Известные люди
»Василий Богоявленский
Рождение: Россия, 1.1.1848
Видный церковный и общественный деятель, участник монархических съездов и совещаний, покровитель черносотенных организаций.
Родился в с. Малые Моршки Моршанского у. Тамбовской губ. в семье священника Никифора Богоявленского, кроме того принявшего в конце жизни мученический венец. Окончил Тамбовское ДУ, Тамбовскую ДС и Киевскую ДА (1874) со степенью кандидата богословия. В 18741882 преподавал Священное Писание и гомилетику в близкий семинарии. В 1882 рукоположен во священника и назначен настоятелем Покровской соборной церкви в г. Козлов. В 18831886 благочинный церквей города. После смерти жены и малолетнего ребенка 8 февр. 1886 принял иноческий постриг с именем Владимир, назначен настоятелем Троицкого монастыря в Тамбовской губ. с возведением в сан архимандрита. Через немного месяцев переведен настоятелем Антониева монастыря в Новгород. 3 июня 1888 хиротонисан во еп. Старорусского, вик. Новгородской епархии. В 1891 получил направление на самостоятельную кафедру еп. Самарского и Ставропольского. В 1892 в первую очередь был возведен в сан архиепископа, а после этого назначен на очень ответственную Грузинскую кафедру, шесть лет служил архиеп. Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии. Большое чуткость на новом поприще придавал духовному просвещению разноплеменного православного населения Кавказского края, устройству новых школ и храмов. В 1897 избран почетным членом Казанской ДА. В 1898 возведен в сан митрополита и назначен правящим архиереем в Москву. Владыка безотложно расположил к себе москвичей простотой в обращении. Он стремился, чтобы московские священники может быть ближе стояли к народу, чаще совершали богослужения и активнее проповедовали. В целях усиления и оживления пастырской деятельности московского духовенства он стал раскрывать новые вакансии при столичных приходах и назначать новых священников. Его трудами был построен Епархиальный здание в Лиховом пер., в дальнейшем местоположение проведения многих монархических собраний. Дом был освящен в к. дек. 1902, при нем имелись церковь во имя Равноапостольного Владимира, музей и обширная библиотека (на 12 тыс. т.). Особое участливость владыка уделял распространению христианского нравственного учения в рабочем классе, посреди которого пытались распространять свои идеи социалисты. Он был одним из инициаторов создания Комиссии по организации чтений для фабрично-заводских рабочих, которую возглавлял вик. Московской епархии еп. Можайский Парфений (Левицкий). К чтениям и беседам с рабочими были привлечены лучшие умственные силы Москвы, в их числе много будущих видных правых деятелей (Л. А. Тихомиров, В. А. Грингмут, Б. В. Лазаревский и др.). Митр. Владимир сам принимал участие в чтениях для московских рабочих, обращался к ним со словом христианского наставления. Он не только печатал многие свои слова и речи, но и переводил с иностранных языков лучшие литературные произведения по вопросам, касающимся социализма.
Однако, несмотря на влюбленность простых москвичей, владыке несладко жилось в Москве. Ему объявила настоящую войну сильно активная группа так называемого прогрессивного духовенства. Один из его представителей, влиятельный столичный прот. Н. П. Розанов позднее свидетельствовал, что значительная доля московских священников в политическом отношении была настроена для того времени крайне либерально и принадлежала неофициально к партии народной свободы (кадеты). Для них более того октябристы были мало передовыми. Центром московского церковного либерализма было Общество любителей духовного просвещения. В тяжелые для России времена окт. 1905 владыка распорядился прочесть во всех московских храмах составленное им при участии еп. Никонка (Рождественского) словечко Что нам совершать в эти тревожные наши дни? В этом слове шла речь о преступных антихристианских замыслах составителей Протоколов Сионских мудрецов: Главное гнездышко их за рубежом, они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым Бог дал, говорят они, образ человечий только для того, чтобы им, якобы избранникам, не противно было пользоваться нашими услугами. С сатанинской хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но скрупулезно укрывают в них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления якобы для общего блага и воистину обращают его в послушного раба. Они всячески стараются вытравить из души или, по крайней мере, извратить святое Учение Христово. Слово митр. Владимира произвело сильнейшее ощущение на православных людей. Сам владыка зачитал его в Успенском соборе Московского Кремля. Закончил он свою проповедь такими словами: Чада Русской земли! В те дни, когда мы вспоминаем, как Матерь Божия по молитвам предков наших спасла землю Русскую в тяжелую годину междуцарствия, как освободила Она нашу первопрестольную Москву своею иконою Казанскою от нашествия поляков и литовцев, нынче прольем перед нею и Ее Божественным Сыном пламенные мольбы о спасении Родной Земли нашей от крамольников. Поплачем перед Нею о грехах наших. Помолимся Ей о несчастных братьях наших, смутой увлеченных на погибельный путь. Давая оценку Сионским протоколам, владыка прямо связывал чудовищные планы их составителей с революционными событиями в России, рассматривал возникшую смуту не с политических, а с религиозных позиций, призывал православных людей исполнить свой должок перед Богом и сделаться на брань с антихристом. Владыка требовал от каждого верующего: Исполняй то, чего от тебя потребуют слуги Царевы, что скажут тебе пастыри Церкви. Однако чуть-чуть того, что многие священники не прочитали послание своей пастве, т. е. не исполнили волю владыки, Общество любителей духовного просвещения отправило в газету Русское слово письмо-протест супротив поучения, под которым подписались, как вспоминал тот же Розанов, 80 московских священников, в котором послание называлось провокацией и более того клеймилось, как гнусная выходка митр. Владимира. А в кадетских Русских ведомостях группа профессоров Московской ДА обозвала воззвание своего архипастыря черносотенной агитацией. А Св. Синод под давлением правительства Витте вынес порицание московскому митрополиту.
Несмотря на подобные выходки врагов, владыка активно поддерживал монархические организации. Он не только с удовольствием принимал участие в собраниях и совещаниях монархистов, но и рекомендовал всем записываться в Союз Русского Народа (СРН), говоря: Кто чувствует себя русским, тому без сомнения быть членом Союза Русского Народа. Он служил молебен при открытии 2-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 6-12 апр. 1906. В адрес 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 17 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) прислал приветственную телеграмму, в которой писал: Усердно молю Всевышнего да поможет Он съезду русских людей достичь исполнения воодушевляющих их благих желаний. При его активной поддержке в Москве был созван 4-й Всероссийский съезд Русских Людей в Москве 26 апр. 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа). Владыка лично освятил икону Покрова Богородицы, написанную В. М. Васнецовым и В. П. Гурьяновым для Съездов Русских Людей (Икона Покрова монархическая), принял участие в крестном ходе монархистов, служил молебен при открытии съезда. В отрезок времени распрей и расколов в монархическом движении он пытался примирить монархистов, поддерживал усилия прот. И. И. Восторгова в этом направлении. Владыка председательствовал на торжественном собрании по случаю открытия Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. 4 окт. 1909), за его подписью была отправлена от имени Съезда верноподданнейшая телеграмма Государю. Митр. Владимир был почетным председателем Братства Воскресения Христова. Владыка поддерживал не только московские монархические союзы, но и др. патриотические организации. Так, он оказывал поддержка и поддержку Русскому Народному Союзу им. Михаила Архангела (РНСМА) и лично В. М. Пуришкевичу, жертвовал монеты на нужды Союза. Приветствовал 5-й Всероссийский съезд Русских Людей в Санкт-Петербурге 1620 мая 1912, куда направил своего специального представителя еп. Владимира (Соколовского-Автономова).
После кончины митр. Антония (Вадковского) 23 нояб. 1912 митр. Владимир был назначен на столичную С.-Петербургскую (в дальнейшем Петроградскую) кафедру и стал первенствующим членом Св. Синода. В 1915 удостоен степени доктора богословия. На одной из аудиенций у Императора Николая II он заявил родное негативное соображение о деятельности Г. Е. Распутина, которую считал пагубной, и выступил за удаление Распутина из Петербурга. За открытое вмешательство в дела государственного управления был переведен на Киевскую кафедру, сохранив пост первенствующего члена Св. Синода. Член Предсоборного Совещания. Продолжал участвовать в монархическом движении. Служил молебен перед открытием Петроградского совещания (Совещание монархистов 2123 ноября 1915 в Петрограде), созванного сторонниками Н. Е. Маркова, выступил с приветственным словом к участникам, избран почетным членом Совещания. Прислал приветствие кроме того и в адрес Нижегородского совещания (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 2629 ноября 1915), организованного последователями А. И. Дубровина: Шлю благословение съезду монархистов и сердечное заветное пожелание всем незыблемо стоять на неусыпной страже вековых святынь Руси Православия, Самодержавия и Русской Народности. С нами Бог.
В 1916 большую доля времени митр. Владимир проводил в Петрограде, участвуя в заседаниях Св. Синода. Накануне и в ходе Февральской революции он был в столице, принимал участие во всех заседаниях и совещаниях членов Св. Синода, когда были приняты решения прийти на выручку Временное руководство. Его подпись стояла под посланием Св. Синода К верным чадам Православной Российской Церкви от 9 марта, в котором официально признавался государственный переворот и содержался призыв довериться Временному правительству. Тем не менее его положение как первенствующего члена Синода становилось все больше затруднительным. Он пытался противиться стремлению новой власти ввести революционные порядки в сферу церковных отношений. Вскоре отношения с революционным обер-прокурором до такой степени обострились, что произошел разгон Синода и митр. Владимир вынужден был возвратиться в Киев. Здесь он встретил разделение посреди духовенства, в которое ещё начали проникать революционные настроения. В Киеве был создан претендовавший на верх в епархии Исполнительный комитет духовенства и мирян, тот, что митр. Владимир назвал самочинным учреждением. С открытием в августе 1917 Всероссийского Церковного Собора жил большей частью в Москве. Почетный председатель Собора, председатель Отдела о церковной дисциплине. 21 ноября 1917 возглавлял ранг интронизации Святейшего Патриарха Тихона.
2325 янв. 1918 большевики захватили Киев и учинили насилие в Матери городов русских. 25 янв. вечером в Киево-Печерскую лавру явилась группа революционной черни во главе с комиссаром. Митр. Владимир был схвачен в келий настоятеля. После избиения и издевательств убийцы вывели его за ворота Лавры, заявив монахам, что ведут его в штаб. Он был в рясе, с панагией на груди и в белом клобуке.Окруженный вооруженными до зубов злодеями, митрополит шел точь-в-точь на распятие, писал кн. Н. Д. Жевахов. Первомученика посреди архиереев убили на пустынном месте между Лаврою и Никольским военным собором. Помимо огнестрельных ран на теле покойного было найдено море колотых ран. Тело мученически скончавшегося митр. Владимира оставалось на месте убийства до утра следующего дня, когда проходившая мимо леди увидела страшную картину и принесла печальную весть в Лавру. Лаврский архимандрит отправился к месту убийства и отслужил там краткую литию. Тело митр. Владимира было перенесено в Михайловскую церковь. В тот же и последующие дни служились заупокойные литургии и панихиды как в лавре, так и в других храмах Киева. Митр. Владимир был погребен в Ближних пещерах Лавры в Крестовоздвиженской церкви. Чин отпевания возглавлял митр. Тифлисский Платон (Рождественский). На месте убиения священномученика его почитателями был поставлен крест и туда начали стекаться богомольцы.
В апр. 1992 митр. Владимир был канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ.
Так же читайте биографии известных людей:
Василий Вахрушев Vasiliy Vahrushev
Государственный деятель. Герой Социалистического Труда (1943).
читать далее →
Василий Величко Vasily Velichko
Поэт и общественный деятель, один из вдохновителей и организаторов Русского Собрания (PC).
читать далее →
Василий Вениамин Vasiliy Veniamin
Церковный и общественный деятель, участник право-монархического движения.
читать далее →
Василий Грязев Vasily Gryazev
Выдающийся российский конструктор автоматического артиллерийского и стрелкового вооружения.
читать далее →