Известные люди
»Виталий Попков
Рождение: Россия» Москва, 1.5.1922
Гвардии Капитан В. И. Попков совершил 475 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, лично сбив 41 самолёт противника. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 0 года он был награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Родился 1 Мая 1922 года в Москве, в семье рабочего. После окончания средней школы 94 и аэроклуба Ленинградского района в 1940 году зачисляется в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, которую оканчивает в 1941 году. Служит лётчиком - инструктором, в 1942 году оканчивает Батайскую военную авиационную школу пилотов и в Мае, когда положение на фронте осложняется, позже 6-го рапорта направляется в действующую армию.
К Августу 1943 года начальник звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный остов, 17-я Воздушная вооруженные силы, Юго - Западный фронт ) Гвардии Младший лейтенант В. И. Попков совершил 168 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях, сшиб лично 17 самолётов противника. 8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
К концу войны начальник эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский истребительный авиационный остов, 2-я Воздушная вс ) Гвардии Капитан В. И. Попков совершил 475 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, лично сбив 41 самолёт противника. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 Июня 1945 года он был награждён второй медалью "Золотая Звезда".
После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1964 - Военную академию Генерального штаба. С 1980 года преподавал в Военно - Воздушной инженерной академии. В 1989 году вышел в припас. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ) и 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Заслуженный армейский лётчик СССР. Почётный гражданин города Москвы. Бронзовый бюст установлен на Самотечной площади.
* * *
Виталий Иванович Попков - единственный из тех немногих людей, кому суждено было узреть рукотворный монумент самому себе. Он был поставлен ему как дважды Герою в столице, на Самотеке. Рассказывают, что в одно прекрасное время, когда ветераны собрались в сквере, у памятника, по какому - то юбилейному поводу и по - фронтовому разлили по 100 гр, нагрянул постовой. Велико же было его удивление, когда в одном из предполагаемых нарушителей правопорядка он узнал увековеченного в бронзе лётчика...
Попков родился в Москве 1 Мая 1922 года. По окончании московской школы 94 и аэроклуба Ленинградского района был направлен в Чугуевское военное училище. На его отбор, конечно же, оказала воздействие редкая и почётная специальность отца, шофёра - механика, бывшего водителем бронеавтомобиля ещё в Гражданскую войну. Виталий Попков прошёл все ступени лётной подготовки: от кружка авиамоделистов к планерной школе, потом аэроклуб и, в конце концов, Чугуев. Закончить училище ему довелось в фантастическом выпуске 1941 года, где было 59 будущих Героев Советского Союза ! Его однокашниками были Кожедуб и Лавриненков, Боровых и Лихолетов, Кустов и Шишкань... Профессиональная одаренность молодого пилота, его дисциплинированность, аккуратность и исполнительность не остались незамеченными более того на блестящем фоне курсантов училища, и он был назначен на место инструктора...
С началом войны любимая работа стала в тягость, и следом 6-го рапорта, весной 1942 года, когда военное положение ещё стало одним духом осложняться, сержант Попков был направлен на фронт, в приятный 5-й Гвардейский истребительный авиаполк ( 207-я истребительная авиадивизия, 17-я Воздушная вооруженные силы ) на Юго - Западном фронт.
Его представление командирам было необычным. Добравшись на перекладных к аэродрому, он не в силах совладать с понятным интересом забрался в ещё не виданный им ЛаГГ-3, откель был извлечён часовым. Комэск Герой Советского Союза В. Ефремов отнёсся к восторженному новичку с пониманием и невзирая на крайнюю непритязательность его внешнего облика, а одет он был в видавшую виды шинель невыясненных цвета, размера и принадлежности, предложил летать ему на подсменку. Предложение было с благодарностью принято, к огорчению наземных членов экипажа истребителя во главе с техником Д. Скородкиным, чья нагрузка возрастала отныне вдвое.
Свою первую победу в огненном небе Виталий Иванович запомнил навечно. Это случилось в начале Июня 1942 года в окрестностях города Холм - на истребителе ЛаГГ-3 он сшиб бомбардировщик Do-217. Вспоминает сам В. И. Попков:
"Первый мой сбитый самолёт, это был "Дорнье-217", - целая история. Началось всё с нарушения лётной дисциплины: во время тренировок я с перехлёстом поупражнялся на малой высоте. И меня назначили вечным дежурным по кухне. Я рвусь в махач, а мне: мордобой лихачей не терпит. Однажды ранним Июньским утром над аэродромом нежданно появляются два "Дорнье" и два Ме-109, которые прикрывали бомбардировщики. Их густые очереди бьют по стоящим на взлётных полосах "ЛаГГам". А если взвиться им навстречу ?
В самолёт вскочил в фартуке, в котором чистил картошку. "Дорнье" сшиб с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сшибить самолёт для меня - всё одинаково что плюнуть. Командир полка кричит: "Что же ты тогда ещё и "Мессеров" не прихватил ?!"
В реакция, я возьми да и ляпни: "Так вы, друг начальник, своим нижним бельём мне всех фрицев распугали !" Рубанул я правду - матку. Утро - то раннее было, и начальник на поле выбежал, что называется, не по форме. Комполка чертыхнулся, но дорогу в небосвод мне открыл..."
Молодой лётчик стремительно "вписался" в коллектив. Он рвался в мордобой, но отсутствие боевого опыта не могло, в полной мере, компенсироваться более того яростным стремлением уничтожать врага. Неумение разгадать вражеские уловки, а значит, избрать наилучший тактический приём порой оканчивалось самыми плачевными результатами. Вот как вспоминает об одном из своих первых воздушных боёв Виталий Попков:
"...Втоварищ увидел пару "Мессеров". Они шли в правом пеленге ниже нас на попутно - пересекающемся курсе. Лучшего положения для атаки нельзя выдумать... но произошло неожиданное. "Мессеры" вроде наткнулись на какую - то преграду. Они разом рванули вверх и момент через в то же время веером разошлись.
Вот так фокус ! Ведомый с крутым набором шёл в нашу сторону. Мной овладел охотничий азарт... Резко двинув рычаг газа вперёд до упора... Дальность между самолётами резво сокращалась... В моём сознании не было ничего, помимо предвидения грядущей победы... И тут же последовал мощный потрясение. Скрежещущий звук металла резанул слух. Мотор остановился. Пахнуло едким дымом, а далее из - под приборной доски показались языки пламени...
Видели ли нас тогда фашисты ? Конечно, видели. Они же грубо с набором высоты разошлись веером. Расчёт был прост. Когда кто - то из наших бросится за одним из них, позарившись на лёгкую добычу, второй, выполнив маневр, нанесёт потрясение сзади".
Постепенно, в напряжённых воздушных схватках, он набирался мастерства. Росло и цифра его побед. Через немного дней в бою "6 супротив 30" ему удалось истребить ещё единственный бомбардировщик. В боях под Ржевом, в Августе 1942 года, Виталий сшиб 5 самолётов. В одноё из схваток он был подбит и выпрыгнул с парашютом.
Тогда, в круговерти позиционного боя, он сумел словить в прицел и огорошить истребитель противника, миг через исчезнувший в облаке взрыва, и тут же ясно, как на картинке, увидел прочий "Мессершмитт-109", пунктуально пристраивающийся в хвостище машины его ведущего Гвардии Майора В. Ефремова. Резко сманеврировав, так, что через надсадный рёв мотора, казалось, был слышен страшный хруст перегруженных лонжеронов, Попков кинул свой "ЛаГГ" между "худым" и самолётом командира...
Несколько снарядов сразили его машину, из - под капота показался голубоватый пламень, сменившийся растущим жёлтым пламенем... Секунды - и пожар проник вовнутрь, загорелись комбинезон, перчатки, жаркие языки лизнули физиономия... Уже теряя разум, лётчик опрокинул самолёт и вывалился из кабины... Прогоревшее полотнище парашюта не держало, оно только замедлило падение, и, если бы не болотце, куда упал Виталий, в Москве было бы одним памятником меньше.
В конце Августа, по словам самого Виталия Ивановича, им был сбит единственный из известнейших немецких асов:
"Под Сталинградом 26 Августа 1942 года я выиграл воздушный поединок у Германа Графа ( 9-й ас Люфтваффе, 212 объявленных побед ). Порядочный лётчик. После того как его сшиб, он провёл немного лет в наших лагерях. Когда вернулся в Германию, стал убеждённым антифашистом, немаловажно позже более того баллотировался в Бундестаг от восточных областей ФРГ. Мы с ним неоднократно встречались. Так вот он согласился со мной, что "по честному", в "рыцарских поединках", он не сшиб бы и десятой доли того, что есть на его счету..."
Весной 1943 года Попков, одним из первых в полку, освоил свежеиспеченный истребитель Ла-5. В Июле 1943 года, в отрезок времени боёв под Харьковом, одердал свою 25 победу. Пилотом оказался ас из 52-й истребительной эскадры немцев, летавшим на раскрашенном Ме-109: кок с белой спиралью, жёлтые кончики крыльев, пиковый туз рядом с бегущим по волнам корабликом. Ас попал в плен, а крашеные обломки рассыпались по степи под Харьковом. Недаром яркая раскраска и приметные эмблемы были непопулярны посреди большинства лётчиков. Сам Виталий Иванович вспоминает об этом случае так:
"Под Харьковом супротив нас сражалась знаменитая немецкая 52-я истребительная эскадра. Так вот там в особенности нас допекал Вильгельм Батц ( 6-й ас Люфтваффе, 237 объявленных воздушных побед ), охотился на молодых пилотов. Однажды он, ведя "охоту", подкараулил нашего новичка, зашёл ему в хвостище и... похоронив его, мы решили отомстить Батцу.
Он прилетел на третий день. Мы взлетели с Александром Пчёлкиным с разных сторон аэродрома. Немцы на время растерялись, и уже вскоре я заходил в хвостище Батцу. Он "на все 100" использовал маневренные возможности Ме-109, пытаясь оставить от преследования. Только я к тому времени уже не мальчуган был, знал по чём фунт лиха, 24 немецких самолёта грохнул. Вот Батц нырнул к земле, думал оставить. Я - за ним. Вспорол "Мессер", когда до земли оставалось метров 30. Пробил бензопровод. Батца спасло чудо: ему удалось провести крестьян деревеньки, где он приземлился, и удрать.
После войны мы встретились. Напоминая Вилли Батцу о бое подле украинского совхоза "Динамо", а он шарахнулся в сторону, распсиховался и выскочил из здания. Только вслед за тем того, как немецкие газеты на прочий же день сообщили о том, что российский ас напугал аса люфтваффе, Батц нашёл вероятность извиниться перед мной, более того книгу свою подарил. Я прочитал её - поднаврал он там непочатый край. Бог ему арбитр..."
В годы войны советских времен беллетрист Алексей Толстой писал: "В воздушном бою нет шаблона. Каждый махач - искусство". Таким искусством в совершенстве владел и Виталий Иванович. К Августу 1943 года, когда сзади остались бои на Калининском фронте, в низовьях Дона и на Курской дуге, начальник звена 5-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Младший лейтенант В. И. Попков совершил 168 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях, сшиб лично 17 самолётов противника. 8 Сентября 1943 года, в дни сражения за Донбас, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В боевой характеристике Попкова говорилось: "Тихий и скромный на земле, он со всей ненавистью и упорством сражается в воздухе, громит фашистских захватчиков и неизменно выходит победителем из самых трудных воздушных схваток".
В судьбе Попкова много событий, где его поступки вырастают до масштаба ратного геройского поступка. Здесь и поединок 23 Июля 1943 года, когда терпеливо, по крупицам набирая превосходство, он провёл махач и сшиб кряду 2 истребителя новой модификации - Ме-109G-2; и схватка подо Львовом, где, благополучно атаковав вражеские бомбардировщики, уничтожив 3 из них, Попков сообща со своим ведомым А. Пчёлкиным ( 387 боевых вылетов, 61 воздушный мордобой, 14 личных и 2 групповые победы ), уже не имея ни единого патрона, сумел выскочить из клещей восьмёрки немецких истребителей; и перехват над Глогау 16 Февраля 1945 года, где он сшиб 2 Ju-87 и FW-190...
В боях на правом берегу Днепра начальник эскадрильи Виталий Попков увеличил свой боевой счёт до 30 сбитых вражеских самолётов. К Февралю 1945 года начальник эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный остов, 2-я Воздушная вс, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан В. И. Попков совершил 325 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, лично сшиб 36 самолётов противника.
К концу войны, по официальным данным, он совершил 475 боевых вылетов, 38 раз ходил на штурмовку вражеских аэродромов, переправ, активный силы и техники противника. 117 воздушных боёв провёл отважный лётчик, сшиб лично 41 самолёт противника, завершающий 1 Мая 1945 года - в небе Берлина. Сражаясь в небе Калинина, Калача, Харькова, Одессы, над берегами Днепра, Вислы и Одера отважный совдеповский ас уничтожил без малого полтора вражеских авиаполка. На его счету единственный воздушный таран. Вспоминает Виталий Иванович:
"Весной 1945 года я, из - за озорства, закидал таранным ударом "Юнкерс". Горяч был, вот и сшиб его легко на спор...
К таранам в нашем полку относились как к последнему оружию лётчика. Мы считали, что у противника нужно выигрывать чисто. Раз тебе вручили самолёт, так необходимо его применять умело - истребить на нём немного машин врага. Был у нас единственный лётчик, имевший на своём счету сию минуту два тарана. Я с ним поспорил: едва искуснее действуй и таран не нужен. Потом взорвался и говорю: " В первом же бою докажу, что для аса таран - занятие нехитрое !" А словечко я привык удерживать. На следующий день у всех на глазах я рубанул по хвосту Ju-88. Тот немедленно вошёл в штопор и упал. А я чуть активный, весь в крови, сумел всё - таки присесть на своём аэродроме.
Докладываю командиру полка, что, мол, сшиб германский самолёт тараном. Интересные слова я услышал от дважды Героя Советского Союза Василия Александровича Зайцева... Тот самолёт мне в воспитательных целях не засчитали. Так что мой официозный счёт воздушных побед ниже фактического. Но к кому тут предъявишь претензии ? Теперь то я понимаю, что с моей стороны было проявлено настоящее воздушное хулиганство.
Последний свой самолёт противника я сшиб над Берлином, разменяв уже пятый десяток личных побед..."
На счёт "пятого десятка личных побед" - вопросительный мотив конечно занимательный. Скорее всего, имеется в виду совместный счёт воздушных побед. Кроме того, не всё ясно и с групповыми победами - в различных источниках их цифра варьируется от 1 до 17. Так что точных данных, к сожалению, в то время как так и нет. Однако, весной 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, телеканал "Культура" опубликовал цикл передач - беседа с некоторыми Героями Советского Союза, ещё живыми участниками той далёкой войны. В одной из передач выступил и В. И. Попков. По его собственным словам, за годы войны он сшиб 42 самолёта лично ( видимо, с учётом официально незаписанного на его счёт протараненного "Юнкерса" ) и ещё 13 самолётов "срубил в групповых боях". На этих цифрах мы и остановимся...
Когда закончилась битва, Виталию Попкову было всего 23 года. Но, несмотря на юность, он был одним из прославленных асов, которых газеты военных лет называли воздушными снайперами. Лёгкий в общении и выдержанный, покладистый и самоотверженный, требовательный к самому себе, Попков был образцовым боевым товарищем и другом. Он был желанным ведомым у сложившихся мастеров воздушного боя - В. Ефремова и И. Лавейкина, за ним, уже ставшим комэском, смело шли младшие лётчики. Заметим, младшие по должности, по воинской субординации, потому как до конца войны Попков оставался не только в полку, а во всей плеяде советских асов одним из самых молодых по возрасту.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 Июня 1945 года Виталий Иванович Попков был награждён второй медалью "Золотая Звезда". Он был участником Парада Победы 24 Июня 1945 года в Москве.
После войны Виталий Иванович продолжил службу в ВВС. Служил командиром эскадрильи, позднее - командиром авиаполка, потом - командиром истребительной авиадивизии ВМФ, помощником командующего ВВС Балтийского флота. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1964 году - Военную академию Генерального штаба. В 1968 году ему присвоено звание Генерал - Лейтенант авиации. Освоил многие реактивные истребители, посреди них все типы "МиГов" - от МиГ-9 до МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-15. Свой финальный вылет совершил в 1979 году. С 1980 года преподавал в Военно - Воздушной инженерной академии. После увольнения в припас, занимается общественной деятельностью. Почётный член трёх престижных ветеранских организаций: Российского клуба асов, американского Клуба орлов и немецкого клуба лётчиков - истребителей.
Так же читайте биографии известных людей:
Виталий Топольский Vitaly Topolskiy
Лейтенант В. Т. Топольский совершил 123 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника, в 14 воздушных боях лично сбил 4 и в составе группы 4..
читать далее →
Виталий Безголосов Vitaly Bezgolosov
30 Апреля совершил свой последний подвиг прославленный снайпер 227-го стрелкового полка 183-й стрелковой дивизии старшина В. М. Безголосов,..
читать далее →
Виталий Белюженко Vitaly Beluyzhenko
Белюженко Виталий Степанович полковник. Родился 3 октября 1940 года в селе Новогригоровка Межевского района Днепропетровской области (Украина). По..
читать далее →
Виталий Аксенов Vitaly Aksenov
Виталий Аксенов родился в Бресте 2 июня 1971 г., женат, двое детей сын и дочь, с юных лет увлекался музыкой, слушал "ДДТ", "Кино", звезд арт-рока.
читать далее →