Известные люди
»Владимир Качан
Рождение: Россия, 18.5.1947
Знакомство с известным актером театра и кино, сочинителем и исполнителем собственных песен Владимиром Качаном началось с небольшой, пестро оформленной книжки Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка! - невероятно талантливого литературного воспоминания о детстве, школе, друзьях и песнях, о Таганке и бабушке.
В Израиль Владимир Качан приезжал с программой Перелистывая годы, которую он посвятил Леониду Филатову. Так он сделал не только потому что, что большинство своих самых известных песен, в числе которых - Мартин Иден, Оранжевый кот, О, не лети так, жизнь - он написал на его вирши, но и потому что, что Филатов был не легко ближайшим другом - он был самым родным человеком, таким же необходимым для его, Владимира, существования, как воздух, которым он дышал.
- Вы начальный раз приезжаете в Израиль?
- Нет, в третий или четвертый. Но все это было связано с гастролями моего театра, Театра современной пьесы. Первый раз мы ездили с Филозовым и Полищук со спектаклем А чтой-то ты во фраке?, второй раз - с Юрским и его спектаклем Провокация.
- Ваши впечатления об Израиле?
- У меня всякий раз было такое чувство, что я и не уезжал из Москвы или Риги, где я вырос, - потому как что такие же люди, такие же реакции. И что могло поменяться? Это вслед за тем дети ваши будут немного другими, их дети - также. А мы застали как раз ту публику, тех людей, которые приехали в Израиль недавно, и потому они были стопудово свои.
Что же касается самой страны, то меня, конечно, восхищало то, как ее сделали. Я недурственно себе отдавал рапорт, что это - бывшая пустыня, что там немного чего разрешается было продуктивного изобрести, но, тем не менее, оказалось, что разрешается. И, помимо того, оттого что я вырос в Риге, у меня особое касательство к морю. Я полюбил его разом.
- Святая почва нередко многих творческих людей вдохновляет - тут пишутся прекрасные вирши, музыка, песни. С вами такого не было?
- Режим работы был этакий литой, что было не до сочинений. У нас были спектакли любой день, да ещё в разных городах. А вдохновляет все что угодно: вздох любимой женщины, покачивание ветки за окном, рёв или восхищение ребенка. Вдохновляет ли Святая почва? Наверное. Но это шибко индивидуально. Я так думаю, что если бы я жил в Израиле какое-то время (причем в комфортное время, потому как что я не шибко добро переношу жару), ходил бы по пустынному пляжу - у меня бы во что бы то ни стало что-нибудь сочинилось. Но когда ты думаешь, как воссоздать силы для следующего дня, тут не до этого, согласитесь.
- Вы пишете вирши, прозу, музыку?
- Я пишу музыку на вирши разных хороших поэтов. Основными соавторами моими были мой однокурсник и ближний дружбан, добро именитый всем Леонид Филатов, а следом уже известные поэты Алексей Дидуров, Юрий Ряшенцев. Кстати, у меня есть немного песен на вирши поэта, тот, что живет в Израиле, - Игоря Харифа. Он мне представляется крайне тонким и хорошим поэтом, и я думаю действовать с ним в будущем. А что касается прозы, то у меня вышло две книги и в журнальном варианте и особо в издательствах. И сегодня я заканчиваю работу над третьей книгой.
- Вы приезжаете с таковой, я бы сказала, интимной программой Вспоминая Леонида Филатова
- Мы посвящаем эту программу Леониду Филатову, оттого что как раз на глаз в это время исполняется год со дня его кончины. Я буду гутарить о нем, я буду отзываться на те вопросы, которые касаются его, которые мне зададут. Поскольку в моей второй книжке о нем хоть отбавляй написано, она называется Улыбайтесь, сегодня вылетит птичка, я думаю, будет уместно прочитать выдержки из нее о Филатове. И разумеется, большая доля программы будет состоять из песен аккурат на его вирши, но будут песни и на вирши других авторов.
- Все-таки кем был для вас Филатов - однокурсник, дружбан, близкий, ненаглядный мужчина?
- Я бы не хотел предуготовлять это вообще, вследствие того что что он для меня не был, а есть. И будет так, в то время как я сам не помру. То есть я внутренне с ним советуюсь. Мы товарищ другу читали все новое. Все свои литературные опыты я в первую очередь читал ему, а потому как я его взгляд неизменно уважал, то в его глазах читал оценку. И если видел одобрение, то это меня и убеждало продолжать дальше эту работу. Я его более того изумил своей первой книжкой Роковая Маруся, - он написал такое комплиментарное предисловие к ней, что это было более того необычно, вследствие того что что он так ни при каких обстоятельствах ни о ком не говорил, более того о сильно уважаемых им авторах. Но из-за этого мы оставили издателям только абзац на последней странице обложки, - предисловие было истинно до того хвалебным, что нам стало неловко. Издатель говорил: к чему нам прикрываться фамилией Лени Филатова, да и твоей также? Тебя знают как исполнителя песен, как драматического артиста, а это произведение до того самодостаточно, что оно должно самодостаточно и выглядеть. Так и сделали. А Леня Филатов для меня не без затей дружбан, а колоссальная доля моей жизни.
- Может быть, без затей обожаемый дядя?
- Нет, милый джентльмен это что-то другое, это немного ниже, чем то, что происходило у нас. Это - вправду доля моего организма, доля моей жизни, мы были родными. Это немного больше, чем влюбленность, чем родственные связи. Это связи и творческие, и уважительные.
- Скажите, тот цикл телепередач, тот, что вел Филатов - Чтобы помнили, с его уходом остановился? Вы не думали о том, чтобы продолжить занятие друга, и в первую очередность изготовить передачу о Леониде Филатове?
- Этот миг обсуждался: и Ирена Лесневская, и Леня Ярмольник - мы все тогда говорили по поводу этой программы. Мы выпустили в эфир все последние выпуски программы с его участием, - они были записаны, но не показаны. Тогда и возник тот самый вопросительный мотив. И зрители интересовались, будет ли продолжена эта программа. Я думаю, что заключение не продолжать ее без Филатова, тот, что эту программу придумал, было правильным. Может быть, посредством какое-то время, когда зарубцуется эта ранка с его уходом из жизни, Лесневская или кто-то иной ее возобновит. Но в текущий момент это было бы неправильно.
- Но кто-то же должен поведать о нем самом, как он рассказывал о других, - чтобы о нем помнили!..
- Мы рассказали по-другому. У нас было так: Задорнов, Филатов и я записали две программы, которые назывались вначале Три товарища, следом - На троих. Мы показали большую количество из этих программ посредством немного дней следом того, как Леня умер. Мы рассказывали о нем. Но больше, чем я рассказал о нем живом в книге, поведать сложно. А передачу о нем - Чтобы помнили - сделали. А вообще, я думаю, он бы скривился, если бы из него в текущий момент стали работать мемориал. Ведь появились всякие филатоведы, какие-то исследователи творчества, и стали приятель с другом дебатировать - кто больше имеет приоритетных прав на освещение его жизни и творчества. Это же потешно!
- Когда занятие доходит до авторских прав - это на самом деле весьма сложно
- Тут не в авторских правах занятие. Просто есть люди, которые сами в творчестве не сильно состоялись, не получилось у них...
- И они хотят примазаться к посторонний славе?
- Совершенно точно. Они начинают тогда быть вот этими ведами, считают себя единственными полноправными представителями (почему-то) их духовного наследия. Они прилипают к человеку и при жизни, а уж после этого смерти - тем больше.
- А потому что и у вас был навык ведения телевизионных программ. Правда, сильно непродолжительный. Не расскажете ли об этом?
- Да, был. Я делал программу под названием Окно. Принцип программы состоял в том, чтобы раскрывать оконный проем, ещё до сих пор не открытое, во внутренний мир какого-то персонажа, тот, что до сих пор никому не показывался. Поэтому все известные, - а это были, как правило, мои хорошие знакомые или более того друзья, - раскрывали себя совсем с неожиданной стороны. Но занятие в том, что тв - это не то местоположение, где разрешается работать искусство.
- Но и для серьезных, думающих людей также есть местоположение на телевидении. Есть же Ирена Лесневская, которая также делает телевидение.
- Когда я понял, что мне приходится контачить с начальниками телевидения, которые мне сильно омерзительны, то я подумал: разве я вторую половину жизни буду заниматься тем, что мне нимало не по душе, нехай более того за приличные гроши? Я бы, может, ещё и поборолся, если бы у меня была только служба на телевидении. Но так как у меня ещё есть и театр, и проза, и музыка, то мне на тв стало наплевать.
- Вы уже упомянули, что и диски записываете, и книги пишете, и в театре играете. А что из перечисленного - для души?
- Я вам скажу вовсе открыто, что все эти работы: сочинение песен - это первое, воплощение в жизнь их - второе, драматический артист в театре - третье, и проза, литература - четвертое, - они взаимозаменяются. То есть на каком-то этапе жизни что-то становится первым, а что-то - третьим. А позже меняются местами. Кроме того, они все у меня в голове, в душе, в организме. Я вообще считаю, что образ нужно создавать музыкально, более того если ты играешь в театре обыкновенную драматическую образ. Она должна иметь в распоряжении свой темп, свою мелодию, свою интонацию - и тогда это получится. Также я считаю, что каждый выдающийся беллетрист в душе - артист. И я в этом убеждаюсь, читая Довлатова, Булгакова, читая великих русских классиков. Это все - осуществление ролей, только на бумаге. Словом, все эти профессии взаимосвязаны. На данном этапе у меня самое главное - это литературная служба, сценарии и служба над большим романом, тот, что, уместно сказать, по совету Филатова назван Юность Бабы Яги. А в театре в то время как пассивный для меня отрезок времени. Но это во что бы то ни стало переменится, мне что-то предложат, и я буду вынужден переключиться, отодвинуть свою литературную дело на второе-третье местоположение.
- В вашей книге Улыбайтесь, в текущее время вылетит птичка вы написали, что когда-то в юности у вас была безумная греза сделаться артистом. А когда она сбылась, и вы стали весьма хорошим артистом, вы поняли, что это не самое главное в жизни, - и вот в настоящий момент вас больше привлекает литература.
- Да, я это сформулировал более того жестко как-то. Потому что наступает миг, когда хочется не игрывать, а быть. Театр для меня остался одним из любимых дел, - и слава Богу, мне Иосиф Рейхельгауз эту вероятность дает: не игрывать то, что мне противно, совершать то, что хочется. А хочется сегодня либо пошалить, как в оперетте Акунина Чайка, где я играю Тригорина, либо уж сыграть какую-то роль-мечту, более того с уклоном в романтику. Я думаю, что искусство должно быть немного приподнято, оно должно подсоблять, а не так, что затем спектакля хочется повеситься.
- А о какой роли вы мечтаете?
- Ни о какой. Я ни при каких обстоятельствах вообще не мечтал ни о какой роли. Просто на каком-то этапе меня кто-нибудь пленял. Вот, в частности, Сирано де Бержерак Эдмона Ростана - оно грело меня. А в текущее время абсолютное большинство нашей драматургии - это полная чернуха.
А что касается мечты о ролях - это вообще непродуктивное дело. По-моему, греза - это такая штука, которая постоянно должна оставаться мечтой. Кто-то остроумный выразился так: Нет ничего хуже реализованной мечты.
- А как же, если артист мечтает о Гамлете - и играет Гамлета? Неужели он в этом может разочароваться?
- Вы будете хохотать, но мне ни при каких обстоятельствах эта образ не нравилась. Сам Гамлет - также. Это -рефлексирующий юный джентльмен, тот, что мочит всех кряду, для того чтобы узнать, куда ему ступать и где истина.
- Можно проронить, что вы в текущее время живете в гармонии с собой?
- Сейчас нет, я очень простужен. И - открыто проронить - я не без ужаса вглядываюсь в перспективу своего концертного турне по Израилю, оттого что всякий день сольный концерт. За 10 дней нужно вручить 9 концертов. Это шибко тяжко.
- А как вы вообще относитесь к гастролям? Это для вас роздых или все-таки служба?
- Мы, артисты, как правило, стараемся это совмещать. Особенно в Израиле, на берегу моря.
- С этой точки зрения, если взглянуть на ваши гастроли, так это без затей дар Божий, вы вылечитесь, - у нас тепло и море теплое.
- Я на это надеюсь!
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Кашперов Vladimir Kashperov
Кашперов, Владимир Никитич - композитор (1827 - 1894). Учился музыке у Фогта и Гензельта в Петербурге.
читать далее →
Владимир Колбаса Vladimir Kolbasa
За годы работы в Уральском хоре написал множество произведений как для оркестра, так и для хора, а также музыку для танцев и..
читать далее →
Владимир Косма Vladimir Cosma
Ни одна комедия в мире так не захватывает меня, как фильмы с музыкой Владимира Косма.
читать далее →
Владимир Крайнев Vladimir Krainev
В.В. Крайнев удостоен звания Народного артиста СССР (1990), лауреата Государственной премии СССР (1986). Награжден орденами "За заслуги перед..
читать далее →