Известные люди
»Валерий Золотухин
Рождение: Россия, 21.6.1941
Валерий Золотухин - известный советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Художественный руководитель театра на Таганке. Родился 21 июня 1941 года.Дебют Валерия Золотухина в качестве актера кино сотсоялся в 1965 году с роли Петьки Трофимова в фильме "Пакет". На сегодняшний день Валерий Золотухин известен по ролям в таких картинах как: "Хозяин тайги" 1968 год, "Бумбараш" 1972 год, "Смешные люди" 1974 год, "Маленькие трагедии" 1979 год, "Человек с аккордеоном" 1985 год, "Сын" 1987 год, "Ночной дозор" 2004 год, "Мастер и Маргарита" 2005 год, "Дневной дозор" 2005 год, "1612" 2007 год, "Адъютанты любви" 2007 год, "Ефросинья" 2010 год, "Ржевский против Наполеона" 2012 год и др.
Детство Валерия Золотухина прошло в Алтайской деревне с поэтическим названием "Быстрый исток". Самое яркое, что он помнит из того периода, и что, в конце концов, сплавило его нрав, бесповоротный и звенящий, как дамасская сталь - это ребячество на костылях. Семилетним мальцом вывалился он из окна второго этажа и шибко зашиб колено. Не безотлагательно оказали ему поддержка, да и поддержка эта получилась неправильной - от бедра до щиколотки заковали ногу в гипс. К счастью под этим панцирем завелись вши, и мальчонка карандашом расчесал опухоль. Гипс пришлось снять. А по-другому бы Валерий на всю существование остался бы калекой.
- Сколько ребятишек из того санатория остались инвалидами: мне поставили диагноз туберкулез кости и объявили, что ни в жизнь не буду гулять независимо. Я и в самом деле до восьмого класса на костылях ходил, больная нижняя конечность на шесть сантиметров была длиннее здоровой.
- Ребята не дразнили?
- По-разному дразнили. Да только мне было плевать на это, у меня вечно было ощущение счастливой уверенности в себе, я более того предположить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни хоть отбавляй, ни самое малое, а сделаться артистом. Я же не понимал тогда, что с моей травмой это нельзя, вследствие того что, вероятно, и добился своего. Помню, был ещё совершенно маленьким, мамка уходила в поле вкалывать, меня привязывала за ногу к порогу, чтобы никуда не уполз. А я песни напевал. Мимо люди проходили: кто молока нальет, кто хлеба ломоть даст - так я уже с детства актерством зарабатывал. Позже сестра сказала: "Быть тебе или великим артистом или великим пьяницей", - это она к тому, что, вернувшись из санатория, я поразил домашних тем, что запросто махнул стакан вина - что мне винцо, если меня столь времени лечили горьким кальцием и рыбьим жиром.
- А за девочками ухлестывали, наверно, первая влюбленность не спрашивала справку о вашем самочувствие, нахлынула без спроса?
- Точно. Это произошло ещё в санатории, где я три года провалялся, привязанный к кровати, мне не было и десяти лет. Влюбился я в пышногрудую медсестру, думаю, не только я влюбился, все собратья по палате тайно о ней вздыхали, а я собирался на ней жениться и оттого шибко старался притянуть ее внимательность - орал громче всех, за что доставалось мне от нее по самое "маменька не горюй".
- У деревенских мальчишек основополагающий сексуальный навык происходит рано: летний зной, сеновал, соловьи...
- Не так романтично. Первая леди была намного старше меня - легко в 16 лет я не имел права отставать от дружков...
Покорять, так королеву!Про этакий шаг говорят: "Не ведает, что творит". Деревенский парнишка в шароварах и с гармошкой поступил в ГИТИС, причем на отделение оперетты, туда, где необходимо с легкостью распевать и танцевать - это с больной-то ногой. Валерий прихрамывал, но умудрялся привирать педагогов. А чтобы в балетном классе не было видно его физических недостатков, подговорил сокурсников заниматься в трико, а не в трусах.
- Чтобы не отставать от коллег, мне приходилось значительно больше заниматься. От таких нагрузок в всякий миг могло приключиться обострение. Тем больше, что по своей внешности я скорее подпадал под амплуа комика и простака, а тут уж пришлось бы на сцене выкладываться на полную катушку. Я понимал, что длительно в таком напряжении не протяну. Но я фартовый парнишка! Наш педагог Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, режиссер театра Моссовета стала известия со мной "подрывную работу", переманивать в драматические артисты - она увидела во мне яркую индивидуальность. Так что у меня уже с первого курса был свой театр - это исключительный эпизод.
Казалось бы, с этого момента студент Золотухин мог бы обучаться "через рукава", но он относит себя к типу людей, которые не перестанут вкалывать ни при каких условиях, ни при каком строе и уровне достатка, он с жадностью постигал профессию, тем больше, что образ "свой посреди чужих" ему приходилось игрывать ежедневно: студенты оперетты считали себя на класс выше будущих драматических артистов, а те "оперетчиков" вообще не считали за людей.
- Значит, день и темное время суток этюды, батманы, сценарии, экзамены?..
- Ну отчего же? Гулянки, легкомыслие, влюбленности - на все хватало времени, на дрёма оставалось негусто, но в юности почивать довольно часа четыре.
- Говорят, в те годы с вами не соглашалась танцевать ни одна девица, как же тогда вам удалось завоевать сердце первой красавицы курса?
- Нину Шацкую я выбрал, в силу того что что она была самой красивой и недосягаемой, мы учились на одном курсе: я был секретарем комсомольской организации, а она прогульщицей: Однажды она попросила у меня какую-то лекцию, а я сказал, что дам, но только в общежитии. А общежитие, скажу я вам, коварное местечко. Я спросил: "Целоваться будем?". А она дерзко так бросила: "Будем!" Ох, и нацеловались мы тогда, до покусанных губ: А опосля Нина познакомила меня со своей мамой, не понравился я маме, плакала она, плакала: Но мы все одинаково расписались на пятом курсе, в аккурат на День всех влюбленных - 14 февраля, истина тогда тот самый торжество мы ещё не знали.
- Актерская семейство - неустойчивая формула: оба ранимы, оба жаждут славы. Завидовали успехам товарищ друга?
- Конечно. Нина уже снималась в кино, а я нет. Однажды мы поехали в мое село передохнуть, по этому случаю в клубе показали кино с Нининым участием и устроили ей творческую встречу. А опосля в Алтайской Правде написали: "Наше село посетила известная актриса Нина Шацкая со своим мужем". Знаете, как досадно было?! Я понял, что несложно обязан незамедлительно сняться в кино, и тут же мне последовало приглашение в картину "Пакет". Конечно, хотелось узнавания на улице, чтобы открытки с твоим изображением продавали, и лик человеческий во всю афишу красовалось - как раз о таковой популярности я мечтал в детстве. А первую свою афишу я увидел в проезде Художественного Театра: над туалетом. Сейчас там Чехов висит...
- Говорят "Бумбараша" вы получили благодаря редкостной наглости?
- На эту образ пробовался ещё Михаил Кононов. Я подошел к режиссеру и сказал: "Если хотите произвести мировой кино, берите Кононова, а если хотите забежать в вечность - возьмите меня". Сколько лет прошло, а я до сих пор слышу за спиной "наплявать, наплявать...".
Во время работы происходило полно казусов, то Золотухину пришлось, переодевшись в милицейскую форму и выдавая себя за оперуполномоченного из Киева "выбивать" у председателя местного колхоза коней для работы. На угрозы артиста: "Расстреляю!",- тот перепугался до смерти и собрал лошадей со всей округи. А в иной раз малость не сварили в ванной актрису Екатерину Васильеву. По сюжету она сидела в ванной, под которой был разведен кострище, ассистент следил за дровишками. А поблизости Золотухин "травил анекдоты", заправляя их ядреными деревенскими частушками. Ассистент заслушался и не обратил внимания, что Васильева уже в третий раз терпеливо намекает, что ей горячо. Когда же ей стало вовсе невмоготу, она выскочила из ванной безупречно голая и с воплем: "Суки, вы же меня сварили!", - понеслась долой.
Роман в телефонных счетах- Популярность, как правило, приводит немалый шлейф поклонниц. Испытание женским вниманием тяжелое?
- Да как-то не было поклонниц. Я был женат на таковой красавице! Помню, листал америкосский журнал - каталог самых красивых актрис мира, Нина там была на тринадцатом месте! Мои поклонницы, если они и были, видя меня с таковый женщиной, легко не питали надежды.
- Ну а вы-то не похожи на однолюба, не поверим, что заглядывали только в ее глаза.
- А как без увлеченностей, в этом же вся сущность актерская, были и романы и сумасшествия. Я, к примеру, был влюблен в балерину Мариинского театра Аллу Осипенко. А ее партнер меня за это едва не убил: первостепеннный раз я увидел ее под Одессой. Ее супруг и партнер на фоне восходящего солнца нес ее на вытянутых руках в море. Я без затей умирал от любви и зависти. Потом я ездил в Ленинград на все ее спектакли, дарил ей цветы, тихонько охал и на что-то надеялся. А затем наступило разочарование, я немного минут провел в ее обществе и увидел, что она нимало не похожа на Хозяйку Медной горы, которую изображала на сцене. Чуть позже со мной случилась влюбленность, которая еле-еле не привела к разводу с женой. Во время работы фильма "О тех, кого помню и люблю" я потерял голову от Жени Сабельниковой. Она жила в Ленинграде, я в Москве, и мы разговаривали с ней по телефону часами. А так как я звонил ей из театра, то шибко резво в бухгалтерию стали прибывать огромные счета, по 400 рублей: Ее папаша говорил, что за те денежки, которые мы проговорили по телефону за свойский длительный роман, разрешается было проложить индивидуальный телефонный кабель Москва-Ленинград. Однажды, я тогда снимался на Мосфильме, за мной заехало такси, чтоб отвезти на киностудию. Подъезжаем к Мосфильму, а я шоферу говорю: "Мы не на ту студию приехали". Он спрашивает: "На Горького?". "Нет, - отвечаю, - на Ленфильм". И он повез меня на Ленфильм: Съездил туда-обратно, чтобы только Женю повидать, оплатил такси в оба конца. Что это? Безумие? Или нетрудно гусарство?
- Гусарские замашки вам свойственны? Флиртануть, покорить женщину на спор?
- Это в блаженство. Встретиться на одну темное время суток, где-нибудь в гостинице, когда оба знают, что больше приятель друга не увидят, что никто ни о чем не узнает. Мимолетная встреча: фьють-фьють, и разбежались! А на спор переспать - это ж стимул какой, азарт, истинная мужская суть захватчика! Но тут подчас развлекуха заканчивается скверно уже для тебя, покуда ухаживаешь - влюбляешься.
- Вы рисковый мужчина? Самое экстремальное местоположение, где вы занимались любовью?
- В тамбуре поезда, это было в юности. Чтобы провернуть светомаскировку, мне пришлось рукой расшибить плафон вкупе с лампочкой. Плафоны в поездах крепкие, на таких шальных, как я рассчитаны, но стремление было велико, вследствие этого я его сокрушил. Руку всю изрезал, кровь хлестала фонтаном, всю одежду перепачкали - но это только больше возбуждало. Да и вообще самый-самый ослепительный секс там, где могут застукать: за кулисами во время спектакля, в самолете...
- Приходилось уступать женщину другу?
- Хм, это Володька Высоцкий бывших любовниц пристраивал хорошим парням, я этого действовать не умею. Правда, Марину Влади я ему уступил. В основополагающий конец дня знакомства с ней мы все: я, Володя, Нина Шацкая, сидели в гостях у французского журналиста Макса Леона. Кем для нас была настоящая французская актриса? Божеством! Обычно лучших дам уводил Высоцкий, а тут я решил с ним "сразиться", и мы начали "кобелировать" - напевать поочередно под гитару. Моя супруга своевременно почуяла, что я завелся и увела домой. Поэтому Влади стала женой Высоцкого.
"Левак" укрепляет пошатнувшийся бракПри эдакий любви Золотухина ко всем без исключения женщинам, только тяга удерживала брак от распада. Валерий любил жену так, что более того плакал от ревности. Но один раз Нина Шацкая взяла сына Дениса в охапку и ушла к другому мужчине, к популярному артисту, коллеге по театру Леониду Филатову. Поговаривали, что с этого момента отношения Золотухина и Филатова грубо ухудшились. Но на самом деле Валерий навещал сына "во вражьем стане", одно время более того ночевал у них, не таил никакой обиды и более того не ревновал. Тем больше, что, по сути, тяжело постигнуть, кто кого в этой ситуации кинул. Во время работы фильма "Единственная" Валерий встретил свою вторую жену Тамару. Она работала на картине помощником режиссера. Однажды вечером Валерий шел под окнами гостиницы и услышал, как из окна третьего этажа доносятся звуки скрипки, оказалось, что Тамара скрипачка. Но тогда мужик этого не знал и, как завороженный, полез в оконце по водосточной трубе. Вообще-то он мог запросто заглянуть в ворота, но понял это только тогда, когда его в эту самую ворота выставляли вон. Золотухин был оскорблен в самых лучших своих чувствах, но все же сумел покорить сердце Тамары. Через положенное время в результате этой любви на свет появился отпрыск Сережа. Но, похоже, второй брак не охладил пылкого сердца Алтайского паренька.
- Валерий Сергеевич, вы писали о загадочном романе с женщиной по имени Ирбис. Насколько описанное вами, было реальным?
- Эта леди была в моей жизни. И она спасала от семейных неурядиц, от пресловутого, разрушающего любые чувства быта. Женщина, о которой я думал 24 часа в сутки, согревая близкое тщеславие тем, что эта красотка принадлежит мне. Эта влюбленность, может, и была в чем-то плодом моего воображения, но она спасла мою семью. Она помогла мне вначале отвлечься, а вслед за тем осмыслить, что главные ценности все-таки там, в семье. Ибо не напрасно говорят: "Первая подруга жизни от Бога, вторая - от мира, а третья - от Дьявола. Как бы там не было, но контролировать третье мне бы не хотелось. Для меня лучшей жены, чем Тамара, не может быть. Я ее мнением дорожу больше всего на свете, вследствие того что что у нее есть настоящая мудрость и терпение, верность и умение извинять. А ещё свой отпрыск Сережа.
В те годы Валерий Сергеевич цитировал в своем дневнике слова жены Тамары, которая знала об этом тяжелом для нее романе, знала из дневников мужа, где он в деталях изображал встречи с любовницей: "Валера, не мучайся, уезжай к ней. Я тебя отпускаю, я же вижу, что ты не хочешь меня видеть:Разлюбил одну, полюбил другую - при чем тут я? Бпища в том, что я только тебя люблю". Тогда же Тамара посетовала: "Я думала, что мы вырастим сына и умрем совместно. А ты:" "Так оно и будет, умрем вместе", - успокоил ее Золотухин.
Зависть к "Богам"- К Любимову на Таганку вы попали с основания театра?
- Это и помогло мне избежать традиционных для любого театра интриг. Кто меня будет подсиживать, если я старожил? А пришел я в тот самый театр, в силу того что что Любимов сообща со мной забирал и мою жену Нину Шацкую - ей никак не удавалось приткнуться в театр. Я переиграл немало разнообразных ролей - Любимов понимал, какую "глину" он имеет в своих руках.
- Но Гамлет, тем не менее, достался Высоцкому.
- Потому что он этого шибко хотел, эта служба была крайне путь Володе. Но он навалом выступал, ездил с гастролями и этим зачастую ставил под угрозу срыва спектакль. Тогда Любимов решил ввести меня на эту образ. Сам он говорил, что это скорее воспитательная мера. Володя обиделся, сказал, что уйдет из театра в тот же день, когда я сыграю Гамлета. Угрозу эту я серьезно не принял, но Гамлета так ни разу и не сыграл, более того когда Володя попал в больницу - это было бы для меня творческим самоубийством.
- Завидовали другу?
- Да завидовал, но не чистой, а самой черной завистью, какая только бывает. Я может самому Александру Сергеевичу Пушкину так не завидую, как Высоцкому: Сами посудите, какая может быть завидущая жаба? В поэзии Высоцкого разобрались только позже его смерти. При его жизни в творческом смысле я был значительно популярнее: позже "Бумбараша" и "Хозяина тайги" меня узнавали на улице, а Володю нет, и он на меня обижался. Это сейчас я осознаю, что ему монумент поставили, его звук продолжает слышаться, его вирши цитируют, и ругаю себя: "Что же ты, тупица, не записывал за ним каждое слово". Он сильно верно ушел, пускай меня Бог простит, но это так. Я видел, как хоронили великого комика Эраста Гарина, дожившего до старости, за его гробом шли с десяток старух. Вы можете представить 60-летнего Андрея Миронова? Я - нет. Упрогуливаться надобно своевременно, но это, к сожалению, не в нашей воле. Так что, говоря о зависти, впору припомнить исторический аналог: Моцарта и Сальери. Почему все нежданно-негаданно решили, что Сальери завидовал Моцарту? Он же был весьма популярен при жизни, его музыку исполняли кругом, а произведения Моцарта "расслышали" только после этого его смерти, он умер молодым, не вкусив славы. Кто кому должен испытывать зависть?
Сальери не отравит Моцарта- Заговорив про Моцарта, вы сами напросились. Догадываетесь, что следующий вопросительный мотив будет об Ирине Линдт? В прессе ее называют вашей "новой музой", "последней любовью"...
- Почему последняя, последняя у попа была жена: Муза - да, согласен.
- Вас фотографируют на пару, вы сообща появляетесь в телепередачах...
- Разве только с ней?..
- Тогда, чтобы не ходили сплетни, опровергните: нет, не люблю, не муза и вообще ничего не было...
- А к чему? Опровергнуть - это постоянно разрешается, но я бы этого не хотел. Да, люблю, я же не обалдуй, чтобы от этого отнекиваться, но ваше-то какое занятие? Она талантливая актриса и красивая дама, отчего же я не могу ее иметь слабость...
А разглядел Ирину Линдт многоопытный Таганковец не разом, точнее, более того не разглядел, а расслышал. Во время репетиции спектакля "Братья Карамазовы" Золотухин невзначай оказался в театре и нежданно-негаданно услышал, как дамский звук произносит фразу: "Нежите вы меня, милая барышня, а я, может, и отнюдь не стою ласки вашей". И то, с какой кошачьей ленностью и снисходительностью была сказана эта мысль, прямо-таки очаровало влюбчивого артиста, а ещё больше его удивило, что тот самый звук принадлежит незаметной скромнице Ирине.
- А следом мне сильно захотелось что-то соорудить совместно, для нее и для себя. И вот как-то раз я ехал на машине, и как черт из табакерки ко мне пришла идея - мы должны игрывать Моцарта и Сальери! Мне более того пришлось встать, чтобы не задавить кого-нибудь от восторга, тот, что я в тот самый миг испытал. Моцарта мне довелось сыграть раньше в "Маленьких трагедиях", но ещё тогда я хотел игрывать аккурат Сальери, человека, тот, что сам себя уничтожил. Увы, по мнению режиссера, я был ещё излишне молод.
- Трудный для понимания отбор, то, что Ирина - дама, вас не смутило?
- Талант, он не имеет таких различий. Она и есть Моцарт, и его музыка, и его слабость... На этом и построен спектакль - Ира не легко играет мужчину, она играет нечто другое: или это ученица Сальери, или любовница, или хозяйка, или мираж воспаленного воображения, или более того Дьявол-искуситель - джентльмен с фантазией увидит в этом месте все, что угодно. И уж поверьте, травить ее в конце спектакля шибко нелегко.
Не скупясь на похвалы своей юный партнерше, Валерий Сергеевич, между тем, сохраняет свой многолетний брак с Тамарой, и на вопрос: "Как она переносит увлеченности своего творческого мужа?", - отвечает: "Она удивляется, что в меня ещё кто-то может влюбиться". Ее мудрость и терпение ей подсказывает, что мужа не переделать, что для творчества ему необходимо быть влюбленным. "Мы соблюдаем правила допустимого движения", - комментирует это сам Валерий Сергеевич, имея в виду амплитуду колебаний в "левом" направлении.
- Для того, чтобы быть по душе молоденьким, вы как-то поддерживаете свою форму?
- Каждое начало дня я встаю на весы, если стрелка показывает больше 66 килограммов, для меня это знак тревоги, я перестаю есть, делаю разные упражнения. Лишний жирок мешает человеку достигнуть до цели. Могу похвастать: за все годы работы в театре, мне не разу не перешивали штаны.
- О том, как по-гусарски вы завоевываете женщин, вы уже рассказали, а расстаетесь с ними также без труда?
- Нет. Конечно, и у меня бывали случайные связи, но это не являлось самоцелью, и более того если утром я не помнил имя женщины, с которой проснулся, я вечно старался вручить ей осознать, что в эти дни хочу ее не меньше, чем вчера, что свойский роман только начинается, что в общем-то не было обманом, оттого что большинство моих связей так и заканчивались - красивыми романами. По крайней мере, мне так казалось.
- Вам не сообщали о ваших случайных детях, родившихся где-нибудь в гастрольных городах?
- Так однозначно - нет. Но один раз я приехал в городок, в котором давнехонько не был. Ко мне в гримерку перед концертом пришли две женщины, одну из которых я смутно припомнил - что-то между нами было хорошее. Обменялись любезностями, поговорили о том, о сем. Мне уже пора концерт инициировать. Женщины попрощались, уходят: и на пороге моя знакомая поворачивается и как бы невзначай говорит: "А сыну 10 лет", - и уходит. Вся интрига в том, что она не сказала, что МОЕМУ сыну - нетрудно сыну, а я до сих пор этим мучаюсь. Сейчас прочитает, скажет: "Идиот!": Я уверен, что женщины вечно знают, от кого они рожают детей, но из них это признание каленым железом не вытянешь. Это, как в давние времена Ивана Купалу отмечали: вся деревенька собиралась в единственный двор и немного суток гуляла: пили, ели, спали вповалку, не разбираясь, кто чья супруга или дочка. Все это языческое празднество носило сильно фривольный нрав. Потом торжество заканчивался, все расходились, и Боже упаси кинуть взор на чужую жену - растили чужих детей, как своих и не припоминали о грехе, потому что что дети не должны усомниться в том, кто их родители.
- Валерий Сергеевич, вы достаточно со всей откровенностью говорите на интимные темы - вы не боитесь, что за вашей спиной вас будут обсуждать, или, напротив, таким способом пресекаете предлог для сплетен: на что выдумывать, если он сам все рассказал?
- Меня без затей поражает целкость-мазуркость некоторых наших артистов: первоначально наговорят о себе, насочиняют, а затем опровергают, судятся. Но я же публичный дядя, и мою личную бытие за ширмой не спрячешь. В конце концов, любите меня таким, какой я есть.
-Так мы вас за это и любим!
- А отчего вы не спрашиваете, про мой роман с журналисткой? Она вот так же пришла совершать беседа, и в результате получился роман, не длительный, но, как постоянно, пригожий.
- Хорошо, что вы предупредили о своем коварстве, будем осторожнее...
Так же читайте биографии известных людей:
Валерий Инкижинов Valery Inkizhinov
Валерий Инкижинов - советский и французский киноактёр, режиссёр кино и театра, педагог. Родился 25 марта 1895 года.Валерий Инкижинов является..
читать далее →
Валерий Николаев Valery Nikolaev
В кино Валерий Николаев начал активно сниматься с начала 1990-х годов. Среди первых его работ были роли в украинской трагикомедии Ниагара (1991),..
читать далее →
Валерий Потокин Valery Potokin
Он очнулся от холода. Уже потом почувствовал тупую боль в затылке. Когда открыл глаза, ничего не понял. Вокруг и темно, и светло одновременно...
читать далее →
Валерий Хлевинский Valery Hlevinskiy
Заслуженный артист России.
читать далее →