Известные люди

»

Вениамин Снегирев

Вениамин Снегирев Veniamin Snegirev Карьера: Психолог
Рождение: Россия
Профессор Казанской духовной академии, преподававший в ней логику, метафизику и психологию. С 1871 г., в течении 15-ти лет, он читал лекции по логике и психологии в Казанском университете.

Сын священника, окончил Нижегородскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, при которой и был оставлен преподавателем. Его "Психология" вышла в Харькове в 1893 г., она состоит из большого введения и двух частей. Во введении автор затрагивает многие важные психологические вопросы. В первую очередность, он рассматривает круг вопросов, связанных с понятием души, и обосновывает психологию как науку о душе. Далее он разводит психологию на субъективную, физиологическую и метафизическую. Основным методом психологического исследования он считает интроспекцию, самонаблюдение. В заключение введения он делает очерк истории психологии в России, тот, что заключает достаточно оптимистично: "русскую психологическую литературу без преувеличения разрешается наречь шибко богатою и условиться с мыслию,... что психологии в России посчастливилось, и что есть надежда на дальнейшее, больше самостоятельное формирование этой науки" (с. 113). Первая количество работы посвящена анализу основных душевных состояний и процессов. К первым он относит: ощущения, волнения, стремления, ко вторым ассоциирование и воспроизведение, чуткость, память. Во второй части "Сложные - высшие деятельности души" разбираются три основные психологические понятия: ум (познавательная деятельность), сердце (чувствования), свобода. В разделе о чувствованиях автор довольно досконально излагает свои взгляды на религиозное ощущение. Книга в целом вышла достаточно полной и обстоятельной, за что и получила положительную рецензию в "Вопросах философии и психологии": "книжка заслуживает внимания и по богатству материала и по солидности взглядов автора" (1893, кн. 4 (19), с. 93; рец. В. Н. Ивановского). Еще больше по вкусу она пришлась в духовном образовании, где по ней преподавалась психология, а, в частности, в Студенческом психологическом обществе при Санкт-Петербургской духовной академии её изучали прямо по главам и отдельным темам. Здесь, думается, занятие не только в содержании книги, но в ещё большей степени в личности ее автора. "Мистик по природе, он требовал веры в личного Бога, в личное бессмертие и в мир духовный", - писал о Снегиреве его ученик, В. Несмелов - сам немалый и занимательный богослов и философ (при том всю дорогу обращающийся и к психологическим темам) (Несмелов, 1893, с. 154).

Снегирев писал и на чисто богословские темы: "Учение о лице Господа Иисуса Христа и трех первых веках христианства" (Казань, 1870, - его магистерская диссертация). Близка ему была и антропология: "Наука о человеке" (Православный участник беседы. 1876, 3). В связи с появлением в то время в России спиритизма, он детально проанализировал его историю и современное состояние: "Спиритизм, как религиозно-философская доктрина" (Православный участник беседы. 1871, 1, 3). Из религиозно-психологических тем ему были интересны и "Субстанциальность человеческой души" (Харьков, 1891), и "Нравственное ощущение (Опыт психологического анализа)" (Харьков, 1891).

Отдельной, важной для него темой, является дрёма и сновидения; "Вера в сны и снотолкование" (Казань: Универс. тип., 1874), "Учение о сне и сновидениях" (Казань: Универс. тип., 1886). Он был одним из первых научных исследователей этой темы, которая потом привлекла к себе участливость и других авторов: Ггубы Н. Я. "Сновидения как предмет научного анализа" (Киев, 1878), Оршанский И. Г. "Сон и сновидения с точки зрения ритма" (СПб., 1878), Светлов П. "Пророческие и вещие сны" (Киев, 1892), Попов Н. М. "Вещие сны" (Казань, 1908) и др. Таким образом, к началу XX в. сформировался устойчивый заинтересованность русской науки к проблемам сна. Интересно пометить, что это сыграло образ троянского коня в принятии в России психоанализа. По своим глубинным установкам психоанализ имел самое малое шансов на счастливый момент в дореволюционной России. Сан по себе он является типичным продуктом западного мышления, которое из огня крайнего рационализма бросилось в полымя иррационально-бессознательного. Но водоворот войн и революций в России в начале нашего века способствовал хватанию за разные подвернувшиеся соломинки, в том числе и за психоанализ. К тому же посреди первых психоаналитических публикаций в России было довольно работ и о сне, и о сновидениях, что в первую очередность и вызывало большущий заинтересованность к психоанализу и позволило ему закрепиться в культуре того времени (хотя, как позже стало ясно, его подход к этим проблемам совершенно другой).

Фрагмент работы Ю.М. Зенько - Трехвековой диалог психологии и религии в России.

Так же читайте биографии известных людей:
Вениамин Хвостов Veniamin Hvostov

В социальной философии использовал идеи Вундта, Зиммеля и Дюркгейма.
читать далее

Вениамин Лахонин Veniamin Lahonin

Герой Советского Союза (16.09.41). Награждён орденом Ленина.
читать далее

Вениамин Недошивин Veniamin Nedoshivin

27 Января на подступах к Гатчине во главе взвода ворвался в деревню Пижма, но оказался в окружении. Заняв круговую оборону, стойко отбивал атаки..
читать далее

Вениамин Баснер Ефимович Veniamin Basner Efimovich

Есть песни, которые воспринимаются нами как подлинно народные, никак не связанные с авторами, их создавшими. С чего начинается Родина?, На..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий