Известные люди

»

Бьёрнстьерне Бьёрнсон

Бьёрнстьерне Бьёрнсон Bjornstjerne Bjernson Карьера: Поэт
Рождение: Норвегия» Квинке, 8.12.1832 - 26.4
Бьёрнстьерне Бьёрнсон - известный норвежский писатель. Родился 8 декабря 1832 года.Бьёрнстьерне Бьёрнсон является лауреатом Нобелевской премии по литературе 1903 года, а так же известен как автор текста гимна Норвегии.Сочинения Бьёрнстьерне Бьёрнсона в русском переводе:- Б. Бьернсон. Когда цветет молодое вино. Комедия // Фиорды. Дикий лес.(Датские, норвежские, шведские писатели в переводах А. и П. Ганзен). Сборник 3. СПБ. Изд-е т-ва А. Ф. Маркс 1911.- Пьесы (Хульда-Хромоножка. Банкротство. Редактор. Новая система. Свыше наших сил, I-II). М.-Л., 1961.- Сюнневе Сульбаккен. М., 1961.

Норвежский стихотворец, драматург, прозаик и газетчик Бьернстерне Мартиниус Бьернсон был старшим из шести сыновей лютеранского пастора Педера Бьернсона и дочери коммерсанта Элизы Бьернсон (урожденной Нурдрок). Когда Бьернсону было 5 лет, его семейство переехала из Квикне, маленького церковного прихода в горах, в живописный район Ромсдал в Западной Норвегии, где мальчика определили в школу в прибрежном городе Молде. Не по годам развитый, Бьернсон писал вирши, издавал рукописную газету, являл здоровущий заинтересованность к политике. В 1849 г. Б. приехал в Христианию (нынче Осло) подготавливаться к вступительным экзаменам в вуз, в этом месте он встретился с Генриком Ибсеном и другими крупными норвежскими писателями. В универ Бьернсон поступил в 1852 г., при всем при том, достигнув в следующем году совершеннолетия, он перестал посещать занятия и окунулся в политическую, театральную и литературную бытие города. На протяжении двух лет в разных газетах выходили его театральные обозрения и критические статьи, им кроме того была начата кампания по созданию норвежского национального театра Бьернсон становится ведущим культурным деятелем страны. В 1854 г. Бьернсон работает театральным критиком в утренней газете Осло 'Моргенбладет' (Morgenbladet), а два года через начинает издавать 'Иллюстререт Фолькебладет' (Illustreret Folkebladet) - журнал, в котором были впервой опубликованы записанные им народные сказки. Летом 1856 г. Бьернсон едет на студенческую сходку в Швецию, где, по словам критика Харальда Ларсона, 'он был потрясен воспоминаниями о прошлом, видом национальных костюмов, оружия, надгробий шведских королей'. Вдохновившись идеей воссоздания истории своей собственной страны, Бьернсон пишет очерк 'Как я стал поэтом', в котором возвышенно поклялся сотворить 'галерею предков' из исторических пьес, с тем чтобы возродить у норвежского народа ощущение национальной гордости.

Стремясь осуществить свои обязательства перед национальным театром, Бьернсон в 1857 г. становится директором нового 'Норске театер' в Бергене. В следующем году Бьернсон женится на актрисе Каролине Реймерс, от брака с которой у него было немного детей. Один из сыновей писателя, Бьерн, стал известным артистом и режиссером, а дочка Берглют вышла замуж за сына Ибсена, Сигурда. Работая в театре, Бьернсон продолжал сочинять вирши, пьесы и повести, издавал газету, занимался политикой. Его стихотворение 'Да, мы любим эту землю' (Ja, vi elsker dette Landet), написанное в 1859 г., было попозже положено на музыку и стало норвежским национальным гимном.

Возвратившись в 1859 г. в Осло, Бьернсон начал издавать ежедневную вечернюю газету 'Афтенбладет' (Aftenbladet), ставшую при нем органом новой либеральной партии. Однако его либеральные и реформистские передовицы оказались до такой степени непопулярными, что вскоре писателю пришлось покинуть с поста главного редактора. С 1860 по 1863 г. Б. живет за рубежом, преимущественно в Италии, а по возвращении в Осло становится директором 'Христиания театер' (1865...1867). До 1873 г. Б. в основном пишет вирши, песни, сказки, повести и пьесы на исторические темы. Как и у Ибсена, главными героями этих произведений были крестьяне и средневековые герои норвежских саг. Такие лирические повести, как 'Сюнневе Сульбаккен' (Synneve Solbakken, 1857), 'Арне' (Arne, 1859) и 'Веселый парень' (En Glad Gut, 1860), стилистически близкие норвежским устным народным преданиям, живописуют бытие крестьянства в современном обществе и типично завершаются на положительной ноте. Влиятельный датский критик Георг Брандес в 1886 г. фиксировал в одном из своих очерков, что 'Веселый парень' 'подобен освежающему ветерку, несущему избавление от тоскливой меланхолии, отягчающей норвежский ум'. И все же Б. стремился не столь воспеть бытие веселых селян, сколь выказать, что со своим стоицизмом и любовью к приключениям они являются духовными наследниками тех часто обреченных героев его исторических трагедий, которые боролись за примирение язычества с христианством. Свою первую пьесу 'Вальборг' (Valborg) Бьернсон снял с постановки, так как счел ее уж очень банальной, - вследствие этого первой пьесой писателя принято мнить 'Между битвами' (Mellem Slagene, 1857). За этой исторической пьесой, где описываются драматические события XII в. в Норвегии, последовали другие:

'Хромая Гульда' (Halte Hulda, 1858), 'Король Сверре' (Kong Sverre, 1861), 'Сигурд Злой' (Sigurd Slembe, 1863) и 'Мария Стюарт в Шотландии' (Maria Stuart i Skotland, 1864). Трилогия 'Сигурд Злой', повествующая о таинственном претенденте на средневековый престол, считается лучшей из пьес, написанных Бьернсоном по мотивам норвежских саг, и ставится в единственный строй с 'Борьбой за престол' Ибсена.

К концу 1860-х гг. поэтическое творчество Б. достигло своего расцвета. В 1870 г. вышли его 'Стихи и песни' (Digte og Sange), многие из которых были позднее положены на музыку. Эпическая поэма в пятнадцати песнях 'Арнлют Геллине' (Arnljot Gelline) была опубликована в том же, 1870 г., и получила высокую оценку Георга Брандеса, назвавшего ее 'не превзойденной по красоте описания природы'. Впрочем, тот же Брандес, увлеченный идеями Чарлза Дарвина, Джона Стюарта Милля, Шарля Огюстена Сент-Бева и Ипполита Тэна, убеждал Б. изменить свои литературные пристрастия. В цикле лекций, прочитанных в Копенгагене в 1871 г., Брандес призывал скандинавских писателей отступиться от романтических и националистических представлений в пользу реалистической трактовки человеческих проблем, и Б. вскоре последовал его призыву. В 1873...1876 гг. литератор живет в Риме, в это время он оставляет фольклорные и исторические темы и обращается к социальной критике. Страстный защитник политической и культурной независимости Норвегии, Бьернсон разделяет идеи 'пан-скандинавизма', ратует за мир и международные гражданские права. Несмотря на то что Б. считал христианство жизнеутверждающей религией, он отвергал божественную природу Христа и открыто критиковал лютеранскую церковь за непонимание законов эволюции и за то значимость, которое лютеране придают греху и осуждению на вечные муки. Взгляды Б. заставили набожных норвежцев осудить его как еретика. Возможно, как раз по этой причине беллетрист и провел долгое время за рубежом, в том числе в Соединенных Штатах (1881). В 1893 г. Б. поселился на ферме в Норвегии, откель он нередко ездил в Данию, Францию, Германию и Италию. Бьернсон был первым норвежским писателем, начавшим сочинять пьесы с серьезной социальной проблематикой - жанр, тот, что предстояло развить Ибсену. В 'Банкротстве' (En fallit, 1875) запечатлена дело биржевых спекулянтов - предмет, раньше считавшаяся для серьезной драмы запретной. В 'Редакторе' (Redakteren, 1875) описываются последствия журналистской сенсации. В драматической поэме 'Король' (Kongen, 1877) - эклектичной смеси комедии и мелодрамы - сочинитель выступает с критикой монархии и церковной догмы. В 1880-х гг. Б. создает свои лучшие 'проблемные' пьесы. В 'Рукавице' (En handske, 1883) литератор бросает вызов двойственности буржуазной морали в вопросах пола. Суть драмы 'Свыше наших сил' (Over Evne, 1886), где выведен фанатичный батюшка, тот, что умышленно не спасает жену, в том, что мораль и общечеловеческие ценности должны брать верх над религиозным фанатизмом. Эта драма с успехом прошла по всей Европе, а в ее нью-йоркской постановке в главной роли играла Патрик Кэмпбелл. Свою собственную тяга к политическим кампаниям Б. высмеял в пьесе 'Любовь и география' (Geografi og kjaerlighed, 1885).

В 1884 г. Б. написал достаточно неровный реалистический роман 'Флаги веют над городом и над гаванью' (Det Flager i Buen og pa havnen), где рассказывается о сексуальном воспитании в школе для девочек. В другом реалистическом романе 'По божьему пути' (Pa Guds Veje, 1889) раскрывается конфликт между наукой и религией. Эти произведения, по словам английского критика Эдмунда Госсе, 'отличаются точностью деталей и наблюдательностью'.

В 1903 г. Б. был награжден Нобелевской премией по литературе 'за благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая неизменно отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа', а ещё за 'эпический и драматический талант'. В своей Нобелевской лекции Б. говорил, что подлинный литератор должен мочь отличать добро от зла:

'Хорошие и дурные идеи сыграли свою образ во всех областях нашей жизни; они являются частью нашей тяги к знаниям, питают нашу жизненную энергию... Цель любого искусства состоит в том, чтобы отразить эти идеи'.

В 1910 г., посредством год вслед за тем выхода в свет последней драмы писателя 'Когда зацветет свежий виноград' (Nar den ny vin blomstrer), Бьернсон умер в Париже в возрасте 77 лет. Девятитомное собрание сочинений писателя было опубликовано в 1919 г. По словам американского критика, выходца из Норвегии Ялмара Йорса Бойесена, Б. 'видел в оборванном норвежском крестьянине национальное величие, а прикладывая ухо к сердцу нации, слышал биение ее скрытых эмоций. И когда он подал звук и запел, любой скандинав почувствовал, что это его личный голос'. Хотя в близкое время Б. сравнивали с Ибсеном, в эти дни его лучше знают и выше ценят как поэта и сказителя, чем как драматурга. Сила стихов Б., писал британский критик XX в. Джеймс Уолтер Макфарлейн, состоит в 'их чистосердечной жертвенности, в простоте и естественности чувств', а кроме того в лиризме и патриотическом порыве. Сравнивая Бьернсон с Ибсеном (тот, что так и не был удостоен Нобелевской премии), британский критик Брайан В. Даунз отметил, что 'предстоящее на стороне Ибсена, тот, что остается великой державой литературного мира, чего запрещено проговорить о Бьернсоне и в то же время произведения Бьернсона, как правило, заслуживают внимания'.

Так же читайте биографии известных людей:
Бьорк Гудмунсдоттир Bjerk

По своему происхождению Бьорк (по-исландски - "береза") - настоящий викинг в шестисотом поколении с крутым северным нравом, росточком эльфа,..
читать далее

Бьорн Дэли Biorn Dely

На прошлой неделе в Москву приезжал самый титулованный спортсмен в истории лыжного спорта восьмикратный олимпийский чемпион и многократный..
читать далее

Бьорн Ульвэус Bjorn Ulvaeus

Бьорн Ульвэус - известный швецкий музыкант, певец и композитор. Родился 25 апреля 1945 года.Бьорн Ульвэус известен как один из участников популярной..
читать далее

Бьюзи Филиппс Busy Philipps

Бьюзи Филипс - настоящее имя Элизабет Джин Филипс, американская актриса, родилась 25 июня 1979 года.Наибольшую известность Бьюзи Филипс принесли..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий