Известные люди

»

Василий Скворцов

Василий Скворцов Vasily Skvortsov Карьера: Политик
Рождение: Россия, 12.1.1859
Тайный советник, известный миссионер, общественный деятель, участник монархического движения, издатель газеты Колокол.

Из семьи священника. Окончил Киевскую ДА, преподавал в Казанской ДС, служил миссионером Киевской и Полтавской епархий. Киевский генерал-губернатор гр. А. П. Игнатьев пригласил Скворцова к себе чиновником особых поручений со специальным назначением иметь сведения делами о сектантах, которых появилось полно на юге России. Затем Скворцов был замечен обер-прокурором К. П. Победоносцевым и назначен в 1895 на пост чиновника особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода (позже он неоднократно рассматривался как кандидат на пост тов. обер-прокурора). Скворцов создал ежемесячный журнал Миссионерское обозрение, тот, что издавал и редактировал в теч. 20 лет (18961916). Широкую известность в правых кругах он получил во время общественного возбуждения, связанного с отпадением от Православной Церкви гр. Л. Н. Толстого, Скворцов издал специальную книгу, обличающую зловерие графа, которая выдержала три издания. В 1906 создал ежедневную церковно-политическую газету Колокол, издавал и редактировал ее, а с 1910 издавал бесплатное популярное приложение к газете Голос истины. Еженедельное иллюстрированное церковно-народное апологетическое издание. В 1901 был одним из основателей знаменитых Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге. Сторонник имяславия.

Принимал активное участие в право-монархическом движении. Член Русского Собрания (PC), где состояла и его хозяйка Юлия Александровна. Участник 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 17 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), выступал с речью О необходимости борьбы с жидовской печатью, в которой фиксировал, что печать в огромном большинстве в руках евреев. Был тов. председателя Союза Правой Русской печати, созданного по решению 3-го Съезда (возглавил Союз следом кончины первого председателя кн. М. Л. Шаховского). Выступал с докладом на Первом Всероссийском Съезде представителей правой русской печати 29 апр. 1907 (был тов. председателя Съезда), тот, что проходил в рамках 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа). Наряду с прот. И. И. Восторговым, архим. Макарием (Гневушевым), проф. В. Ф. Залеским, В. М. Пуришкевичем, Б. В. Назаревским и И. Г. Айвазовым входил в состав Оргкомитета по созыву Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. 4 окт. 1909), выступал с приветствием от Союза Правой Русской печати, был товарищем председателя двух отделов (по церковным вопросам и вопросам печати), на последнем заседании произнес речь об огромном значении Съезда. Принимал активное участие в деятельности Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА), в 1909 1-й пол. 1915 член Главной Палаты, входил в состав Редакционной комиссии Книги русской скорби, издававшейся РНСМА, был в числе сотрудников журнала Прямой путь. 8 авг. 1910 сообща с прот. И. И. Восторговым участвовал в работе Совещания представителей сибирских монархических организаций в Иркутске.

Входил в состав Устроительного Совета Монархических Съездов, как народный избранник от PC. Участник 5-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 1620 мая 1912), выступал с речью в окончательный день заседаний Съезда. В окт. 1913 от имени руководства РНСМА подписал приветствие мужественным обличителям еврейского религиозного фанатизма на процессе по делу Бейлиса Г. Г. Замысловскому и А. С. Шмакову.

В 1915 вышел в отставку в ранге тайного советника. В июне 1915 в реакция на юдофобскую речь В. М. Пуришкевича вышел из состава РНСМА и совместно с В. Г. Орловым создал Отечественный Патриотический Союз (ОПС), устав которого разрешал прием в члены союза инородцев, в т.ч. евреев. Одновременно газета Колокол стала оберегать идею равноправия евреев и подсоблять Прогрессивный блок. Распространились слухи, что Скворцов получил крупную субсидию от банкира Рубинштейна. Архиеп. Никон (Рождественский) писал 31 авг. 1915 С. А. Нилусу о Скворцове: Ему нужны финансы, невпроворот денег, до ста тысяч, а жиды дают... Вот вам миссионер! Жиды ужасно подняли головы. Наши жидохвосты трусят и храбрятся. В тот самый отрезок времени от Скворцова и Орлова отмежевались на практике все видные правые деятели, их называли орудиями министра внутренних дел А. Д. Протопопова. Тем не менее лидеры ОПС оставались на правых позициях. Так, 20 января 1917 Скворцов принял участие в собрании Союза, которое проходило Москве и на котором обсуждались меры борьбы с развивающимся в стране брожением. ОПС послал телеграмму Протопопову с требованием выказывать на местах твердую верх, т. к. революционная политработа принимает широкие размеры. Словом, для борьбы с революцией ОПС предлагал те же меры, что и др. правые.

В годы гражданской войны на юге России возглавлял правую организацию Союз русских национальных общин (создан в мае 1919). Вот как характеризовал основные направления деятельности Союза деникинский Отдел пропаганды: Национальное воспитание русского народа внедрением в него понятий о национальности, любви к вере православной и к монархии (о последнем в официальной программе умалчивается). Работа ведется в крестьянской и рабочей среде... Деятельность Союза создание чайных, библиотек, кооперативов, имеющих целью новости пропаганду не только посредством распространения литературы и устно, но и оказанием реальной помощи населению. В Совет Союза помимо Скворцова входили заметный правовед Н. Н. Алексеев, прот. Н. П. Розанов, Н. Н. Львов (перешедший из Южнорусского национального центра) и др. Устав Союза, зарегистрированный в окт. 1919, провозглашал следующие цели:

Сплочение, усиление и возрождение русской нации как носительницы великих культурных ценностей, обслуживающих интересы всего человечества. Воссоздание и процветание Великой, Единой и Неделимой России... Государство Российское восстанавливается в границах его существования до 1914 г., за исключением Польши. Русской нации в возрожденной России надлежит занимать главенствующее положение народа-хозяина, принадлежащее ей по историческому праву. Государственно-правовые нормы России должны подобать национальным особенностям первенствующего русского народа. Церковь Христова (православная и старообрядческая)... должна духовно и морально объединять российский народонаселение, нравственно влияя на все стороны государственной жизни. Народности, территориально входящие в состав Государства Российского, пользуются правом на национально-культурное и религиозное самоопределение. Стараясь попасть взглядам лидеров белого движения Союз стоял на позициях непредрешенчества, при всем при том заявлял, что будущая форма правления должна подобать национальному правосознанию русского народа. Он ратовал за достижение в будущей России разумной децентрализации власти на началах областной автономии и широкого местного самоуправления, осуществление всеобщего начального обучения на русских национальных началах и формирование христианского религиозного чувства и морали, проведение ряда неотложных социально-экономических реформ в направлении развития мелкой земельной имущества, защиты труда рабочих от эксплуатации, а главное формирование русской национальной промышленности и торговли, отбояривание русского капитала от иностранного и инородческого порабощения, широкое формирование русской национальной кооперации, реорганизация местного самоуправления на принципе национальной пропорциональности, а на окраинах государства обеспечение прав русского меньшинства. Членами Союза могли быть совершеннолетние русские люди, без различия пола, не опороченные по суду, а русскими признавались великороссы, малороссы, белороссы, казаки, карпатороссы.

Союз русских национальных общин был одним из главных организаторов правого съезда в июне 1919 в Кисловодске, на котором было заявлено об образовании правого блока. Кроме Союза там были представлены Национал-либеральная партия, среда За Россию и Общество Прикарпатской Руси. Было намечено издание теоретического органа правого блока Наш путь (позже Русский путь), но его выпуск так и не был налажен. На съезде Союза 1420 июля 1919 ген. А. Г.Шкуро был избран почетным членом Союза. Осенью 1919 руководство Союза представило большой отчет А. И. Деникину с изложением своей политической стратегии и просьбой о всесторонней поддержке. В докладе главнокомандующему по сути дела предлагалось откинуть бесперспективные кадетские лозунги и свершить идеологию Союза основой пропаганды и агитации в армии. Однако находящийся в идейной зависимости от кадетов Деникин, по его собственному признанию, рапорт отверг.

В эмиграции в Югославии, председатель русской колонии в Пангеве. Член Карловацкого Всезаграничного церковного собора (1921). Преподавал в Сараевской семинарии. Умер в Сараево.

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Снежков Vasily Snezhkov

Коллежский советник, член фракции правых IV Государственной Думы, председатель Козловского Союза Русских Людей (КСРЛ), видный деятель Объединенного..
читать далее

Василий Стародубцев Vasily Starodubtsev

19 декабря 1999 был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва по списку КПРФ, но от депутатского мандата отказался.
читать далее

Василий Харламов Vasily Harlamov

Из казаков, учился в Московской духовной академии и на историко-филологическом факультете Московского университета. Депутат всех четырех Дум от..
читать далее

Василий Цушко Vasily Tsushko

Бывший министр внутренних дел Украины. В 1989-1994 годах работал директором совхоза. Четыре раза избирался депутатом Верховной Рады Украины: в 1994,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий