Известные люди
»Варвара Степанова
Рождение: Россия, 5.11.1894
Вольная футуристическая заумь последовательно вытеснялась в ее творчестве строгим соцреалистическим агитпропом, вытеснялась цензурно и автоцензурно.
СТЕПАНОВА, ВАРВАРА ФЕДОРОВНА (18941958), русская художница, выдающийся мастер русского авангарда первой половины 20 в.
Родилась в Ковно (сейчас Каунас, Литва) 23 октября (5 ноября) 1894 в семье чиновника. С 1910 училась в Казанской художественной школе, где в 1914 познакомилась с А.М.Родченко, своим будущим мужем и соратником по искусству. Не окончив школы, уехала в Москву; в 19151917 работала бухгалтером и машинисткой на фабрике, попутно занимаясь живописью в студии К.Ф.Юона. Начало ее самостоятельного пути в искусстве совпало с революцией. Жила в Москве.
В 19171919 увлекалась визуальной поэзией, слагая графические композиции из заумных строк (рукописные книги Ртны Хомле, Зразвлекуха ар, Глоболкым). В 1919 снабдила своими иллюстрациями книгу А.Е.Крученых Глы-Глы. С годами вошла в цифра наиболее активных художников-общественников авангардного толка. Служила в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (19191922), сотрудничала с Институтом художественной культуры (Инхук; 19201923), преподавала в студии Изо Академии коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской (19201925) и во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 19241925). Постоянно занималась как художница и художественный редактор масс-медийным дизайном: в журналах Кинофот (1922), ЛЕФ и Новый ЛЕФ (19231927), Советское кино, Современная архитектура, Смена, Книга и революция и др. (19261932), Советская женщина (19451946). В 19331934 служила художественным редактором в Партиздате. В 19301950-х годах оформила нередко в сотрудничестве с Родченко невпроворот агитационно-политических альбомов (Заветы Ленина женщинам всего мира, Итоги первой пятилетки, Первая Конная, Советская авиация, Совхозы, 25 лет Казахской ССР, Московский метрополитен и др.).
Вольная футуристическая заумь последовательно вытеснялась в ее творчестве строгим соцреалистическим агитпропом, вытеснялась цензурно и автоцензурно. Наиболее же причудливо-игровым, анархически-стихийным остался преждевременный творческий расцвет Степановой, воплотившийся и в визуальной поэзии, и в серии графико-живописных композиций Фигуры (19191920) серии остро-ритмичной и как бы танцующей, и в рукодельных, не рассчитанных на общественный тираж плакатах и коллажах тех лет. Чуть позднее важным полем авангардного опыта явилась ее сценография, сочетающая конструктивизм с гротескной поэтикой абсурда (декорации и костюмы к пьесе Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина в театре В.Э.Мейерхольда, 1922). Степанова выступила ещё и как радикальный новатор текстильного дизайна, исполнив 150 рисунков (для Первой ситценабивной фабрики, 19241925), где незримо первенствует легкий и изысканный образ артиста, как бы излучающего в геометричных узорах свою творческую энергию. В лучших своих теоретических выступлениях 1920-х годов отстаивала независимость нового искусства, понимая его как чудо, которое не может быть постигнуто в узкоутилитарном, чисто функциональном смысле.
В запоздалый отрезок времени ее редакционная дело (в основном для издательства Искусство) уже всецело доминировала над художественной.
Умерла Степанова в Москве 20 мая 1958.
Так же читайте биографии известных людей:
Варвара Мясникова Varvara Myasnikova
Заслуженная артистка РСФСР.
читать далее →
Варвара Попова Varvara Popova
Ее называют самой загадочной фигурой в истории театра имени Вахтангова. Замкнутая, простоватая, малограмотная, но вместе с тем необычайно одаренная,..
читать далее →
Варвара Аксенкова Varvara Aksenkova
великая русская актриса первой половины XIX века.
читать далее →
Варвара Асенкова Varvara Asenkova
Отвергнутые воздыхатели слали ей непристойные пасквили, распространяли сплетни, мол, актриса находится в отлучке по причине очередной беременности..
читать далее →