Известные люди
»Василий Поленов
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 1.6.1844
В 1872 году от Академии художества Василий Дмитриевич Поленов получил пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет. Он путешествовал по Европе, в Германии основательно изучал произведения немецких художников, особенное впечатление (которое он сравнил с опьянением опиумом) произвели на него романтические полотна А. Бёклина с их одухотворением пейзажа и возрождением культа античности.
Затем Поленов переехал в Италию, ознакомился с художественными произведениями в музеях Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые картины мастеров Возрождения, в то же время и сам писал с натуры.
После возвращения в Россию Поленов поселился в Москве. Отличительным качеством новых работ Поленова стало явление в них света и воздуха, которые так поразили критиков и ценителей искусства в его Бабушкином саде, Лете и, конечно же, в Московском дворике.
Этюд к картине Московский дворик художник писал из окон своей московской квартиры на углу Мкумачового Толстовского и Трубниковского переулков. Этой картиной Поленов дебютировал на Выставке художников-передвижников в 1878 году. Посылая ее в Петербург, он писал И.Н. Крамскому: К сожалению, я не имел времени изготовить больше значительной вещи, а мне хотелось обозначиться на передвижной экспозиции с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем отработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета.
Однако аккурат эта картинка принесла Поленову известность и славу. Подобно саврасовским Грачам, Московский дворик говорил зрителю о чем-то близком и родном, что с детства живет в сознании каждого человека.
На картине воспроизведен обыкновенный угол старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее без малого провинциальным укладом жизни. По воспоминаниям самого Поленова, это было начало дня ясного солнечно дня в начале лета. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнышко, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик понемногу оживает.
Вот торопливо направляется к колодцу дама с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в зеленой траве ребятёнки. Пригревшись на светило, миролюбиво ожидает своего хозяина запряженная в телегу лошадь, в каждый миг готовая тронуться... Девочка в белой кофте и длинной юбке стоит и чутко рассматривает цветочек, тот, что держит в руках. Неподалеку тяжко плачет сидящая на земле маленькая девчушка, но на нее никто не обращает внимания... Эта будничная суетня не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых во всем пейзаже.
В картине В.Д. Поленова все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятёнки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый коврик юный травы, и более того покосившиеся хозяйственные пристройки. Рядом с этими покосившимися сараями, колодцем и заборами сверкают белизной нарядные особнячки, стройные храмы, несложно взлетают вверх кружевные колокольни, блестят в лучах солнца купола церквей... И над всем этим царит бездонное небеса.
Для своей картины Поленов выбирал раннее летнее начало дня, поэтому в ней нет ни зноя, ни яркого ослепительного солнца. Художник чувствовал, что жаркое солнышко не вяжется с его скромным пейзажем, с его умиротворенным и ясным настроением, царящим в природе.
На начальный воззрение, композиция Московского дворика кажется немного хаотической, но только на основополагающий точка зрения. Силуэт сарая между белыми церковью и колокольней, освещенными солнцем, и домом определяет середина. Слева - приглушенные тона зеленого сада, с правой стороны пространство замыкает затененный уголок сарайчика. Сверху и снизу пространство картины замыкают темнеющая зелень травы у нижнего края и темное в зените небосклон. Вьющиеся посреди травы тропинки, домики и деревья вдалеке за сараем уводят зрачок зрителя в глубину перспективы.
Чистый воздух струится около белой с горящими куполами церкви, и этим немного лишает ее четких очертаний, но все остальные формы написаны художником идеально ясно. Весенняя зелень травы передана со всевозможными оттенками, хотя издалека может показаться, что ее поверхность окрашена одним тоном. Создается ощущение, что художник сознательно ограничивает себя 3-4 самыми необходимыми красками, чтобы достигнуть общей гармонии и передать воздушную атмосферу, окутывающую все деревья, фигуры и строения, крыши всех домов, к примеру, светло-голубые, немного зеленоватые.
Так же читайте биографии известных людей:
Василий Ситников Vasily Sitnikov
Русский художник.
читать далее →
Василий Суриков Vasily Surikov
Василий Суриков - известный русский художник. живописец. Родился 24 января 1848 года.Василий Суриков является признанным мастером масштабных..
читать далее →
Василий Тропинин Vasily Tropinin
Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции.
читать далее →
Василий Яковлев Vasily Yakovlev
Василий Яковлев - русский художник, мастер живописи и реставрации, стремившийся соединить стиль старых мастеров с программой соцреализма. Родился 14..
читать далее →