Известные люди

»

Владимир Качан

Владимир Качан Vladimir Kachan Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 18.5.1947
Знакомство с известным актером театра и кино, сочинителем и исполнителем собственных песен Владимиром Качаном началось с небольшой, пестро оформленной книжки Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка! - невероятно талантливого литературного воспоминания о детстве, школе, друзьях и песнях, о Таганке и бабушке.

В Израиль Владимир Качан приезжал с программой Перелистывая годы, которую он посвятил Леониду Филатову. Так он сделал не только потому что, что большинство своих самых известных песен, в числе которых - Мартин Иден, Оранжевый кот, О, не лети так, жизнь - он написал на его вирши, но и потому что, что Филатов был не легко ближайшим другом - он был самым родным человеком, таким же необходимым для его, Владимира, существования, как воздух, которым он дышал.

- Вы начальный раз приезжаете в Израиль?

- Нет, в третий или четвертый. Но все это было связано с гастролями моего театра, Театра современной пьесы. Первый раз мы ездили с Филозовым и Полищук со спектаклем А чтой-то ты во фраке?, второй раз - с Юрским и его спектаклем Провокация.

- Ваши впечатления об Израиле?

- У меня всякий раз было такое чувство, что я и не уезжал из Москвы или Риги, где я вырос, - потому как что такие же люди, такие же реакции. И что могло поменяться? Это вслед за тем дети ваши будут немного другими, их дети - также. А мы застали как раз ту публику, тех людей, которые приехали в Израиль недавно, и потому они были стопудово свои.

Что же касается самой страны, то меня, конечно, восхищало то, как ее сделали. Я недурственно себе отдавал рапорт, что это - бывшая пустыня, что там немного чего разрешается было продуктивного изобрести, но, тем не менее, оказалось, что разрешается. И, помимо того, оттого что я вырос в Риге, у меня особое касательство к морю. Я полюбил его разом.

- Святая почва нередко многих творческих людей вдохновляет - тут пишутся прекрасные вирши, музыка, песни. С вами такого не было?

- Режим работы был этакий литой, что было не до сочинений. У нас были спектакли любой день, да ещё в разных городах. А вдохновляет все что угодно: вздох любимой женщины, покачивание ветки за окном, рёв или восхищение ребенка. Вдохновляет ли Святая почва? Наверное. Но это шибко индивидуально. Я так думаю, что если бы я жил в Израиле какое-то время (причем в комфортное время, потому как что я не шибко добро переношу жару), ходил бы по пустынному пляжу - у меня бы во что бы то ни стало что-нибудь сочинилось. Но когда ты думаешь, как воссоздать силы для следующего дня, тут не до этого, согласитесь.

- Вы пишете вирши, прозу, музыку?

- Я пишу музыку на вирши разных хороших поэтов. Основными соавторами моими были мой однокурсник и ближний дружбан, добро именитый всем Леонид Филатов, а следом уже известные поэты Алексей Дидуров, Юрий Ряшенцев. Кстати, у меня есть немного песен на вирши поэта, тот, что живет в Израиле, - Игоря Харифа. Он мне представляется крайне тонким и хорошим поэтом, и я думаю действовать с ним в будущем. А что касается прозы, то у меня вышло две книги и в журнальном варианте и особо в издательствах. И сегодня я заканчиваю работу над третьей книгой.

- Вы приезжаете с таковой, я бы сказала, интимной программой Вспоминая Леонида Филатова

- Мы посвящаем эту программу Леониду Филатову, оттого что как раз на глаз в это время исполняется год со дня его кончины. Я буду гутарить о нем, я буду отзываться на те вопросы, которые касаются его, которые мне зададут. Поскольку в моей второй книжке о нем хоть отбавляй написано, она называется Улыбайтесь, сегодня вылетит птичка, я думаю, будет уместно прочитать выдержки из нее о Филатове. И разумеется, большая доля программы будет состоять из песен аккурат на его вирши, но будут песни и на вирши других авторов.

- Все-таки кем был для вас Филатов - однокурсник, дружбан, близкий, ненаглядный мужчина?

- Я бы не хотел предуготовлять это вообще, вследствие того что что он для меня не был, а есть. И будет так, в то время как я сам не помру. То есть я внутренне с ним советуюсь. Мы товарищ другу читали все новое. Все свои литературные опыты я в первую очередь читал ему, а потому как я его взгляд неизменно уважал, то в его глазах читал оценку. И если видел одобрение, то это меня и убеждало продолжать дальше эту работу. Я его более того изумил своей первой книжкой Роковая Маруся, - он написал такое комплиментарное предисловие к ней, что это было более того необычно, вследствие того что что он так ни при каких обстоятельствах ни о ком не говорил, более того о сильно уважаемых им авторах. Но из-за этого мы оставили издателям только абзац на последней странице обложки, - предисловие было истинно до того хвалебным, что нам стало неловко. Издатель говорил: к чему нам прикрываться фамилией Лени Филатова, да и твоей также? Тебя знают как исполнителя песен, как драматического артиста, а это произведение до того самодостаточно, что оно должно самодостаточно и выглядеть. Так и сделали. А Леня Филатов для меня не без затей дружбан, а колоссальная доля моей жизни.

- Может быть, без затей обожаемый дядя?

- Нет, милый джентльмен это что-то другое, это немного ниже, чем то, что происходило у нас. Это - вправду доля моего организма, доля моей жизни, мы были родными. Это немного больше, чем влюбленность, чем родственные связи. Это связи и творческие, и уважительные.

- Скажите, тот цикл телепередач, тот, что вел Филатов - Чтобы помнили, с его уходом остановился? Вы не думали о том, чтобы продолжить занятие друга, и в первую очередность изготовить передачу о Леониде Филатове?

- Этот миг обсуждался: и Ирена Лесневская, и Леня Ярмольник - мы все тогда говорили по поводу этой программы. Мы выпустили в эфир все последние выпуски программы с его участием, - они были записаны, но не показаны. Тогда и возник тот самый вопросительный мотив. И зрители интересовались, будет ли продолжена эта программа. Я думаю, что заключение не продолжать ее без Филатова, тот, что эту программу придумал, было правильным. Может быть, посредством какое-то время, когда зарубцуется эта ранка с его уходом из жизни, Лесневская или кто-то иной ее возобновит. Но в текущий момент это было бы неправильно.

- Но кто-то же должен поведать о нем самом, как он рассказывал о других, - чтобы о нем помнили!..

- Мы рассказали по-другому. У нас было так: Задорнов, Филатов и я записали две программы, которые назывались вначале Три товарища, следом - На троих. Мы показали большую количество из этих программ посредством немного дней следом того, как Леня умер. Мы рассказывали о нем. Но больше, чем я рассказал о нем живом в книге, поведать сложно. А передачу о нем - Чтобы помнили - сделали. А вообще, я думаю, он бы скривился, если бы из него в текущий момент стали работать мемориал. Ведь появились всякие филатоведы, какие-то исследователи творчества, и стали приятель с другом дебатировать - кто больше имеет приоритетных прав на освещение его жизни и творчества. Это же потешно!

- Когда занятие доходит до авторских прав - это на самом деле весьма сложно

- Тут не в авторских правах занятие. Просто есть люди, которые сами в творчестве не сильно состоялись, не получилось у них...

- И они хотят примазаться к посторонний славе?

- Совершенно точно. Они начинают тогда быть вот этими ведами, считают себя единственными полноправными представителями (почему-то) их духовного наследия. Они прилипают к человеку и при жизни, а уж после этого смерти - тем больше.

- А потому что и у вас был навык ведения телевизионных программ. Правда, сильно непродолжительный. Не расскажете ли об этом?

- Да, был. Я делал программу под названием Окно. Принцип программы состоял в том, чтобы раскрывать оконный проем, ещё до сих пор не открытое, во внутренний мир какого-то персонажа, тот, что до сих пор никому не показывался. Поэтому все известные, - а это были, как правило, мои хорошие знакомые или более того друзья, - раскрывали себя совсем с неожиданной стороны. Но занятие в том, что тв - это не то местоположение, где разрешается работать искусство.

- Но и для серьезных, думающих людей также есть местоположение на телевидении. Есть же Ирена Лесневская, которая также делает телевидение.

- Когда я понял, что мне приходится контачить с начальниками телевидения, которые мне сильно омерзительны, то я подумал: разве я вторую половину жизни буду заниматься тем, что мне нимало не по душе, нехай более того за приличные гроши? Я бы, может, ещё и поборолся, если бы у меня была только служба на телевидении. Но так как у меня ещё есть и театр, и проза, и музыка, то мне на тв стало наплевать.

- Вы уже упомянули, что и диски записываете, и книги пишете, и в театре играете. А что из перечисленного - для души?

- Я вам скажу вовсе открыто, что все эти работы: сочинение песен - это первое, воплощение в жизнь их - второе, драматический артист в театре - третье, и проза, литература - четвертое, - они взаимозаменяются. То есть на каком-то этапе жизни что-то становится первым, а что-то - третьим. А позже меняются местами. Кроме того, они все у меня в голове, в душе, в организме. Я вообще считаю, что образ нужно создавать музыкально, более того если ты играешь в театре обыкновенную драматическую образ. Она должна иметь в распоряжении свой темп, свою мелодию, свою интонацию - и тогда это получится. Также я считаю, что каждый выдающийся беллетрист в душе - артист. И я в этом убеждаюсь, читая Довлатова, Булгакова, читая великих русских классиков. Это все - осуществление ролей, только на бумаге. Словом, все эти профессии взаимосвязаны. На данном этапе у меня самое главное - это литературная служба, сценарии и служба над большим романом, тот, что, уместно сказать, по совету Филатова назван Юность Бабы Яги. А в театре в то время как пассивный для меня отрезок времени. Но это во что бы то ни стало переменится, мне что-то предложат, и я буду вынужден переключиться, отодвинуть свою литературную дело на второе-третье местоположение.

- В вашей книге Улыбайтесь, в текущее время вылетит птичка вы написали, что когда-то в юности у вас была безумная греза сделаться артистом. А когда она сбылась, и вы стали весьма хорошим артистом, вы поняли, что это не самое главное в жизни, - и вот в настоящий момент вас больше привлекает литература.

- Да, я это сформулировал более того жестко как-то. Потому что наступает миг, когда хочется не игрывать, а быть. Театр для меня остался одним из любимых дел, - и слава Богу, мне Иосиф Рейхельгауз эту вероятность дает: не игрывать то, что мне противно, совершать то, что хочется. А хочется сегодня либо пошалить, как в оперетте Акунина Чайка, где я играю Тригорина, либо уж сыграть какую-то роль-мечту, более того с уклоном в романтику. Я думаю, что искусство должно быть немного приподнято, оно должно подсоблять, а не так, что затем спектакля хочется повеситься.

- А о какой роли вы мечтаете?

- Ни о какой. Я ни при каких обстоятельствах вообще не мечтал ни о какой роли. Просто на каком-то этапе меня кто-нибудь пленял. Вот, в частности, Сирано де Бержерак Эдмона Ростана - оно грело меня. А в текущее время абсолютное большинство нашей драматургии - это полная чернуха.

А что касается мечты о ролях - это вообще непродуктивное дело. По-моему, греза - это такая штука, которая постоянно должна оставаться мечтой. Кто-то остроумный выразился так: Нет ничего хуже реализованной мечты.

- А как же, если артист мечтает о Гамлете - и играет Гамлета? Неужели он в этом может разочароваться?

- Вы будете хохотать, но мне ни при каких обстоятельствах эта образ не нравилась. Сам Гамлет - также. Это -рефлексирующий юный джентльмен, тот, что мочит всех кряду, для того чтобы узнать, куда ему ступать и где истина.

- Можно проронить, что вы в текущее время живете в гармонии с собой?

- Сейчас нет, я очень простужен. И - открыто проронить - я не без ужаса вглядываюсь в перспективу своего концертного турне по Израилю, оттого что всякий день сольный концерт. За 10 дней нужно вручить 9 концертов. Это шибко тяжко.

- А как вы вообще относитесь к гастролям? Это для вас роздых или все-таки служба?

- Мы, артисты, как правило, стараемся это совмещать. Особенно в Израиле, на берегу моря.

- С этой точки зрения, если взглянуть на ваши гастроли, так это без затей дар Божий, вы вылечитесь, - у нас тепло и море теплое.

- Я на это надеюсь!

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Кашперов Vladimir Kashperov

Кашперов, Владимир Никитич - композитор (1827 - 1894). Учился музыке у Фогта и Гензельта в Петербурге.
читать далее

Владимир Колбаса Vladimir Kolbasa

За годы работы в Уральском хоре написал множество произведений как для оркестра, так и для хора, а также музыку для танцев и..
читать далее

Владимир Косма Vladimir Cosma

Ни одна комедия в мире так не захватывает меня, как фильмы с музыкой Владимира Косма.
читать далее

Владимир Крайнев Vladimir Krainev

В.В. Крайнев удостоен звания Народного артиста СССР (1990), лауреата Государственной премии СССР (1986). Награжден орденами "За заслуги перед..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий