Известные люди
»Виктор Голубев
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 17.1.1916
С первых дней Великой Отечественной войны находился в действующей армии. Был командиром эскадрильи, штурманом полка. За боевые подвиги, совершенные на фронте, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года Виктору Максимовичу. Голубеву присвоено звание Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года за новые выдающиеся боевые подвиги удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями. С ноября 1943 года слушатель Военно-воздушной академии.
Виктор Максимович Голубев родился в семье рабочего судостроительного завода. По национальности российский. Член КПСС с 1942 года. Детские годы провел в Угличе. Позднее приехал в Ленинград, где работал слесарем на заводе. В Советской Армии с 1936 года. В 1939 году окончил Харьковскую военную авиационную школу.
Они шли молчаливо. И, только подойдя к дому, папа заговорил:
Ты учти, Витя, быть слесарем почетно. Эта специальность была фамильной гордостью многих поколений рабочих. Ну, а если как снег на голову разлюбишь слесарный станок, так уж выбери себе таковой работа, чтобы он, как говорят, был делом чести, доблести и геройства. А главное, чтоб был по призванию и по душе. Дочерей-то у нас с матерью три, а вот сынуля единственный. Так что продолжать свой род тебе, и ты уж постарайся пронести фамилию Голубевых достойно, чтобы никто не мог упрекнуть ни в пиру, ни в миру...
Этот день был последним рабочим днем в жизни отца.
Семья Голубевых несладко переживала потерю единственного кормильца. Виктор, чтобы как-то облегчить материальное положение семьи, за недлинный срок окончил курсы переподготовки и стал вкалывать шлифовальщиком.
И все же он не перестал предаваться мечтам о чем-то большем, значительном в своей жизни.
Виктор поступил в вечерний техникум, вместе с тем занимался на подготовительных курсах в институте, посещал аэроклуб, а днем работал на заводе.
Нелегко было парню, но он старался кругом поспевать, и ему это удавалось. Его ценили на заводе, уважали в школе, с него забирали образец в аэроклубе.
В октябре 1936 года прославленные летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков после этого героического беспосадочного перелета Москва остров Удд приехали в Ленинград. Тепло приветствовал град Ленина крылатых героев Родины. Среди тех, кто встречал отважных авиаторов, был и Виктор Голубев. Юноша с завистью и восхищением смотрел на героев. И все же он по-прежнему считал, что его главная мишень в жизни сделаться инженером-кораблестроителем.
Однако мечте Виктора не суждено было сбыться. Пришел срок призыва в армию. Попросился в авиацию, просьбу удовлетворили.
Службу рядовой Голубев начал в 7-м авиационном отряде, тот, что к тому времени уже имел добрую славу. Молодой боец участливо присматривался к делам мотористов и механиков, летчиков и техников, стараясь перенять у них все хорошее, полезное, нужное.
Вскоре о Викторе Голубеве заговорили как об отличном, пытливом бойце. Комсомольцы приняли его в свои ряды. А когда представилась вероятность, Виктора в числе первых направили на учебу в летную школу.
Быстро пролетели курсантские годы в Харьковской военной школе летчиков.
В выпускной аттестации было отмечено, что за время учебы Голубев проявил себя пытливым, дисциплинированным курсантом, умело владеет техникой пилотирования, отменно ориентируется в воздухе. В 1940 году Виктор уже боевой пилот, лейтенант. Получая направление в строевую доля, он вряд ли мог подумывать тогда, что вскоре ему придется вступить в основополагающий открытый мордобой с фашизмом.
Вооруженная до зубов гитлеровская вооруженные силы продвигалась вперед. Продолжая упорное сопротивление, наши войска вели бон на Петрозаводском, Порховском, Смоленском, Житомирском и других направлениях.
24 июля 1941 года 209-й скоростной бомбардировочный авиаполк получил боевое поручение преградить стезя немецким танкам, приближавшимся к Смоленску. Шестерке бомбардировщиков, куда входило и звено лейтенанта Голубева, предстояло причинить потрясение по головной колонне.
Наши самолеты были встречены сильным заградительным огнем вражеской зенитной артиллерии. Умело маневрируя, они все же прорвались к колонне. И вот уже от метких ударов советских летчиков одна за иной вспыхивают на земле машины противника.
Сбросив последние бомбы, наши самолеты стали разворачиваться, чтобы брать вектор движения на свой аэропорт, как нежданно-негаданно над ними, вроде бы осы, закружились вражеские истребители. Около двух десятков мессеров ринулись в атаку на краснозвездные машины, поливая их шквальным огнем.
Командир, над нами мессер, прозвучал неспокойный звук штурмана Петра Гребенюка.
Умелым маневрированием Голубеву удалось оставить от прицельного огня врага. Но в тот самый миг на его авиалайнер обрушилась разом пара истребителей. Огненная магистраль молнией блеснула перед глазами летчика.
Словно на полуслове, замолк пулемет штурмана. Голубева охватила напряженность.
Гребенюк, Гребешок! кричал он по СПУ, но штурман не отзывался. А в это время над головой мелькнули черно-желтые кресты мессеров.
Что-то горячее обожгло шею. Теплая струйка крови неторопливо сползала по спине. Стараясь не размышлять о боли, пилот грубо бросал машину, пытаясь оставить от наседавших мессершмиттов. Однако одна из пулеметных очередей, посланных немцем, ударила в двигатель. Самолет загорелся и, теряя высоту, пошел вниз.
Гитлеровцы, видя, что штурмовая вылазка достигла цели, ушли на поиски новой добычи.
С болью в сердце наблюдали боевые друзья, как в клубах огня и дыма падала агрегатина Голубева, но были бессильны чем-либо поддержать товарищу.
Вернувшись на аэропорт, начальник группы доложил о выполнении боевого задания, а следом рассказал, как погиб экипаж лейтенанта Голубева.
Спустя два дня из штаба ушло донесение, в котором сообщалось о боевой потере.
А посредством день, когда на аэродроме шла напряженная боевая служба, на КП раздался телефонный звонок. Офицер наземных войск сообщал, что у них в госпитале находится пилот, лейтенант Голубев. Его подобрали в бессознательном состоянии недалеко от сгоревшего самолета, он прижимал к себе безжизненное туловище своего штурмана,
И вот Виктор Голубев еще раз в строю. Тяжело переживал пилот кончина Гребенюка, потерю боевой машины. И это родило в нем ещё большую ненависть к врагу.
Вскоре собственный состав полка был отправлен на переучивание: предстояло освоить новые самолеты ИЛ-2, которые уже обрели славу летающих танков.
Прошло мало времени, и лейтенант Голубев громил захватчиков на новом грозном штурмовике.
Однажды это было в феврале 1942 года в районе Барвенкова группа во главе с Голубевым получила поручение прорваться в очень укрепленный район противника и причинить штурмовой потрясение по его танкам, препятствовавшим продвижению наших наземных войск.
Немцы встретили илы плотной завесой зенитного огня. Снаряды разрывались на разных высотах, и казалось, вот-вот вопьются в стан самолета. Но, умело применяя противозенитный маневр, штурмовики без потерь подошли к заданному району.
Летчики участливо следили за своим ведущим, ожидая сигнала атаки.
А Голубев между тем внимательно всматривался в кустарник, тот, что ровными шапками вырос по обеим сторонам дороги.
Нет, фашист проклятущий, на этом нас не проведешь, подумал Виктор и первым перевел машину в пикирование, обстреливая декоративный кустарник. Вслед за командиром ринулись в атаку и остальные.
Видя, что искаженный вариант фактов раскрыт, гитлеровские танкисты стремительно раскидывали маскировочные ветки и поднимали вверх стволы орудийных башен, пытаясь раскрыть пламень по советским самолетам. Но поздненько. Краснозвездные штурмовики поливали фашистские танки мощным огнем из пушек и пулеметов.
По обочинам дороги взвились в небеса костры. Это горели вражеские машины. При выходе из атаки на илы набросилась большая группа МЕ-109. Голубев решил не входить в махач. Он построил самолеты змейкой, и они, надежно прикрывая приятель друга, не подпускали врага на дистанцию прицельного огня.
Командование наземных войск приподнято оценило тогда действия штурмовиков, которые помогли им занять выгодные позиции для последующего наступления.
С каждым боевым вылетом росло мастерство отважного летчика, шлифовались его тактические приемы, закалялся в боях нрав молодого коммуниста.
Не было в полку человека, тот, что не знал бы о том, как Виктор Голубев на горящей машине дотянул до нейтральной полосы, как последним усилием воли вытащил из пылающего самолета своего смертельно раненного штурмана, как пытался спасти его.
Многие авиаторы в шутку говорили, что Голубев родился в рубашке, что в тот самый-самый июльский день сорок первого он получил вторую существование. Но сам Виктор об этом старался не припоминать. Он продолжал разить врага.
Мастерство отважного летчика в особенности проявилось в Сталинградской битве, когда он со своими питомцами, аналогично урагану, обрушивался на вражеские танки, сметая и уничтожая все на своем пути.
...Это было в июле 1942 года. Возглавляя семерку илов, Голубев вылетел на очередное поручение. Необходимо было ликвидировать танковую колонну. Когда внизу показались четкие квадраты машин, в воздухе появились мессеры. Они приготовились к бою и ждали только удобного момента для нападения. Но Голубев перехитрил врага.
Сделав внешность, что готов биться, он отвлек истребителей от цели, а потом скоро повел свою группу на танки и с ходу обрушил на них лавину огня.
Гитлеровцы не ожидали такого исхода. Они открыли пламень, когда илы, уже освободившись от бомбового груза, прочесывали танковую колонну из пушек и пулеметов.
При выходе из атаки фашистский пират пытался подбить машину Голубева. Но не тут-то было. Советский пилот удачно сманеврировал, авиалайнер нырнул вниз, а снаряды, пущенные немцем, пришлись по их же танкам. Голубев преследует противника, и вот уже желтобрюхий МЕ-109 в прицеле, плавное нажатие на гашетку и снон огня охватывает машину с паучьей свастикой.
Воздушный мордобой в разгаре. У самолета Голубева повреждены движок, хвостовая доля, но пилот продолжает биться и, только когда снаряды уже на исходе, прижимаясь к земле, уходит в сторону своей базы.
А через немного дней свой состав 58-го штурмового авиаполка чествовал нового героя. За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и геройство старшему лейтенанту Виктору Максимовичу Голубеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вскоре коммунисту Голубеву (сейчас уже капитану) доверили эскадрилью.
В ту темное время суток Виктор продолжительно не мог забыться сном. Он думал о том, как оправдать высокое звание Героя. Сможет ли он совладать с теми большими задачами, которые стоят перед командиром эскадрильи? Вспомнился многострадальный Ленинград, вот уже второй год стиснутый в огненном кольце блокады. Словно активный предстал папа со своим наказом: чтоб не упрекнули ни в пиру, ни в миру...
Как бы порадовался он в текущее время! И родные также, но они там, в осажденном Ленинграде.
И может быть, потому с ещё большей энергией Виктор Голубев продолжал наносить штурмовые удары по врагу, приближая час победы. Ему поручали самые ответственные задания, и он выполнял их с честью. О делах и геройских поступках капитана Голубева знали не только в его полку.
Бывший командующий 16-й воздушной армией, в настоящий момент маршал авиации С. И. Руденко вспоминает, как он лично ставил перед отважным летчиком сложнейшие боевые задачи и как тот блестяще справлялся с ними.
Вот только единственный образец. 12 января 1943 года командующий Сталинградским фронтом распорядился выделить группу штурмовиков для нанесения удара по опорному пункту Ново-Александровский. Дело в том, что, окопавшись на высотках, вражеская артиллерия мешала нашим танкам вылезти на оперативный простор. Попытки бомбардировщиков сдержать огневые точки противника не имели успеха. Вся надежда была на штурмовиков.
Получив боевое поручение, Голубев скрупулезно продумал все детали его выполнения. В район цели решил лететь в паре со своим ведомым. Прячась в лучах солнца, илы как снег на голову появились в расположении противника и начали к штурмовке. Вражеские снаряды разрывались немаловажно выше, не причиняя нашим самолетам вреда.
Пятнадцать минут обрабатывали отважные летчики тот самый предмет. И вражеские огневые точки замолчали.
Когда летчики приземлились на своем аэродроме, их ждала радостная весть. Опорный пункт врага был занят советскими войсками. Наземное руководство ходатайствовало о награждении отважных авиаторов боевыми орденами.
Шли дни.
В июле 1943 года Голубеву присвоили звание майора, а вскоре назначили помощником командира полка.
Впереди предстояли новые жаркие бои.
На Орловско-Курском направлении нашим летчикам впервой пришлось обладать занятие с хвалеными немецкими тиграми, пантерами и фердинандами. И майор Голубев одним из первых показал, как нужно крошить фашистскую броню.
Всю воздушную армию облетела весть о том, что группа штурмовиков, возглавляемая Голубевым, сорвала штурмование целой танковой дивизии врага. В течение 20 минут шестерка илов поливала огнем из пушек и крупнокалиберных пулеметов бронированные гитлеровские машины.
Трудно изречь, сколь танков сгорело тогда в результате смелых атак советских летчиков. Однако немцы так и не решились сходить в атакование. Видно, потрепали их изрядно, и большая заслуга в том была Виктора Голубева и его питомцев.
Надолго запомнились штурмовые удары наших летчиков по вражеским аэродромам в населенных пунктах Б. Рассошки и Гумрак, Тамаровка и Чугуево. Голубев блестяще продемонстрировал тогда навыки воздушного следопыта и снайпера бомбовых ударов, непревзойденного мастера штурмовых атак. Только за два вылета его группа уничтожила 15 вражеских самолетов и страсть сколько иной техники противника.
Приумножались дела и подвиги воздушных бойцов. Вскоре полк был удостоен гвардейского звания и на его знамени засиял боевой орден. Воины краснознаменного авиаполка продолжали наращивать штурмовые удары по врагу.
День 24 августа 1943 года стал для Виктора Голубева одним из самых памятных. Едва забрезжил рассвет, как летчики-гвардейцы поднялись в небосклон. Вел крылатых бойцов штурман полка майор Голубев.
В перерыве между вылетами Голубеву вручили телеграмму командующего фронтом и попросили прочесть вслух.
Виктор решил, что речь идет о новом ответственном задании.
Затаив дыхание, гвардейцы вслушивались в каждое слово:
Герою Советского Союза майору Голубеву, читал он. Горячо поздравляю Вас с присвоением звания дважды Героя Советского Союза...
Виктор от неожиданности замолк.
Дальше, дальше читайте, неслось со всех сторон. И, поборов охватившее его беспокойство, он продолжал:
Славными боевыми подвигами заслужили Вы эту высокую честь и награду нашего правительства. Уверен, что в дальнейшей борьбе за завершение разгрома немецких захватчиков Вы проявите организаторский гений, увлекая личным примером отважных штурмовиков на новые высокие подвиги...
Здесь же на аэродроме стихийно возник митинг. Боевые друзья откровенно поздравляли Виктора с наградой, желали ему новых успехов в воздушных сражениях. Выступали тогда многие. Одни вспоминали о юношеских годах молодого слесаря с Нарвской заставы, другие говорили о его первых победах в грозном небе войны, о его мужестве и геройстве.
А когда с КП взвилась ракета, илы опять пошли на боевое поручение. С широкого поля аэродрома поднимались несладко нагруженные самолеты. Командир группы Виктор Голубев взлетел последним. Вслед за ним поднялся в небеса прославленный совдеповский истребитель Валентин Макаров со своими друзьями. Они сопровождали группу Голубева, которой предстояло причинить бомбовый и штурмовой удары по немецким танкам.
Когда штурмовики подошли к цели, на горизонте показалась группа мессершмиттов. По команде ведущего четверка краснозвездных истребителей пошла им навстречу, а остальные неотступно следовали за штурмовиками.
Имея численное превосходство, гитлеровцы пытались стать поперек дороги ильюшиным обрушить свою огневую мощь по танкам. Однако, выстроившись змейкой, штурмовики снабжали надежное прикрытие дружбан друга, а когда увидели в оврагах вражеские танки, с ходу пошли в атаку. От прицельно сброшенных бомб взметнулись черные столбы огня и дыма. Удачной оказалась и другая штурмовая вылазка. Следуя примеру командира, отважные гвардейцы наращивали удары по врагу.
В что ни на есть разгар боя одна из пар МЕ-190 пристроилась в хвостище машины Голубева, но огненная дорога, посланная по врагу воздушным стрелком, преградила стезя фашисту. Гитлеровский ас на какое-то момент завис в воздухе. Этого оказалось довольно для Валентина Макарова, чтобы вонзить длинную очередность в фашистский авиалайнер. Объятый пламенем, вражеский истребитель рухнул на землю.
Спасибо за поддержка, раздался в эфире признательный звук Голубева.
На земле пылало немного огромных костров, свидетельствовавших об успехе гвардейцев. Наблюдавший за работой илов начальник наземных войск объявил по радио Голубеву и его питомцам признательность. Без единой потери вернулся тогда гвардеец Голубев с группой отважных на свой аэропорт.
В тот день гвардии майор Голубев с удесятеренной энергией обрушивал штурмовой потрясение на участок фронта, где враг сконцентрировал большое численность активный силы и техники, чтобы причинить контрудар по нашим войскам.
Свыше 40 вылетов совершили в тот день штурмовики, ведомые майором Голубевым. Было подавлено больше десятка огневых точек, уничтожено до двух батальонов противника. Это расчистило нашим войскам тракт для наступления.
Заканчивался сорок третий год. Авиаторы вписали видимый вклад в занятие разгрома врага. Немалая доля была в этом месте и летчика-героя Голубева.
Если изъясняться языком цифр, то на боевом счету одного только майора Голубева было свыше 260 успешных боевых вылетов, рядом 80 уничтоженных вражеских танков, 20 самолетов, сож-
на земле, и 3 в воздухе. А если бы разрешается было подсчитать весь урон, тот, что причинил гитлеровцам бесстрашный пилот своими действиями, то цифры эти ещё больше умножились бы.
Как-то начальник дивизии, поздравляя Виктора Голубева с очередной победой, напомнил ему о его давнем желании заполучить высшее образование.
Сейчас, сказал он, есть вероятность направить вас в Военно-воздушную академию. Как вы на это смотрите? И, не дожидаясь ответа, подытожил: В разгром врага вы вписали достойную лепту, ну а добить гитлеровцев в настоящее время будет легче. И вслед за тем невеликий паузы закончил: А боевые командиры с богатым фронтовым опытом и высокой военной подготовкой очень понадобятся и в мирное время.
Не безотложно дал согласие майор Голубев, но, посоветовавшись с однополчанами, решил поехать.
Напряженными были дни учебы в академии, при всем при том трудности только закаляли волю командира. И вот сзади основополагающий вектор движения, благополучно завершался второй. Майор Голубев показывал образец не только в учебной аудитории, но и на аэродроме, совершенствуя родное боевое мастерство воздушного бойца.
И вряд ли кто мог мыслить тогда, что уже после этого салюта Победы, в мирном небе Родины, аляповатый эпизод оборвет существование прославленного летчика, боевого офицера, несгибаемой воли коммуниста.
...В Ленинграде в парке Победы установлен постамент, на котором высится бюст дважды Героя Советского Союза Виктора Максимовича Голубева. Всматриваясь в мужественные, волевые черты этого человека, думаешь: Нет, такие люди не умирают, они рядом с нами, они живут своей второй жизнью.
17 мая 1945 года при исполнении служебных обязанностей В. М. Голубев погиб.
Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Гришаев Viktor Grishaev
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Ивановичу Гришаеву присвоено 24 марта 1945 года за личное..
читать далее →
Виктор Зеленцов Viktor Zelencov
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя..
читать далее →
Виктор Зикеев Viktor Zikyev
Звание Героя Советского Союза Зикееву было присвоено за мужество при захвате плацдарма на реке Одер.
читать далее →
Виктор Карпов Viktor Karpov
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Ефимовичу Карпову присвоено 24 марта 1945 года за отвагу и..
читать далее →