Известные люди
»Виталий Грачев
Рождение: Россия» Томская область» Томск, 23.1.1903
советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники.
Отец, выходец из крестьян, создал своё занятие, матушка работала земским врачом. Виталий Андреевич был пятым ребёнком в здоровенный семье. Родители Виталия были крайне разными по характеру людьми: мамаша была прирожденным лидером, женщиной с твердым и непростым характером, а папа полная ей противоположность мягким и покладистым. Сам Грачёв унаследовал материнский нрав. Он раньше времени ушёл из семьи в самостоятельную существование.
Молодой Грачёв служил техником в авиационных частях, далее работал киномехаником, окончил немного курсов Томского технологического института, и все-таки был изгнан оттуда за непролетарское происхождение. Он так ни при каких обстоятельствах и не получил высшего образования.
В декабре 1931 он был безработным и по мобилизации был направлен в техотдел строящегося в то время Нижегородского автозавода. В 1936, за рулём независимо разработанной машины ГАЗ-АААА участвовал в знаменитом Каракумско-Памирском автопробег. В 1937 под его руководством был разработан грузопассажирский трехосный автоагрегат ГАЗ-21 (позже тот же индекс дали первой Волге), на базе которого позже был создан семиместный легковой автоагрегат и два бронеавтомобиля.
В 19381939 проектирует начальный совдеповский легковой вездеход ГАЗ-61 (на базе шестицилиндровой Эмки), тот, что до наших дней так и остался непревзойдённым по динамике и проходимости для машин этого класса. Решение о начале разработке ГАЗ-61 Виталий Андреевич пробил с огромным трудом, у самого Ворошилова. Эта агрегатина пошла в серию уже в конце 1940.
В 1941−1944 под его руководством были разработаны войсковой джип ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б на его базе, авто ГАЗ-67, а ещё колёсная самоходная пушка ГАЗ-68 (КСП-76) и другие образцы колёсной военной техники. Главный конструктор автозавода в Днепропетровске с сентября 1944, где им был создан военный плавающий авто ДАЗ-485.
С 1951 заместитель главного конструктора и с 1954 стержневой конструктор специального конструкторского бюро автозавода ЗИС (ЗИЛ) в Москве, где под его руководством были созданы автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-134, ракетоносец ЗИЛ-135К (единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортёры БТР-152А, БТР-152Б, средние колёсные артиллерийские тягачи, многоцелевые войсковые транспортеры и установки на их базе. В мае 1975 им был создан поисково-спасательный мобильный комплекс с абсолютной проходимостью машины комплекса 490 Синие птицы.
Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии (1942, 1951) за разработку бронеавтомобиля БА-64 и трёхосной амфибии ДАЗ-485. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.
Андрей Вознесенский посвятил ему и его вездеходу такие строчки в поэме Зарев:
Он летающ, неплавающ
и нетонущ.
Ах, Грачев шоферюга,
сказка, томич!
Уголь-глаз горит
голубым обводом.
Небеса старо.
Полетай болотом!
Так же читайте биографии известных людей:
Виталий Севастьянов Vitaly Sevastianov
Космонавт России.
читать далее →
Виталий Жалнин Vitaly Zhalnin
0 года спас командира экипажа Героя Советского Союза Гвардии Капитана А. Е. Гургенидзе. Представлялся к званию Героя Советского Союза.
читать далее →
Виталий Королев Vitaly Korolev
0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
читать далее →
Виталий Поляков Vitaly Polyakov
Всего за годы войны выполнил 176 успешных боевых вылетов. В 28 воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов. Войну закончил в Берлине. Участник Парада..
читать далее →