Известные люди

»

Виктор Пугачев

Виктор Пугачев Viktor Pugachev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Ростовская область» Таганрог, 8.8.1948
За мужество и героизм, проявленные при освоении Су-27, в 1989 году летчик-испытатель Виктор Пугачев был удостоен звания Героя Советского Союза. Он награжден орденами Ленина, "Знак Почета" (1983), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999). Заслуженный летчик-испытатель СССР (1991).

Родился 8 августа 1948 года в Таганроге, в семье рабочего. Отец - Пугачев Георгий Яковлевич (1912 г. рожд.). Мать - Пугачева Анастасия Георгиевна (1910 г. рожд.). Супруга - Пугачева (Швец) Ольга Петровна (1950 г. рожд.).

После окончания средней школы в 1966 году В.Г. Пугачев поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М. Комарова. Два года проучился в Ейске и Батайске. Выпускной вектор движения окончил в Таганроге и был оставлен в училище на должности летчика-инструктора 963-го учебного авиационного полка, базировавшегося в Таганроге. Обучал курсантов на самолетах Су-7у и Су-7б, подготовил 23 летчика-истребителя. Под руководством командиров-наставников А.М. Бузика, С.И. Крылова и А.Ф. Кобанова совершенствовал родное летное мастерство, достигнув уровня подготовки летчика-инструктора 1-го класса. В 1975 году в звании капитана он был назначен на пост командира звена.

В октябре 1976 года В.Г. Пугачев удачно прошел отбор и в июне следующего года был зачислен в Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. За полтора года обучения под руководством начальника школы Заслуженного летчика-испытателя Героя Советского Союза Александра Васильевича Федотова он освоил без малого все типы истребителей и тяжелых самолетов: Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-7, Су-15, Су-17, Як-28, Ан-24, Ан-26, Ту-124, Ил-18, налетав в общей сложности свыше 300 часов. В декабре 1978 года по окончании школы его направили на пост летчика-испытателя 3-го класса в Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова, в отряд истребителей под командованием А.А. Муравьева (сейчас Заслуженного летчика-испытателя, Героя России). Параллельно В.Г.Пугачев учился на факультете самолетостроения Московского авиационного института, тот, что окончил в 1980 году.

За недлинный отрезок времени В.Г. Пугачев довольно резво приобрел новые знания, нужный навык и навыки летно-исследовательской работы. Этому во многом способствовало то, что с первых дней работы в институте ему, несмотря на его юность, доверяли исполнять сложные и ответственные задания. Он принимал участие во многих тематических исследованиях по всем разделам летных испытаний, в том числе по устойчивости, управляемости, прочности, газодинамической устойчивости двигателя самолета. В качестве второго пилота и командира корабля ему довелось летать на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31, многих других. Работы велись под руководством маститых летчиков-испытателей А.А. Щербакова, Б.И. Юмашева, А.А. Муравьев и др. Одним словом, было чему и у кого обучаться.

К 1980 году В.Г. Пугачев стал летчиком-испытателем 2-го класса. В октябре того же года исполнилось его давнишнее охота - поработать в одном из авиационных КБ, и он принял предложение перейти в ОКБ имени П.О. Сухого, где продолжает работать и поныне.

Начинал В.Г. Пугачев свою работу в ОКБ Сухого с испытательных полетов на Су-17, Су-24, Су-25. В 1982 году, посредством год активных летно-испытательных и исследовательских работ, его назначают ведущим летчиком по испытаниям Су-27. Ему принадлежит единый строй мировых рекордов, установленных на самолете Су-27 (П-42), в том числе по скороподъемности на высоту 3, 6, 9 и 12 тысяч метров. Испытания истребителя благополучно завершились в 1984 году, и авиалайнер был принят на вооружение.

На рубеже 1983-1984 годов на Николаевском судостроительном заводе был заложен начальный советских времен авианесущий крейсер. В связи с этим было принято вывод о постройке самолета палубного базирования. В ОКБ Сухого начались активные исследовательские работы по определению и отработке параметров взлета и посадки. Полеты осуществлялись на самолетах Су-25 и Су-27. Для этой цели в Крыму был создан наземный испытательный тренировочный комплекс для испытания корабельных самолетов (НИТКА). На одном конце аэродрома Саки была построена полная имитация посадочной палубы строящегося авианосца, на другом - трамплин. Все это было сделано для первоначального обучения летчиков трамплинному взлету и аэрофинишерной посадке. Испытательные полеты выполняли В.Г. Пугачев и Н.А. Садовников.

В 1985 году предварительные испытания завершились успешной посадкой на аэрофинише. 17 августа 1987 года В.Г. Пугачев совершил начальный вылет на опытном самолете Су-27К (Т-10К-1) корабельного базирования.

С 1984 года началось осуществление корабельной программы, руководителем которой был назначен первейший конструктор самолета палубного базирования Константин Христофорович Марбашев. В ходе испытательных полетов было проведено немного сот касаний и посадок на наземную палубу, и 1 ноября 1989 года пилотируемый В.Г. Пугачевым авиалайнер совершил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (в настоящий момент "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"). После завершения испытаний эта агрегатина получила официальное обозначение Су-33, и авиационное производственное объединение в Космомольске-на-Амуре приступило к ее серийному производству. Первый ее показ широкой публике состоялся 18 августа 1991 года во время празднования Дня авиации в городе Жуковском, а Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1998 года авиалайнер был принят на вооружение.

В 1990-х годах В.Г. Пугачев участвовал в подготовке палубных летчиков на базе Северного флота в Североморске, а кроме того в ходе первого боевого похода авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" в Средиземное море. Продолжается эта служба и поныне. В 1999 году в воздух был поднят свежий двухместный авиалайнер палубного базирования.

Начало 1989 года ознаменовалось ещё одним важным событием в жизни В.Г. Пугачева. Тогда было впервой принято заключение об участии самолетов ОКБ имени П.О. Сухого в международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже (Франция) и о подготовке специального демонстрационного комплекса.

Не секрет, что об уровне аэродинамического совершенства истребителей широкая зрительская аудитория судит в первую очередность по тем фигурам высшего пилотажа, которые выполняют эти самолеты во время показательных полетов на выставках и авиационных праздниках. Однако летчики ни в жизнь не демонстрируют собственную удаль для зрительских аплодисментов. Боевой авиалайнер является чересчур прагматичной системой, чтобы отягощать его чем-то ненужным в воздушной схватке.

Отработка приемов сверхманеврирования началась в ОКБ задолго до дебюта отечественных самолетов на международных авиасалонах. Уже тогда разбор возможных путей повышения тактических данных истребителей показал, что дальнейшее наращивание боевого потенциала истребителей находится в области больших углов атаки и минимальных скоростей, то есть за пределами ограничений, изложенных во всех инструкциях по пилотированию. Тогда самолеты летать на этих запредельных режимах ещё не могли, но уже было ясное разумение, что аккурат эти режимы дадут летательному аппарату вероятность стремительно изменять ориентация движения, а в отдельных случаях, не меняя траектории, переориентироваться в пространстве - развернуться сравнительно вертикальной или горизонтальной оси и тем самым обрести превосходство для атаки цели.

Одним из первых приемов сверхманеврирования стал так называемый "колокол" - управляемое скольжение на хвостище. В ОКБ Сухого исследованиями этого маневра занимались на практике на всех самолетах. Незадолго до первой демонстрации "колокола" за рубежом была завершена проводившаяся совместно с военными летчиками-испытателями программа его отработки на Су-24 с целью повышения эффективности атак наземных целей.

Впервые "колокол" был представлен широкой публике летчиком-испытателем ОКБ имени А.И. Микояна Анатолием Квочуром на авиасалоне в Фарнборо в 1988 году, и с тех пор его имя узко связано с этим маневром.

Занимаясь исследованиями полета Су-27 на больших и сверхбольших углах атаки, специалисты ОКБ Сухого пришли к выводу, что при определенных условиях сваливания самолета в штопор не происходит, так как время прохода критического диапазона немного. "Проскочив" его, летательный аппарат выходит в зону сверхкритических углов атаки, сохраняя собственную устойчивость и приобретая моменты, необходимые для балансировки и восстановления исходного режима полета. В начале 1989 года испытательной бригаде во главе с ведущим конструктором В. Гутником и ведущим инженером В. Ивановым была поставлена проблема провести практические исследования области закритических углов. В ходе летных опытов на оснащенном противоштопорными ракетами и парашютом Су-27УБ в феврале-мае 1989 года была выполнена большая программа исследований и испытаний, что позволило обрести глубокие знания о поведении самолета при выходе на большие углы атаки и возможностях его балансировки. Были найдены способы компенсации непроизвольных кренений и уводов. 28 апреля того же года В.Г. Пугачев в первый раз продемонстрировал порядок динамического торможения с выходом на наибольший уголок атаки перед специалистами на аэродроме в Жуковском, и он был включен в качестве отдельного элемента демонстрационной программы полетов самолета Су-27 в Ле Бурже.

Название элемента - "кобра" - придумал генеральный конструктор ОКБ имени П.О. Сухого М.П. Симонов, сравнив поведение самолета в воздухе со стойкой кобры перед атакой. Это наименование употребляется и поныне, более того в официальных документах.

Чтобы довести "кобру" до совершенства, Пугачеву пришлось весьма полно действовать, оттого что исполнять показательную программу ему предстояло на видимой высоте, не превышающей 1000 метров. А это накладывало строгие требования на технику пилотирования и на надежность работы материальной части.

Выполненный В.Г. Пугачевым прием произвел на посетителей авиасалона и специалистов ошеломляющее ощущение. Су-27 с его уникальными маневренными характеристиками стал явным фаворитом выставки.

За мужество и героизм, проявленные при освоении Су-27, в 1989 году летчик-испытатель Виктор Пугачев был удостоен звания Героя Советского Союза. Он награжден орденами Ленина, "Знак Почета" (1983), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999). Заслуженный летчик-испытатель СССР (1991).

Увлекается путешествиями на автомобиле.

Живет и работает в городе Жуковском Московской области.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Сувиров Viktor Suvirov

Капитан В. И. Сувиров совершил 122 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя и сбил 14 самолётов противника. Особо отличился в боях за освобождение..
читать далее

Виктор Талалихин Viktor Talalihkin

Талалихин, в том ночном бою, был ранен в правую руку, но сумел уничтожить бомбардировщик, пилотируемый подполковником, награжденным Железным..
читать далее

Виктор Тихонов Viktor Tihonov

Младший лейтенант В. П. Тихонов совершил 140 боевых вылетов, провел 48 воздушных боев, в которых сбил лично 11 самолётов противника и 4 в составе..
читать далее

Виктор Федоров Viktor Fedorov

Виктор поступил учиться на юридический факультет Харьковского университета, но был отчислен за принадлежность к организации социал - демократов. Он..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий