Известные люди
»Валентина Караваева
Рождение: Россия, 21.5.1921
Валентина Караваева - советская актриса театра и кино. Родилась 21 мая 1921 года.Валентина Караваева известна по ролям в таких фильмах как: "Ночь в сентябре" 1939 год, "Суворов" 1940 год, "Машенька" 1942 год, "Наши девушки" 1943 год, "Повесть о первой любви" 1957 год и др.
В 40-е годы она блеснула в "Машеньке" трогательном фронтовом фильме, тот, что был для боец (и их подруг в тылу) чем-то как будто симоновского заклинания: "Жди меня, и я вернусь". Караваева студентка киношколы при "Мосфильме" училась на курсе Райзмана. Когда Райзман проводил, как в настоящее время говорят, "кастинг" актрис для участия в этом фильме, от звёздных имён кружилась башка. А отобрали её, никому не известную вздорную студентку. Она взяла режиссёра измором первая проба была неудачной, но Валентина как как будто знала, что Машенька останется главной и единственной ролью в её жизни. И когда Райзман, пересмотрев всех, так и остался неудовлетворён, она пришла заново и сыграла так, что он уже не сомневался.
После выхода фильма (в 1943-м) вся съёмочная группа получила Сталинскую премию, и Караваева в 23 года стала самым молодым лауреатом. Талантливая, славная, народная любимица, обласканная властью, какие замечательные перспективы открывались перед ней! Режиссёры забросали её предложениями. Даже Райзман, тот, что взял за правило никого из актёров не снимать дважды, пригласил её в свою следующую картину "Небо Москвы". Но нелепая, трагическая случайность сберегла традицию режиссёр не снял и Караваеву.
Родом Валентина была из российской периферии, Вышнего Волочка. Любимый ребёнок в семье, она завсегда отличалась своенравием. Родители назвали её Аллой, но в пять лет девчурка настояла на официальном переименовании. Ей казалось, что "Алла" неподходящее имя для кинозвезды. А в том, что она станет кинозвездой, Валя ни при каких обстоятельствах не сомневалась. Родители полагали это блажью. Но, закончив семь классов, их дочка исчезла из дома, захватив единственный потрёпанный чемоданчик и оставив записку: "Еду в Москву, чтобы сделаться актрисой".
И стала. Она выдержала вступительный экзамен в школу-студию при "Мосфильме", соврав, что закончила восьмилетку. Училась не без затей что надо, а исступлённо. Снялась в нескольких эпизодических ролях. Родители не слышали о ней ничего гордыня не позволяла Валентине чиркать до тех пор, покуда она не прогремела на всю страну в "Машеньке". Да и опосля она нечасто общалась с родственниками. Даже о её смерти в декабре 1997 года семейство узнала из газет. В одну редакцию пришло тогда сообщение от племянницы Караваевой. Она рассказывала, что жили они нелегко, бедно, но к знаменитой родственнице обращаться стеснялись. А когда узнали, что она умерла в одиночестве и бедности, не могли себе извинить. Видимо, в семье Караваевых гордыня фамильная черта. В редких письмах родным Валентина выдумывала, что получила в наследство миллионы погибшего мужа.
В 1943 году по пути на съёмки того самого фильма Райзмана "Небо Москвы" Караваева попала в автокатастрофу автоагрегат столкнулся с трамваем. Водитель погиб, а Караваева оказалась в реанимации. Что она чувствовала, когда в первый раз, очнувшись, взяла в руки зеркало?! Её физиономия изуродовано навечно. И две пластические операции, сделанные потом швейцарскими врачами, не смогли утаить жуткий шрам, протянувшийся от уха до подбородка. На этом фоне более того известие о том, что она ни при каких обстоятельствах не сможет сделаться матерью, прошло для неё без малого незамеченным.
Правда, оставался театр. Ещё живы были в памяти её "прошлые заслуги". Караваеву поселили в гостинице "Москва", приняли на работу в единственный из столичных театров, приглашали на всевозможные приёмы в качестве почётного гостя. Тогда было модно "украшать" известными актёрами и режиссёрами дипломатические рауты в посольствах. На одном их таких приёмов она познакомилась с Чапменом атташе посольства Великобритании. Он был представителем одной из самых уважаемых и состоятельных семей Британии, но власти подозревали, что его дипломатическая пост является только прикрытием. Поэтому к их знакомству и развивающемуся роману внимательно приглядывались не только в культурных кругах столицы.
В конце концов Караваевой дали дозволение на брак и эмиграцию. Она писала в правительство: "Я не востребована тут как актриса. Я, лауреат Сталинской премии, могу сыграть ещё непочатый край ролей, если мне будет оказана медицинская содействие за рубежом. Я была и остаюсь советским человеком, верным коммунистической партии". В 1945 году Валентина Чапмен покинула Россию. Коллеги обвиняли её в корысти мол, променяла Родину на денежки и пластическую операцию. Но она любила Чапмена. Об этом говорит её послание, сохранившееся в архиве: "Я встретила свою влюбленность и пойду за своей любовью в отдалении от этой земли".
Валентина стремительно освоилась и в Британии, и в Швейцарии, где они жили с мужем. Вскоре она уже беспрепятственно говорила по-английски, немало путешествовала и сроднилась с нравами английской аристократии. Рассказывают, что для своих горничных она была вздорной хозяйкой: могла провернуть дебош, к примеру, из-за того, что в ванну добавлена не та пена. Девушка из Страны Советов с удовольствием окунулась в мир модных туалетов, светских приёмов после этого рассказывала подруге, что на одном из раутов танцевала с самим Черчиллем. И всё же праздность вскоре ей наскучила: организовала театр при русской общине в Женеве, в котором была и режиссёром, и примой.
Дважды ей делали пластические операции. Но более того швейцарская врачебная наука оказалась бессильна: шрам удалось чуть-чуть замаскировать, зато онемела верхняя губа. И с окончательным вердиктом медиков закончилась семейная бытие Караваевой она стала рваться на Родину. Чапмен умолял её остаться, предлагал развод и хорошее содержание. Шел 1950 год, ещё был жив Сталин, и Чапмен, не понаслышке знакомый с политическим режимом Страны Советов, мог вообразить, что ждёт возвращенку в России. Но она стояла на своём. Полгода провела на ступенях советского посольства, умоляя позволить ей возвратиться. В конце концов ей дали позволение. В обмен на кг исписанной бумаги с признаниями своих ошибок и преимуществ советского строя перед капиталистическим.
Как ни необычно, Валентину встретили в России достаточно приветливо, если не возбраняется так заявить о вызывах в КГБ, мрачнеющих при встрече лицах старых друзей и неформальных предложениях съехать куда-нибудь подальше. Но, по крайней мере, она была дома.
Год она провела в Вышнем ВолоЧке. Работала в местном театре. Её племянница, тогда ещё ребёнок, вспоминает, с каким восхищением дети разглядывали платья и шляпки, моднячие журналы, нейлоновые чулки, духи и целых двадцать шуб, которые она привезла из-за границы. Конечно, в Вышневолоцком театре она блистала, но ей-то грезилось иное: Москва и постановка чеховской "Чайки".
Спустя год она вернулась в Москву. На свой ужас и риск. Готовилась к репрессиям, и когда получила повестку-вызов в Министерство иностранных дел, пошла туда, связав в узелок сухари и смену одежды. Но вызвали её для того, чтобы ознакомить с письмом адвоката родителей мужа: Чапмен погиб в автокатастрофе в Альпах через два года затем её возвращения в Россию, а его родители отказывали ей в наследстве. С лёгким сердцем она подписала отказ, добавив чиновнику министерства: "Если вы сможете отстоять эти капиталы, отдайте их детским домам и больницам". Речь шла о гигантской более того по нынешним временам сумме, но она, счастливая, ушла, помахивая узелком.
Настоящего дома у неё не было. Она снимала углы в коммунальных квартирах, бомбардируя Фурцеву, тогдашнего министра культуры, просьбами об улучшении жилищных условий. На это ушло больше десяти лет.
Работала Караваева в Театре Пушкина, Театре киноактёра. Она репетировала немного спектаклей во втором составе, но, кажется, так ни в жизнь и не вышла на сцену. Её прямолинейный, экспансивный и неуживчивый нрав стал ещё тяжелее позже возвращения в Москву. Она понимала, что людям сложно водить знакомство с ней, и замыкалась в себе. Возможно, как раз потому у неё, талантливой актрисы, не сложилась театральная существование. Например, из-за конфликта с режиссёром её сняли с роли Нины Заречной в "Чайке", поставленной в Театре Моссовета Юрием Завадским ещё в 1945 году. Сыграла премьеру 8 мая, а в следующем спектакле уже играла другая актриса.
Много лет она влачила в буквальном смысле слова нищенское наличие. Иногда удавалось подработать на Киностудии им. Горького при дубляже фильмов. Рассказывают, что Караваева спорила и там. На этот раз с изображением, "играя" голосом так, как она сама считала нужным. Может быть, потому в последние годы жизни она лишилась и этой работы на смену ветеранам пришли новые режиссёры, уже не помнившие былой славы Валентины Караваевой. Но звук её до последнего вздоха оставался тем же едва хрипловатым и бесконечно чарующим, каким он запечатлён в фильмах "Всё о Еве", "Красное и чёрное", "Моя бедная любимая мать", "Свидетель обвинения". Её голосом говорили Грета Гарбо, Лилиан Гиш, Бетт Дэвис и Марлен Дитрих.
Что-то ей платили в Театре киноактёра из милосердия. Зарплату приносила на обитель секретарша, сама Караваева за деньгами не шла говорила: "Я ни в чём не нуждаюсь". Давно были проданы привезённые из Швейцарии шубы, дорогие и уже немодные платья... На улицу она выходила нечасто. Однажды её встретили на Старом Арбате. Караваева выглядела как многие интеллигентные старушки: всё вычищено, выглажено, но кажется, что одежка вот-вот рассыплется на ней от старости. А в волосах кумачовый бант.
И вот тогда, когда, казалось, всё в прошлом, в её жизни появился свежий толк. Режиссёры не приглашали сниматься и она сама стала снимать кино. Двадцать с лишним лет Караваева играла перед любительской кинокамерой, опосля выказывала плёнку, смотрела её на пришпиленном к стенке бумажном экране, разбирала свои ошибки и играла сызнова. Звук записывала на допотопный катушечный магнитофон. Устанавливала свет. Шила костюмы к любимым ролям Анна Каренина, Кармен и, конечно, Нина Заречная. Для этой роли она сделала себе Чайку птицу из проволоки, бумаги и перьев. Одни и те же роли она играла на протяжении двадцати с лишним лет, и камера фиксировала, как она стареет: Заречная в пятьдесят, в шестьдесят, в семьдесят...
Ещё она писала дневник-повесть своей жизни, тот, что назвала "Пути человеческие", писала и письма, которые забывала отправлять. Так, сохранилось в её архиве сообщение к знаменитому итальянскому режиссёру Пьетро Джерми: у неё есть для него замечательная история. Не себя ли имела в виду?..
Она и умерла перед камерой.
О её смерти могли бы продолжительно не изведать, но в доме произошла водопроводная авария, и в ЖЭК обратились все жильцы, помимо этой странной женщины из квартиры на втором этаже. Кажется, никто и не знал, что она в прошлом известная актриса. Никто, помимо ближайшей соседки, которая любила из-за стенки внимать прекрасный караваевский звук, произносивший монологи из Чехова, Ибсена, Толстого. Эта же соседушка и забила тревогу: звук из-за стенки не доносился уже немного дней. Когда ворота взломали, то увидели, как в воде плавали листы бумаги, спутанная киноплёнка и безнадёжно испорченные костюмы... Гнетущее ощущение производила обтянутая чёрной тканью комната-павильон, импровизированная гримёрка на кухне, узкий продавленный топчан, служивший попутно и сценой, "моя ложа любви" звала его Караваева.
Человек, которому дали квартиру вслед за тем её смерти, предпочёл остаться существовать в общежитии, но не вселяться в это жилище, внушавшее ему безотчётный страх.
Хоронили её в начале января 1997 года. Скромные похороны организовала Гильдия актёров, а личные вещи и архив Караваевой попали в Музей кино и вслед за тем были использованы при создании фильма о ней, названного "Я чайка!.." Её могилка заросла лопухами. К деревянному кресту криво прибита проржавевшая табличка с надписью: "Чапмен". От неё не осталось ничего, помимо фильма, в котором она сыграла свою последнюю образ уже позже смерти. Но ничего другого ей и не было нужно.
Так же читайте биографии известных людей:
Валентина Касьянова Valentina Kasianova
Снялась в десятках фильмов, и все же ее собственная жизнь куда более драматична, чем судьбы любой из ее героинь. Вот уже 12 лет актриса, сыгравшая..
читать далее →
Валентина Ковель Valentina Kovel
Яркая звезда санкт-петербургской сцены, великолепная острохарактерная актриса.
читать далее →
Валентина Кособуцкая Valentina Kosobutskaya
Тяготеет к остро-характерным, порой гротескового рисунка ролям.
читать далее →
Валентина Малявина Valentina Malyavina
Заслуженная артистка России.
читать далее →