Известные люди

»

Вера Давыдова

Вера Давыдова Vera Davydova Карьера: Опера
Рождение: Россия
Русская певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка России (1951) и Грузии (1981), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1946, 1950, 1951).

Вера Александровна Давыдова (1906-1993) - русская певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка России (1951) и Грузии (1981), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1946, 1950, 1951). Родилась в Нижнем Новгороде. Отец был землемером, матушка преподавала в школе. Когда Вере не исполнилось и двух лет, семейство переезжает на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. В гимназии Вера поёт в хоре, где вскоре ей стали поручать сольные партии, обратив чуткость на незаурядный звук и музыкальность. Юная Вера весьма полюбила природу, здоровый Амур. Но больше всего её привлекало пение рыбаков, которое она могла внимать часами.

В 1920 году, во время японской оккупации Дальнего Востока, всей семье пришлось нестись в Благовещенск. Вера Александровна и тут продолжала обучаться и вместе с тем начала преподавать хоровое пение в начальной школе. В эти годы она уже славно пела, играла на фортепиано и была знакома с теорией музыки. Через два года в Благовещенск приехал певец Ахматов, тот, что организовал любительский коллектив, где Вера Александровна впервой начала распевать оперные партии. Её замечают приезжающие на гастроли профессиональные оперные певцы, которые настоятельно рекомендуют обучаться пению. В 1924 году, в июне, будущая певица едет в Петербург и поступает в Ленинградскую консерваторию, в класс Е. В. Девос-Соболевой. На приёмных экзаменах Давыдову слушал А. К. Глазунов, одобрительно отозвавшийся об её пении и после этого оказывавший ей неизменную поддержку.

С первого курса консерватории Вера Александровна была безотлагательно переведена на третий и начала принимать участие в работе оперной студии при консерватории. После исполнения в 1929 году партии Кармен в студии, её приглашают в Мариинский театр. Дебютом Веры Александровны становится партия пажа Урбана в опере "Гугеноты", а вскоре затем этого она исполняет такие ответственные партии, как Амнерис ("Аида") и Марфа ("Хованщина"). Её фарт и быстрое продвижение в театре были, разумеется, подготовлены серьёзной работой в студии и в консерватории. Три года работы в Мариинке ознаменовались творческим ростом артистки. В здоровый мере способствовало этому росту участие в тех спектаклях, которые были подготовлены и шли под управлением В. Дранишникова, крайне чуткого и талантливого дирижёра театра. В 1932 году Давыдову принимают в Большой театр, где она дебютировала партией Амнерис.

За годы работы в Большом театре Вера Александровна перепела на практике весь меццо-сопрановый репертуар. Среди партий, спетых в Большом, в особенности выделяются Амнерис, Любава ("Садко"), Любовь ("Мазепа"), Любаша ("Царская невеста"), Марфа, Марина Мнишек ("Борис Годунов", Кармен, Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского, первая исполнительница) и другие. Большой драматический дар проявляется в образной, впечатляющей игре певицы. Вера Александровна с огромной благодарностью вспоминала выдающегося русского певца Ивана Васильевича Ершова, тот, что проработал с ней в Ленинградской консерватории партии Марфы и Любаши. Иван Васильевич обучил молодую певицу неизменно стараться к тому сочетанию вокальной и сценической выразительности, которое стало до того характерно для Давыдовой.

Критика тех лет в особенности отмечала воплощение в жизнь певицей партии Кармен: "Она создаёт реалистически правдивый вид независимой, свободолюбивой испанской девушки, в равной мере пленительной и в драматической сцене гадания, и в ярких танцевальных сценах, и в трагическом эпилоге". Не менее сильное ощущение на современников производила Вера Александровна в роли Амнерис. По воспоминаниям коллег - это была жестокая и властолюбивая дочка фараона, сильно переживающая трагедию отвергнутой любви. Эта беда мастерски раскрывалась Давыдовой, исполнявшей с громадным подъёмом эту сложнейшую вокальную партию и тонкими штрихами рисовавшей вид египетской царевны, которую терзают ревность и уязвлённое самолюбие.

В галерее сценических образов, созданных певицей, значительное местоположение занимают те, которые почерпнуты из русской оперной классики. Ещё в первые годы в особенности удалась Давыдовой Любаша, исторически правдивым и психологически убедительным оказался образ Марины Мнишек. Душевные переживания честолюбивой дочери сандомирского воеводы, интимная край ей отношений с Лжедмитрием отступали на второй проект, зато, как отмечала критика, "выразительно подчёркнуты у Давыдовой властолюбие и расчётливый эгоизм Марины Мнишек". По-настоящему обаятельна Вера Александровна в роли Любавы в опере-былине "Садко". Её прекрасный звук большого диапазона, насыщенный горячей, драматической взволнованностью, как не разрешено лучше подходил к этой партии. В исполнении певицы Любава истинно русская, живая, движимая искренними душевными побуждениями леди, покаряющая слушателей своей преданностью и силой чувства к любимому мужу... Выразительной распевностью передаёт певица тоску и смятение жены Садко, как бы незримо сопровождающей его в скитаниях по подводному царству. К числу несомненных удач актрисы критики и публика относили образ Марфы в "Хованщине". Психологическое содержание этой роли шибко сложно. Согласно установкам тех лет, Марфа - покорное орудие в руках Досифея. Но в также время она терзается острейшими внутренними противоречиями, рождёнными её пламенной любовью к Андрею Хованскому. Вера Александровна сумела в этой разноречивости чувств выделить то главное, что отличает вид Марфы, представить основательный трагизм этого образа и сообща с тем его женственное обаяние. Глубокое сочувствие слушателей к судьбе Марфы вызывала Давыдова, в пении которой слышались жалобы на горькую судьбу русской женщины, гибнущей в пламени костра.

Огромное участливость Вера Александровна уделяла камерному исполнительству. Значительным событием в музыкальной жизни Москвы стал исполненный в сезоне 1944/45 цикл из семи концертов "Русский романс от истоков до наших дней". Свыше 200 романсов, начиная от песен XVIII века и кончая лучшими романсами Глиэра, Шапорина, Мясковского были включены в тот самый цикл. Особенно музыкальная критика отметила претворение в жизнь романсов Н. А. Римского-Корсакова и шедевров рахманиновской лирики, тонкое ощущение стиля композиторов. Высокой культурой отмечено воплощение в жизнь певицей произведений Грига, Сибелиуса, Синдинга и других скандинавских композиторов. Её правдивая и простая певческая речь тонко передавала всё обаяние григовской музыки. Каждый романс в её исполнении звучал как скрупулезно отделанная миниатюра, сверкающая разнообразными оттенками её богатой вокальной палитры. С особой выразительностью пела Давыдова песню Грига "По дороге на родину", передавая горячую влюбленность композитора к своей стране, тогда как "Стужа" Синдинга в её исполнении была как бы пронизана горечью разочарования.

По счастью, искусство Веры Александровны было знакомо и зарубежному слушателю. Певица с большим успехом выступала в Финляндии (в 1937 году), в Норвегии, Дании и Швеции (в 1946 году), в Венгрии (в 1948 году), в Иране. Всюду её принимали восторженно. Во время выступлений в Норвегии в 1946 году композитор Клаус Эгге писал: "...пение Давыдовой - превосходный мелодический закат дня. Форма, звук, очертание и толкование - всё это певица соединила в таком совершенном единстве, что каждая песня получила свою законченность. Во всём чувствуется большая культура и стиль".

Выйдя на творческую пенсионную выплату в 1956 году, Вера Александровна Давыдова посвятила себя педагогической деятельности. Долгие годы она проработала в Тбилисской государственной консерватории, воспитала несть числа интересных певцов. Среди её учеников в особенности выделяется солистка Большого театра, вот уже без малого сорок лет выступающая в спектаклях Большого театра, - народная артистка Советского Союза Маквала Касрашвили.

Основная дискография В. А. Давыдовой:

1. Опера Ж. Бизе "Кармен", партия Кармен, первая полная запись оперы 1937 года, п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Н. С. Ханаевым, В. М. Политковским и Н. Д. Шпиллер).

(В концевой раз комплект с записью оперы выходил на грампластинках фирмы "Мелодия" в 1987 году)

2. Опера П. И. Чайковского "Мазепа", запись 1948 года, п/у В. В. Небольсина (в ансамбле с Н. Покровской, Ал. Ивановым, Г. Большаковым и И. Петровым).

(В настоящее время запись выпущена на CD рядом зарубежных фирм)

3. Опера Дж. Верди "Аида", запись 1952 года, п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Н. Соколовой, Г. Нэлеппом, И. Петровым, П. Лисицианом).

(В финальный раз запись выпустила "Мелодия" на грампластинках в конце 1970-х годов)

4. Опера Н. А. Римского-Корсакова "Садко", запись 1952 года, п/у Н. С. Голованова (в ансамбле с Г. Нэлеппом, Е. Шумской, М. Рейзеным, И. Козловским, П. Лисицианом, Е. Антоновой и другими).

(В настоящее время запись выпущена на CD в России и за рубежом).

Так же читайте биографии известных людей:
Вера Андреева Vera Andreeva

Вера Андреева - российская спортсменка, велосипедистка. Родилась 10 мая 1983 года.Вера Андреева является обладательницей большого количества наград,..
читать далее

Вера Коваль Vera Koval

Вера Коваль - российская спортсменка, дзюдоистка. Родилась 22 октября 1983 года.Среди спортивных достижений Веры Коваль можно отметить такие..
читать далее

Вера Москалюк Vera Moskalyuk

Москалюк представляет национальную сборную команду Российской Федерации. Тренируют россиянку два опытных и известных тренера - А. Забалканцева и Г...
читать далее

Вера Крепкина Vera Krepkina

'Когда состязания закончились и девушка из Киева сквозь слезы счастья посмотрела на демонстрационное табло,-писала газета 'Нёйес Дойчланд',-то..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий