Известные люди
»Виктор Ритов
Рождение: Латвия
Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. Виктор Ритов Латвия! Музыканты с блеском импровизируют, вызывая восторг публики. Так завершался несколько лет назад замечательный летний праздник Рижские ритмы.
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал в особенности горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. Виктор Ритов Латвия! Музыканты с блеском импровизируют, вызывая экстаз публики. Так завершался немного лет вспять отличный летний торжество Рижские ритмы.
Могу смело утверждать: музыкант, которого я представляю во всех отношениях самый-самый ослепительный агент "новой волны" латвийского джаза.
Когда Виктор назвал свой год рождения 1972-й, я на секунду замер. Выходит, первые выступления на широкую публику латвийских джазовых музыкантов в кафе Аллегро в 71-ом, которые мне выпала честь организовывать, происходили в то время, когда мой участник беседы ещё не родился? Обстоятельство это меня позабавило, но, с прочий стороны, ещё больше подогрело заинтересованность к музыканту, тот, что родился и вырос в то время, когда запретный плод уже перестал быть сладким. Это, разумеется, сыграло свою образ. Я услышал расклад профессионала, говорящего о джазе идеально безмятежно, как они говорят о любом другом музыкальном жанре.
Судьбу Виктора определила... бабулька. Педагог музыки в детском саду, в четыре года она усадила внука за пианино. А дальше все, как у детей трудолюбивых, усидчивых и, без сомнения, талантливых: музыкальная учебное заведение, училище, консерватория. Обладая абсолютным слухом, он учился весьма добро. На конкурсах отмечали: у мальчика отличный тон. Однако не все давалось нетрудно и без затей. В училище в какой-то миг Виктору хотелось все кинуть, но стало жаль годы, отданные музыке.
Виктор Ритов: Мне нравилась классическая музыка, но из композиторов никого в особенности выделить не мог. Бетховен, Бах, Моцарт нравились произвольный по-своему. Джаз другой раз слышал по радио. Но никакого трепета при этом не испытывал. Однако в училище многие интересовались джазовой музыкой. Поражало фантазерство, непривычное звукоизвлечение, ритмическая насыщенность, но главное импровизации. Настоящий простор для творчества. Вскоре джаз начал и меня увлекать, и мы стали пытаться его игрывать. В училище нам никто ничего не запрещал, не грозился исключением, но говорили: От джазового музицирования руки и башка страдают. Сегодня я понимаю, что педагоги берегли нас, зная о здоровущий загруженности в учебе.
Ритов входил в джаз своим путем смирно и рассудительно. Вскоре он вступил в возраст, когда у молодого человека меняется многое: взгляды, вкусы, интересы.
Виктор Ритов: Как-то в нотном магазине купил пьесы Оскара Питерсона. Хотелось поиграть другую музыку. Когда подбирал Гимн свободе, в пустой класс вошла мой педагог. Я ожидал разноса, потому как меня оставили позаниматься дополнительно с одним сложным сочинением. Но нежданно она как гром среди ясного неба весьма что надо отозвалась о Питерсоне, сказав: Исполнять джаз не всем дано. Мне эта мысль запала в душу. А мне дано?
Позднее в процессе учебы Ритов с сокурсниками создает разные джазовые группы. Еще до поступления в Музыкальную Академию он как собак нерезаных занимается на пару с саксофонистом Райво Сташансом. Молодые люди взаимно помогают товарищ другу, находят ноты с джазовыми темами, досконально все изучают. Виктор непрерывно слушает джаз на грампластинках, на кассетах. Переписывает на магнитофон звезд джаза из радиопередач Ивара Мазурса.
Виктор Ритов: Помню большой заряд энергии, полученный от грампластинки Концерт у моря с великим Эролл Гарнером. Как-то попал на концерт в рижский джаз-клуб, и на меня произвело незабываемое ощущение трио Дискомфорт Эрика Балодиса. Джаз продолжал интересовать все больше и больше. Кроме Сташанса полно играл с саксофонистом Денисом Пашкевичем, барабанщиком Янисом Питансом. Занимался и в молодежном биг-бэнде Яниса Аболса. Много и солидно работал, потому что появилась мишень, и я хотел ее добиться. Мне повезло. На моем пути встречались замечательные музыканты. В 93-м познакомился с выступавшим в Риге датским басистом Нильсом Педерсеном, многолетним партнером Оскара Питерсона. Мы вкупе играли во время джэм-сешн в Союзе композиторов. Но в особенности запомнилась саммит с гитаристом Джоном Скоффилдом. В тот закат дня, когда начался джэм-сешн, меня первые пригласили поиграть вкупе с гостем наши именитые джазмэны басист Ивар Галениекс и барабанщик Марис Бриежкалнс. Я зверски волновался, но все прошло удачно. Понял это по одному взгляду Ивара.
Вскоре у Виктора, произошли события, решительно определившие его тракт в джазе. В 95-м он принимает участие в международном конкурсе джазовых пианистов в Вильнюсе. Программу сделал удачно, и дебют Ритова отмечен призом Симпатии публики. Затем по программе международного обмена студентами Виктор уезжает на три месяца в Голландию и углубленно занимается джазовым образованием под руководством опытнейших педагогов из Голландии, США, Германии. В спокойной и, главное, доброжелательной обстановке проходят сложные и серьезные занятия по специальностям. Мастер-класс вел популярный джазмэн афроамериканец Тедди Эдвардс. Учеба оказалась для Виктора бесценной школой. Он по-настоящему увидел в джазе неограниченные возможности для самовыражения.
Виктор Ритов: Через год я ещё участвую в вильнюсском конкурсе и получаю первое местоположение. Все поразились, как всего за год мне удалось так скоро вытянуться в мастерстве. В тот год нагрузка у меня была легко невероятная. Ведь я ещё и готовился к госэкзаменам в Музыкальной Академии. Вскоре заново отправился в Голландию: следовало закрепить полученные там знания. На заключительном экзамене, играя в квартете с голландскими музыкантами, а на тенор-саксофоне играл сам Тедди Эдвардс, я получил высокие оценки педагогов и специалистов.
Вернувшись домой, Ритов три года играет в биг-бэнде Volo Улдиса Себриса, поклонники не пропускают его концерты в джаз-клубах. Свела его фатум и с легендарным Раймондом Раубишко, тот, что дал молодому музыканту невпроворот ценных советов. Из мировых звезд кумир Кит Джаррет. От него Виктор старается перенять фразировку, туше... Много слушает Хэрби Хэнкока и на все сто согласен с его постулатом: важнее сыграть не сурово по нотам, а ненаписанное, то есть между нот. В игре Виктора определенно преобладают лирические настроения и ощущается воздействие Билла Эванса.
Виктор Ритов: Да, мне нравятся баллады, и у меня две позиции: если исполняю балладу, наполненную глубокими чувствами, переживаниями, это IN, если играю боп или фьюжн OUT. Однако исполнять баллады по сравнению с быстрыми вещами немаловажно сложнее. Играешь сильно постепенно, темп замедленный, но все одинаково есть движение, каждая нота имеет толк. Очень важен тембр, интонации, чувство... Исполняя балладу, необычайно тяжело на всем ее протяжении оставаться в одном настроении, вынести и сберечь ее дух, сердечный настрой.
Из международных проектов Ритову запомнилось выступление в All Stars Band на рижских "Ритмах лета". А в Дании он играет в Международном биг-бэнде, составленном из европейских музыкантов, представляющих 20 стран единственный джазмэн от каждой страны. В прошлом году весной он принял участие в фестивале джазовых пианистов в Праге, а летом, третий год кряду, в составе квартета Мариса Бриежкалнса выступал на знаменитом Pori Jazz в Финляндии.
Виктор Ритов: В Пори, несмотря на наличие мировых звезд, мы выглядели полностью достойно. Как вечно, полно интересных исполнителей, звучит первоклассный джаз. Есть чему поучиться. Выступать на фестивалях такого уровня для музыкантов не только ответственно, но и необычайно существенно, в особенности если занимаешься джазом профессионально. Ты собран, сконцентрирован, играешь с полной отдачей и высказываешься на все сто процентов. В джаз-клубе все проще: отыграл программу и сквозь час все забыл. И не оттого, что играл неважно, а без затей другая была концентрация. Но с иной стороны, для джазового музыканта при выступлении на всякий сцене главное завладеть участливость публики, увлечь ее своими предельно откровенными импровизациями, делясь с нею важным, сокровенным. На фестивале в Пори понравились многие, хотя критерий оценки у меня постоянно единственный, и он предельно жесткий: трогает ли меня музыка или нет, задела ли она мои чувства. И если да, "зацепила", тогда мне хочется ещё больше познать о музыкантах, послушать их СD Вспоминаю, как немного лет обратно в зале Вагнера Игорь Бутман, в завершении своего концерта, пригласил на сцену обозначиться совместно с ним контрабасиста Ивара Галениекса и меня. А посредством час мы и Раймонд Раубишко уже играли с Игорем в клубе "Гамлет". И происходило что-то невероятное. От Бутмана шел эдакий напор, такая мощь и энергетика... Наш прибалтийский менталитет безотложно стал пробуждатьс, и мы, как могли, старались включиться в тот самый немыслимый водоворот... Всегда фортуна игрывать с музыкантом такого класса, и вот отчего Бутман мне неизменно интересен.
Значительное событие у Ритова и его партнеров произошло в этом году, в январе во Франции: в Каннах латвийский джаз впервой был представлен на всемирном форуме МIDЕМ. Настоящей музыкальной выставке-ярмарке, в которой принимают участие продюсеры, критики, звукозаписывающие фирмы, радио и телевизионные компании, издательства из многих стран, занимающиеся продвижением музыкальной продукции на мировым рынке. Их мишень прослушать музыку разных жанров, поймать новые тенденции и вскрыть новые имена, определить контакты, заключить договора. Музыканты играли на трех разных сценах в зависимости от жанра: джаз, рок и поп-музыка. В Каннах, как и в Пори, Ритов выступал с Денисом Пашкевичем (тенор-саксофон), Андрисом Грунте (контрабас), Марисом Бриежкалнсом (ударные) и Интарсом Бусулисом (вокал).
Виктор Ритов: Во Франции замечательно развита джазовая культура, и в силу того что на концертах этого жанра неизменно было как собак нерезаных публики. Как ни чудно, поп музыка в Каннах вызывала меньше всего интереса. Не знаю отчего, но мы крайне волновались перед выступлением, немного раз меняли программу и в итоге сыграли композиции на темы латышских народных песен и три стандарта. Публика принимала что надо, и все прошло больше чем удачно. Нас хвалили, сию минуту завязались новые знакомства, предложения о сотрудничестве. А в аэропорту, когда мы улетали домой, к нам подошел внушительный джентльмен, представился продюсером из Италии, из Рима. Он нас узнал, осыпал комплиментами и выразил охота поработать вкупе...
Кроме выступлений в клубах, на концертах и фестивалях Ритов уже примерно десяти лет занимается преподавательской работой. Сегодня он доцент Высшей школы педагогики и управления образованием, в которой проходит четырехгодичная программа подготовки джазовых специалистов. Ведет он занятия по предметам: "фортепиано", "импровизация", "ансамбль", "компьютер и музыка". А в Музыкальной Академии у Виктора вектор движения джазовый класс. За последние годы джазовое образование в Латвии приметно улучшилось. Уже затем окончания музыкальной школы основы джаза разрешено обрести в Rigas Doma Кora skola. Большое роль для молодежи имеют и мастер-классы, проводимые известными джазмэнами на "Рижских ритмах" и в особенности на замечательном по своей атмосфере Саулкрастском джазовом фестивале. Значительным событием стали и проводимые с прошлого года конкурсы молодых джазовых исполнителей стран Балтии Sony Jazz Stage.
Виктор Ритов: Вы знаете, результаты учебы обнадеживают, у нас появилось интересная молодая поросль. Пианисты, гитаристы, барабанщики... Получив у нас фундамент в своей подготовке, наиболее талантливые уезжают продолжить образование в Америку и в другие страны. Но результаты учебы у нас могли бы быть существенно выше. Однако не все студенты понимают, сколь для этого надобно явить воли, сил и упорства, в особенности при самостоятельных занятиях. Ведь временами молодая поросль не может отозваться более того на простые вопросы. Например, чем отличается манера свинг от латино. Или прозвать основные особенности российского джаза, тот, что намного глубже и сильнее в подаче музыкального материала, чем, к примеру, французский. Но они, к сожалению, внятно и конкретно ничего отозваться не могут. И по технике игры у студентов проблемы. Так что им есть ещё над чем действовать.
В конце апреля по итогам года учебные заведения показали в отчетных концертах результаты джазового образования. Публика, в основном молодая поросль, проявила к выступлению своих сверстников небывалый заинтересованность. И молодые музыканты старались явить все, на что способны. Замечательно играли в ансамбле, с необходимой страстью импровизировали. Запомнилась развлекуха Гундарса Линтиньша (ударные), Зинтиса Жвартса (саксофон), Петериса Лиепиньша (бас-гитара), Норы Бите (гитара), Виктории Могилевской (фортепиано)... А сам Ритов, только вернувшись из Швеции после этого проведения мастер-класса в стокгольмской Музыкальной Академии, в начале мая убыл в австрийский Линц на семинар по обмену опытом джазового образования. А летом у него мастер-класс и выступления на неповторимом Саулкрастском фестивале. Там, пьянея от запаха сосен и моря, неделю общаясь с друзьями из разных стран, заряжаешься энергией на единый год.
Путь Виктора Ритова в джазе продолжается...
Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Салтыков Viktor Saltykov
Семья, где появился будующий певец, была самая обыкновенная: отец работал на заводе, мать была инженером-технологом. Витя рос музыкальным мальчиком..
читать далее →
Виктор Слесарев Viktor Slesarev
Первый год я очень сильно болел ностальгией. Сейчас, именно сейчас в данный момент, я бы не хотел ехать домой. Бывают моменты действительно тяжелые..
читать далее →
Виктор Смольский Viktor Smolskiy
Белорусский музыкант и композитор, мультиинструменталист, считающийся одним из лучших гитаристов на территории бывшего СССР.
читать далее →
Виктор Третьяков Viktor Tretyakov
Виктор Третьяков автор и исполнитель собственных песен, широко известен в России и за её пределами. Он индивидуален и многогранен.
читать далее →