Известные люди

»

Виктор Кузнецов

Виктор Кузнецов Viktor Kuznetsov Карьера: Конструктор
Рождение: Россия
Российский ученый, один из первых создателей ракетно-космической техники в СССР.

Родился в 1913 году в городе Москве. Детские годы провел в Москве, а среднюю школу закончил в городе Боровичи, в Новгородской губернии, где в тот миг работал его папа. После окончания школы пришел вкалывать на Боровичский керамический комбинат помощником монтера. Природный дар и среднее образование, которое на общем уровне смотрелось шибко весомо, вскоре сделало его бригадиром электромонтеров. Виктор Иванович постоянно гордился тем, что в то время ему доверили сделать расчет трансформаторную подстанцию, он это сделал и подстанция работала. Однако весьма быстро полученных в школе знаний стало не хватать. В 1933 году Виктор Кузнецов поступил в Ленинградский индустриальный институт (ко времени окончания он превратился в Политехнический; в настоящее время - Санкт-Петербургский технический университет) на профессия Котлы. Учился удачно и, может быть, ни в жизнь бы мы не узнали имени Кузнецова, если бы на втором курсе не узнал об организации на инженерно-физическом факультете (сегодня физико-механический факультет) новой группы Расчет и конструкция летательных аппаратов. Решил поменять профессия и уже ни при каких обстоятельствах об этом не жалел. Учится новой специальности с энтузиазмом. Да это и не потрясающе. Лекции студентам читали выдающиеся ученые-механики Лев Герасимович Лойцянский и Евгений Леопольдович Николаи. В одной группе с Кузнецовым учились грядущий шеф Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне Георгий Николаевич Флеров и грядущий конструктор тяжелых танков и атомного оружия Николай Леонидович Духов. Сама атмосфера на инженерно-физическом факультете, деканом которого был академик Абрам Федорович Иоффе, способствовала рождению замечательных ученых и инженеров. Преддипломную практику Кузнецов проходил в Ленинграде на приборостроительном заводе и, как говорится, пришелся там ко двору. Поэтому, когда вслед за тем окончания института он получил ориентация в отдел главного механика Ижевского мотоциклетного завода, прибористы решили толкового выпускника перехватить, что им и удалось произвести. В 30-е годы большое участливость уделялось созданию мощного военно-морского флота, а чтобы флот был мощным, он должен был быть оснащен современными приборами. Так Виктор Иванович Кузнецов занялся гирокомпасами. В те годы задача производства отечественных гирокомпасов была сильно актуальна. Только две страны в мире - США и Германия - производили такие приборы и их цена достигала сотен тысяч долларов. Необходимо было постановить эту проблему и она была решена, в том числе при активном участии молодого тогда инженера Виктора Кузнецова. В конце 30-х Виктора Ивановича заинтересовала пальба при качке и он был назначен руководителем ещё созданной группы. Три месяца изнурительной работы и в конце октября 1939 года организация была установлена на пушках главного калибра крейсера Киров. Система немаловажно увеличила эффективность стрельбы корабельной артиллерии, за что Кузнецов в 1942 году, уже в годы войны, был удостоен Сталинской премии. Талантливый, перспективный инженер привлекал к себе пристальное внимательность и в 1940 году нарком черной металлургии Тевосян, бывший до этого министром судостроения, пригласил его перебраться из Ленинграда в Москву. Но никакие уговоры ни Тевосяна, ни привлеченного к этому Молотова, результата не дали: Кузнецов категорически не хотел переезжать в Москву, считая что в Ленинграде у него шибко интересная служба и нет никакой необходимости ее изменять. Он вернулся в Ленинград, тут же уехал в Кронштадт, оттуда - на крейсер: решил отсидеться, авось забудут. Не тут то было. Его нашли в море... Пришлось все-таки ехать. В Москве, в научно-исследовательском институте проработал полгода. А затем был вызов в Наркомат внешней торговли и ориентация в Германию принимать крейсер. Поздней осенью 1940 года Кузнецов выехал в Берлин. Уже шла Вторая мировая махаловка, но отношения СССР и Германии были достаточно тесные. СССР поставлял пшеницу и нефть, Германия строила за это крейсер. Кузнецов должен был принимать приборы управления прожекторами, стрельбой пушек и торпед. Приходилось невпроворот колесить по Германии, случаться на многих заводах

и фирмах. Начало Великой Отечественной войны застало Кузнецова в Берлине. Вместе с другими советскими гражданами был интернирован, помещен в Моабитскую тюрьму, далее в лагерь Блянкефельд. В лагере он пробыл примерно десяти дней. Потом совместно с другими специалистами сквозь Югославию перевезен в Болгарию, а там передан туркам. В Москву Кузнецов вернулся только в августе 1941 года. В годы войны работал в том же научно-исследовательском институте, тот, что был эвакуирован в Свердловск. Основной работой, сделанной в годы войны, сам Кузнецов считал стабилизатор для танков, тот, что существенно повысил прицельность стрельбы. Эта служба была отмечена в 1946 году второй Сталинской премией. В апреле 1945 года Виктора Ивановича командируют в Германию на тот самый-самый предприятие, тот, что в 1940 году делал гироприборы для нашего крейсера. Именно на этом заводе произошло первое соприкосновение с ракетной техникой, там он нашел стабилизаторы для ракет Фау-2. В августе 1945 года новая рабочая поездка в Германию. Вместе с ним летели Мишин, Пилюгин, Бармин, Рязанский, Богуславский, Воскресенский. Кто мог тогда допустить, что эта фирма случайных попутчиков собралась на долгие годы. С 1945 года, не оставляя флот, Кузнецов начинает действовать на ракетчиков. 13 мая 1946 года он был назначен руководителем только что созданного НИИ-10, которому было поручено заниматься гироскопами. С нуля пришлось разрабатывать теорию гироскопов. Нет смысла перечислять работы Кузнецова в последующие годы. Все, что создавалось в ракетной и космической технике, узко связано с его именем. Начиная с Р-1, его приборы стоят на всех ракетах, на космических кораблях, на межпланетных станциях. Они раскручиваются ещё на Земле и работают до конца полета. Кузнецов входил в начальный состав знаменитого королевского Совета главных конструкторов. В узком кругу друзей его называли Витя-крошка - он был самым высоким из всех Главных. В 1956 году за участие в создании ракетно-ядерного щита СССР был начальный раз удостоен звания Герой Социалистического Труда. За участие в работах по созданию первых спутников Земли в 1957 году удостоен Ленинской премии. В 1961 году за участие в работах по подготовке и осуществлению первого пилотируемого полета вторично удостоен звания Герой Социалистического Труда. Опубликовал море трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления. В 1968 году избран действительным членом АН СССР. В 1967 и 1977 годах за новые работы по созданию ракетно-космической техники был удостоен Государственных премий СССР. В настоящее время на пенсии.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Афанасьев Viktor Afanasyev

Имеет квалификацию Военный летчик 1-го класса, Летчик-испытатель 1-го класса, Инженер-космонавт- испытатель 1-го класса.
читать далее

Виктор Горбатко Viktor Gorbatko

Виктор Горбатко - советский космонавт, дважды Герой Советского Союза. Родился 3 декабря 1934 года.Виктор Горбатко награжден тремя орденами Ленина,..
читать далее

Виктор Пацаев Viktor Patsaev

Погиб вместе с другими членами экипажа космического корабля Союз-11 при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата.
читать далее

Виктор Чиркин Viktor Chirkin

Опыта космических полетов не имеет.Статус - космонавт-испытатель ГКНИИ ВВС.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий