Известные люди

»

Василий Чичагов

Василий Чичагов Карьера: Адмирал
Рождение: Россия, 28.2.1726
Единственный моряк - кавалер ордена Св. Георгия I степени - В.Я. Чичагов проводил в жизнь необычную тактику: принимал атаку противника на выгодной позиции, чтобы одерживать победы малой кровью.

Родился предстоящий адмирал 28 февраля 1726 года в небогатой семье под Костромой. Получил домашнее воспитание и образование. Потом окончил Навигацкую школу в Москве. Морскую службу начал гардемарином, прошел все младшие офицерские чины на Балтийском флоте, отличился в Семилетней войне, выполняя ответственные поручения. Затем он служил в Архангельске. В 1765-1766 годах морячок стоял во главе секретной экспедицией, которая на трех небольших судах дважды пыталась одолеть путь посредством Северный Ледовитый океан к Алеутским островам между Гренландией и Шпицбергеном. Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона. Сплошные льды не позволили продвинуться дальше. Разумеется, плавания в те годы и не могли привести к успеху. Чичагову разрешается определить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда с экипажами от кромки вековых льдов к родным берегам. Более того, капитан бригадирского ранга доказал, что такая проблема невыполнима для деревянных парусников.

Став главным командиром Архангельского порта, Чичагов боролся со злоупотреблениями посреди чиновников и моряков. После начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов он старался увеличить возможности верфей, предложив закладывать сию минуту по 6 кораблей вместо 4. Построенные архангельцами корабли шли на Балтику. В 1770 году туда же вызвали произведенного в контр-адмиралы Чичагова. Он обучал экипажи для кораблей Балтийского флота, в 1772 году одну из подготовленных эскадр провел без потерь на Средиземное море. Вернувшись, стал главным командиром в первую голову Ревельского, следом Кронштадтского порта. Благодаря его стараниям и последняя ушедшая на Средиземное море эскадра успешно достигла цели.

Боевое крещение в качестве флагмана контр-адмирал Чичагов получил на Черном море. Весной 1774 года эскадра Азовской флотилии под его флагом крейсировала у входа в Керченский пролив. 9 июня с русской эскадры из 3 фрегатов и 2 новоизобретенных плоскодонных кораблей увидели турецкий флот. Чичагов пошел на сближение и обнаружил, что к охраняемому им проливу направляются 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 галер и шебек, немного меньших судов под командованием адмирала. Заметив русскую эскадру, турки двинули на нее отряд из 7 фрегатов, 6 шебек и 4 галер. Остальные пытались прорваться в Керченский пролив. Контр-адмирал не поддался обману, повел отряд наперерез и преградил противнику тракт, открыв пламень. Турки потом перестрелки в полумраки отстали. Русские корабли развернулись в проливе. Вернувшаяся турецкая превосходящая по силам эскадра заняла позицию у входа, пыталась штурмовать, но ее нападения были отражены.

Адмирал Чичагов, между войнами командовавший эскадрами на Средиземном и Балтийском морях, в начале русско-шведской войны 1788-1790 годов временно оказался не у дел. Весной 1789 года Екатерина II вверила ему руководство Балтийским флотом, силы которого стояли в Ревеле, Кронштадте и Копенгагене. Адмирал столкнулся с неприспособленностью Ревеля как базы. На прибывшей из Кронштадта эскадре было полно новобранцев. Василий Яковлевич, несмотря на нетерпеливые указы из столицы, задерживал выход в море, стараясь обучить экипажи для похода и боя. Только 2 июля его флот выступил и 6 июля вел сражение со шведским у острова Эланда. Следуя своей тактике, Чичагов не атаковал неприятеля, а вел перестрелку и ожидал подхода копенгагенской эскадры, чтобы стиснуть противника с двух сторон превосходящими силами. Но шведы укрылись в Карлскроне (Карлскруне). Господство на море перешло к русским. Чичагов увел флот к своим берегам и, сберегая корабли, ограничивался блокадой, разведкой, охраной судоходства и поддержкой гребного флота, действовавшего в шхерах. Это была полностью разумная стратегия, хотя императрица и рассчитывала на больше эффектные победы. Но пассивность сухопутных сил в Финляндии не позволила употребить успехом на море, и весной 1790 года Густав III ещё раз перешел в штурмование. Он хотел сокрушить русские эскадры по очереди, высадить десант у Ораниенбаума и диктовать требования русскому двору.

Уже 6 марта два шведских фрегата совершили набег на Балтийский порт (Палдиски), высадили десант, уничтожили запасы, заклепали пушки недостроенной крепости и ушли раньше, чем прибыли подкрепления из Ревеля. Это предупреждение Чичагов воспринял очень капитально, потому как Ревельский порт не имел другой защиты, помимо боевых кораблей. Пользуясь бездействием главных сил вражеского флота, адмирал принял меры для отражения возможного нападения. Посты на маяках, высланные в море отряды предупредили о приближении противника, и когда 1 мая шведский флот появился у Ревеля, Чичагов был готов к встрече с ним.

Недостаток людей исключал сражение в открытом море, тем больше супротив вдвое превосходящих сил противника. Адмирал решил принять мордобой на якоре, превратив корабли в деревянные бастионы. Он построил эскадру в три линии. Первую составили 10 кораблей и фрегат, за ее разрывами встали 2 бомбардирских корабля и 4 фрегата, третью линию составили 7 катеров; помимо того, из ворот гавани могли делать канонерские лодки, а в ее глубине оставались 2 брандера и вспомогательные суда. Правый фланг линии основывался на отмели, левый - на орудия Ревельской крепости. Обойти с фланга и брать в два огня русские корабли, стоявшие на небольших расстояниях, шведы не могли, и им пришлось напасть с фронта.

Шведское руководство решило штурмовать русскую эскадру, не вставая на якорь. Предстояло линию из 21 корабля и 6 линейных фрегатов ввести на рейд в направлении русского левого фланга, повертывать на восток и проходить вдоль всего фронта, обстреливая его на ходу. Но качка привела к тому, что большинство шведских снарядов не достигало цели, а русские моряки стреляли как на учениях. В итоге боя немного шведских кораблей получили значительные повреждения, единственный сел на камни и был сожжен шведами, а второй сдался. Потери ревельской эскадры составили только 9 убитых и 27 раненых. Увидев безуспешность атаки, герцог Карл приказал отвести ещё не бывшие в бою корабли. Его флот крейсировал у Наргена, не решаясь воспроизвести нападение, в то время как не последовал инструкция короля ходить для прикрытия гребного флота у Выборга.

Чичагов вслед за тем Ревельского сражения принял меры для подготовки соединения с кронштадтской эскадрой вице-адмирала А.И. Круза, чтобы причинить потрясение с двух сторон противнику, угрожавшему столице. 17 мая ревельская эскадра вышла к Наргену, а 23 мая, получив предписание императрицы, отправилась на соединение с Крузом. В случае встречи с превосходящими неприятельскими силами адмирал предполагал занять позицию между островами и принять мордобой на якоре. В темное время суток на 26 мая он так и поступил, а утром соединился с Крузом, тот, что в двухдневном Красногорском сражении 23-24 мая сдержал натиск превосходящих сил шведского флота. Русские эскадры заблокировали шведский флот, по приказу короля укрывшийся в Выборгском заливе. Вновь неприятель был изгнан с моря. Но его необходимо было добить.

Из залива, где стояли шведские корабельный и гребной флоты, немного фарватеров между островами и мелями вели на запад, юг и восток. Флот Чичагова развернулся супротив шведского. Почти месяц адмирал сжимал блокаду, хотя из столицы его и торопили. Русские корабли оттеснили шведские вглубь залива. Отдельные отряды заняли все проходы на юге и западе, наблюдали за Березовым зундом, в котором должны были делать задерживавшиеся гребные суда вице-адмирала К.Г. Нассау-Зигена. Чичагов рассчитывал штурмовать с фронта, тогда как гребной флотилии следовало напасть с востока, а гребным судам Т.Г. Козлянинова из Выборга - садануть в тыл. Однако подготовленное атакование сорвалось по вине Нассау-Зигена, тот, что добился Березового зунда только 21 июня и разом перешел в штурмование, не предупредив Чичагова и не дав отдыха гребцам. К ночи 22 июня, когда установился подходящий для шведов ветер, его команды прекратили натиск.

Оказавшийся в безвыходном положении Густав III решился на отчаянный прорыв. Он направил посредством западный фарватер кильватерную колонну кораблей и фрегатов. Путь ей должны были расчистить брандеры. Вслед за кораблями ближе к берегу должны были независимо прорываться в шхеры гребные суда. Утром, покуда уставшие гребцы Нассау-Зигена отдыхали, шведские гребные суда отошли к своим главным силам, а количество их демонстративно атаковала правый фланг русской линии, отвлекая чуткость от фланга левого, где корабельный флот с потерями прорывался через отряды контр-адмиралов И.А. Повалишина и П.И. Ханыкова в западном проходе. Больше всего потерь шведам нанесли их брандеры: от их огня погибли судно и фрегат. Несколько судов сели на мель и сдались.

Чичагов первоначально наблюдал, в какую сторону направятся шведы. Он дал знак Козлянинову приступить атаку с тыла, далее подкрепил отряды Ханыкова и Повалишина и, в конце концов, когда шведы прорвались, повел главные силы в преследование. Первоначально он приказал своим легким судам штурмовать и забирать вражеские гребные суда, оказавшиеся в море беспомощной добычей. Увидев, что из-за Березовых островов появляется гребная флотилия, адмирал решил, что Нассау-Зиген и Козлянинов возьмут на себя пленение королевского гребного флота. Он собрал все парусные корабли и устремился за уходившим к Свеаборгу шведским флотом. Несмотря на то, что адмирал вышел из Выборгского залива в числе последних, он оказался посреди передовых преследующих. За время погони были взяты два шведских корабля, а остальные укрылись под батареями Свеаборга. Чичагову оставалось только сформировать слежение за портом, чтобы в потребный миг вывести главные силы. Вновь адмирал добился нейтрализации противника с сравнительно небольшими потерями, которые с лихвой компенсировали трофеи.

Тактика В.Я. Чичагова в известной степени была вынужденной. Постоянная острая нехватка опытных матросов заставляла чураться решительного боя. Более того, адмирал порицал С.К. Грейга за то, что тот с неподготовленной эскадрой атаковал шведов у Гогланда. Последнее свидетельствует, что оборонительная тактика не была случайностью, а целиком обдуманным методом, позволявшим компенсировать с помощью местных прикрытий недостатки подготовки экипажей. В частности, занимая позицию между островами, Чичагов готовился к нападению всего неприятельского флота; если бы шведы направились к Кронштадту, он был готов применить второй тактический прием: стиснуть противника между двумя эскадрами и разгромить, уже обладая превосходством в силах и положении.

За Ревельское сражение Чичагова наградили орденом Св. Андрея Первозванного. После Выборгского - он стал первым моряком, удостоенным ордена Св. Георгия 1-й степени. Императрица одарила его поместьями в Белоруссии. Это было хоть и запоздалым, и все-таки достойным признанием заслуг В.Я. Чичагова.

В последующие годы В.Я. Чичагову не довелось руководить в сражениях, потому как на Балтике у русского флота соперников не осталось. Одно движение эскадр, выводимых адмиралом в море, было в такой степени внушительным, что никто не решался противодействовать им.

При Павле I Василий Яковлевич выступил супротив самодурства самодержавного генерал-адмирала, вышел в отставку и жил в имении как под арестом. Император не разрешал опальному флотоводцу наезжать в столицу. Умер адмирал 4 апреля 1809 года и празднично похоронен на кладбище при Александро-Невской лавре. Из десяти его сыновей большинство служило на флоте, а Павел Васильевич Чичагов стал морским министром, несть числа сделавшим для укрепления флота.

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Hайденко Vasily Naydenko

21 Апpеля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику было пpисвоено звание Геpоя Советского Союза...
читать далее

Василий Барсуков Vasily Barsukov

Гвардии капитан В. Н. Барсуков совершил 286 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сбил лично 20 и в составе группы 2 самолёта противника. 0 за..
читать далее

Василий Батяев Vasily Batyev

Гвардии Капитан В. С. Батяев совершил 639 боевых вылетов, провел 234 воздушных боя, лично сбил 19 и в составе группы 7 самолётов противника. За это..
читать далее

Василий Бондаренко Vasily Bondarenko

Гвардии старший лейтенант В. Е. Бондаренко совершил 324 боевых вылета, участвуя в 68 воздушных боях, лично сбил 24 вражеских самолёта. 0 года за..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий