Известные люди
»Валерий Копман
Рождение: Латвия
1 января известный джазовый критик Валерий Копман поднял бокал не только за наступивший год, но и за круглую дату в своем творчестве - 30лет в журналистике. В ней он выбрал для себя одну единственную тему - джаз. Сам он джаз не исполняет, а на вопрос За что вы полюбили джаз? цитирует Луи Армстронга: Если вы так спрашиваете, значит, вы никогда его не полюбите.
Журналистское крещение Валерия состоялось в 1974 году. 1 января в Советской молодежи вышло его беседа с пианистом Улдисом Стабулниексом, получившим 3-ю премию на международном конкурсе джазовых тем в Монако. Называлось оно Премия за балладу. С того памятного момента популяризация джаза стала для Валерия делом жизни.
Джаз он полюбил лет в пятнадцать, слушая довоенные пластинки, радиопередачи Уиллиса Коновера и первые концерты Рижского эстрадного оркестра. Вот только исполнителя, увы, из него так и не вышло - охоту к игре на фортепиано отбила строгая преподавательница музыки. Зато он стал благодарным слушателем и критиком, до этого дня не пропускающим ни одного джазового концерта в Латвии.
Тогда, в 50-е годы, пионерами латвийского джаза были Гунар Кушкис, Борис Коган, Раймонд Паулс, Виталий Долгов... В клубе электромеханического завода, а летом на взморье играл джазовые композиции оркестр Ивара Мазурса.
- Эта музыка безотлагательно увлекала меня, - вспоминает Валерий Копман, к 20 годам осознавший, что джаз в стране заслуживает большего внимания. - Но почему-то он звучал неблизко не кругом, пластинок с ним не выпускали, программ о нем не делали, статей, а тем больше книг, не писали. По части информации о джазовых исполнителях, латвийских в особенности, был совершенный вакуум. Лишь на радиоволне Голос Америки звучали загадочные слова: джем-сешн, би-боп, кул-джаз... Путь в журналистику
В начале 60-х в прессе начали являться первые заметки о джазе. Затронута была и предмет открытия в Риге джаз-клуба. В 67-м вслед за тем выступления в Риге ленинградских музыкантов в Советской молодежи появилась статья музыковеда Петра Печерского Мысли о джазе. Валерий отозвался на приглашение к разговору - и написал в Молодежку послание. Почему мы молчим о джазе? - вопрошал он. - Почему не знаем имена наших джазовых музыкантов? Почему джазового клуба у нас нет?
Письмо опубликовали. А в 71-м автора отыскали и предложили организовывать в кафе Аллегро концерты джазовой музыки. Там-то и заприметил его молодежкинец Владимир Стешенко, которого Валерий считает своим крестным отцом в журналистике, и предложил изготовить совместное беседа с историком советского джаза Алексеем Баташевым. Молодежка была в то время отдушиной в жизни читателя и с радостью печатала статьи увлеченных людей - о музыке, театре, кино...
- Все мои материалы принимали с интересом, - говорит Валерий, - тогдашний редактор Молодежки Виктор Рябикин благосклонно относился к джазу. Мне на редакторов вообще везло. Хвалили за чувства - это меня вдохновляло. Моей целью стал ликбез публики, знакомство ее с джазовыми музыкантами, лексикой джаза, особенностями этого музыкального жанра. Это сегодня в библиотеках, в Интернете море информации, а тогда я по крупицам собирал биографические сведения о зарубежных музыкантах - в букинистических магазинах пропадал, с английского переводил, данные перепроверял. Каждая статья была выстраданной.
В том же 74-м в первый раз в СССР он напишет громадный материал об Элле Фицджеральд. Расскажет о Дюке Эллингтоне и Каунте Бейси и начнет знакомить читателя с латвийскими звездами джаза: барабанщиком Зигурдом Резевским, саксофонистами Эгилом Страуме и Раймондом Раубишко и другими. О братьях Овечкиных из Иркутстка он также писал - критикуя отсутствие настоящего свинга и робкие импровизации.
Туба - это не трубаКонечно, и без курьезов не обходилось. Корректура, в частности, с завидным упорством исправляла наименование музыкального инструмента туба на труба, и Валерий вылавливал ошибку уже в гранках. Одна из его статей называлась Фестиваль просится в город. Потом редактора газеты отчитал чиновник из министерства культуры: мол, чтобы величать действо фестивалем, дозволение Москвы требуется. Однажды раздался звонок из ЦК партии: Об этом трио не чиркать! - так читатель и не узнал ничего о канадском джазовом трио Макферсона, выступавшем в Риге.
В 75-м в Риге откроется джаз-клуб, а в следующем году начнет свою 19-летнюю историю известный на весь Союз джазовый фестиваль Ритмы лета. Копману было о чем сочинять. Он с удовольствием ездил на джазовые фестивали в другие республики, в особенности если в них участвовали наши музыканты. Стал он и свидетелем успешного выступления латвийских джазменов в США.
В начале 80-х Валерий продвигал идею о филармонических концертах джазовой музыки. Интересовавшихся джазом хватало. Однажды с историей этого жанра Копман выступал перед латышской аудиторией - преподавателями музыки со всей Латвии.
Его статьи фиксировали и московские критики. Он печатал беседа с джазовыми музыкантами не только в латвийской прессе (Молодежке, Ригас балсс, Лиесме, Падомью яунатне), но и в изданиях союзного значения: журналах Музыка в СССР, Мелодия, Советская эстрада и цирк...
Валерий получил массу друзей посреди критиков и музыкантов. Игорь Бутман из Питера, Сергей Манукян из Грозного и Пятрас Вишняускас из Вильнюса следом статьи Копмана Новая волна советского джаза говорили: Нас открыли в Риге. Вячеслав Ганелин из Литвы, чье трио, исполнявшее теперешний джаз, впервой представляло СССР на родине джаза - в США, по возвращении дал первое беседа аккурат Копману. До этого дня Валерий поддерживает теплые отношения с первой леди советского джаза вокалисткой Татевик Оганесян, нынче живущей в Америке. На почве джаза он познакомился с известным композитором Юрием Саульским - тот был председателем секции джазовой музыки Союза композиторов России и систематично приглашал Валерия на московские форумы джаза.
В прошлом году Копмана, единственного из Латвии, позвали в Москву на джазовый фестиваль 80-летие российского джаза - он был упомянут в буклете фестиваля как единственный из ярких пропагандистов джаза в СССР.
Кто наилучший в джазеВ 81-м году в Советской молодежи Валерию удалось осуществить грандиозный план, свою давнишнюю мечту - учинить ежегодный опрос на предмет определения лидеров советского джаза: лучших музыкантов, групп и оркестров страны - по образцу рейтингов авторитетного американского журнала Down Вeat. Идею в редакции поддержали. Копман разработал анкету, которую заполняли больше 30музыковедов, критиков и джазовых обозревателей со всего Советского Союза. Это был основополагающий в СССР навык подобного рода. Резонанс был огромным. О результатах этих опросов сообщали союзные издания, ТАСС, Центральное тв, о них писала мировая печать, они звучали на радио Свобода. В 80-е упомянула опросы и New York Times : В СССР есть два джазовых явления: трио Вячеслава Ганелина и опросы джазовых критиков в газете Советская молодежь. Для самих музыкантов это было своего рода паблисити. Попадание в рейтинг они расценивали как признание их таланта.
Один из номеров Молодежки Валерий хранит всецело. На трех полосах - речь Горбачева на Пленуме ЦК КПСС Революционной перестройке - идеологию обновления, на последней, четвертой, странице - угол спорта и его, Копмана, на полполосы результаты опроса критиков Джаз-87. Вот так мы выступили на пару с Михаилом Сергеевичем, - смеется Валерий.
Последний, 10-й, опрос Все звезды вышел намедни распада СССР, в 90-м, и на протяжении всех лет в рейтингах фигурировали имена латвийских музыкантов. Раймонд Раубишко признавался лучшим тенор- саксофонистом страны, Владимир Вайнер - лучшим кларнетистом, в тройку лучших попали трубач Гунар Розенберг, контрабасист Ивар Галениекс. Эгил Страуме, Юрий Мутулис, Ольга Пирагс, Марис Бриежкалнс, Паул Миерлейс также все время значились в звездах.
- Латвийский джаз добился многого, - говорит Валерий. - Наших джазменов неплохо знают за рубежом, в Латвии проходят фестивали джазовой музыки, послушать ее не возбраняется и в клубе Гамлет. Публика проявляет к джазу здоровый заинтересованность. Да и информации хватает. Но по закону спирали все повторяется. Происходит размытие жанра - какую только музыку не называют джазом! В анонсах концертов каждый зарубежный исполнитель - мировая размерность. И сызнова встает вопросительный мотив о необходимости открытия в Риге джаз-клуба, тот, что бы смог объединить любителей и музыкантов. Жаль, что исполнителей джаза немаловажно меньше, чем в 70-е - если бы не эмиграция, Рига могла бы сделаться вторым Нью-Йорком, да и связи с джазменами Росии прервались. Возможно, с открытием Московского культурно-делового центра все удастся возобновить. Я бы с удовольствием принял в этом участие.
По-прежнему в области джазового образования мы здорово отстаем от той же Литвы, где основы джаза постигают в детской музыкальной школе, в училище и консерватории. У нас все скромнее. Пианист Виктор Ритов читает в Музыкальной академии вектор движения Джазовый камерный ансамбль, да в Рижской высшей школе педагогики и руководства образованием преподают основы джазового исполнительства по инструментам и вокалу. Дважды в год, на фестивалях джазовой музыки: Rоgas ritmi, организацией которого занимается Центр новой музыки во главе с Марисом Бриежкалнсом, и летнем фестивале в Саулкрасты, проводятся мастер-классы.
...А Валерий Копман по-прежнему пишет о джазе, рассказывает о нем в средних школах, консультирует выпуск учебника по музыке (раздел о джазе), с особым интересом встречается с музыкантами 50-60-х годов, продолжая составлять материал, тот, что ляжет в основу книги об истории латвийского джаза.
Так же читайте биографии известных людей:
Валерий Панюшкин Valery Panushkin
Панюшкин прославился в узких кругах людей, платящих ему зарплату, серией статей про детей-сирот, инвалидов-правозащитников и прочие социальные..
читать далее →
Валерий Чалидзе Valery Chalidze
В 1972 г. выехал по приглашению в США для чтения лекций и почти сразу же был лишен советского гражданства. Поселился в штате Вермонт.
читать далее →
Валерий Лицкай Valery Litskay
Министр иностранных дел самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики (ПМР). В 1992-2000 годах занимал пост государственного секретаря и..
читать далее →
Валерий Хорошковский Valery Hroshkovskiy
Министр экономики Украины (20022004), исполнительный директор Евразхолдинг (с 2004).
читать далее →