Известные люди
»Василий Голубев
Рождение: Россия, 16.11.1912
Славные боевые заслуги Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева отмечены многими наградами. Среди них: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, высшие военные ордена Египетской Республики и Великобритании, многие медали.
Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка сегодня Волховского района Ленинградской области. Отец - Голубев Федор Михеевич (1874 - 1957). Мать - Голубева Варвара Николаевна (1875 - 1965). Супруга - Голубева Александра Федоровна (1918 г. рожд.). Дочь - Ананко Галина Васильевна (1942 г. рожд.), фармацевт.
После учебы в школе и работы на бумажном комбинате Василий в 1933 году добровольно вступил в Красную Армию и прослужил два года. Его влекли самолеты. Эта увлеченность и привела Василия в 1936 в планерную школу Осоавиахима. Был инструктором, а с 1937 года стал руководителем Волховского летно-планерного клуба. Спустя год окончил Высшую летную школу пилотов Осоавиахима. Затем работал инструктором и командиром звена аэроклуба в городе Минеральные Воды. Много летал на самолетах У-2, УТ-1, УТ-2 и обучал других.
Опытный и способный пилот, он стойко решил сделаться военным авиатором, овладеть больше мощными и скоростными воздушными машинами. В 1939 году В. Голубев поступает в Военно-морское авиационное училище в Ейске, причем его немедленно принимают на 3-й вектор движения. Это училище он окончил с отличием в 1940 году.
С того времени и началась его постоянная работа в авиации. Поначалу был летчиком-истребителем, начальником парашютно-десантной службы, командиром звена. В октябре 1941 года его перевели в 13-й истребительный авиационный полк, тот, что позже стал 4-м гвардейским. В. Голубев и его боевые друзья сроднились с этим полком и до конца войны в его рядах громили врага на суше и на море.
Знаменательно, что начальный боевой вылет на отображение атаки немецких самолетов на Кронштадтскую военно-морскую базу Голубев выполнил в 4 часа утра 22 июня 1941 года. С этого времени вылеты навстречу врагу следовали единственный за другим днем и ночью. Главнейшей задачей морские летчики считали прикрытие с воздуха Ленинграда на дальних и ближних подступах.
Надежный ведущий Василий Голубев при встрече с противником стремился соорудить боевой строй группы так, чтобы сберечь за собой инициативу до начала воздушного боя или удара по наземному объекту. Поэтому он вечно выходил из боя победителем. И, как правило, не имел потерь. Важное значимость придавалось взаимовыручке в бою.
Пример в этом подавал сам ведущий. В критический миг соприкосновения с гитлеровскими самолетами он не раз выручал ведомых, спасал их от поражения.
Память фронтовика хранит таковой момент. Во второй половине июля 1941 года наши войска остановили захватчиков, рвавшихся к Ленинграду, у реки Луга. В. Голубев получил поручение разведать их силы в районе города Гдова. Он вылетел сообща с лейтенантом Зотовым. Когда авиалайнер ведомого был поврежден и потерял прыть, Голубев приказал ему занять местоположение ведущего и на предельно малой высоте придерживаться курсом на аэровокзал. Не дойдя до линии фронта, они были перехвачены четырьмя "мессершмиттами". Прикрывая поврежденный авиалайнер друга, Голубев, владея высшим пилотажем на малой высоте, в головокружительных маневрах не только отбивал атаки фашистов, но и поджег единственный "мессер"; остальные истребители ушли. А наша пара успешно приземлилась на своем аэродроме.
Еще больше знойный воздушный махач разгорелся в районе железнодорожной станции Веймарн, где разгружался эшелон с ополченцами. Из опыта лейтенант Голубев знал, что выделенные для атаки эшелона вражеские бомбардировщики могут иметь в распоряжении сильное истребительное прикрытие. По его просьбе начальник эскадрильи добавил к двум трехсамолетным звеньям ещё два истребителя и таким образом создал две тактические группы по четыре машины для действий парами. И это на все сто себя оправдало в бою.
Патрулируя над станцией, летчики обнаружили приближение громадный группы "юнкерсов". Они шли тремя колоннами по десятку в каждой под прикрытием 12 "мессершмиттов". Итак, восемь наших И-16 супротив 42 немецких Ю-88 и Ме-109! Это не смутило Голубева. Надо чем-то ошеломить фашистов. И ведущий решил молниеносно штурмовать армаду бомбардировщиков своей четверкой строем "фронта" на встречном курсе, чего шибко боялись немцы. Они не выдерживали эдакий психической атаки, начинали отворачивать. Расчет оправдался. Метким огнем реактивных снарядов и пулеметов наши летчики безотлагательно сшибли два Ю-88. Строй первой вражеской колонны стал распадаться. Бомбы посыпались на поле вдалеке от станции. Так же были атакованы и рассеяны вторая и третья колонны вражеских бомбардировщиков. Действия группы В. Голубева, отражая атаки "мессершмиттов", прикрывал сверху ведомый лейтенант Д. Князев. В неравном бою наши летчики сшибли 11 самолетов противника, не потеряв ни одного своего.
Бывали и беды. В районе Шлиссельбурга в одно прекрасное время летчики встретились с четырьмя Ме-109. Пришлось применить испытанный прием - топать в лобовую атаку. Гитлеровцы не выдержали, отвернули. Но истребитель Голубева был подбит зенитной артиллерией. Летчик чуть дотянул до восточного берега Ладожского озера. Самолет приводнился и затонул. Голубев вконец обессиленный, еле-еле добрался до берега, вышел на безлюдный мыс. Ситуация казалась безвыходной. О происшествии доложили командованию. И тут боевой напарник Голубева - Дмитрий Князев, которого Василий не раз выручал, ринулся на его поиски на У-2. И нашел друга!
Памятными для Василия Голубева были бои под Ленинградом. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили немного групп самолетов противника. На их отображение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась проблема сковать истребители прикрытия. А основная армада противника насчитывала до 80 бомбардировщиков: Ю-88, Хе-111 в сопровождении 24 истребителей Ме-109 и Ме-109ф. Получалось пятикратное превосходство противника!
В небе над Кобоной завязался нелегкий и долгий мордобой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, фашисты поначалу неотступно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя.
Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую темное время суток все же попытались ликвидировать корабли флотилии. В налете участвовало три колонны пикировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что "юнкерсы" бомбят ориентируясь по ведущему, заново атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный пламень. Несколько "пиратов", не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь лобовой атаки и ушли, не выполнив задания.
Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова - представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В.Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.
Почти два года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых летчиков. Летчики прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сшибли 438 вражеских самолетов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по фашистским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и иной техники. В послевоенные годы авиаторы КБФ выполняли задачи по охране морских и сухопутных рубежей Родины в зоне Балтийского моря.
С окончанием войны В.Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно-морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание летного состава на новые реактивные истребители, а после этого на всепогодные перехватчики. Позднее была работа на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины.
По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 - 1970 годах. С 1971 года В.Ф. Голубев - старшой преподаватель Военной академии Генерального штаба. И сызнова напряженная работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, броня кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.
В припас уволился в 1976 году. Но и затем этого продолжал активно работать. Встречался с молодежью, рассказывал о геройских поступках авиаторов в годы Великой Отечественной войны.
Славные боевые заслуги Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева отмечены многими наградами. Среди них: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, высшие военные ордена Египетской Республики и Великобритании, многие медали.
В последнее время Голубев увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой довести до конца не успел. 17 апреля 2001 года в Москве Василий Федорович ушел из жизни.
Так же читайте биографии известных людей:
Василий Гордов Vasily Gordov
Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова I степени, орденами Кутузова I степени, Красной Звезды,..
читать далее →
Василий Дьяков Vasily Diakov
Генерал-майор. Окончил Донской Императора Александра III кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище. В 1905 г. вышел в Лейб-гвардии..
читать далее →
Василий Костенецкий Vasily Kostenetskiy
Его кумиром был генералиссимус Суворов, которому он во всем старался подражать. Комнату свою генерал никогда не топил, а возле крыльца просил..
читать далее →
Василий Лавров Vasily Lavrov
Русский генерал, герой русско-турецкой войны 18771878 гг.
читать далее →