Известные люди

»

Витт Скобарихин

Витт Скобарихин Vitt Fedorovich Skobarihin Карьера: Герой
Рождение: Россия, 25.10.1910
Герой Советского Союза (29.08.39). Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, двумя орденами МНР и орденом Военный крест 1939 года ЧССР.

Родился в семье рабочего-текстильщика. Русский. В 1918 г. с семьёй переехал в деревню Каляево Калужской области. Окончил начальную школу. В 1925 г. вернулся в Москву и поступил учеником на ткацкую фабрику Красный текстильщик. После окончания школы ФЗУ работал картонщиком, а после этого помощником мастера. Член ВКП(б) с 1930 г. В мае 1931 г. без отрыва от производства окончил Московский текстильный техникум.

В РККА с 1931 г. По партийному набору направлен в 14-ю Энгельсскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 г. Служил в 92-м разведывательном авиаотряде Забайкальского военного округа.

В 1936 г. был назначен командиром звена 21-й истребительной эскадрильи ЗабВО, а в 1937 г. - командиром авиаотряда.

В 1938 г. старшой лейтенант Скобарихин был переведён в 22-й иап на место заместителя командира эскадрильи И-16, а в 1939 г. назначен комэска.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с 27.05.39 г. Совершил 169 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сшиб 5 японских самолётов лично и 6 в группе.

21.07.39 г. комэска Скобарихин вылетел во главе эскадрильи на прикрытие наземных войск. В районе между озером Буир-Нур и излучиной реки Халхин-Гол на высоте 3500 м появилась группа японских истребителей и безотлагательно же пошла на сближение. Лётчик Вусс отстал и был атакован парой истребителей Ki.27. Увидев это, Скобарихин развернул свой самолёт навстречу японцам. Один из них уже заходил в атаку. Чтобы отпугнуть атакующего, Скобарихин открыл жар с большущий дистанции, но японец не обратил на это чуткость. Тогда Скобарихин решил сходить на таран. Разгадав в крайний миг намерения нашего лётчика, японец попытался завернуть, но было уже поздненько. От удара снизу винтом и крылом японский самолёт развалился в воздухе. Удар оказался таковый силы, что у Скобарихина порвались привязные ремни. Он ударился головой о доску приборов и потерял разум. Придя в себя на высоте 1500 м, он обнаружил, что его самолёт падает вниз по спирали. Ему удалось выровнять его и усадить в степи рядом с аэродромом. На земле в крыле И-16 техники обнаружили колесо японского истребителя.

Генерал-майор авиации Ворожейкин вспоминает: Скобарихин вылетел на прикрытие наземных войск. От степных пожаров в воздухе стояла густая дымка. По небу плыли высокие кучевые облака. Это настораживало: бомбардировщики противника могли приблизиться скрытно к позициям наших войск. Виталий вел девятку под облаками на высоте 3500 метров и не спускал зрачок с просветов, откель в любую минуту могли вывалиться вражеские самолеты. Командир не ошибся, Скоро И-97 мелькнули в окнах облачности.

Атака противника не застала врасплох наших истребителей. Завязался махач. Летчик Вусс, совершавший первостепеннный боевой вылет, безотлагательно же отстал от группы. Японцы не замедлили употребить этим. Пара И-97 бросилась к одиночному самолету.

Скобарихин безотложно оценил обстановку: Вусс, явственно, не видит противника и летит по прямой. Виталий, не теряя ни секунды, развернул свою машину навстречу нападающим. Один из японцев уже сидел рядом у Вусса в хвосте. Еще мимолетность промедления, и он срежет Вусса. Требовалось тотчас штурмовать противника без малого в лоб. Но потому что при лобовой атаке шибко тяжело сшибить авиалайнер? Это понимал Скобарихин. А сшибить нужно, и непременно с первой атаки, по-другому будет поздненько. Он кроме того превосходно знал, если пули и достигнут вражеской машины, то летчику они вряд ли принесут вред: спереди он защищен мотором. И вывод пришло: Если не собью, не отгоню, то самолетом ударю, а своего летчика выручу! Он знал, что вслед за тем удара от обоих самолетов может остаться только пылюка, да на какой-то момент в воздухе сверкнут огненным шаром брызги бензина. Но решения не изменил. Он так скоро и неотступно помчался на врага, будто от этого зависела его собственная бытие. А судьей для него в тот самый момент стала собственная совесть.

Пули с И-16, оставляя цветной след, струями носились около японца. Враг, то ли зная, что на встречных курсах он без малого неуязвим, то ли рассчитывая, что Скобарихин отвернет, не делал никакой попытки кончить атаку. Словом, не обращая внимания на встречный жар, японец не выпускал намеченную жертву и только в последнее миг понял, на что идет советских времен истребитель. Японец хотел увернуться и избежать столкновения, но было уже поздно: Виталий своим самолетом пропорол ему фюзеляж...

И-97 зажегся и рассыпался на кусочки.

От оглушительного удара Скобарихин потерял рассудок. Самолет беспорядочно падал. И только придя в себя, Виталий сумел дотянуть до аэродрома, на котором производила посадку его эскадрилья, возвратившаяся из боя. Командир на изуродованной машине мог усесться с ходу, но не сделал этого. Вися, что называется, на волоске от смерти, он и в этом месте в первую очередность думал не о себе, а о товарищах. Опасаясь, что авиалайнер при касании о землю рассыплется и помешает посадке другим летчикам, он отошел подальше от полосы и кое-как прикорнул в степи.

Со Скобарихиным я встречался и прежде, до этого случая. И что некогда всего в нем замечал? Задушевность и подкупающую простоту. Виталий Федорович небольшого роста, русоволосый, с шибко типичным русским лицом, не производил впечатления богатыря. И как-то тяжко было раскинуть умом, что как раз тот самый мужчина обладает таким выдающимся мужеством. А позже тарана он стал больше понятным и близким, вроде я заглянул в душу к нему. Когда побываешь не раз в воздушных боях, легче понимать в психологии их участников. Поступки летчиков становятся до ощутимости объяснимыми. Вот зачем в блеске светлых зрачок Виталия Федоровича, в его чистой улыбке и в уравновешенных движениях в настоящий момент в особенности чувствовалась спокойная внутренняя мощь, решимость, так свойственная скромным и смелым людям.

10.08.39 г. Постановлением Мкрасного Народного Хурала МНР он был награжден орденом За воинскую доблесть.

29.08.39 г. старшему лейтенанту Скобарихину Витту Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 195.

После окончания боев у Халхин-Гола Скобарихин продолжил службу на Дальнем Востоке. Был инспектором по технике пилотирования ВВС Сибирского и Забайкальского округов. Затем командовал 64-м штурмовым авиаполком.

Участвовал в Великой Отечественной войне в мае - августе 1942 г. и в январе 1944 мае 1945 гг.

В мае 1942 г. майор Скобарихин был назначен помощником по воздушно-стрелковой службе командира недавно сформированной на базе Управления ВВС 5-й армии 201-й истребительной авиадивизии 1-й ВА Западного фронта.

Командир дивизии подполковник А.П. Жуков возложил на Скобарихина важную задачу: освоение новых методов управления действиями истребителей над полем боя, руководство службой авианаведения. Располагаясь с радиостанцией и авианаводчиками в боевых порядках соединения наземных войск, с которыми взаимодействовали авиаторы, надобно было распоряжаться своими истребителями, предварять о появлении воздушного противника, нацеливать на него своих лётчиков, инициировать с аэродромов группы наращивания сил, удовлетворять заявки сухопутных войск о прикрытии их от вражеских бомбардировок, а если представится вероятность, то и осуществлять штурмовые действия по наземным целям.

В мае-июне 1942 г., в отрезок времени оперативной паузы на фронте, дивизия совместно с другими авиационными соединениями армии вела борьбу за господство в воздухе, прикрывала боевые порядки частей 20-й армии, вела воздушную разведку. Одновременно частью сил прикрывала группу войск генерала Белова, которая совершала рейд по тылам противника. Кроме этого каждый день выделяла 10 экипажей, которые находились в распоряжении командарма в двухминутной готовности.

Авиационные части соединения вели боевые действия, базируясь в основном на полевых аэродромах. Штаб дивизии размещался в населенном пункте Новинки (12 км севернее Можайска).

В тот самый отрезок времени истребительные полки дивизии произвели 1018 самолето-вылетов. В 29 схватках с противником было уничтожено 42 вражеских самолета.

В начале июля 201-я иад получила из штаба воздушной армии строй рекомендаций по тактике, в том числе Положение о боевых действиях пар истребителей с широким использованием радиосредств, Методику подготовки молодых летчиков-истребителей для ввода их в строй и упрощенную радиосигнальную таблицу, с помощью которой не возбраняется было давать типовые команды: Разворот, Прикрой меня, Возвращение на аэродром - всего 10 команд, которые всякий пилот должен был быть в курсе наизусть.

На основе требований этих документов руководство дивизии организовало планомерную учебу в частях, используя кратковременные затишья, связанные с плохими метеорологическими условиями. Нелегкой науке побеждать учились совершенно все: и ветераны полков, и молодая поросль, прибывающая из авиационных школ.

Большую работу по обобщению и изучению боевого опыта выполняли штабы. С этой целью они периодически организовывали и проводили в дивизии и полках летно-тактические и технические конференции, на которых неоднократно выступал майор Скобарихин и другие опытные летчики.

По инициативе Скобарихина в каждом полку вблизи аэродрома были оборудованы полигоны с мишенями, которыми служили подбитые вражеские самолеты. На них отрабатывались атаки по наземным целям. Полковник Жуков и майор Скобарихин нередко бывали в полках, помогали командирам лучше создать боевую учебу, лично проводили занятия. В паре с обучаемым летчиком они демонстрировали воздушный мордобой с противником по принципу делай как я.

Для подготовки молодняка в частях внедрялся навык лучших командиров эскадрилий. Молодые пилоты изучали район боевых действий, способы взаимодействия истребителей с наземными войсками, штурмовиками и бомбардировщиками, отрабатывали технику пилотирования, стрельбы по наземным и воздушным целям. Перед вылетом молодых летчиков на боевые задания в частях дивизии практиковались показательные воздушные бои. Иногда проводили учебные бои истребителей Як-1 и МиГ-3 с истребителем Ме-109, тот, что пилотировал майор П.А. Антонец.

4.07.42 г. дивизия была перебазирована на полевые аэродромы в районе Волхова.

С 4 по 14.07.42 г. на брянском направлении дивизия произвела 1396 боевых вылетов на прикрытие наземных войск и в боях сшибла 39 Юнкерсов и 19 Мессершмиттов.

В августовских боях 1942 г. дивизия прикрывала ударную группировку 20-й армии и снабжала боевые действия частей 214-й шад. Только с 4 по 12.08.42 г. летчики дивизии сшибли 47 самолетов противника.

В августе 1942 г. Скобарихин был назначен командиром 89-й штурмовой авиадивизии Забайкальского военного округа.

В январе 1944 г. он был назначен заместителем командира 10-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной дивизии 10-го иак 2-й ВА 1-го Украинского фронта. Одной из его основных задач стала организация наведения истребителей дивизии и управления воздушным боем по радио с авангардный.

Развивая счастливый момент, войска фронта вышли на предел Чернобыль, Житомир, Казатин. В тот самый отрезок времени 10-я гиад с аэродромов вблизи Белой Церкви непрерывно вела боевые действия по прикрытию наземных войск.

В отрезок времени с 24.01.44 по 17.02.44 гг. войска 1-го и 2-го Украинских фронтов окружили и уничтожили крупнейшую группировку врага в районе Корсунь-Шевченковского.

10-я гиад надежно блокировала район окружения с воздуха, лишая противника возможности применять коммуникации. За успешные действия Военный совет 1-го Украинского фронта объявил всему личному составу дивизии признательность.

25.04.44 г. 10-я гиад была спешно перебазирована в Прикарпатье для отражения контрнаступления немецких войск. Штаб дивизии находился в городе Черновцы.

После отражения контрудара в отрезок времени кратковременной передышки и при последующем наступлении помимо основных боевых задач 10-я гиад выполняла спецзадание политотдела 18-й армии по разложению войск противника. Вылеты с листовками были шибко рискованными: делать приходилось на малой высоте, под огнем зениток. Но занятие того стоило. По пропускам-листовкам посредством линию фронта перешло возле 10 тыс. боец и офицеров противника.

12.07.44 г. дивизия была передислоцирована на полевые аэродромы для участия в наступательной операции на львовском направлении. Штаб дивизии разместился в селе Янув. В ходе Львовско-Сандомирской операци дивизия снабжала прикрытие 4-й танковой армии. За две недели операции было произведено свыше 1,5 тыс. боевых вылетов, в воздушных боях и на аэродромах уничтожено 93 самолета противника.

С середины января 1945 г. 10-я гиад действовала на краковском направлении. Полки дивизии были рассредоточены на полевых аэродромах Санок, Попеле и Борислав. Для управления и осуществления взаимодействия с 38-й армией и штурмовыми полками была создана оперативная группа под руководством заместителя командира дивизии подполковника Скобарихина.

В январе-феврале 1945 г. летчики дивизии сшибли 57 самолетов и 5 аэростатов-корректировщиков противника.

В телеграмме командующего 38-й армией генерал-полковника Москаленко на имя командира корпуса указывалось: Летчики-истребители своевременно и умело входили в мордобой с превосходящими силами противника, проявляя при этом мужество, храбрость и отвагу, в результате чего все налеты вражеской авиации отбивались благополучно. Объявляю признательность всем летчикам-истребителям, командирам и офицерам штабов, оказавшим большую подмога наступавшим соединениям 38-й армии в проводимой операции.

За мужество и героизм, проявленные личным составом при освобождении Южной Польши, и активное содействие наступающим войскам 38-й армии на краковском направлении Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.45 г. 1-=я гвардейская истребительная авиационная Сталинградская Краснознаменная дивизия была награждена орденом Суворова 2-й степени.

С 10.03.45 г. дивизия с началом Моравско-Остравской операции выполняла различные боевые задачи с крупный нагрузкой. В среднем на каждого летчика приходилось по 3-4 боевых вылета в день.

С 25 по 28.04.45 г. летчики дивизии провели 13 групповых воздушных боев, в результате которых сшибли 33 самолета противника.

Боевые действия в Польше и Чехословакии показали, сколь возросло мастерство личного состава дивизии.

В отрезок времени с 1.01 по 01.05.45 г. летчики соединения произвели 5711 самолето-вылетов. В воздушных боях было уничтожено 167 и подбито 46 вражеских самолетов.

1.05.45 г. летчики дивизии произвели 214 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков.

Войну полковник Скобарихин закончил в Чехословакии под Остравой. Вэтого он сшиб 10 немецких самолетов.

После войны служил в Закарпатье. Командовал истребительной авиадивизией.

С 1948 г. работал в Центральном аппарате ДОСААФ СССР. С 1954 г. в отставке по состоянию здоровья. С 1962 г. был научным сотрудником панорамы Бородинская битва.

Похоронен на Хованском кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Витторио Альфьери Vittorio Alfieri

Альфиери, граф Витторио (1749-1803) - знаменитый итальянский драматург, род. 17 янв. 1749 г. в Асти, в Пьемонте, сын графа Антонио А. и графини..
читать далее

Витторио Гассман Vittorio Gassman

Витторио Гассман - итальянский актёр театра и кино, режиссёр. Родился 1 сентября 1922 года.Дебют Витторио Гассмана в кино состоялся в 1948 году с..
читать далее

Витторио Стораро Vittorio Storaro

Витторио Стораро - известный итало-американский кинооператор. Родился 24 июня 1940 года.Витторио Стораро является обладателем трёх премий Оскар..
читать далее

Витторио Поццо Vittorio Pozzo

Первой суперсборной XX века стала команда Уругвая, выигравшая Олимпийские игры 1924 и 1928 годов, а также первый чемпионат мира в 1930 году. Но..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий