Известные люди
»Виктор Беленко
Рождение: Россия
8 сентября 1976 года информационные агентства всего мира передали сенсационную новость: на японском острове Хоккайдо совершил посадку новейший истребитель "МиГ-25", пилот которого попросил политического убежища в США.
Конечно же, американцы досконально изучили устройство истребителя, в результате чего на всех наших военных самолетах пришлось изменять электронную систему опознавания "свой-чужой", что обошлось стране в 2 миллиарда полновесных советских рублей. А когда немного лет через наши газеты сообщили, что угонщик "МиГа" погиб в Америке в автокатастрофе, большинство советских читателей восприняли это как заслуженную кару изменнику Родины. Самое любопытное в этой истории, что ее герой совсем и не думал погибать, а как говорится, жив и достаточно упитан...
Виктор Беленко родился в Нальчике в рабочей семье, школу окончил с золотой медалью. Два года проучился в медицинском институте, но вслед за тем решил поступать в Армавирское высшее военное училище. После нескольких лет службы летчиком-инструктором получил направление в одну из частей авиации ПВО, дислоцированную в 200 километрах от Владивостока. Заместителю командира 513-й эскадрильи - старшему лейтенанту Беленко (ему вот-вот должны были вручить капитанские погоны) доверили летать на новейшем перехватчике "МиГ-25П". Его агрегатина с бортовым номером "31" была выпущена только в феврале 1976-го.
Понедельник 6 сентября 1976 года насовсем останется "черным" в памяти летчиков авиаполка, в котором служил свойский бывший старшой лейтенант. В тот день взлетевшее с аэродрома "Чугуевка" звено краснозвездных "МиГов" отрабатывало фигуры высшего пилотажа и перехват воздушных целей. Втоварищ одна из машин грубо взмыла вверх и настолько же резво стала валиться в океан, следом чего светящаяся точка на экранах радаров погасла. Сослуживцы Виктора предположили, что его авиалайнер потерял управление и разбился, а вследствие того что в тот же конец дня помянули своего товарища и стали составлять гроши для его жены и малолетнего сына.
В ту минуту, когда злополуч-ный авиалайнер перестал фиксироваться радарами, Беленко летел над океаном на высоте всего полсотни метров! Достигнув острова Хоккайдо, он перестал хорониться от локаторов, и тогда на перехват неизвестной цели поднялись два японских истребителя. Вскоре угнанный 'МиГ' оказался на южной оконечности острова и стал независимо снижаться над гражданским аэропортом Хакодате. При этом Беленко еле-еле сумел разминуться со взлетающим "Боингом" японских авиалиний, а вследствие того что не "вписался"в длину взлетно-посадочной полосы. Пропахав примерно 250 метров по траве, "МиГ" замер перед массивной радиоантенной, столкновение с которой погубило бы и машину, и ее пилота. В баках самолета оставалось топлива только на 30 секунд полета, а значит, повторного захода на посадку быть не могло.
Когда руководство СССР осознало, что побег Беленко не удастся утаить от общественности, появилось извещение МИДа о том, что старшой лейтенант сбился с курса и из-за нехватки топлива сел в Японии, где ему вкололи какое-то психотропное снадобье. Даже после этого того, как предатель попросил политического убежища в США, ему оставили вероятность возвратиться на Родину. По требованию советской стороны с беглецом была организована саммит. Войдя в комнату, сотрудник нашего посольства в Японии Садовников сказал: "Советское руководство знает: вы сбились с курса, вас заставили произвести посадку и применили наркотики. Я пришел пособить вам возвратиться домой, к любимой жене, сыну!" Беленко прервал его речь такими словами: "Не нужно меня агитировать. Я прилетел в Японию добровольно". И тогда "дипломат" (на самом деле это был офицер службы безопасности посольства) при свидетелях пригрозил угонщику: "Предатель! Рано или поздненько мы тебя найдем. Где бы ты ни был!" Надо полагать, что байка о гибели Беленко в автокатастрофе была сочинена на Лубянской площади для того, чтобы удержать потенциальных угонщиков самолетов от повторения таких "подвигов".
Хотя нашей стране не удалось заполучить бежавшего пилота, второй участник этой драмы - "МиГ-25" - все-таки вернулся на Родину. Однако перед этим новейший совдеповский перехватчик был доставлен на базу ВВС США в 80 километрах от Токио. Там его подвергли самому тщательному исследованию, в результате чего американцы узнали крайне непочатый край идеально секретной информации. В темное время суток на 12 октября угнанный авиалайнер перевезли в разобранном виде в тринадцати контейнерах в порт Хитачи, где его давнехонько ожидал совдеповский корабль. Возвращенный японцами "МиГ" в качестве учебного пособия отправили в Даугавпилс (Латвия), где тогда находилось одно из советских авиационных училищ. В конце 80-х годов устаревший к тому времени авиалайнер списали и вывезли на специальную свалку, а местная детвора и курсанты растащили останки его фюзеляжа на сувениры.
Получив у американцев политическое убежище (при самом активном содействии тогдашнего президента США), Беленко недурно устроился за океаном. Несколько лет он преподавал в одной из военных академий технику воздушного боя. Женившись на американке, завел троих детей. После развода, по условиям брачного контракта, оставил второй жене жилье. В 1980-м в содружестве с писателем Джоном Барроном издал книгу "Пилот МиГа" (John Barron, "MIG Pilot"), на которой сумел нехило получить. Уже в качестве полноценного гражданина США, объездил весь свет, побывав в 68 странах мира. В настоящее время живет в Калифорнии, занимаясь торговым коммерциалом, в том числе с Россией. Однако, по его признанию, ведя переговоры со своими бывшими соотечественниками, он всю дорогу использует вымышленные имя и фамилию.
Само собой, бывший старшой лейтенант отнюдь не считает себя негодяем, а свой акт объясняет только неприятием советской идеологии. Между тем в своем последнем беседа одному популярному американскому журналу Беленко признался, что самое сильное ощущение в США на него произвел... супермаркет. Вот как он сам описывает охватившие его чувства: "Мое первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что тот самый шоп может быть настоящим. Мне казалось, что раз я особенный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное сооружение с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет натуральный, я получал блаженство от знакомства с новыми продуктами. В России того времени, хотя вообще-то, и в нынешней - нелегко выискать хорошие консервы. Поэтому я каждый день покупал самые разные консервированные продукты. Однажды я приобрел баночку с надписью "Обед" и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком - получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и в эти дни делают в России!"
Такие откровения добро показывают, о какой как раз СВОБОДЕ тайно мечтал совдеповский юноша Витя Беленко. Для достижения своей голубой мечты он согласился сносить тоталитарную систему, добровольно поступил на службу до того ненавистному ему строю (напомним, что он пришел в армию нисколько не по призыву, а по собственному желанию). Затем вступил в партию, притворился коммунистом, хотя членство в КПСС было обязательным только для офицеров, начиная с майора. А все потому что, что перед нами - мужчина высокоидейный и целеустремленный, а не какой-нибудь "совок", тот, что готов до конца жизни смиренно стоять в очередях за плохими консервами.
Военная контрразведка и КГБ провели огромную работу, пытаясь отыскать подтверждение версии о том, что ещё в годы учебы (либо во время отдыха в санатории летом 1976 года) Виктор был завербован американским ЦРУ. А так как таких доказательств найдено не было, то любопытно порассуждать вот на какую тему: "А мог ли свойский герой утолить свои гастрономические запросы, при этом не нанося двухмиллиардного ущерба стране, которая его вырастила и выучила летать?" Казалось бы, отклик напрашивается негативный, оттого что в то время только евреи-репатрианты имели шанс легально уехать из СССР. Однако в действительности отбор (раскрывать или нет секреты новейшего "МиГа") у Беленко был. Он совершенно мог протаранить своим самолетом какую-нибудь безлюдную сопку (на холодном Хоккайдо полно таких мест), вслед за тем чего без хлопот приземлиться с парашютом. При этом свои действия разрешено было пояснить отсутствием времени для поисков аэродрома из-за дефицита топлива в баках.
Если не принимать все-рьез демагогию нашего персонажа о стремлении к "высоким демократическим идеалам", то в осадок выпадет простая как две копейки суть: ещё в ходе войны во Вьетнаме американцы раскидывали кругом аэродромов "северян" листовки на русском языке с обещанием уплатить 100 тысяч долларов угонщику советского истребителя новейшей конструкции (полагаться на вынужденную посадку "МиГов" в южном Вьетнаме они не могли, так как нашим пилотам категорически запрещалось пересекать линию фронта). За 10 лет посредством эту войну прошли тысячи советских летчиков, а потому как старшой лейтенант Беленко наверно не раз слышал от сослуживцев об обещанном американцами гонораре.
Вот такая невеселая получилась повесть. Повесть о ненастоящем человеке...
P.S. Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 года рождения заочно осужден по статье 64 УК РСФСР за измену родине и приговорен к высшей мере наказания (расстрелу).
Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Бородачев Viktor Borodachev
Гвардии Капитан В. И. Бородачёв совершил 364 боевых вылета. В 91 воздушном бою сбил 19 самолётов противника лично и 5 - в составе группы. 0 года за..
читать далее →
Виктор Давидков Viktor Davidkov
Капитан В. И. Давидков совершил 186 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 6 самолётов противника и 2 в группе с товарищами. 0 года за мужество..
читать далее →
Виктор Дудниченко Viktor Dudnichenko
К концу войны отважный лётчик - истребитель совершил около 180 успешных боевых вылетов и довел число своих воздушных побед до 22.Награждён орденами..
читать далее →
Виктор Захаров Viktor Zaharov
Звание Героя Советского Союза Виктору Николаевичу Захарову присвоено 1 июля 1944 года за 97 штурмовых ударов по врагу и проявленные при этом..
читать далее →