинил в пору своего жениховства и посвятил будущей теще...
Есть люди, которых как будто бы все знают, но при этом не знают о них ничего. Это авторы знаменитых старинных романсов. Какой-то Чуевский сочинил "Гори, гори, моя звездочка!". Какой-то (или какая-то) Абаза "Утро туманное"... И все же Борис Фомин выделяется посреди всех этих сочинителей - и судьбой, и талантом.
"Как? Разве он не умер ещё в XVIII веке?" - приходилось чуять достаточно нередко. Нет, он умер значительно позднее. Но на пластинку "Романсы пушкинской поры" единственный романс Фомина все-таки "втерся".
Борис Иванович Фомин родился в 1900 году, и все его творчество связано с Москвой. Сюда, на Чистые пруды, он переехал в 1918 году из Петрограда, в этом месте сквозь 30 лет и умер.
Музыкальные способности Фомина проявились до срока. В 4-5 лет он, чуть-чуть выглядывая из-за аккордеона, играл так, что всем хотелось внимать. Для его отца это была без малого драма. Уважаемый боевой чиновник, джентльмен государственного ума, он мечтал углядеть единственного сына офицером, инженером, ученым. Но музыкантом? Музыкантов в их семейном клане, состоявшем в прямом родстве с М. Ломоносовым, ещё не видали. Правда, посреди предков его жены, крестницы Александра II, музыканты, кажется, были.
Но у Ивана Яковлевича хватило мужества смириться с явным музыкальным талантом сына. Тем больше что родился он под Благовещение, а в России в тот самый день принято более того птиц давать на волю...
Отдали Бориса не в гимназию, в реальное училище. А также он забирал уроки музыки у лучших педагогов. Самый наилучший из них - А.Н. Есипова, великая русская пианистка, профессор консерватории. Годы занятий с ней - основа музыкального образования Фомина. Никто не сомневался, что быть ему пианистом. Или все же композитором? Он потому как так блестяще и так заразительно импровизировал.
Всматриваемся в старые фотографии: в форме "реалиста" он этакий же шустрый балбес, как и другие его товарищи. А вот в костюме артиста - необычайно изящен, аристократичен. Восходящая звездочка, да и только!
Но кто знал, как повернется история. Почти вместе с тем умерла Анна Есипова и началась Первая мировая махаловка. А Фомину всего 14 лет. Будущая карьера померкла в тумане. Даже отцу-генералу многое было не ясно. После революции мчаться из России он не захотел. Достойное местоположение в новом госаппарате предложил ему Ленин. В Москву семейство Фомина переселялась сообща с правительством.
Борису проворно удалось приобщиться к московской артистической жизни. Нашлось местоположение музыканта в "Летучей мыши". Но в январе 19-го он уйдет добровольцем на фронт и вернется только сквозь два с половиной года. Сначала его как "реалиста" направят на срочный ремонтик и восстановление фронтовых железных дорог. Потом заметят, что значительно лучше применять Фомина как фронтового артиста: он и пианист, и танцор, и рассказчик, и конферансье, и более того певец. Очень резво он соберет свои номера в веселую оперетту и поставит ее прямо в этом месте, на фронте, на платформе вагона...
Вернувшись в Москву, он ещё раз попробует свои силы в оперетте "Карьера Пирпойнта Блэка". С шумным успехом пройдет она и в Москве, и в Петербурге, но особой славы не принесет. "Музыка малость получше, чем у Кальмана или Легара", - высокомерно напишет журналистский рецензент. Тогда казалось, что уж хуже Кальмана намарать легко нельзя. А хуже оперетты и жанра-то нет!
Фомин будет пытаться себя и в балете, в том числе детском, побывает тапером в кинотеатре и более того "цыганом" в одном из московских хоров. Но родное наивысшее призвание найдет в старинном романсе.
Еще на фронте он заметил, что в самые трудные минуты хочется более того и не юмора, а аккурат лирики - сладких воспоминаний, горячих любовных слов, радужных надежд. Не знаем, сочинял ли Фомин там, в окопах и теплушках, но в Москве он разом заявил себя мастером романса. Один из первых - тот, что позже обошел весь мир и исполняется до сих пор - "Только раз бывает в жизни встреча". Его он сочинил в пору своего жениховства и посвятил будущей теще, в прошлом цыганской певице Марии Федоровне Масальской. Ничуть не менее знаменит иной его романс - "Дорогой длинною". А были ещё и "Эй, друг-гитара", "Твои глаза зеленые" и многие другие. Среди его романсов, кажется, не было неудачных. Не оттого ли их немедленно запели и наши эстрадные звезды 20-х годов, и наши эмигранты.
Более популярных романсов, чем фоминские, в то время не было. Да и в текущее время исполнители, поклонники романса не могут без них устроиться. Как же случилось, что на его долю выпало забвение? И уже никого не удивляют дежурные реплики после этого какого-нибудь из его шлягеров: "Какая вещь! И кто же это сочинил?"
Какой-то Фомин.
Первую порцию забвения Фомин хлебнул в эпоху сталинской культурной революции. Люди, знавшие Фомина, рассказывали нам, что он как-то видно сник в 30-е годы, стал меньше писать, печататься. А иной раз и нисколько куда-то исчезал.
Без большого шума романс как жанр был по сути дела запрещен на Всероссийской музыкальной конференции 1929 года. Закрылись издательства, печатавшие Фомина, оказались без работы многие исполнители. Остальные получали свои репертуарные списки и программы концертов с грозными красными пометками: "Сколько позволительно! Халтура! Пошлятина!" и более того - "Контрреволюционный хлам!" Жаловаться было некому, да и небезопасно.
От строгости начальства спасала глубинка. Чем дальше от Москвы, тем легче нарушались репертуарные запреты. В Тбилиси или во Владивостоке разрешается было напевать что угодно. Хотя сигналы об этих нарушениях, конечно, накапливались где-то вверху. И накопились.
В 37-м году Фомин исчез на долгое время. Около года он пробыл в бутырской камере. Обвинения были одно нелепее другого, но приходилось с ними уговариваться. Пока во всем разбирались, грянули очередные перемены. Посадили тех, кто сажал других, а Фомина выпустили.
Говорят, что Сталину нравилась фоминская песня "Саша" в исполнении Изабеллы Юрьевой. Но вряд ли это имело касательство к его освобождению.
Фомин сочинял романсы и в эти страшные годы - "Изумруд", "Оглянись", "Не говори мне этих слов небрежных". Но они так и остались в рукописях, а многие бесследно исчезли. Так уж вышло, что они были никому не нужны, как и их автор.
Фомин понадобился, когда пришла битва. Скоро в Москве не осталось театров, а попутно уехали и те, кто запрещал романс и преследовал его авторов. Фомин же не нетрудно остался в Москве. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, создал совместно с друзьями фронтовой театр "Ястребок" при клубе МВД - на многие месяцы это был один театр в Москве, к тому же выпускавший концертные программы и спектакли, созвучные времени. Многие песни Фомина - "Жди меня", "Тихо в избушке", "Письмо с фронта" тотчас вслед за тем премьеры разлетались по России.
Но закончилась махаловка, и на Фомина обрушилась новая волна забвения. Выпячивать его заслуги в дни войны никому из коллег, вернувшихся из эвакуации, не хотелось. Его вспомнили только тогда, когда началась кампания супротив "безыдейных пошляков" Зощенко и Ахматовой. В тот самый же строй музыкальная критика воткнула и Фомина.
В 1948 году Фомина не стало. Здоровье позже пережитого весьма пошатнулось, а денег на лекарственное средство не было. Необходимый ему пенициллин был доступен только номенклатуре...
Так же читайте биографии известных людей:
Борис Хайкин Boris Haykin
Советский дирижёр, профессор Московской консерватории, Народный артист СССР.
читать далее →
Борис Чайковский Boris Chaikovsky
Профессор Российской Академии Музыки им.Гнесиных.
читать далее →
Борис Штоколов Boris Shtokolov
Уже в детстве у Бориса проявился хороший голос, доставшийся ему, похоже, в наследство от дедушки по линии матери, Ивана Григорьевича Юрасова,..
читать далее →
Борис Лескин Boris Leskin
Борис Вульфович Лескин (Лёскин), артист. Работал в БДТ. Последние 20 лет артист живет в Нью-Йорке.Я проработал в БДТ 28 лет. Я приехал сюда, мне..
читать далее →