Известные люди
»Василий Струве
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 2.2.1889
Крупнейший советский востоковед-марксист (египтолог и ассириолог), творец пятичленки, основатель советской школы историков Древнего Востока, академик АН СССР (1935).
Василий Васильевич Струве родился в семье, к которой принадлежал единый строй видных представителей научно-технической интеллигенции, в том числе основатель Пулковской обсерватории Василий Яковлевич Струве. Поступив в Петербургский вуз, первоначально он планировал специализироваться на истории России, и все-таки следом учился у ведущих ориенталистов страны египтолога Бориса Александровича Тураева и семитолога Павла Константичновича Коковцова, а кроме того исследователя античности Михаила Ивановича Ростовцева.
Университет Струве окончил с отличием в 1911. Несколько лет провёл в Берлине, где совершенствовал своё знание египетского языка под руководством Адольфа Эрмана. Первую свою работу по истории древнего мира он посвятил Петербургским сфинксам Аменхотепа III. Пятидесятелетний (1916-1965) навык преподавания в Ленинградском государственном университете способствовал созданию Струве собственного курса истории Древнего Востока, отличавшегося от своих зарубежных и предшествующих ему русских аналогов тем, что строился на основании анализа характера социально-экономических отношений и экономического базиса древневосточных обществ, а ещё включением в понятие Древний Восток древнейших государств Китая, Индии и прилегающих территорий. В 19181933 стоял во главе Египетским отделом Эрмитажа, в 19371940 возглавлял Институт этнографии АН СССР, а в 19411950 Институт востоковедения АН СССР, с 1959 заведовал древневосточным отделом института. Член ряда отчественных и зарубежных научных организаций (Комитета международных ассоциаций египтологов в Копенгагене).
Струве приветствовал революционные события 1917 и поддерживал социалистические преобразования в СССР. Именно ему принадлежит мысль пересмотра оригинального тезиса Карла Маркса и Фридриха Энгельса сравнительно единства всемирного исторического процесса, проявлявшегося сквозь чередование формаций как универсальных этапов исторического развития человечества. Согласно Марксу и Энгельсу, на стадии цивилизации среда поочерёдно проходит рабовладельческую (классическую антическую), феодальную и буржуазную социально-экономические формации с перспективой перехода к социалистической. Однако в труде Формы, предшествовавшие капиталистическому производству, являющимся разделом Экономических рукописей 1857 1859 годов, Маркс выделял кроме того азиатские производственные отношения, что позволяло толковать об особой азиатской (архаической) социально-экономической формации, предшествовавшей рабовладельческой у древневосточных обществ. Следует подметить, что азиатская формация получила своё условное наименование не потому как, что была характерна только для восточных обществ, но по причине первоначального обнаружения характерных её пережитков у отдельных народов Азии (в частности, Индии). Отсюда следовали две полярные трактовки азиатского способа производства как уникального или универсального этапа истории.
В 20-30-ых годах XX века отдельные советские историки, находившиеся под влиянием теории Освальда Шпенглера, пытались втолковать уникальность азиатского способа производства, существовавшего только у восточных обществ. Им противостояли марксистские историки-универсалисты, которые расширили первоначальный географический ареал анализа производственных отношений и пришли к выводу о существовании подобного способа производства не только на начальных периодах развития восточных обществ, а и у всего человечества в целом, считая его универсальным (в частности, он наблюдался в крито-микенском обществе, в Риме периода царей и ранней Республики, у цивилизаций Месоамерики); с иной стороны, такие восточные общества, как Древний Египет периода Нового царства или Персидская империя Ахеменидов, могут быть определены как классические рабовладельческие. Сторонники выделения отдельного азиатского способа производства выделяли такие характерные для него черты, как функционирование разветвлённой ирригационной системы в условиях централизованого государства и этатистской политики; отсутствие частной имущества на средства производства; свободные общины, эксплуатируемые государственным аппаратом, в качестве экономической основы существования общества; восточная деспотия как своеобразный тип монархической формы правления.
Опираясь на изданные в СССР сочинения Маркса, Василий Васильевич Струве к 1933 разработал пятичленку, парадигму смены пяти социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, начальным этапом которой является социализм (таким образом, азиатская и античная формации сливались в одну). Так как пятичленка идеально подходила для упрощённого понимания марксистской теории, насаждавшегося в истории и философии Сталиным, она была использована в качестве орудия вульгаризации учения Маркса; тем не менее, её распространение способствовало утверждению материалистического понимания истории и обнаружению общих бес в политическом, экономическом и социальном прогрессе разных обществ. Пятичленка Струве, приписанная Марксу, оставалась господствующей схемой советской исторической науки для анализа всех исторических периодов, несмотря на жёсткую критику, которой она была подвергнута на Московской дискуссии об азиатских производственных отношениях (1965) видными историками СССР, Франции, Венгрии и Германии.
Струве был первым историком в важный науке, поднявшим вопросительный мотив о характере экономического базиса и социальной иерархии древневосточных обществ, определявшихся как феодальные более того такими авторитетами, как Брэстед, Мейер и Тураев. Струве же рассматривал в качестве ключа к решению вопроса разбор производительных сил и определил, что центровой формой эксплуатации труда на Древнем Востоке, как и в античном мире, было употребление рабов (позже он признал, что основой экономической жизни в древневосточных странах была не эксплуатация рабов, а эксплуатация крестьян-общинников: долговое рабство у этих народов было развито неравномерно, а завоевательные походы, проводившиеся с различным успехом, ещё не стали основным источником пополнения количества рабов). Следовательно, совдеповский востоковед определял восточные общества как раннерабовладельческие, основываясь на собственном анализе шумерского обществе, исследование структуры которого проводилось на основании документов хозяйственной отчётности периода III династии Ура.
Перу Василия Васильевича Струве принадлежат больше 400 работ по истории и лингвистике древнего мира. Его первые публикации, контент коптского папируса и монография Петербургские сфинксы, увидели свет в 1912. С 1928 издавался его работа о древнеегипетском ученом Манефоне. Основные идеи Струве изложены в его фундаментальном обобщающем труде История Древнего Востока, изданном в Москве в 1941 и продолжавшим лучшие традиции школы Тураева в марксистской трактовке. Остальные труды Василия Васильевича Струве были посвящены истории и истории культуры Древнего, персидского и эллинистического Египта, Месопотамии (Шумера, Вавилона, Ассирии), Северной Сирии (на примере Угарита), Урарту и Закавказья, Персии, Палестины, Малой Азии, Северного Причерноморья и Средней Азии. В частности, истории древних государств, расположенных на территории Советского Союза, он посвятил свои Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии, изданные посмертно в 1968. Значение фактического материала, последовательно изложенного в трудах Струве, подкрепляется индуктивными обобщениями и анализом значения той или другой исторической эпохи в контексте развития стран и народов.
Василий Васильевич Струве издал немного древнеегипетских письменных памятников, находящихся в музеях Москвы (в основном в из Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) и Ленинграда, в том числе строй демотических текстов Позднего периода Древнего Египта и Московский математический папирус, контент которого был транскрибирован ещё Тураевым. Под руководством основоположника советского востоководения были скрупулезно изучены речения Ипувера и Неферреху, относящиеся к концу Среднего царства, потому как они приводили сравнительно редкие для египетской литературы свидетельства всплеска классовой борьбы, интересовавшие советскую науку. Другой безусловной заслугой Струве является то, что его наследие позволило разрушить безраздельно господствовавшие в исторической науке представления о древневосточных обществах как исконно феодальных.
Василий Васильевич Струве редактировал весь строй наименований исторической периодики и коллективных трудов по всемирной истории, участвовал в подготовке энциклопедических изданий, а кроме того инициировал начавшееся в 1961 издание Советской исторической энциклопедии, будучи членом Главной редакции энциклопедии. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Так же читайте биографии известных людей:
Василий Татищев Vasily Tatischev
Работая над Историей Российской, Татищев открыл для науки такие документальные памятники, как Русская Правда, Судебник Ивана Грозного, Книга..
читать далее →
Василий Зеньковский Vasily Zenkovskiy
Русский философ, богослов, педагог. Родился в г.Проскурове (ныне Хмельницкий) 4 июля 1881. В 1900 поступил на естественный факультет Киевского..
читать далее →
Василий Карпов Vasily Karpov
Окончил Киевскую духовную академию, впоследствии возглавлял кафедру философии в Санкт-Петербургской духовной академии.
читать далее →
Василий Мишин Vasily Mishin
Конструктор ракетно-космической техники. Академик Российской Академии наук.
читать далее →