Известные люди
»Виртуозы Москвы
Рождение: Россия» Москва
В этом году знаменитый на весь мир камерный оркестр "Виртуозы Москвы" отмечает свое 25-летие. Дата вполне подходящая, чтобы оглянуться назад, оценить то, что сделано, и подумать о будущем. Сейчас в оркестре осталось только три человека, которые работают в нем с самого первого дня. Это основатель оркестра и его бессменный художественный руководитель Владимир Спиваков, альтист Юрий Михайлович Юров заслуженный артист России, профессор Музыкальной академии им. Гнесиных и Григорий Ильич Ковалевский, один из самых известных в мире контрабасистов, уже два года работающий директором оркестра. В преддверии юбилейных концертов, о которых речь пойдет ниже, наш корреспондент встретился со старейшинами оркестра и попросил их рассказать о жизни коллектива поподробнее.
-Каковы основные вехи жизни оркестра "Виртуозы Москвы"?
-Григорий Ковалевский: Таких вех я бы выдели три. Первая создание оркестра. Владимир Спиваков собирал людей, которые любят камерную музыку, друзей. Но первостепенной важности принцип отбора был, конечно, творческий. Концертмейстерами оркестра стали участники прославленного оркестра им. Бородина. Это принесло славу коллективу на первом же этапе его жизни. Второй период это переезд оркестра в Испанию в 1990 г. по приглашению принца Астурийского. Это оказалось шибко значимо в том числе и для самой Испании. Смычковое исполнительство в этой стране сделало немалый скачок вперед затем нашего там пребывания.
И третий период это наезд вспять в Россию. В Испании мы пробыли в общей сложности примерно 4-х лет, но с родиной на сто процентов не порывали и жили там от приезда до приезда в Россию. Мы знали, что, в частности, сквозь 3-4 месяца у нас концерты в Москве или гастроли по России, и мы их с нетерпением ждали. Тем не менее, немного мужчина остались в Испании. Я их не осуждаю, они имели на это полное право. Как говорил Островский, бытие дается человеку единственный только раз. У них есть дети, родители, которые уехали туда следом за ними. В какой-то миг пришлось избирать между семьей и творчеством. Но, тем не менее, они устроились там сильно недурственно. Все, кто когда-то работал в оркестре, но после этого покинул его, в текущее время работают в лучших оркестрах мира на должностях не ниже заместителя концертмейстера группы. К юбилею мы составляем буклет и постараемся упомянуть в нем всех, кто имел касательство к оркестру с самого дня его основания. Сейчас состав весьма помолодел пришли крайне хорошие пацаны, и у них есть отличная вероятность мало-помалу набираться опыта у музыкантов, которые долгое время работали в оркестре "Виртуозы Москвы".
- Сейчас у "Виртуозов" прекрасная репетиционная площадка Дом музыки? Где вы репетировали до этого?
-Юрий Юров: Сначала мы играли в каком-то клубе, где репетировали Винокур и Лещенко, затем работали в клубе Министерства обороны на "Фрунзенской". Перед тем как отбыть в Испанию, репетировали в церкви Большого Вознесения. Своего помещения весьма продолжительно не было.
- Как вы оцениваете акустику залов Дома музыки?
Юров: Меня она на все сто устраивает. Камерный зал крайне нравится, да и Большой тоже: в особенности затем того, как поставили там орган, он, что называется, "зазвучал".
- Какими качествами должен иметь музыкант, чтобы угодить к вам в оркестр? Он должен быть уже виртуозом или им он становится уже в процессе работы?
-Юров: Все-таки он должен быть мастером, в силу того что что служба в оркестре большая и сложная.
-Ковалевский: Есть такое выражение: виртуозами не рождаются. Человек, тот, что поступает в оркестр, может мочь одним духом игрывать самые феерические пьесы, но это не самое главное. Главное умение игрывать в ансамбле. Многие музыканты, которые пробовались в оркестр к Спивакову, к Башмету, были прекрасными концертирующими скрипачами, но не смогли в себе изменить что-то и сыграть в ансамбле. Специфика камерного оркестра немного иная, но она шибко помогает музыканту. Это наглядно показывает сам Владимир Спиваков. Он блестяще владеет инструментом, и для молодых музыкантов служба с ним это реальный мастер-класс. Мы смотрим, некогда всего, на техническое оснащение музыканта, но кроме того и на его возделение игрывать камерную музыку. С учетом этих двух моментов дается кой-какой испытательный срок. Почти все, кто в текущий момент играет в оркестре, прошли его с успехом, они играют, совершенствуются и, я надеюсь, будут приносить оркестру большую пользу.
- В чем, на ваш точка зрения, различие "Виртуозов Москвы" от других камерных оркестров?
-Юров: Наверное, в качестве, отношении к штрихам, к музыке. Хотя самое главное это Володя Спиваков. "Виртуозы Москвы" это его детище. Его требования к оркестру самое главное.
-Ковалевский: Это вопросительный мотив сильно тяжелый. Я проработал в оркестре 25 лет и, конечно, являюсь его приверженцем. Оценивать другие оркестры мне тяжело. Был оркестр Рудольфа Баршая. От него пошли "Виртуозы Москвы", "Солисты Москвы", Литовский камерный оркестр. Сейчас камерных оркестров, может быть, более того чересчур как собак нерезаных. Тем не менее, когда оркестр Баршая звучал по радио или в грамзаписи, все его узнавали. Я не говорю о современном качестве записи, но по тем записям, которые мы делали восемь-десять лет вспять, не возбраняется было изведать это оркестр "Виртуозы Москвы". Как это, отчего это? Сказать сложно. Но вот Рихтера также ни с кем ни в жизнь не спутаешь.
- Что такого есть во Владимире Теодоровиче Спивакове, что он смог составить этакий мощный оркестр?
-Юров: Прежде всего то, что он отменный музыкант, скрипач. И у него здоровенный организаторский гений. Я знаю немало прекрасных музыкантов, которые замечательно играют в оркестре, но выше этого подняться не могут, не достигают того, чего могли бы. Наверное, я сам таковой. Володя может верно делать, неплохо водить знакомство с оркестрантами и быть требовательным. Но в также время я его ощущаю как друга, как товарища. Он не ставит себя выше других, старается выдержать на одинаковом человеческом уровне.
-Ковалевский: Нас связывает с ним приятельство, которой уже идет 42-й год. Познакомились мы с ним на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию в 1963 году. В нем привлекает то, что он крайне добрый мужчина. Он необыкновенно внимателен к людям. Музыканты это весьма чутко понимают. Приведу эдакий образец. Однажды мы были в Кельне и пришли к главному дирижеру местного оркестра, у которого на двери было написано: "Обращаться сквозь секретаря". Со Спиваковым такое нереально всякий музыкант может подступить к нему и попросить послушать, и он слушает, советует, как лучше сыграть ту или иную фразу, и т.д. Это Музыкант с громадный буквы. Если дирижер любит свои коллег музыкантов, которые работают в его оркестре, то счастливый момент такому коллективу обеспечен. Так было с "Виртуозами Москвы"; уверен, что то же самое произойдет и с Национальным филармоническим оркестром.
- Владимир Теодорович требовательный дядя?
-Юров: К качеству исполнения, к отношению к музыке он относится сильно сурово.
- Работа Спивакова в Национальном филармоническом оркестре оттягивает его внимательность от "Виртуозов Москвы"? Это очень чувствуется?
-Юров: Да, оттягивает, и, конечно, это чувствуется. Но я его понимаю. Все-таки симфоническая музыка это большущий простор. НФО это также его детище и увлечение. Это без сомнения.
- Чем для вас лично интересна служба в камерном оркестре?
-Юров: До "Виртуозов" я работал в оркестре Большого театра, в Госоркестре у Евгения Светланова. Исполнение камерного оркестра приближается к квартетному, а временами оно более того сложнее его. В квартет произвольный чувствует себя солистом, четырем музыкантам легче сыграться. В камерном оркестре ты сидишь в группе, оттого немного того, что надобно сыграться со всеми остальными, но и подчинить себя им. Плюс к этому должно быть свойство, интонационное, штриховое. Интересна старинная музыка. Когда играешь в камерном оркестре, тебе удается сыграть больше сольных отрывков, чем в симфоническом оркестре. У камерного оркестра больше прозрачное звучание.
-Ковалевский: Я люблю больше игрывать камерные ансамбли, нежели сольные произведения. С четырнадцати лет я играл на виолончели. В консерватории учился у Валентина Александровича Берлинского, и всем, чего я добился в жизни, всем, что я из себя представляю и как музыкант, и как мужчина, я обязан как раз ему. Во время учебы в консерватории появилась семейство, необходимо было вкалывать, а работы для виолончелиста не было, и я перешел на контрабас. Это дало мне вероятность игрывать с квартетом им. Бородина, с которым я сотрудничаю уже на протяжении 30-ти с лишним лет. Я играл со Спиваковым, Башметом, Гутман, Кисиным, Крайневым перечислять разрешается долговременно. Игра с такими музыкантами это удовольствие и фортуна. Наверное, это и есть реакция на ваш вопросительный мотив.
-: "Виртуозы Москвы" это только творческий коллектив, или дружеский также?
-Ковалевский: Сейчас оркестр, как я уже говорил, шибко здорово омолодился. Таких дружеских отношений, которые были с теми людьми, с которыми мы начинали, с нашими ровесниками, сегодня, надо думать, нет. Есть какие-то производственные отношения. Многие молодые музыканты стремятся что-то познать, и мы с Юрием Михайловичем с блаженство делимся опытом. Они хорошие пацаны, дружат между собой, а мы между собой.
- Как вы думаете, в чем грядущее оркестра?
-Юров: Мы, конечно, уже приближаемся к пенсионному возрасту, а у молодых ребят ещё все спереди. Во-первых, им необходимо воспроизвести то, что сделали мы, и соорудить то, что мы не успели. Во-вторых, вкалывать над качеством. Мы с Григорием Ильичом стараемся в этом отношении им поддержать. У Володи времени на это меньше. Честно говоря, я удивляюсь, как он все успевает, потому что нагрузка крайне большая.
-Ковалевский: Мне кажется, свой оркестр в текущее время находится на подъеме. Впереди два юбилейных концерта 14 апреля в Большом зале консерватории и 21 в Доме музыки. В них примут участие замечательные музыканты, актеры и режиссеры: Юрий Башмет, Сергей Лейферкус, Миша Майский, Денис Мацуев, Сергей Накаряков единственный из лучших трубачей, Марк Захаров, Олег Табаков, Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Максим Галкин и другие люди, звать которых я сегодня в то время как не буду.
Кроме того, 2 марта мы играем концерт в БЗК в рамках абонемента "Виртуозы мира", а 2 июня в рамках этого же абонемента, но с иной программой в Концертном зале им. Чайковского. Первый концерт будет со Спиваковым, а второй с Сондецкисом.
Сейчас идет подготовка к этим выступлениям, как раз они должны выказать, какое местоположение занимает оркестр в российской и важный музыкальной жизни, а потом них формирование оркестра должно сходить снова же по восходящей. Есть в жизни такие этапы, когда ты достигаешь чего-то, но ниже низойти уже не можешь. Именно эдакий период в текущее время наступил и для нашего оркестра. Для меня лично 25-летие это какой-то пик в жизни. Это лучшие годы, которым все отдано. Я испытал огромное фортуна, работая в оркестре "Виртуозы Москвы". Я хочу, чтобы юбилей прошел пригоже, чтобы была хорошая атмосфера, чтобы наши молодые музыканты поняли, что имя "Виртуозы Москвы" говорит о многом.
- "Виртуозы Москвы" как собак нерезаных гастролируют, наверно случались какие-нибудь забавные случаи
-Ковалевский: В 1985 г. мы выступали в Тбилиси, солистом был Евгений Кисин. Зрителей было шибко навалом на сцене, в зале. В юбилейном буклете будет фотография с этого концерта, вот на ней видно, что для нас оставался только мелкий клочок свободного места. Сыграли номер, встаем кланяться, а присесть позже некуда стул украли люди, потому что что многим приходилось сиживать более того на полу. Но самое смешное в другом. Мы стоим на сцене, я, без сомнения, с контрабасом, а позади меня сидит очаровательный грузин с ребенком на коленях. Он меня так толкает и говорит: "Дарагой, падвинься маленько ребенку Спивакова нэ видно!".
Другой происшествие произошел в Одессе. Нас сильно тепло принимали, и вот затем последнего биса Спиваков поворачивается к залу и говорит: "Спасибо большое! Нам так у вас неплохо, нам так не хочется отбывать!" А в реакция какой-то одессит из первого ряда со свойственным акцентом отвечает: "Так оставайтесь!".
Так же читайте биографии известных людей:
Висенте Алейксандре-и-Мерло Visente Alejksandre-i-Merlo
Висенте Алейксандре-и-Мерло - испанский поэт родился 26 апреля 1898 года в Севилье.Висенте Алейксандре-и-Мерло рос на живописном, залитом солнцем..
читать далее →
Висенте Ибаньес Visente Ibanies
Примкнув к республиканцам, активно участвовал в общественно-политической жизни страны, познал изгнание, неоднократно подвергался тюремному..
читать далее →
Висенте Герреро Vicente Guerrero
С 1820 возглавлял партизанский отряд, сражавшийся против испанских завоевателей.
читать далее →
Вислава Шимборска Wislawa Szymborska
Вислава Шимборска родилась 2 июля 1923 года в городке Курник, недалеко от Познани. С восьми лет она живет в Кракове. Здесь закончила во время..
читать далее →