Известные люди

»

Василий Дамаев

Василий Дамаев Vasily Damaev Карьера: Оперетта
Рождение: Россия, 19.4.1878
Дамаев Василий Петрович - певец (лирико-драматический тенор). С 1906 в московском Оперном театре С.И. Зимина. В 1909, 1911 и 1913 в Париже и Лондоне пел в Русских сезонах С.П. Дягилева, который называл Дамаева "русским Таманьо". Концертировал по городам России.

Василий Петрович Дамаев родился 19 апреля 1878 года в кубанской станице Отрадной. Окончив четыре класса станичной школы, он был вынужден сам получать себе на хлеб. Тяга его к музыке с детства была огромна. Еще мальчишкой Василий напевал в церковном хоре, выучился игрывать на скрипке, а шестнадцати лет создал любительский казачий хоровой коллектив, молва о котором быстро докатилась до ближайших городов - Майкопа и Армавира.

С юных лет Василий дружил со скромной соседской девушкой и, не мысля жизни без нее, в семнадцать лет посватался. Разрешение на брак пришлось сознательно испрашивать у церковных властей. Рано женившись, Василий Дамаев до времени становится и отцом.

Как-то раз в станицу приехал по делам чиновник из Москвы. Ему рассказали о местной достопримечательности - одаренном церковном певчем, послушать которого съезжаются со всей округи. Заинтересованный гость отправился в собор и вышел оттуда пораженным. Встретившись с молодым человеком, он начал уламывать его прослушаться в Москве у специалистов, рисуя заманчивые перспективы. Василий колебался. Станичники знали его как степенного мужика, главу уже достаточно многочисленного семейства - а тут как гром среди ясного неба такая несуразность: кинуть хозяйство и ехать неведомо куда. Да и набожные родители не одобряют всех этих "театров"...

Так или по-другому, в 1903 году двадцатипятилетний кубанский казак уже в Москве. Принимавшие вступительные экзамены в Московское филармоническое училище известные музыканты и маститые педагоги были немного смущены неказистым видом абитуриента, переминающегося с ноги на ногу. Но когда он запел... Словом, Василий Дамаев был принят тотчас.

Спустя два года Василия Дамаева рискнули выпустить на любительскую сцену. Молодой певец, горячо и бесхитростно исполняющий любимые всеми русские романсы, понравился, и его стали звать на благотворительные вечера. На одном из таких вечеров его услышал собственник Частной оперы С.И.Зимин и пригласил к себе для беседы. Позже Сергей Иванович Зимин писал: "Дамаев обладал чудным по тембру голосом... и, заснув ничем, проснулся после этого дебюта в опере "Борис Годунов" знаменитостью, о которой заговорила и вся сми, и вся музыкальная Москва. Как сегодня помню его пробу. Его привел именитый тогда специфический тенор Большого театра Успенский, тот, что считал его своим учеником. Помню, было как собак нерезаных дел в театре. Я назначил ему пробу особняком, затем дневной репетиции. На пробе я пришел в раж и практически замучил певца, заставив спеть едва ли не четыре пьесы... Я был в восторге и не медля пригласил и ученика, и учителя к себе в офис и подписал контракт. Насколько помню, Успенский водил его на пробу в Большой театр, но там, как вечно, пропустили дар мимо".

В конце августа 1908 года состоялся дебют Василия Петровича Дамаева в роли Самозванца в опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов". В одном из газетных беседа он вспоминал: "Когда я увидел перед собой в зрительном зале публику, то вопреки предположениям, совсем не смутился. Помню, что напевал с большим темпераментом, в особенности дуэт с Мариной... Успех мой в Самозванце, как у публики, так и у прессы, был для меня совершеннейшим сюрпризом... Мой Дмитрий Самозванец - мой довольный фатум".

Далее происходит из ряда вон выходящее по меркам театральной жизни событие: посредством месяц следом того, как В.П.Дамаев в первый раз ступил на сцену, С.П.Дягилев приглашает его в Париж напевать в опере Н.А.Римского-Корсакова "Псковитянка" с самим Ф.И.Шаляпиным! Кроме того, до отъезда во Францию Василий Петрович успевает спеть четыре ответственных партии в операх А.Н.Серова, Дж.Верди, Н.А.Римского-Корсакова, П.Бларамберга.

Сергея Ивановича Зимина В.П.Дамаев считал своим благодетелем, кормильцем. Однако, заставляя артиста выступать чуть ли не каждый день в технически труднейших партиях, С.И.Зимин чрезмерно перегружал его голосовой аппарат, что имело трагические последствия. Большой театр неоднократно предлагал В.П.Дамаеву контракты - значительно больше щадящие, и все-таки тот продолжал быть верным своему театральному "крестному". И до времени фортуна следовала за удачей, триумф за триумфом. Садко и Левко в операх Н.А.Римского-Корсакова "Садко" и "Майская ночь", Андрей в опере П.И.Чайковского "Мазепа", Самозванец в "Борисе Годунове" М.П.Мусоргского, Собинин в "Иване Сусанине" М.И.Глинки, Торопка в "Аскольдовой могиле" А.Н.Верстовского... Меньше удавались В.П.Дамаеву роли в операх западных композиторов. Образы, воплощенные певцом на сцене, чертовски походили на него самого, каким он был в жизни, - а был он русским человеком и напевал чисто по-русски: обширно, раздольно, залихватски.

Впрочем, и в западноевропейских операх выступал он достойно. Однажды вкупе с именитым итальянским гастролером, "королем баритонов" Маттиа Баттистини он напевал в опере Р.Леонкавалло "Паяцы". Заключительная ария первого действия "Смейся, паяц" вызвала шквал аплодисментов. Артисту пришлось воспроизвести арию, но публика не унималась, бушевала, требовала "бис". После того, как Василий Петрович реализовал арию в третий раз, зал встал и стоя аплодировал ещё минут десять. "Король баритонов" подошел к В.П.Дамаеву и сказал: "Хорош российский тенор!"

В 1913 году - ещё раз зарубежные гастроли по приглашению С.П.Дягилева. В.П.Дамаев поет шесть спектаклей "Бориса Годунова" и шесть "Хованщины" в постановке Ф.И.Шаляпина и с его участием. Париж в восторге: наличие в зале первых лиц Франции, овации, цветы, восторженная печать... Далее - Лондон: начальный российский оперный период в Англии. Василий Петрович поет семь раз в "Борисе Годунове", два раза в "Хованщине" М.П.Мусоргского, три раза в "Псковитянке". Опять же, все спектакли ставил Ф.И.Шаляпин и сам же в них участвовал.

Вообще немалый российский бас сильно любил своего партнера и, когда была вероятность, просил назначать на теноровые партии как раз В.П.Дамаева. Вспоминает отпрыск Василия Петровича Дмитрий Дамаев: "Шаляпин любил отца. Помню, как в спектакле "Иван Сусанин" Шаляпин увидел входящего Собинина (напевал его отец), подошел к нему и громко на весь театр сказал: "Вася пришел, как я рад!"

Заграница произвела на артиста неблагоприятное ощущение. До глубины души российский мужчина, привыкший к раздолью родных просторов, он там тосковал и рвался домой.

1911-1913 годы - пик недолгой творческой карьеры Василия Петровича Дамаева. В это время он активно записывается на граммофонные пластинки и, помимо работы на оперной сцене, немало выступает с концертами.

О концертной деятельности В.П.Дамаева стоит заявить особенно. В 1908-1910-х годах он гастролирует в Орле, Рязани, Нижнем Новгороде, Твери, Ярославле, Туле, Саратове, Тамбове, Харькове, Смоленске, Владимире, Калуге, Иваново-Вознесенске, вкупе с известным дирижером С.А.Кусевицким делает поездку по Волге. Программы включали арии из русских опер, романсы русских композиторов, русские народные песни. С этими программами Василий Петрович неоднократно выступал и в Москве. Большой популярностью пользовались его ежегодные благотворительные концерты в пользу инвалидов в Большом театре, концерты старинной русской песни в Благородном собрании, в которых, уместно сказать, часто участвовали другие тенора, в том числе и знаменитые: конкуренции В.П.Дамаев ни при каких обстоятельствах не боялся. Вот отрывок из рецензии в газете "Голос Москвы" (1908 год): "Интересно было чувствовать... двух соперников: увенчанного славой петербургского тенора Д.А.Смирнова и новую восходящую звезду В.П.Дамаева. У Смирнова было два преимущества: во-первых, он напевал в первом отделении, когда публика не была ещё утомлена и пресыщена массой исполненных номеров, а во-вторых, его прекрасная техника как плод многолетней артистической деятельности. Все же больше восторженные аплодисменты получил г.Дамаев. Сила, краса и звучность голоса артиста не поддаются описанию. Взрыв аплодисментов провожал артиста следом каждого исполнения."

Однако крайне резво нещадная эксплуатация Василием Петровичем своего природного дара дала себя ведать. Голос стал лишаться в мощности, красоте тембра. Обеспокоенный певец стал форсировать звук, перенапрягать связки. Это приводило к потере легкости, неточностям в интонации, изредка более того к фальше.

Приблизительно в 1915 году начинается постепенный закат до того одним духом взошедшей звезды. Да, ещё случаются успешные премьеры, ещё звучат аплодисменты. Надо встать, перевести дух... Но артист по-прежнему не щадит себя, поет чуть-чуть ли не посредством день - и затем спектакля зачастую с трудом находит в себе силы, чтобы вылезти к публике на поклон.

Наступает 1917 год. Василий Петрович принял революцию с энтузиазмом. Московская Частная опера С.И.Зимина становится Театром Московского Совета рабочих депутатов. Работу на оперной сцене сменяют концертные выступления перед рабочими и красноармейцами на заводах, в лазаретах, на митингах, в нетопленных железнодорожных вагонах.

Сезон 1922 года оказался для В.П.Дамаева последним. Еще немного лет Василий Петрович возглавлял различными оперными коллективами, с которыми невпроворот ездил по стране. В 1931 - 1932 годах он работал сотрудником Государственного Центрального Театрального музея имени А.А.Бахрушина.

Замечательный российский певец Василий Петрович Дамаев скончался 11 октября 1932 года в Москве затем тяжелой болезни и был похоронен на Преображенском кладбище. По воспоминаниям близких, до последней минуты своей жизни он не переставал сообщать о скором возвращении на сцену.

После него остались бесчисленные граммофонные записи, в настоящий момент приподнято ценимые коллекционерами. В кубанской станице Отрадной открыт всенародный музей В.П.Дамаева. В последние годы все чаще звучит на радио звук Василия Петровича. Голос, о котором газета "Театр" в 1914 году писала: "Вот певец, которого натура наградила вокальным материалом совершенно достаточным, чтобы сделаться мировым артистом, но тот, что не сумел и вполовину применять свои богатейшие средства... Голос Дамаева... смело разрешено было определить выше голоса Карузо. Это был голос-золото".

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Карасев Vasily Karasev

Выступал за команды: Спартак (Санкт-Петербург, 1989-1993 г.г.), ЦСКА (Москва, 1993-1996 г.г.), EFES Pilsen (Турция, 1996-1997 г.г.), АLBA (Берлин,..
читать далее

Василий Жиров Vasily Jirov

Василий Жиров - известный казахстанский боксер, тяжеловес. Родился 4 апреля 1974 года.На профессиональном ринге Василий имеет репутацию бойца со..
читать далее

Василий Соломин Vasily Solomin

Василий Соломин - выдающийся боксёр, первый советский чемпион мира и СССР по боксу в лёгком весе, представитель древнего севернорусского рода..
читать далее

Василий Федоришин Vasily Fedorishin

Выдающийся российский спортсмен, чрезвычайно талантливый борец, обладатель множества почетных наград, олимпиец, серебряный призер. Некоторое время..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий