Известные люди
»Вильгельм Сушон
Рождение: Германия, 2.6.1864
Сушон Вильгельм (1864-1946). Располагая всего двумя кораблями, контр-адмирал Сушон сыграл в Первой мировой войне весьма важную роль. Он добился вступления Турции в войну на стороне Германии и успешно боролся скромными возможностями германо-турецких сил с численно превосходящими флотами Антанты на Черном и Средиземном морях.
Родился Вильгельм 2 июня 1864 года в Лейпциге. Уже в 17 лет он стал офицером, вскоре командовал канонерской лодкой Адлер и участвовал при захвате Германией островов Самоа. В дальнейшем Сушон занимал различные строевые и штабные должности, командовал броненосцем Веттин, служил начальником штаба германского флота на Балтике. В 1911 году его произвели в контр-адмиралы.
Путь Вильгельма Сушона в историю начался за год до важный войны. 1 ноября 1912 года по инициативе Альфреда фон Тирпица кайзер подписал распоряжение сформировать Средиземноморский дивизион из новейших крейсеров: линейного - Гебен и легкого - Бреслау; огневая мощь дивизиона превышала силу любого британского корабля на Средиземном море. С 23 октября 1913 года командовал дивизионом радикальный и инициативный контр-адмирал Вильгельм Сушон. Он принял решительные меры для ремонта Гебена. К концу июля 1914 года линейный крейсер стоял в Поле, Бреслау - в Дураццо.
Еще в марте Сушон с австрийским адмиралом Гаусом определил основную задачу союзных австро-германо-итальянских сил - воспрепятствовать переброске алжирского корпуса во Францию. Чтобы реализовать эту задачу сообща с итальянскими крейсерами и эсминцами, Гебен и Бреслау встретились у Бриндизи. 2 августа стало известно о начале войны с Россией и неизбежности войны с Францией. Не получая приказа от Морского генерального штаба, контр-адмирал заправился углем в Мессине и в темное время суток на 3 августа направился для обстрела Бона и Филиппвиля; перед выходом он приказал сделать корабли на любой происшествие к затоплению. Получив извещение о начале войны с Францией, утром 4 августа Сушон обстрелял порты, избранные для погрузки колониальных войск. В итоге прибытие их во Францию задержалось на три дня, что было значимо в отрезок времени решительного германского наступления. В тот же день контр-адмирал получил директива ходить в Константинополь.
Английский адмирал Беркли Милн имел инструкцию не спускать око с германских кораблей, в случае начала войны приобретавших особое важность на коммуникациях. 4 августа, за немного часов до объявления войны Великобританией, линейные крейсеры Индефатигабл и Индомитебл встретились с Гебеном и долговременно шли с ним параллельными курсами; но англичане не решились вскрыть жар до начала боевых действий, а потом во тьме потеряли противника. На следующий день британская эскадра направилась к Гибралтару, ожидая, что германские корабли будут прорываться на просторы Атлантики. Однако Сушон избрал другой путь: он направился к Дарданеллам и, отогнав дозорные английские крейсера, вошел в пролив. Британская эскадра Трубриджа из 4 додредноутных крейсеров в мордобой с ним не вступила. Англо-французский флот позже ухода Сушона со Средиземного моря блокировал Дарданеллы: союзники обезопасили свои воинские перевозки от набегов германских кораблей. Союзники по Антанте ожидали, что нейтральная Турция потребует разоружения германской эскадры, но понапрасну.
В столице Турции с декабря 1913 года действовала германская военная миссия Лимана фон Сандерса, которая все больше брала под надзор турецкие вооруженные силы. С появлением Сушона под надзор попадал и флот.
10 августа отряд прибыл в Стамбул, где с 3 августа уже началась мобилизация, завершившаяся 22 августа. По требованию Сушона 12 августа корабли были куплены Турцией, вошли в ее флот и получили новые названия: Явуз султан Селим и Мидилли. Английский адмирал, командовавший турецким флотом, отдал распоряжение, в соответствии с которым британских офицеров и матросов сняли с турецких кораблей. Затем императорский указ назначил Сушона командующим турецким флотом, а на следующий день переименованные германские корабли подняли турецкие флаги, вошли в Стамбульский порт и стали у пристани Мода. 16 августа они участвовали в маневрах турецкого флота. Введение в состав флота германских кораблей руководство султана декларировало как замену 2-х дредноутов, которые строили в Англии для Турции. Оба конфисковало британское руководство, хотя с Турцией войны и не было.
К тому времени армейский министр Турции Энвер-паша предлагал новости атакование на Египет, чтобы овладеть Суэцким каналом. Глава германской миссии Лиман фон Сандерс разрабатывал авантюрные планы, вплоть до высадки под Одессой десанта, которому следовало надвигаться в поддержку отходящих австрийских войск. Сушон возражал, оттого что на Черном море германо-турецкие силы не обладали ни превосходством сил, ни достаточным числом транспортов. Энвер-паша рекомендовал Сушону вывести эскадру, чтобы ликвидировать Черноморский флот. В конце концов было принято заключение причинить потрясение по Черноморскому побережью России главными германо-турецкими силами.
Сушон заявлял, что не считает себя связанным решениями Порты ввиду фиктивности включения его кораблей в турецкий флот, а немецкий посол заявлял: Германские суда только до известной степени подчинены туркам и предназначены служить не только турецким, но главным образом германским интересам. В конце сентября с разрешения кайзера Сушон перешел на турецкую службу с чином вице-адмирала. Сушон-пашу назначили фактическим главой турецкого флота для руководства его реорганизацией. С 21 сентября германские корабли стали каждый день вылезать в сопровождении турецких на Черное море, чтобы приучить к своему появлению.
По просьбе Сушона, из Германии посредством нейтральные страны были присланы две группы морских офицеров. До начала войны были доставлены материалы для ремонта кораблей, мины заграждения. В августе и сентябре германские специалисты укрепляли Босфор и Дарданеллы.
В тот самый отрезок времени германская дипломатия угрожала Румынии, если та выступит на стороне Антанты, обстрелом Констанцы кораблями Сушона. Турция закрыла Дарданеллы, прервав сообщения между Россией и ее союзниками по Антанте. Создание обороны Дарданелл обеспечивало тыл германо-турецких сил в случае начала боевых действий на Черном море. Оборону побережья Турции организовывал прибывший в конце августа во главе миссии из 500 моряков немецкий адмирал Узедом, назначенный генерал-инспектором береговой артиллерии и минного хозяйства. По его предложению и были закрыты Дарданеллы. Поводом послужила задержка турецкого эсминца на выходе из проливов английским крейсером 27 сентября.
22 октября Энвер-паша направил германскому военному командованию проект военных действий, в котором первым шагом было нападение на берега России до объявления войны. Время начала действий предоставляли Сушону. 25 октября тому был вручен распоряжение военно-морского министра с указанием: Адмирал действует по высочайшему повелению султана, и флот обязан ему повиноваться.
Чтобы вовлечь Турцию в войну и в то же время ослабить российский Черноморский флот, Сушон предпринял нападение основными силами на берега России, причем турецкие экипажи были усилены немецкими моряками. По его замыслу, Гебен с двумя миноносцами должен был обстрелять Севастополь, а минный заградитель - выставить мины перед главной базой. Бреслау следовало становить минное заграждение перед Керченским проливом и потом совместно с минным крейсером Берк обстрелять Новороссийск. Крейсеру Гамидие предстояло обстрелять Феодосию, эсминцам Гайрет и Муавенет - штурмовать суда в Одессе, а заградителю Самсун - определить мины на подступах к Одессе или Очакову. 29 октября 1914 года германо-турецкие силы напали на Одесский порт, Севастополь, выставили минные заграждения у Одессы, Севастополя, в Керченском проливе, обстреляли Фидониси и Новороссийск, уничтожили немного судов и ушли без малого без повреждений. Несмотря на предупреждения дипломатов, Черноморский флот к нападению не приготовился.
По возвращении эскадры в Стамбуле распространяли фальшивку о том, что турецкие действия явились ответом на попытку российских кораблей становить мины у Босфора. Текст был подготовлен в штабе Сушона.
В 1914-1917 годах Сушон командовал немецкими, турецкими и болгарскими военно-морскими силами. Он проводил набеги на русские порты, организовывал крейсерскую войну супротив русского торгового судоходства, демонстрацией флага у берегов Анатолии вдохновлял турок на войну и поддерживал фланг армии.
Русский флот, покуда в строй не вошел начальный дредноут Императрица Мария, способный сражаться на равных с Гебеном, вел преимущественно минную войну, в первую очередь оборонительную. 29 октября - 11 декабря 1914 года два русских минных заградителя выставили 1668 мин в районе Одесса - Очаков. Но вскоре начались и активные действия. В темное время суток на 6 ноября 1914 года эскадренные миноносцы выставили 240 мин перед Босфором. В тот же день русские корабли обстреляли Зунгулдак, из которого Константинополь получал уголек, а на обратном пути захватили 3 турецких транспорта. Так начинались ставшие традиционными действия по блокаде турецкой столицы и прекращению поставок топлива из угольного района Турции.
15-18 ноября Черноморский флот из 5 линейных кораблей, 3 крейсеров и 13 миноносцев ходил для обстрела Трапезунда и осмотра вод у берегов Анатолии. После обстрела русские моряки выставили 400 мин у Трапезунда и других портов. Сушон не мог не отозваться и вышел в море. 18 ноября в бою у мыса Сарыч российский флот, возвращавшийся в Севастополь, встретил линейный крейсер Гебен и легкий крейсер Бреслау германо-турецких сил и в бою нанес Гебену повреждения, потребовавшие две недели ремонта.
20-25 декабря 1914 года Черноморский флот выходил в крейсерство к берегам Анатолии и в темное время суток на 22 декабря поставил у Босфора 607 мин. На этом минном заграждении подорвался 26 декабря Гебен, вышедший из строя на 4 месяца, а 2 января 1915 года - минный крейсер Берк, не вступивший в строй до конца войны. Минные постановки, набеги на коммуникации и обстрелы военных объектов в Зунгулдаке и других портов, служивших для добычи, очистки и погрузки угля, русские корабли проводили постоянно.
27-31 марта 1915 года Черноморский флот ходил к Босфору. Два линейных корабля 28 марта бомбардировали укрепления, тогда как самолеты с авиатранспорта Николай I вели разведку и бомбежку. 29 марта флот перед проливом ожидал неприятеля, но германо-турецкие корабли не вышли. 30 марта корабли обстреляли Эрегли, Зунгулдак, Козлу и Килимли.
Германо-турецкие силы отвечали. 1-3 апреля 1915 года турки пытались обстрелять Одессу, но на подступах к порту крейсер Меджидие подорвался на мине, был затоплен, и от операции отказались. Русский флот 3 апреля выходил из Севастополя при появлении Гебена и Бреслау в виду базы, но мордобой ограничился перестрелкой на дальней дистанции. Германо-турецкие корабли ушли от преследования, пользуясь превосходством в скорости.
Черноморский флот в мае выходил для блокады Босфора и уничтожал суда, вывозившие уголек. 10 мая русские корабли обстреляли укрепления Босфора и вели махач с Гебеном - немного снарядов, попав в мишень, вывели его из строя. 11 июня в ночном бою у Босфора эсминцы Дерзкий и Гневный нанесли повреждения крейсеру Бреслау. 10 июля подводный минный заградитель Краб в первом боевом походе удачно выставил заграждение в устье Босфора. На нем 18 июля подорвался и вышел из строя на 7 месяцев крейсер Бреслау. С 1916 года минная угроза стала настолько велика, что Сушону пришлось создать постоянное траление для поддержки выходов с базы.
В 1915 году Сушон затребовал из Германии подводные лодки, но не малые, а крупные, способные делать у Дарданелл супротив союзного флота. На Черном море 12 подводных лодок в течение войны потопили 19 пароходов и возле 30 парусных судов, безуспешно штурмовали боевые корабли. Для их базирования вдоль берегов Турции организовали тайные стоянки. На Черном море базой служила Варна. 27 октября корабли Черноморского флота обстреляли Варну, в которой после этого присоединения Болгарии к Германии базировались германские подводные лодки. Перед обстрелом провели разведку и бомбардировку порта самолеты с авиатранспорта Николай I. Однако, несмотря на налеты, подводные лодки продолжали делать.
В сентябре 1917 года Сушона перевели командующим 4-й эскадры Флота открытого моря, с которой он участвовал в захвате Рижского залива и Моонзундских островов, а 12 апреля вошел в Гельсингфорс.
Адмирал Сушон в марте 1919 года ушел в отставку. Он тихонько жил в глубинке, время от времени наезжал в Берлин в честь какой-нибудь очередной годовщины событий важный войны на море. В 1938 году его патетично встречали в Стамбуле с почестями, полагающимися главе государства. Скончался Сушон 13 января 1946 года в Бремене. Он ещё успел приметить и возрождение германского флота, и вторую его погибель во Второй важный войне.
Так же читайте биографии известных людей:
Вильгельм Теггетгоф
Успешное применение тарана, которым Тегетгоф потопил один итальянский броненосец и повредил два, привело к тому, что в дальнейшем подобная тактика..
читать далее →
Вильгельм Гартевельд Vilgelm Napoleonovich Garteveld
Родился в Стокгольме в 1862 г., окончил лейпцигскую консерваторию, после чего переехал в Россию.
читать далее →
Вильгельм Миддельшульте Willhelm Middelschulte
Немецко-американский композитор и органист.
читать далее →
Вильгельм Фуртвенглер Wilhelm Furtwngler
немецкий дирижер.
читать далее →