Известные люди
»Владимир Бобров
Рождение: Украина, 11.7.1915
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 20 самолётов противника.Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями, иностранными орденами.
Родился 11 Июля 1915 года в городе Луганске, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы, а в Ноябре 1936 года - Луганскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник национально - освободительной войны испанского народа 1936 - 1939 годов. Совершил больше 100 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб лично 13 самолётов мятежников и 4 уничтожил в группе.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сшиб лично 30 и в группе 20 самолётов противника.
После войны до 1960 года продолжал служить в ВВС. Службу закончил в звании Гвардии Полковника. Затем закончил юридический институт, был заместителем директора института "Гипрокоммунстрой" в городе Харькове. Умер 28 Марта 1970 года. 20 Марта 1991 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями, иностранными орденами.
* * *
Владимир Бобров - единственный из лучших Советских лётчиков - истребителей, сбивший в двух войнах 67 вражеских самолётов, но по непонятным причинам так и не ставший при жизни Героем Советского Союза.
Непросто сыскать второго такого лётчика, в чьей лётной книжке Великая Отечественная махаловка обозначилась бы больше полно: он воевал на 6 фронтах, командовал двумя прославленными Гвардейскими полками. Сбив неприятельский истребитель в небе Прибалтики ранним утром 22 Июня 1941 года, последнюю победу одержал над Прагой 9 Мая 1945 года в 12 часов 40 минут. Воспитал 31 Героя Советского Союза, а сам при жизни так и не получил этого неоднократно заслуженного звания.
Свое боевое крещение Владимир Бобров получил, когда ещё полымя войны не бушевало над нашей Родиной. Он был одним из многих лётчиков - добровольцев, мужественно сражавшихся с фашистскими стервятниками в небе Испании. 25-ти нашим добровольцам, прибывшим в Марте 1938 года на пароходе "Кооперация" ( под командованием В. Ф. Родина ), засиживаться не пришлось. Время торопило: неприятель безнаказанно бомбил мирные города и села, убивая ни в чём не повинных людей.
Командование Народного фронта сообща с советскими представителями немедленно же знакомили лётчиков с наземной и воздушной обстановкой и затем коротких тренировок на боевое использование незамедлительно отправляли на фронт. На долю пилотов группы Родина пришлось в особенности большое число боевых вылетов, во многих неравных воздушных схватках выходили они победителями.
Лейтенант Бобров, как и другие советские лётчики, имел хорошую лётную и воздушно - стрелковую выучку, одним духом освоился с фронтовой жизнью и вкупе с испанскими лётчиками с первых же воздушных боёв активно включился в работу эскадрильи. Его самолёт всё чаще появлялся во фронтовом небе. Владимир не знал страха перед "Мессерами" и "Фиатами". Он на немалый скорости врывался в боевые порядки "Юнкерсов", обстреливая их из пулемётов. В единственный из таких вылетов эскадрилья наших истребителей на высоте 2000 метров приближалась к линии фронта.
Внизу, объятая огнём безчисленных пожаров, простиралась израненная многострадальная почва Испании. Ведущий группы подал знак, покачивая самолёт с крыла на крыло, увеличил прыть полёта и пошёл с набором высоты, увлекая за собой всех лётчиков группы.
Впереди шла большая группа вражеских "Фиатов". Скорее на перехват ! Каждый лётчик жаждал встречи с врагом. Через пару минут столкнулись две силы, завязался ожесточённый воздушный мордобой. И вот падает единственный "Фиат", объятый пламенем, за ним прочий... В этом бою было сбито 7 итальянских самолётов, одну из побед записал на свой собственный счёт и Владимир Бобров. В нашей эскадрилье был подбит только единственный самолёт, тот, что под прикрытием своих товарищей удачно дотянул до аэродрома и произвёл посадку.
К концу года пребывания в Испании у 23-летнего Владимира Боброва на счету числилось уже 17 воздушных побед, одержанных лично и в составе группы. Уже тогда в полной мере проявились и его индивидуальное воинское мастерство, и незаурядная тактическая одарённость, большие организаторские способности.
Возвратился он домой с орденом Красного Знамени на груди. С той поры накрепко запомнил: порох в пороховнице необходимо неизменно удерживать сухим. И готовил своих подчинённых к решающим боям, передавая им свой состоятельный боевой навык, полученный в небе Испании...
Великая Отечественная битва застала его на Западной границе. 22 Июня 1941 года в 4 часа 30 минут начальник эскадрильи 237-го ИАП Капитан Бобров сызнова поднял по тревоге свой истребитель в воздух, но ныне уже в своем небе и вступил в махач с ладно знакомыми ему самолётами Люфтваффе. Уже сквозь 10 минут на самолёте Як-1 ( их полк одним из первых в Советских ВВС получил эти машины ), он одержал свою первую победу в этой войне. А в скором времени, в одном из последующих вылетов, его истребитель будет подбит и Владимир Бобров, пораненый и обожжёный, очнётся на госпитальной койке.
После выздоровления отважный лётчик - истребитель прошёл продолжительный тракт жестоких боёв и побед. Окончив в Липецке краткосрочные курсы усовершенствования командиров эскадрилий, он воевал на Северо - Западном, Прибалтийском, Калининском фронтах в составе 49-го авиаполка. Вспоминает именитый лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, Андрей Яковлевич Баклан:
"Осенью 1941 года в полк прибыл свежеиспеченный комэск - Владимир Иванович Бобров, снискавший славу отважного воздушного бойца ещё в Испании, где сшиб лично и в группе 17 вражеских самолётов. Появилось в полку и ещё одно новшество - реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями "Яков".
Как - то летели мы в паре с комэском... и повстречали также пару Ме-109. Мы имели превосходство, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС и необходимо же: попал точь-в-точь по "Мессеру". Тот, конечно, безотложно развалился на куски".
4 Апреля 1943 года Владимир Бобров был назначен командиром 27-го истребительного авиаполка, где "состоялись" такие выдающиеся асы, как Николай Гулаев и Фёдор Архипенко.
В Мае 1943 года ситуация на Восточном фронте сызнова накалилась: потерпев разгромление на Волге, немцы попытались схватить реванш на Курской дуге. Надо было сдернуть их попытку завладеть стратегическую инициативу. Бобров получил приказ: "Нельзя пропустить в тыл ни одного воздушного разведчика !"
Эту ответственную задачу лётчики 27-го полка решили удачно. С 10 Мая по 5 Июля, вплоть до начала наступления немецких войк, полк сшиб 23 самолёта - разведчика. Часть экипажей неизменно находилась в готовности 1. У самой линии фронта противника встречали истребители, вылетавшие из засад, близ переднего края. Кроме того, постоянно были начеку и экипажи, базировавшиеся на основном аэродроме. Таким образом, немецкие разведчики попадали в своеобразные клещи, выскочить из которых было нереально.
Удручённый неудачами, супротивник, по - видимому, решил во что бы то ни стало отомстить нашим истребителям. Вечером 14 Мая, на подходе к аэродрому Грушки, где находился 27-й полк, показалась группа бомбардировщиков Ju-87. Немцы, конечно, рассчитывали застичь наших лётчиков врасплох. Но неспроста говорят: "Где бдительность есть, там врагу не пролезть". Звено истребителей, которое барражировало в воздухе, безотлагательно же получило указание перехватить вражеские бомбардировщики. Оно нанесло по врагу неожиданный потрясение. Строй "Юнкерсов" дрогнул, и они в беспорядке стали сбрасывать бомбы за пределами аэродрома. Воспользовавшись замешательством неприятеля, в воздух поднялась дежурная эскадрилья. Ей пришлось вступить в махач с Me-109, спешившими на подмога бомбардировщикам.
В этой схватке пополнили свой боевой счёт лётчики В. А. Карлов, Л. В. Задирака, М. В. Бекашонок, Чепинога, В. Г. Кармин и начальник полка В. И. Бобров. Каждый из них сшиб по самолёту противника. Ни одному Ju-87 не удалось покинуть за линию фронта или хотя бы дотянуть до своего переднего края.
Особенно отличился Николай Дмитриевич Гулаев, ставший позже дважды Героем Советского Союза. Он сшиб 2 бомбардировщика, а когда выяснилось, что боеприпасы кончились, - пошёл на таран. И третий "Юнкерс", потеряв управление, полетел в последнее пике. Гулаев же, благодаря замечательной выдержке и самообладанию, сумел усадить израненную машину близ переднего края.
Лётчики 27-го ИАП в особенности отличились в битве на Курской Дуге, где тогда за отрезок времени с 5 Июля по 5 Августа 1943 года сшибли в воздушных боях 88 самолётов противника ( 19 из них - 5 Июля ! ).
В книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 225 есть следующее извещение, относящееся к тому периоду:
"6 Июля 1943 года выполняя задачу по прикрытию с воздуха наземных войск, сражавшихся на Курской Дуге, 10 советских истребителей, возглавляемых командиром 27-го ИАП Подполковником В. И. Бобровым, вступили в махач с 27 бомбардировщиками Ju-87 и 12 истребителями Ме-109. Каждый свойский лётчик в этом бою сшиб по вражескому самолёту. Выполнив задачу, группа без потерь возвратилась на свой аэродром".
За успехи в воздушных боях Указом от 8 Октября 1943 года 27-му истребительному авиаполку было присвоено звание 129-го Гвардейского. Словно отмечая это торжественное событие новыми успехами, 20 Октября Владимир Бобров уничтожил в одном бою сию минуту 2 пикировщика Ju-87. Известный лётчик - ас, Герой Советского Союза Фёдор Фёдорович Архипенко, вспоминая о тех днях пишет:
"О командире 129-го ГвИАП Подполковнике Боброве Владимире Ивановиче скажу - деятельный, колготной, истина, но был он ладный лётчик и сверкающий воин, участник боев ещё в Испании, а как джентльмен добрый и задушевный... Накануне перелета полка в Кировоград что - то не поладил он со своим заместителем Майором Овчинниковым и его сняли, переведя в другую дивизию нашего корпуса. Очень жалостно было нам посеять такого командира, каким был Владимир Бобров в то трудное время".
Действительно, личная неприязнь некоторых крупных военных чинов долгое время преследовала Боброва. В начале 1944 года он без достаточных оснований был снят с командования полка, и только несгибаемый рыцарь А. И. Покрышкин взял на себя смелость позвать Боброва в свою прославленную 9-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию. Там он стал командиром 104-го Гвардейского авиаполка, а его ведомым долгое время был Михаил Девятаев, лично сбивший 9 самолётов противника и улетевший из плена на немецком бомбардировщике He-111.
...Летом 1944 года наши войска вели упорные бои в районе Львова. Отличный мордобой провела 13 Июля группа из трёх звеньев под командованием П. П. Крюкова. Прикрывая наземные войска, она была наведена с КП дивизии на группу из 9 бомбардировщиков Не-111, шедших без истребительного прикрытия. Наши лётчики штурмовали противника и добились полной победы - 6 самолётов были сбиты, а 3 подбитых - совершили вынужденные посадки в расположении наших войск. В этом бою Павел Крюков сшиб 3 самолёта, а Владимир Бобров - 2.
В конце Июля 1944 года группа из 12 "Аэрокобр" 104-го ГвИАП под командой Л. И. Горегляда вылетев на поручение, обнаружила в районе Броды 4 девятки бомбардировщиков Ju-87 в сопровождении 16 FW-190. Наши лётчики разделившись на две группы штурмовали врага. Неожиданно свалившись сверху, Горегляд последовательно сшиб 2 "Юнкерса". Бобров своей шестёркой нанес потрясение по второй девятке и, сбив одного, безотложно же устремился на "Фоккеров", связав их боем. Этим воспользовалась группа Горегляда и в недлинный отрезок времени сшибла ещё три Ju-87. Бомбардировщики, сбросив свой груз неприцельно, стали торопливо покидать на запад. Потеряв двух "Фоккеров", вражеские истребители ещё вышли из боя.
В совершенстве владея "Аэрокоброй", Бобров продемонстрировал своё высокое боевой мастерство и в Сентябре 1944 года, когда в паре с Павлом Крюковым они практически растерзали группу бомбардировщиков Не-111, уничтожив по три грозные машины...
К концу Великой Отечественной войны Гвардии Подполковник В. И. Бобров совершил 451 успешный боевой вылет, в 112 воздушных боях сшиб лично 30 и в составе группы 20 самолётов противника. Вэтого же, в его боевой судьбе ( с учётом Испании ), было 577 боевых вылетов, 159 воздушных боёв, 43 личные и 24 групповые победы - с лихвой хватало на звание Дважды Героя Советского Союза ! Но единственная Звезда была присвоена ему только в 1991 году, 20 лет через позже смерти.
После войны Владимир Иванович продолжал служить в ВВС. При жизни ещё раз неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, и все-таки главные Маршалы авиации ( Новиков, а позже и Вершинин ), "от представления воздерживались". Эта несправедливость не имела под собою ни политических, ни бытовых корней: происходил из рабочей семьи, член ВКП(б) с 1941 года, в плену не был, спиртным не злоупотреблял ( как и вообще не мог злоупотреблять спиртным высококлассный боевой лётчик, тем больше истребитель ). Словом, история непонятная... Последние годы жил и работал в Москве. Умер в 1970 году.
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Бурматов Vladimir Burmatov
Старший лейтенант В. А. Бурматов произвёл 191 боевой вылет, в 43 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника и 1 в группе. 0 года за мужество..
читать далее →
Владимир Василевский Vladimir Vasilevskiy
Капитан В. Г. Василевский совершил 292 боевых вылета. Потопил монитор, 3 транспорта, 2 быстроходные десантные баржи, катер, плавучий док противника...
читать далее →
Владимир Громаковский Vladimir Gromakovskiy
Гвардии старший лейтенант В. А. Громаковский совершил 186 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 16 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее →
Владимир Денисенко Vladimir Denisenko
Старший лейтенант Денисенко Владимир Гурьевич произвёл более 300 боевых вылетов на истребителях Як-7Б и Як-9, в воздушных боях уничтожил более 30..
читать далее →