Известные люди

»

Виктор Рахов

Виктор Рахов Viktor Rahov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 1.1.1914
Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина и орденом За воинскую доблесть МНР.

Родился в семье ночного сторожа. Окончил Расловскую единую трудовую школу 1-й ступени, пятый класс 19-й школы-семилетки в Саратове и школу фабрично-заводского ученичества при Саратовском заводе комбайнов в 1931 г. Потом работал слесарем-инструментальщиком. Занимался в кружке планеристов. В июле 1932 г. поступил в Саратовскую летную школу Осоавиахима.

В РККА с 1932 г. В октябре 1932 г. по комсомольской путевке зачислен курсантом 1-й военной авиашколы летчиков им. тов. Мясникова в Каче. Его инструктором был предстоящий дважды Герой Советского Союза Григорий Кравченко.

С марта 1933 г. Рахов служил младшим летчиком в 118-й отдельной авиационной эскадрилье, базировавшейся в Люберцах. Скоро зарекомендовал себя опытным и надежным пилотом. Ему был доверено участвовать в эскорте самолетов с членами турецкой авиационной делегации и министром авиации Франции Пьером Котом во время их визита в СССР.

С марта 1936 г. служил в НИИ ВВС РККА. Был старшим летчиком, а далее командиром звена полка боевого применения НИИ ВВС. Принимал участие в испытаниях АИР-14 (УТ-1), И-15бис М-25В, И-16.

В конце 1937 г. Рахову предлагали отправиться в Китай для оказания интернациональной помощи китайскому народу, но он отказался.

Вспоминает летчик-истребитель А.Н. Ровнин: В конце 1937 года нас, большую группу летчиков, подняли по тревоге и повезли в Генштаб, где отобрали документы и в каком-то подвале переодели в штатское. Мы решили было, что нас собираются послать в Испанию. Но на инструктаже в Кремле, тот, что проводил лично Михаил Иванович Калинин, нам объявили, что международная обстановка осложнилась, возник новоиспеченный очаг напряженности, вследствие этого нам предстоит лететь не на запад, а на восток в Китай, подсоблять братскому китайскому народу в его борьбе супротив японских оккупантов. Помню, Калинин предупредил: если кого-то из вас собьют, то в плену, как бы вас ни пытали, ни в коем случае не признавайтесь, что служили в Красной Армии и состояли в партии; врите, что работали в гражданской авиации, что вас уволили и вы поехали в Китай на заработки, что вы вообще не согласны с советской властью а уж Родина вас не забудет, обязательно вытащит из плена и вернет домой.

Когда Калинин предложил задавать вопросы, первым поднялся мой сослуживец Виктор Рахов и смущенно попросил покинуть его в Москве, оттого что он всего три дня как женился. Калинин, улыбнувшись, согласился. Нет никаких оснований подозревать Виктора в малодушии в дальнейшем он стал Героем Советского Союза После Рахова самоотвод по разным причинам взяли ещё немного дядя. В результате из нашего НИИ в Китай отправились только мы с моим близким другом Григорием Кравченко (потом дважды Героем), остальных летчиков набрали в строевых частях.

Генерал-майор авиации Смирнов рассказывает: После возвращения из Испании мне нередко приходилось летать с Раховым в составе краснокрылой пилотажной пятерки, которая была создана Анатолием Серовым и демонстрировала групповой высший пилотаж в дни авиационных праздников в Тушине, и на парадах над Красной площадью в Москве. Виктор Рахов летал не хуже Кравченко, а может быть, и лучше, но держался скромнее. До монгольских событий ему не довелось принимать участие в боях ни в Испании, ни в Китае. Это, по-моему, просто и удерживало его от высказывания собственных взглядов в спорах, возникавших подчас в кругу испанцев или китайцев.

Рахов неоднократно участвовал в воздушных парадах над Красной площадью и Тушинским аэродромом. Постоянное общение с выдающимися летчиками Коккинаки, Серовым, Супруном, совместная служба с Кравченко и Стефановским, встречи с Чкаловым помогли ему в совершенстве овладеть приемами воздушного боя и высшим пилотажем. За высокие показатели в летно-тактической подготовке и выполнение специальных заданий командования старшой лейтенант Рахов неоднократно награждался ценными подарками и денежными премиями.

В конце мая 1939 г. старшой лейтенант Рахов был направлен в Монголию в составе группы Смушкевича.

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был командиром звена 22-го иап. Совершил 68 боевых вылетов, сшиб 8 самолетов лично и 6 в группе. Был награжден монгольским орденом За воинскую доблесть (10.08.39).

12.06.39 г. Рахов совершил первостепеннный боевой вылет, в котором сшиб японский истребитель Ki.27.

14.06.39 г. он сшиб ещё единственный Ki.27. Был сам сбит в этом бою, и двое суток пёхом добирался до своего аэродрома.

25.07.39 г. сообща с майором Кравченко и старшим лейтенантом Скобарихиным уничтожил вражеский аэростат, корректировавший артиллерийский жар по переправам посредством Халхин-Гол. На обратном пути летчики заприметили японский воздушный разведчик, тот, что на мелкий высоте летел в сторону линии фронта.

Условным знаком Кравченко отдал Рахову приказ: Сударять!. Тот отделился от строя и пошел на сближение с противником. Борт-стрелок разведчика занервничал и открыл жар со чрезмерно большого расстояния. Сманеврировав, Рахов приблизился к вражескому самолету и с короткой дистанции расстрелял его. Тот загорелся и упал около переднего края.

28.07.39 г. была получена инфа, свидетельствующая о том, что утром японское руководство намерено вручить радикальный мордобой в воздухе, а группу самолетов противника возглавит Фукида Такэо - имеющий известность японский ас, считавшийся, по мнению многих, непобедимым королем воздуха.

Кравченко получил распоряжение не только одержать победу в предстоящих завтра боях, но и по возможности сшибить Такэо. Задача была не из легких. Обсуждали эту проблему все летчики сообща. Непосредственно для атаки Такэо было выделено одно звено, остальные летчики должны были работать на него, связывая боем японцев. Кравченко знал Рахова ещё с 1932 г. Поэтому как раз ему он доверил позвать Такэо в гости.

29.07.39 г. весь полк поднялся в воздух. Скоро на фоне неба показались и японские самолеты. Их было больше, но советские истребители имели превосходство в высоте.

Группы сошлись на встречных курсах. Звено Рахова атаковало авиалайнер, шедший головным, и разом же отрезало его от ведомых. Однако потом в течение достаточно долгого времени обстановка была неопределенной. Несколько раз Рахов пытался подступить к японскому асу на дистанцию прицельного огня, но тот хватко выводил свою машину из-под удара, в свою очередность стремясь присесть на хвостище советскому ястребку. Тогда советских времен пилот пошел на хитрость: сознательно дал японцу такую вероятность, выдав ее за нечаянную оплошность.

Замысел удался - король тут же воспользовался явной ошибкой своего противника и пошел в атаку. Задача Рахова в настоящий момент состояла в том, чтобы, используя превосходство И-16 в скорости, удерживать его на почтительном расстоянии и избежать поражения огнем. Наши пилоты уже знали почерк японского аса - тот предпочитал приближаться на шибко малые расстояния, расстреливая противника точно. Рахов, якобы спасаясь, выжимая из самолета максимум скорости, на самом деле оттягивал японца в направлении своего аэродрома.

Разрыв между самолетами потихоньку увеличился. Расстояние было уже достаточным, чтобы, сделав разворот, вылезти в лобовую атаку. Что и сделал Рахов. Японец, немного опешив от такого финта, ушел вверх. Это позволило советскому летчику позже резкого маневра очутиться у него на хвосте. Тот, заметив угроза, стал кидать машину в опасные виражи. Он пытался покинуть в сторону линии фронта - но из-за немного меньшей, чем у И-16, скорости это было неосуществимо. Кроме того, стезя преграждали самолеты эскадрильи Скобарихина. Никто из ведомых не смог прийти ему на подмога - все японцы были грамотно втянуты в воздушный махач.

Бой длился больше получаса - противники были мастерами своего дела, никто не хотел уступать. Уже заканчивался бензин, но делать по первому варианту - сажать свой авиалайнер - японец категорически не хотел. Рахову пришлось рискнуть и раскрыть жар на поражение: в какой-то миг ястребок повис в 100 метрах от хвоста японца - и вражеский авиалайнер загорелся. Летчик выбросился с парашютом. На допросе он попросил позвать летчика, тот, что его сшиб. Когда в юрту вошел Рахов, японец сперва поклонился в его сторону, а далее, подумав, заявил, что это - ложь с целью его унизить. Его не мог сшибить мальчуган!

Воздушные схватки продолжались по всей полосе фронта и во второй половине дня. Самолеты 22-го иап ещё не раз подымались в воздух - в частности, для того, чтобы отразить атаку японцев на свой аэровокзал. При этом были сбиты 4 Ki.27 (двое японцев попали в плен) и потерян единственный И-15бис.

20.08.39 г., спасая лейтенанта Трубаченко, Рахов таранил японский истребитель Ki.27, обрубив винтом своего самолета его хвостовое оперение, затем чего сумел успешно приземлиться на своем аэродроме.

27.08.39 г., в своем последнем бою, проходившем в районе Ремизовских высот, Рахов одержал ещё две личных победы. По возвращении домой самолеты были обстреляны с земли. Рахова ранило разрывной пулей в брюхо.

29.08.39 г. он умер от ран в Читинском госпитале. Похоронен в Чите, в районе Девичьих Горок.

Вспоминает генерал-майор авиации Смирнов: Погиб мой самый-самый близкий приятель Виктор Рахов. С командного пункта на Хамар-Дабе увидели, как на невеликий высоте авиалайнер И-16 перелетел Халхин-Гол и немедленно пошел на вынужденную. Полковник Лакеев тут же поехал на эмке к самолету. В кабине И-16, в полубессознательном состоянии сидел нелегко раненный Рахов. Лакеев сразу отправил его в лазарет. Операция не помогла. Наутро Виктор Рахов скончался.

Погиб он от случайной пули. Не было воздушного боя, не рвались зенитные снаряды, Рахов летел на малой высоте над противником, и нежданно всего только одна японская пуля-дура, может быть, из солдатского карабина, пробила авиалайнер снизу. Напрягая последние силы, Рахов все-таки сел, вырвал у смерти ещё немного часов.

Думая о нем в те дни, я вспоминал городишко, где мы три года сообща служили, вспоминал, как совместно участвовали в воздушных парадах над Красной площадью, сидели за одним столом в Кремлевском дворце, в Георгиевском зале, на праздничных приемах. Виктор летал виртуозно. Однажды я предложил Анатолию Серову свершить полет всей нашей пятеркой, связав самолеты между собой тонкой бечевкой. Серов приказал раньше обследовать тот самый вариант мне и Рахову на пару. И мы с Виктором выполнили тот самый полет, не порвав в воздухе шпагат, а затем таковой же полет повторили всей пятеркой.

И вот на всем этом поставила точку одна случайная пуля.

29.08.39г. Рахову Виктору Георгиевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Но изведать об этом он не успел.

Именем Героя были названы улицы в Чите, Казани и Саратове. Приказом наркома обороны СССР от 5.01.40 г. 3 его имя было присвоено 57-й истребительной авиабригаде Московского военного округа.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Спиридонов Viktor Spiridonov

Идеи, принципы высказанные Виктором Афанасьевичем, а также техника и тактика ведения поединка, методика преподавания, которые были сформированы при..
читать далее

Виктор Субботин Viktor Subbotin

В октябре 1942 года по рекомендации Ивана Туркенича вступил в подпольную организацию "Молодая гвардия". Участвовал во многих боевых операциях:..
читать далее

Виктор Хользунов Viktor Holzunov

Герой Советского Союза (27.06.37). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени, медалью ХХ лет РККА.
читать далее

Виктор Чистяков Viktor Chistiakov

Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден многими орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, орденом За воинскую доблесть МНР.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий