Известные люди
»Василий Дамаев
Рождение: Россия, 19.4.1878
Дамаев Василий Петрович - певец (лирико-драматический тенор). С 1906 в московском Оперном театре С.И. Зимина. В 1909, 1911 и 1913 в Париже и Лондоне пел в Русских сезонах С.П. Дягилева, который называл Дамаева "русским Таманьо". Концертировал по городам России.
Василий Петрович Дамаев родился 19 апреля 1878 года в кубанской станице Отрадной. Окончив четыре класса станичной школы, он был вынужден сам получать себе на хлеб. Тяга его к музыке с детства была огромна. Еще мальчишкой Василий напевал в церковном хоре, выучился игрывать на скрипке, а шестнадцати лет создал любительский казачий хоровой коллектив, молва о котором быстро докатилась до ближайших городов - Майкопа и Армавира.
С юных лет Василий дружил со скромной соседской девушкой и, не мысля жизни без нее, в семнадцать лет посватался. Разрешение на брак пришлось сознательно испрашивать у церковных властей. Рано женившись, Василий Дамаев до времени становится и отцом.
Как-то раз в станицу приехал по делам чиновник из Москвы. Ему рассказали о местной достопримечательности - одаренном церковном певчем, послушать которого съезжаются со всей округи. Заинтересованный гость отправился в собор и вышел оттуда пораженным. Встретившись с молодым человеком, он начал уламывать его прослушаться в Москве у специалистов, рисуя заманчивые перспективы. Василий колебался. Станичники знали его как степенного мужика, главу уже достаточно многочисленного семейства - а тут как гром среди ясного неба такая несуразность: кинуть хозяйство и ехать неведомо куда. Да и набожные родители не одобряют всех этих "театров"...
Так или по-другому, в 1903 году двадцатипятилетний кубанский казак уже в Москве. Принимавшие вступительные экзамены в Московское филармоническое училище известные музыканты и маститые педагоги были немного смущены неказистым видом абитуриента, переминающегося с ноги на ногу. Но когда он запел... Словом, Василий Дамаев был принят тотчас.
Спустя два года Василия Дамаева рискнули выпустить на любительскую сцену. Молодой певец, горячо и бесхитростно исполняющий любимые всеми русские романсы, понравился, и его стали звать на благотворительные вечера. На одном из таких вечеров его услышал собственник Частной оперы С.И.Зимин и пригласил к себе для беседы. Позже Сергей Иванович Зимин писал: "Дамаев обладал чудным по тембру голосом... и, заснув ничем, проснулся после этого дебюта в опере "Борис Годунов" знаменитостью, о которой заговорила и вся сми, и вся музыкальная Москва. Как сегодня помню его пробу. Его привел именитый тогда специфический тенор Большого театра Успенский, тот, что считал его своим учеником. Помню, было как собак нерезаных дел в театре. Я назначил ему пробу особняком, затем дневной репетиции. На пробе я пришел в раж и практически замучил певца, заставив спеть едва ли не четыре пьесы... Я был в восторге и не медля пригласил и ученика, и учителя к себе в офис и подписал контракт. Насколько помню, Успенский водил его на пробу в Большой театр, но там, как вечно, пропустили дар мимо".
В конце августа 1908 года состоялся дебют Василия Петровича Дамаева в роли Самозванца в опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов". В одном из газетных беседа он вспоминал: "Когда я увидел перед собой в зрительном зале публику, то вопреки предположениям, совсем не смутился. Помню, что напевал с большим темпераментом, в особенности дуэт с Мариной... Успех мой в Самозванце, как у публики, так и у прессы, был для меня совершеннейшим сюрпризом... Мой Дмитрий Самозванец - мой довольный фатум".
Далее происходит из ряда вон выходящее по меркам театральной жизни событие: посредством месяц следом того, как В.П.Дамаев в первый раз ступил на сцену, С.П.Дягилев приглашает его в Париж напевать в опере Н.А.Римского-Корсакова "Псковитянка" с самим Ф.И.Шаляпиным! Кроме того, до отъезда во Францию Василий Петрович успевает спеть четыре ответственных партии в операх А.Н.Серова, Дж.Верди, Н.А.Римского-Корсакова, П.Бларамберга.
Сергея Ивановича Зимина В.П.Дамаев считал своим благодетелем, кормильцем. Однако, заставляя артиста выступать чуть ли не каждый день в технически труднейших партиях, С.И.Зимин чрезмерно перегружал его голосовой аппарат, что имело трагические последствия. Большой театр неоднократно предлагал В.П.Дамаеву контракты - значительно больше щадящие, и все-таки тот продолжал быть верным своему театральному "крестному". И до времени фортуна следовала за удачей, триумф за триумфом. Садко и Левко в операх Н.А.Римского-Корсакова "Садко" и "Майская ночь", Андрей в опере П.И.Чайковского "Мазепа", Самозванец в "Борисе Годунове" М.П.Мусоргского, Собинин в "Иване Сусанине" М.И.Глинки, Торопка в "Аскольдовой могиле" А.Н.Верстовского... Меньше удавались В.П.Дамаеву роли в операх западных композиторов. Образы, воплощенные певцом на сцене, чертовски походили на него самого, каким он был в жизни, - а был он русским человеком и напевал чисто по-русски: обширно, раздольно, залихватски.
Впрочем, и в западноевропейских операх выступал он достойно. Однажды вкупе с именитым итальянским гастролером, "королем баритонов" Маттиа Баттистини он напевал в опере Р.Леонкавалло "Паяцы". Заключительная ария первого действия "Смейся, паяц" вызвала шквал аплодисментов. Артисту пришлось воспроизвести арию, но публика не унималась, бушевала, требовала "бис". После того, как Василий Петрович реализовал арию в третий раз, зал встал и стоя аплодировал ещё минут десять. "Король баритонов" подошел к В.П.Дамаеву и сказал: "Хорош российский тенор!"
В 1913 году - ещё раз зарубежные гастроли по приглашению С.П.Дягилева. В.П.Дамаев поет шесть спектаклей "Бориса Годунова" и шесть "Хованщины" в постановке Ф.И.Шаляпина и с его участием. Париж в восторге: наличие в зале первых лиц Франции, овации, цветы, восторженная печать... Далее - Лондон: начальный российский оперный период в Англии. Василий Петрович поет семь раз в "Борисе Годунове", два раза в "Хованщине" М.П.Мусоргского, три раза в "Псковитянке". Опять же, все спектакли ставил Ф.И.Шаляпин и сам же в них участвовал.
Вообще немалый российский бас сильно любил своего партнера и, когда была вероятность, просил назначать на теноровые партии как раз В.П.Дамаева. Вспоминает отпрыск Василия Петровича Дмитрий Дамаев: "Шаляпин любил отца. Помню, как в спектакле "Иван Сусанин" Шаляпин увидел входящего Собинина (напевал его отец), подошел к нему и громко на весь театр сказал: "Вася пришел, как я рад!"
Заграница произвела на артиста неблагоприятное ощущение. До глубины души российский мужчина, привыкший к раздолью родных просторов, он там тосковал и рвался домой.
1911-1913 годы - пик недолгой творческой карьеры Василия Петровича Дамаева. В это время он активно записывается на граммофонные пластинки и, помимо работы на оперной сцене, немало выступает с концертами.
О концертной деятельности В.П.Дамаева стоит заявить особенно. В 1908-1910-х годах он гастролирует в Орле, Рязани, Нижнем Новгороде, Твери, Ярославле, Туле, Саратове, Тамбове, Харькове, Смоленске, Владимире, Калуге, Иваново-Вознесенске, вкупе с известным дирижером С.А.Кусевицким делает поездку по Волге. Программы включали арии из русских опер, романсы русских композиторов, русские народные песни. С этими программами Василий Петрович неоднократно выступал и в Москве. Большой популярностью пользовались его ежегодные благотворительные концерты в пользу инвалидов в Большом театре, концерты старинной русской песни в Благородном собрании, в которых, уместно сказать, часто участвовали другие тенора, в том числе и знаменитые: конкуренции В.П.Дамаев ни при каких обстоятельствах не боялся. Вот отрывок из рецензии в газете "Голос Москвы" (1908 год): "Интересно было чувствовать... двух соперников: увенчанного славой петербургского тенора Д.А.Смирнова и новую восходящую звезду В.П.Дамаева. У Смирнова было два преимущества: во-первых, он напевал в первом отделении, когда публика не была ещё утомлена и пресыщена массой исполненных номеров, а во-вторых, его прекрасная техника как плод многолетней артистической деятельности. Все же больше восторженные аплодисменты получил г.Дамаев. Сила, краса и звучность голоса артиста не поддаются описанию. Взрыв аплодисментов провожал артиста следом каждого исполнения."
Однако крайне резво нещадная эксплуатация Василием Петровичем своего природного дара дала себя ведать. Голос стал лишаться в мощности, красоте тембра. Обеспокоенный певец стал форсировать звук, перенапрягать связки. Это приводило к потере легкости, неточностям в интонации, изредка более того к фальше.
Приблизительно в 1915 году начинается постепенный закат до того одним духом взошедшей звезды. Да, ещё случаются успешные премьеры, ещё звучат аплодисменты. Надо встать, перевести дух... Но артист по-прежнему не щадит себя, поет чуть-чуть ли не посредством день - и затем спектакля зачастую с трудом находит в себе силы, чтобы вылезти к публике на поклон.
Наступает 1917 год. Василий Петрович принял революцию с энтузиазмом. Московская Частная опера С.И.Зимина становится Театром Московского Совета рабочих депутатов. Работу на оперной сцене сменяют концертные выступления перед рабочими и красноармейцами на заводах, в лазаретах, на митингах, в нетопленных железнодорожных вагонах.
Сезон 1922 года оказался для В.П.Дамаева последним. Еще немного лет Василий Петрович возглавлял различными оперными коллективами, с которыми невпроворот ездил по стране. В 1931 - 1932 годах он работал сотрудником Государственного Центрального Театрального музея имени А.А.Бахрушина.
Замечательный российский певец Василий Петрович Дамаев скончался 11 октября 1932 года в Москве затем тяжелой болезни и был похоронен на Преображенском кладбище. По воспоминаниям близких, до последней минуты своей жизни он не переставал сообщать о скором возвращении на сцену.
После него остались бесчисленные граммофонные записи, в настоящий момент приподнято ценимые коллекционерами. В кубанской станице Отрадной открыт всенародный музей В.П.Дамаева. В последние годы все чаще звучит на радио звук Василия Петровича. Голос, о котором газета "Театр" в 1914 году писала: "Вот певец, которого натура наградила вокальным материалом совершенно достаточным, чтобы сделаться мировым артистом, но тот, что не сумел и вполовину применять свои богатейшие средства... Голос Дамаева... смело разрешено было определить выше голоса Карузо. Это был голос-золото".
Так же читайте биографии известных людей:
Василий Карасев Vasily Karasev
Выступал за команды: Спартак (Санкт-Петербург, 1989-1993 г.г.), ЦСКА (Москва, 1993-1996 г.г.), EFES Pilsen (Турция, 1996-1997 г.г.), АLBA (Берлин,..
читать далее →
Василий Жиров Vasily Jirov
Василий Жиров - известный казахстанский боксер, тяжеловес. Родился 4 апреля 1974 года.На профессиональном ринге Василий имеет репутацию бойца со..
читать далее →
Василий Соломин Vasily Solomin
Василий Соломин - выдающийся боксёр, первый советский чемпион мира и СССР по боксу в лёгком весе, представитель древнего севернорусского рода..
читать далее →
Василий Федоришин Vasily Fedorishin
Выдающийся российский спортсмен, чрезвычайно талантливый борец, обладатель множества почетных наград, олимпиец, серебряный призер. Некоторое время..
читать далее →