Известные люди
»Вера Давыдова
Рождение: Россия
Русская певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка России (1951) и Грузии (1981), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1946, 1950, 1951).
Вера Александровна Давыдова (1906-1993) - русская певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка России (1951) и Грузии (1981), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1946, 1950, 1951). Родилась в Нижнем Новгороде. Отец был землемером, матушка преподавала в школе. Когда Вере не исполнилось и двух лет, семейство переезжает на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. В гимназии Вера поёт в хоре, где вскоре ей стали поручать сольные партии, обратив чуткость на незаурядный звук и музыкальность. Юная Вера весьма полюбила природу, здоровый Амур. Но больше всего её привлекало пение рыбаков, которое она могла внимать часами.
В 1920 году, во время японской оккупации Дальнего Востока, всей семье пришлось нестись в Благовещенск. Вера Александровна и тут продолжала обучаться и вместе с тем начала преподавать хоровое пение в начальной школе. В эти годы она уже славно пела, играла на фортепиано и была знакома с теорией музыки. Через два года в Благовещенск приехал певец Ахматов, тот, что организовал любительский коллектив, где Вера Александровна впервой начала распевать оперные партии. Её замечают приезжающие на гастроли профессиональные оперные певцы, которые настоятельно рекомендуют обучаться пению. В 1924 году, в июне, будущая певица едет в Петербург и поступает в Ленинградскую консерваторию, в класс Е. В. Девос-Соболевой. На приёмных экзаменах Давыдову слушал А. К. Глазунов, одобрительно отозвавшийся об её пении и после этого оказывавший ей неизменную поддержку.
С первого курса консерватории Вера Александровна была безотлагательно переведена на третий и начала принимать участие в работе оперной студии при консерватории. После исполнения в 1929 году партии Кармен в студии, её приглашают в Мариинский театр. Дебютом Веры Александровны становится партия пажа Урбана в опере "Гугеноты", а вскоре затем этого она исполняет такие ответственные партии, как Амнерис ("Аида") и Марфа ("Хованщина"). Её фарт и быстрое продвижение в театре были, разумеется, подготовлены серьёзной работой в студии и в консерватории. Три года работы в Мариинке ознаменовались творческим ростом артистки. В здоровый мере способствовало этому росту участие в тех спектаклях, которые были подготовлены и шли под управлением В. Дранишникова, крайне чуткого и талантливого дирижёра театра. В 1932 году Давыдову принимают в Большой театр, где она дебютировала партией Амнерис.
За годы работы в Большом театре Вера Александровна перепела на практике весь меццо-сопрановый репертуар. Среди партий, спетых в Большом, в особенности выделяются Амнерис, Любава ("Садко"), Любовь ("Мазепа"), Любаша ("Царская невеста"), Марфа, Марина Мнишек ("Борис Годунов", Кармен, Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского, первая исполнительница) и другие. Большой драматический дар проявляется в образной, впечатляющей игре певицы. Вера Александровна с огромной благодарностью вспоминала выдающегося русского певца Ивана Васильевича Ершова, тот, что проработал с ней в Ленинградской консерватории партии Марфы и Любаши. Иван Васильевич обучил молодую певицу неизменно стараться к тому сочетанию вокальной и сценической выразительности, которое стало до того характерно для Давыдовой.
Критика тех лет в особенности отмечала воплощение в жизнь певицей партии Кармен: "Она создаёт реалистически правдивый вид независимой, свободолюбивой испанской девушки, в равной мере пленительной и в драматической сцене гадания, и в ярких танцевальных сценах, и в трагическом эпилоге". Не менее сильное ощущение на современников производила Вера Александровна в роли Амнерис. По воспоминаниям коллег - это была жестокая и властолюбивая дочка фараона, сильно переживающая трагедию отвергнутой любви. Эта беда мастерски раскрывалась Давыдовой, исполнявшей с громадным подъёмом эту сложнейшую вокальную партию и тонкими штрихами рисовавшей вид египетской царевны, которую терзают ревность и уязвлённое самолюбие.
В галерее сценических образов, созданных певицей, значительное местоположение занимают те, которые почерпнуты из русской оперной классики. Ещё в первые годы в особенности удалась Давыдовой Любаша, исторически правдивым и психологически убедительным оказался образ Марины Мнишек. Душевные переживания честолюбивой дочери сандомирского воеводы, интимная край ей отношений с Лжедмитрием отступали на второй проект, зато, как отмечала критика, "выразительно подчёркнуты у Давыдовой властолюбие и расчётливый эгоизм Марины Мнишек". По-настоящему обаятельна Вера Александровна в роли Любавы в опере-былине "Садко". Её прекрасный звук большого диапазона, насыщенный горячей, драматической взволнованностью, как не разрешено лучше подходил к этой партии. В исполнении певицы Любава истинно русская, живая, движимая искренними душевными побуждениями леди, покаряющая слушателей своей преданностью и силой чувства к любимому мужу... Выразительной распевностью передаёт певица тоску и смятение жены Садко, как бы незримо сопровождающей его в скитаниях по подводному царству. К числу несомненных удач актрисы критики и публика относили образ Марфы в "Хованщине". Психологическое содержание этой роли шибко сложно. Согласно установкам тех лет, Марфа - покорное орудие в руках Досифея. Но в также время она терзается острейшими внутренними противоречиями, рождёнными её пламенной любовью к Андрею Хованскому. Вера Александровна сумела в этой разноречивости чувств выделить то главное, что отличает вид Марфы, представить основательный трагизм этого образа и сообща с тем его женственное обаяние. Глубокое сочувствие слушателей к судьбе Марфы вызывала Давыдова, в пении которой слышались жалобы на горькую судьбу русской женщины, гибнущей в пламени костра.
Огромное участливость Вера Александровна уделяла камерному исполнительству. Значительным событием в музыкальной жизни Москвы стал исполненный в сезоне 1944/45 цикл из семи концертов "Русский романс от истоков до наших дней". Свыше 200 романсов, начиная от песен XVIII века и кончая лучшими романсами Глиэра, Шапорина, Мясковского были включены в тот самый цикл. Особенно музыкальная критика отметила претворение в жизнь романсов Н. А. Римского-Корсакова и шедевров рахманиновской лирики, тонкое ощущение стиля композиторов. Высокой культурой отмечено воплощение в жизнь певицей произведений Грига, Сибелиуса, Синдинга и других скандинавских композиторов. Её правдивая и простая певческая речь тонко передавала всё обаяние григовской музыки. Каждый романс в её исполнении звучал как скрупулезно отделанная миниатюра, сверкающая разнообразными оттенками её богатой вокальной палитры. С особой выразительностью пела Давыдова песню Грига "По дороге на родину", передавая горячую влюбленность композитора к своей стране, тогда как "Стужа" Синдинга в её исполнении была как бы пронизана горечью разочарования.
По счастью, искусство Веры Александровны было знакомо и зарубежному слушателю. Певица с большим успехом выступала в Финляндии (в 1937 году), в Норвегии, Дании и Швеции (в 1946 году), в Венгрии (в 1948 году), в Иране. Всюду её принимали восторженно. Во время выступлений в Норвегии в 1946 году композитор Клаус Эгге писал: "...пение Давыдовой - превосходный мелодический закат дня. Форма, звук, очертание и толкование - всё это певица соединила в таком совершенном единстве, что каждая песня получила свою законченность. Во всём чувствуется большая культура и стиль".
Выйдя на творческую пенсионную выплату в 1956 году, Вера Александровна Давыдова посвятила себя педагогической деятельности. Долгие годы она проработала в Тбилисской государственной консерватории, воспитала несть числа интересных певцов. Среди её учеников в особенности выделяется солистка Большого театра, вот уже без малого сорок лет выступающая в спектаклях Большого театра, - народная артистка Советского Союза Маквала Касрашвили.
Основная дискография В. А. Давыдовой:1. Опера Ж. Бизе "Кармен", партия Кармен, первая полная запись оперы 1937 года, п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Н. С. Ханаевым, В. М. Политковским и Н. Д. Шпиллер).
(В концевой раз комплект с записью оперы выходил на грампластинках фирмы "Мелодия" в 1987 году)
2. Опера П. И. Чайковского "Мазепа", запись 1948 года, п/у В. В. Небольсина (в ансамбле с Н. Покровской, Ал. Ивановым, Г. Большаковым и И. Петровым).
(В настоящее время запись выпущена на CD рядом зарубежных фирм)
3. Опера Дж. Верди "Аида", запись 1952 года, п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Н. Соколовой, Г. Нэлеппом, И. Петровым, П. Лисицианом).
(В финальный раз запись выпустила "Мелодия" на грампластинках в конце 1970-х годов)
4. Опера Н. А. Римского-Корсакова "Садко", запись 1952 года, п/у Н. С. Голованова (в ансамбле с Г. Нэлеппом, Е. Шумской, М. Рейзеным, И. Козловским, П. Лисицианом, Е. Антоновой и другими).
(В настоящее время запись выпущена на CD в России и за рубежом).
Так же читайте биографии известных людей:
Вера Андреева Vera Andreeva
Вера Андреева - российская спортсменка, велосипедистка. Родилась 10 мая 1983 года.Вера Андреева является обладательницей большого количества наград,..
читать далее →
Вера Коваль Vera Koval
Вера Коваль - российская спортсменка, дзюдоистка. Родилась 22 октября 1983 года.Среди спортивных достижений Веры Коваль можно отметить такие..
читать далее →
Вера Москалюк Vera Moskalyuk
Москалюк представляет национальную сборную команду Российской Федерации. Тренируют россиянку два опытных и известных тренера - А. Забалканцева и Г...
читать далее →
Вера Крепкина Vera Krepkina
'Когда состязания закончились и девушка из Киева сквозь слезы счастья посмотрела на демонстрационное табло,-писала газета 'Нёйес Дойчланд',-то..
читать далее →