Известные люди
»Василий Митрохин
Рождение: Россия, 5.4.1918
Капитан В. Б. Митрохин совершил 174 боевых вылета, в 36 воздушных боях сбил 17 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 5 Апреля 1918 года в деревне Суры, сейчас Тепло - Огарёвского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал токарем на железнодорожно - ремонтном заводе на станции Люблино ( в настоящий момент Московского горсовета ), занимался в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии, год через окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в ней инструктором - лётчиком.
С Ноября 1942 года в действующей армии. К Октябрю 1944 года начальник эскадрильи 191-го истребительного Краснознамённого авиационного полка ( 257-я смешанная Свирская авиационная дивизия, 7-я Воздушная вс, Ленинградский фронт ) Капитан В. Б. Митрохин совершил 174 боевых вылета, в 36 воздушных боях сшиб 17 самолётов противника. 2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Центральные лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1961 года Полковник В. Б. Митрохин - в запасе. Жил в городе Иваново. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Его имя долгое время носил пионерский отряд средней школы 32 города Иваново.
* * *
Поистине завидная судьбина у Василия Митрохина ! В течение 2-х лет он сделал больше 170 боевых вылетов, провёл навалом воздушных боёв. 17 лично сбитых самолётов, десятки уничтоженных автомашин и миномётов, сотни боец и офицеров противника - таков боевой счёт героя ! Его дар лётчика и командира в полной мере раскрылся в год разгрома фашистских полчищ под Ленинградом.
Василий родился 5 Апреля 1918 года в деревне Суры Тепло - Огарьевского района Тульской области в громадный, дружной и трудолюбивой семье. Ещё 3 брата и 2 сестры были на руках у родителей. Отец работал пастухом, позже пожарником под Серпуховым, мамаша - уборщицей на ткацкой фабрике. Все дети учились, работали и все "вышли в люди".
Учился Василий в школе 24 ( в настоящий момент учебное заведение 2 ), был любознателен, хотя и непоседлив.
- В 6 - 7 классах, - рассказывал Василий, - я увлекался авиацией. Любил велосипед, охоту, но авиацией практически бредил. Окончил ФЗУ, работал на заводе "Можерез" токарем. С 1935 по 1938 год учился летать на планерах и самолётах в московском аэроклубе. В 1939 году закончил Борисоглебскую школу военных лётчиков и был оставлен там инструктором. Позже назначен командиром звена.
Когда началась махаловка, Митрохин подал рапорт об отправке в действующую армию. Но только в Ноябре 1942 года получил направление на Карельский фронт. В конце 1942 года Старший лейтенант Василий Митрохин сражался с врагами под Ленинградом. Там он совершил свои первые боевые вылеты, там сшиб первостепеннный вражеский самолёт. В боях под Великими Луками был нелегко ранен и отправлен в ивановский лазарет. Там он нашёл подругу жизни. Старшая медсестричка Катя стала его женой, а град Иваново - родным домом.
В Августе 1943 года Митрохин прибыл в 191-й авиаполк. С первых же дней и в первых же боях он показал себя отважным, храбрым, умелым воздушным бойцом и организатором. О нём заговорили в полку, в дивизии. Вот что писала о его боевых успехах фронтовая газета:
"Митрохин - лётчик на все руки. Он с успехом водит группы самолётов на прикрытие наземных группировок, оберегая их от бомбёжек вражеской авиации. Истребители под его командованием умело, прикрывают "Илюшиных", обеспечивают им секьюрити во время штурмовых рейдов не только от атак "Мессеров" и "Фоккеров", но и от огня вражеских зениток".
Его звено считалось одним из лучших в 13-й Воздушной армии. У Митрохина не было "холостых" вылетом. Если он не встречал врага в воздухе, то искал, находил и беспощадно бил его на земле. Однажды он звеном сопровождал пару "Илов". Штурмовики обнаружили вражеский эшелон из 40 вагонов и платформ и разгромили его. Но при этом израсходовали все боеприпасы. На иной же станции, занятой немцами, стояли под разгрузкой 25 цистерн. Митрохин проявил инициативу и находчивость. Ударил бронебойными и зажигательными по цистернам - и те вспыхнули. Штурмовики восхищались: важная мишень была уничтожена "ястребками" !
...Шла подготовка к решительному наступлению. В Январе 1944 года началось штурмование советских войск под Ленинградом и Новгородом. Оно проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в немалой степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Под сокрушительными ударами Красной Армии немецкие войска откатывались от Ленинграда. Город ликовал ! Как ему тогда для полного счастья не хватало солнца !
С первого дня наступления, как назло, стояла нелётная погода. На высоте 150 - 300 метров висела сплошная свинцовая облачность. Видимость не превышала 2-х километров. Беспрерывно шёл снег, мела поземка..
На 7-й день наступления в такую же пасмурную погоду звено Митрохина штурмовало, колонну фашистов. После первой бомбовой атаки зенитным снарядом был повреждён движок на самолёте Митрохина. Высота 300 метров. Лес и стезя - куда усаживаться ? Вдоль шоссе - немцы. Митрохин виртуозно произвёл посадку на чаща... А его товарищи Репкин, Баринов и Резвый ещё трижды "проутюжили" вражескую колонну.
Войсковая разведка донесла: "Звено наших истребителей бомбами и огнём пулемётов разгромило батальон немцев. Один свой самолёт сбит МЗЛ, упал в лесной массив..."
Репкин также был убеждён, что Василий погиб. После первой атаки на обочине дороги запылал здание, и он посчитал это за падение самолёта командира.
Но Митрохин остался жив. Трое суток пробивался к своим. Пригодились и навык охотника, и физическая выносливость спортсмена.
- Мало кому из лётчиков - истребителей удавалось лицезреть результаты своей штурмовки, а мне удалось ! - рассказывал Митрохин товарищам. - По пути в полк я проезжал по дороге, уже освобождённой нашими войсками. На протяжении километра валялись перевёрнутые, искорёженные автомашины и повозки, снарядные ящики и кухни, десятки лошадей и до полутора сотен запорошенных снегом трупов. Вот уж действительно: "Ударили в хвостище и в гриву !"
Письма Митрохину шли потоком: из Серпухова писала мамаша, из Иванова - подруга жизни, с Дальнего Востока - меньший брат, Сергей. Он служил там и летал на Ил-2. Брат, просился на фронт ! По совету Василия мама написала Главкому авиации А. Новикову. Её просьбица была удовлетворена. Мечта Сергея сбылась. В Феврале 1944 года он прибыл в полк к брату.
В Марте активность немецкой авиации грубо возросла, что предопределило ожесточённый нрав воздушных боёв. Так, 6 Марта на Нарвском и Псковском направлениях в налётах участвовало 234 вражеских самолёта. В тот самый день 6 лётчиков 191-го истребительного авиаполка провели мордобой с 20 пикировщиками Ju-87 и 10 прикрывавшими их FW-190. Хотя силы были неравными, Старший лейтенант В. Б. Митрохин и Лейтенанты П. А. Репкин и Кузин сшибли по одному немецкому самолёту.
Эскадрилья, которую возглавил Митрохин, славилась дружбой. Её девизом было: "Никогда не оставляй товарища в беде !" За единственный только год эскадрилья сшибла 56 самолётов врага, а сколь уничтожено активный силы и техники на земле !
...Облачность была коварной: многослойной, разновысотной и рваной. 25 "Юнкерсов" под прикрытием "Фокке - Вульфов" пытались причинить потрясение по нашим войскам на плацдарме западнее реки Нарвы. Эскадрилья под командованием Митрохина решительной атакой расколола строй немецких бомбардировщиков, а далее в воздушном бою разгромила его. Ни одна взрывчатка не упала в расположение наших войск. Противник потерял 15 самолётов: Митрохин и Репкин сшибли по 3 стервятника. Рязанцев - 2... В этом бою был очень повреждён и самолёт Василия. Он с трудом, но привёл его на свой аэропорт.
Мать знала, как воюют сыновья. Замполит полка держал её в "курсе дела".
"Милые детки, как я вами довольна, - писала она им. - Бейте немецкую гадину смелее, не давайте ей пощады. Милые сыны, гордыня моя, я так и знала, что вы не осрамите нашей фамилии. Мне сильно мило, что вы не трусы, не паникёры, а крепкие, стойкие советские воины. Вася, я в особенности рада, что Серёжа оправдывает материнский наказ и во всём поступает так, как ты. Старайся и впредь, Серёжа, будь героем, накрепко целую вас. Мама".
Вскоре Младший лейтенат С. Б. Митрохин стал стал ведомым Капитана В. Б. Митрохина. Уже в первых 10 воздушных боях они одержали 7 побед над врагом: 5 самолётов сшиб Василий ( на снимке он слева ), 2 - Сергей. Братья сражались храбро и были удостоены многих наград.
Командир звена Лейтенант В. Б. Митрохин в ходе боёв стал командиром эскадрильи, Капитаном. Он был награждён 5-ю орденами и 9-ю медалями. К Октябрю 1944 года лично сшиб в боях 17 вражеских самолётов, уничтожил большое численность боевой техники и активный силы врага. За эти подвиги 2 Ноября 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Капитану В. Б. Митрохину высокое звание Героя Советского Союза.
Согласно данным, приведённым в книге Н. Г. Бодрихина - "Советские асы" ( Изд. "ТАМП", 1998 г. ), к концу войны Василий Митрохин выполнил рядом 200 успешных боевых вылетов. Проведя 50 воздушных боёв, сшиб 19 вражеских самолётов лично и 6 - в группе с товарищами. М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных побед.
В известной статье Валерия Дымича - "Весёлая охота на Восточном фронте" ( опубликована в журнале "Авиация и Космонавтика", 1, 1999 год, стр. 11 - 21. ) есть таковый эпизод:
"30 Мая 1943 года 8 "Киттихауков" 191-го ИАП участвовали в отражении налёта 48 немецких бомбардировщиков Не-111 и Ju-88, которые прикрывали рядом 20 истребителей FW-190A-5. Правда, первостепенный махач провели лётчики 240-й и 275-й ИАД, летавшие на "Яках" и "Лавочкинах". Когда бомбардировщики противника поодиночке стали покидать на запад, их штурмовали "Киттихауки". В районе Шлиссельбурга Майор Митрохин в течение 15 минут уничтожил 2 "Хейнкеля" и вступил в схватку с FW-190.
Его Р-40К существенно уступал в скорости немецкому истребителю, при всем при том, в маневрировании по горизонту имел превосходство. Опытный германский лётчик допустил явную ошибку приняв мордобой на виражах, за что и поплатился. Очередь крупнокалиберного пулемёта поразила двигатель "Фокке - Вульфа", тот, что, вспыхнув, пошёл к земле. Хауптман Херберт Эрдманн ( имевший 34 победы ) из штабного штаффеля спасся на парашюте и попал в плен.
На допросе в штабе 13-й Воздушной армии Эрдманн сказал, что главным огорчением для него была оплошность в бою с устаревшим "Киттихауком", 6 из которых он несложно сшиб, воюя в Африке, в составе JG 27.
Hесколько успокоил немецкого лётчика послужной список его противника: Майор Митрохин участвовал в боях с первых дней войны, уничтожив 19 самолётов лично и ещё 6 - в группе с товарищами".
Не берусь судить о достоверности описываемых событий, но хочу направить участливость на следующее:
Во-первых, в 191-й ИАП Василий Митрохин попал только в Августе 1943 года. Поэтому, он не мог участвовать в бою, датированным автором 30 Мая 1943 года, во всяком случае, в составе 191-го ИАП.
Во-вторых, ещё к Октябрю 1944 года он был в звании Капитан. Поэтому, именовать его Майором, в отрезок времени описываемых событий, так же неверно...
После войны Василий Борисович обучал молодых авиаторов обладать реактивным самолётом, передавал им свой зажиточный боевой навык. На старые раны давали о себе располагать информацией. В 1961 году, уже в звании Полковника, он был уволен в припас. Жил в городе Иваново. Многие годы он работал на механическом заводе, был избран депутатом районного Совета. Его брат Сергей, закончив техникум, жил и работал в Серпухове.
Так же читайте биографии известных людей:
Василий Михалев Vasily Mihalev
Старший лейтенант В. П. Михалёв совершил 104 боевых вылета, провёл 35 воздушных боёв, сбил лично 17 и в группе 2 самолёта противника. 0 года за..
читать далее →
Василий Молоков Vasily Molokov
Во время Великой Отечественной войны 194145 с 1943 командовал авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах.
читать далее →
Василий Мухин Vasily Muhin
Лейтенант В. Ф. Мухин совершил 227 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сбил 15 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую..
читать далее →
Василий Савельев Vasily Saveliev
В 1944 году командовал авиационой эскадрильей 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Всего совершил 470 боевых вылетов, сбил 21..
читать далее →