Известные люди
»Владимир Семенишин
Рождение: Россия, 15.6.1910
Всего произвел около 300 боевых вылетов и уничтожил в воздушных боях 23 вражеских самолета лично и 13 - в группе с товарищами. Награжден орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Имя Героя помещено на обелиске в городе Жданове Донецкой области.
Родился 15 Июня 1910 года в городе Пошехонье Ярославской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов начальной средней школы. Затем жил в Одессе и Ленинграде. Работал шофёром. С 1932 года в Красной Армии. Окончил школу механников - водителей, а в 1936 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Зимой 1939 - 1940 годов принимал участие в Советско - Финляндской войне.
Великую Отечественной войну В. Г. Семенишин начал командиром эскадрильи 131-го истребительного авиационного полка. Летал на И-16.
К Маю 1943 года штурман 298-го истребительного авиационного полка ( 219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вооруженные силы, Северо - Кавказский фронт ) Майор В. Г. Семенишин совершил 136 боевых вылетов, провёл 29 воздушных боёв, сшиб лично 8 самолётов противника и 7 в паре. 24 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вэтого произвёл возле 300 боевых вылетов и уничтожил в воздушных боях 23 вражеских самолёта лично и 13 - в группе с товарищами. 29 Сентября 1943 года начальник 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майор В. Г. Семенишин погиб в воздушном бою. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Имя Героя помещено на обелиске в городе Жданове Донецкой области.
* * *
Один из лучших авиационных командиров и организаторов воздушного боя, Владимир Семенишин и сам был грозным воздушным бойцом, чей многогранный ратный дар с особенным блеском проявился в Кубанских боях. Если бы не его трагическая погибель 29 Сентября 1943 года, когда, сбив 3 самолёта противника, он покинул свою горящую "Аэрокобру", но повреждённый парашют не раскрылся, ему наверно дано было бы зайти и в цифра лучших советских асов и сделаться крупным военачальником...
У самого Азовского моря, как будто бы орлиным взором оглядывая его, на одном из самых видных мест городского парка города Жданова, возвышается скромный и в простоте своей величественный монумент.
В верхней его части изображён самолёт, устремившийся в небесный простор. Внизу, у постамента, - два портрета. Под одним из них, что слева, надпись: "Герой Советского Союза Гвардии майор Семенишин Владимир Григорьевич. Родился 15.VI.1910. Погиб 29.IX.194З". Тут же покоится Горой Советского Союза Капитан Н. Е. Лавицкий.
Именно там похоронен единственный из первых пошехонских пионеров, вожак пионерского звена "Летчик" при кожевенном заводе, Володя Семенишин. Вот как вдалеке от родных мест битва оставила его могилу...
Володя, как и большинство пошехонских мальчишек, свободное время проводил на реках Согоже и Coге. "На речке Coге, - пишет его старшая сестра Олимпиада Григорьевна, - мы рубашками, мешками ловили рыбу... Начал обучаться Володя в школе в Пошехонье - Володарске". Милое, босоногое ребячество. И как оно ни тяжко было - оно приносило ему много радостей, интересных происшествий, несть числа таких событий, которые открывали для него мир, вроде бы расширяли границы родного Пошехонья.
Запоминающимся событием в нашей тогдашней жизни было создание в Пошехонье первого отряда юных пионеров. Вместе с детьми рабочих кожевенного завода был принят в него и Володя. Это произошло летом 1924 года. В отряде были созданы звенья "Лётчик", "Моряк", "Красноармеец", "Рабочий". Вожатым, или, как пацаны тогда говорили, вожаком звена "Лётчик" стал Володя Семенишин.
Пролетели годы учёбы - и пионерская, и комсомольская служба в родном городе. Потом семейство Семенишиных переехала в Одессу, а после этого - в Ленинград.
Свою мечту об авиации Володя сберег и работая некоторое время шофёром в Ленинграде, и неся воинскую службу на пограничной заставе. Однако его всецело увлекла греза сделаться лётчиком, овладеть управлением аппарата, наиболее сложного и изящного из всех созданных человеческим гением. И вот, в конце концов, греза сбылась: по комсомольской путёвке он уехал обучаться в Качинскую авиационную школу, которую окончил в 1936 году. Такой вот крутой разворот - от шофёра в пилоты.
В предвоенные годы Семенишин проходил службу в частях Дальневосточного и Западного особого военных округов. В 1940 году участвовал в боях с белофиннами.
Сохранились некоторые фотоснимки тех далёких лет: курсант Семенишин. В надвинутой немного ли не на самую бровь пилотке, с треугольниками на петлицах, и с чудесной улыбкой: "Жизнь так хороша, - вроде бы говорит его улыбка. - Жизнь легко чудесна"; лётчик - истребитоль Владимир Семенишин на Дальнем Востоке; бои супротив белофиннов; Володя - начальник эскадрильи...
А затем заново учёба, ещё больше напряжённая, упорная. Владимир настойчиво решал тактические задачи, упрямо изучал новую технику, прилежно испытывал парашюты последних конструкций. Он готовил себя к ещё больше суровым испытаниям, к грядущим боям за Родину. И бои эти наступили. 22 Июня 1941 года Владимир поднял в воздух свой истребитель и направил его жар уже супротив немецких захватчиков.
...И вот - монумент близ Азойского моря. Там же - средняя учебное заведение имени Героя Советского Союза Владимира Григорьевича Семенишина. Улица его имени. Он - бывший пошехонский пионер и комсомолец - почётный гражданин славного приморского города. Кавалер двух орденов Ленина, ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й степени.
Великую Отечественной войну В. Г. Семенишин начал в составе 131-го истребительного авиаполка. Свои первые боевые вылеты он сделал в Июне 1941 года на И-16. Участвовал в боях под Белой Церковью, Ростовом, Таганрогом.
15 Ноября 1941 года заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант Владимир Семенишин был награждён орденом Ленина. Представляя к награде, руководство 131-го полка писало о нём:
"Делу партии и социалистической Родине предан. Идеологически выдержан, морально устойчив. Военную тайну беречь может. Способный организатор, хоть куда начальник, в своих решениях настойчив, дисциплинирован. Требователен к себе и подчинённым. Среди товарищей пользуется заслуженным авторитетом. Летает на самолёте И-16 днём и ночью в любых метеоусловиях. С начала Отечественной войны супротив германского фашизма показал себя храбрым, смелым лётчиком - истребителем, бесстрашно идёт на врага, увлекая за собой лётный состав эскадрильи на истребление фашистских пиратов как на земле, так и в воздухе. Имеет 52 боевых вылета..."
В это цифра входит и штурмовка аэродрома, тот, что немцы устроили в районе Белая Церковь. Тогда Владимир и его товарищи по звену уничтожили 9 самолётов и 2 зенитные точки. Во время очередных штурмовых действии, на тот самый раз вблизи Ново - Миргорода, он вывел из строя полно вражеской техники и активный силы, но прямым попаданием в самолёт зенитного снаряда был тяжко ранен в ноги и руки. Не потеряв мужества и самообладания, Владимир привёл здорово повреждённый истребитель на свою базу. Сразу потом посадки - потерял рассудок.
В госпитале врачи обнаружили на его теле 18 ран. И как же он переживал тот самый свой принужденный перерывчик ! Как он стремился вновь в строй ! Самый близкий ему мужчина - Екатерина Петровна вспоминает: "Володя так хотел быстрее вылечиться, пережить себя твёрдо на ногах, что каждый день наставлял себя реализовывать мучительные упражнения - в госпитальном саду бросал спереди себя костыли и, превозмогая боль, шёл за ними".
С одной мыслью вернулся он в свою количество - беспощадно мстить за своих погибших товарищей, за слёзы и муки жён и матерей.
На Ростовском направлении Владимир за короткое время совершил 13 боевых вылетов, из них 8 на штурмовку войск противника. И всякий раз он одерживал блестящие победы. При налёте на занятый врагами Таганрогский аэровокзал 7 истребителей, ведомая Владимиром, уничтожила 10 вражеских самолётов. В одном из документов, составленном командованием 131-го полка, о Владимире говорится:
"В махач летал ведущим и под его руководством самолёты уничтожали войска противника, огневые точки, обозы и транспорт. На этом участке фронта самолётами полка с его непосредственным участием уничтожено 5 танков и бронемашин, 247 автомашин с разными грузами и боеприпасами, подавлено 13 вражеских огневых точек и уничтожено больше 1060 джентльмен. За отрезок времени Отечественной войны супротив германского фашизма имеет 146 боевых вылетов... За проявленное мужество, отвагу и героизм по разгрому и уничтожению войск германского фашизма на подступах к Ростову достоин правительственной награды - ордена Красного Знамени".
И вот 11 Мая 1942 года сызнова тяжёлое ранение - с переломом 4-х шейных позвонков и сотрясением мозга. Врачи в госпитале вынесли заключение: снять с лётной работы абсолютно.
"С этим согласились все, - писала в своём очерке "Крылатые не умирают" ждановская городская газета "Приазовский рабочий". - Один только Владимир упрямо повторял: "Всё одинаково буду летать !" В то грозное время Владимир Семенишин, выйдя из госпиталя, ухитрился утаить ранение в голову и при помощи старых и верных друзей вернулся на фронт".
После излечения Капитан Семенишин был направлен в 25-й запасной авиаполк, где свежеиспеченный тип истребителя - американскую "Аэрокобру" Р-39К и попал в состав 298-го истребительного авиационного полка ( с 24 Августа 1943 года - 104-й ГвИАП ). Произошло это в самом конце 1942 года. В ту пору полк получил пополнение. Из него и была сформирована эскадрилья Владимира Семенишина, которую он в недлинный срок подготовил к боевым действиям и с 16 Февраля 1943 года стал лично водить в мордобой. Причём водить так удачно, что вскоро ему было присвоено звание Майора. Позже он стал штурманом полка, заместителем командира, а потом и командиром полка.
Герой Советского Союза Полковник Александр Александрович Вильямсон так рассказывает о своем командире:
"Я летал в качестве ведомого... С первых же полётов я понял, что Семенишин - пламень, врагов бил с ходу, из любого положения. В бою ходил на предельных скоростях, с громадными перегрузками. Никакой супостат не в состоянии был покинуть от него в бою. Мне оставалось только одно: зорко караулить его от атак врага. Мы с ним проворно поняли товарищ друга и постепенно лезли парой в всякий махач. Посло первых же боёв мы поняли, что нам шибко повезло: полком командует достойный мужчина. Так он вошёл в нашу боевую семью".
Тогда, весной 1943 года, на Кубани произошло одно из крупнейших воздушных сражений Великой Отечественной войны. Опыт, полученный нашими истребителями в воздушных боях на Кубани, был потом использован в последующих операциях, в том числе в Курской битве.
В выпущенной "Воениздатом" книге Полковника А. Калинина "Истребители над "Голубой" линией", в которой многократно упоминается Владимир Семенишин, так говорится о сложившейся на Кубани обстановке:
"Немецко - фашистским войскам удалось закрепиться на заблаговременно подготовленных рубежах и застопорить продвижение советских войск на Новороссийском направлении. Сузив фронт и перегруппировав свои силы, войска противника перешли к упорной оборонег продолжая торопливо укреплять занятые рубежи. Так в низовьях Кубани возник плацдарм, представляющий собой сложную систому инженерных сооружений. Главная полоска обороны противника - "Голубая линия" - проходила от берега Азовского моря сквозь несметные мелкие реки, каналы, озёра. Эти водные рубежи были основательно укреплены и усилены дотами и дзотами и представляли серьёзную преграду на пути наступавших советских войск... Ставка Верховного Главнокомандования поставила войскам Северо - Кавказского фронта задачу истребить кубанскую группировку противника".
А. Калинин приводит и своей книге выдержку из газеты 4-й Воздушной армии "Крылья Советов" за 19 Апреля 1943 года:
"Все наши истребители должны делать в бою так, как прославленные Гвардейцы П. Крюков, А. Приказчиков, А. Покрышкин, Б. Козлов, как дерутся братья Глинки, В. Семенишин, Н. Лавицкий, И. Ерошкии и А. Заколюк".
298-й ИАП, которым с 18 Июля 1943 года стал руководить Майор Семенишин, оказался в эпицентре гигантской воздушной битвы на Кубани. С 17 Марта, когда самолёты полка приземлились на аэродроме Кореновская, и до 20 Августа, когда полк вошёл в состав 9-й "покрышкинской" ГвИАД, лётчики полка сшибли 167 самолётов противника, потеряв 30 своих...
Майор Семенишин не был сбит в этих в полном смысле слова истребительных боях. Раньше многих других поняв сущность вертикального маневра в бою, он одержал в те дни немного блестящих побед. Одну из своих ярчайших схваток он провёл 3 Мая, когда, сковав своей тройкой 12 истребителей прикрытия, дал вероятность паре В. Дрыгина сшибить трёх "лаптёжников" и сдернуть бомбометание. Сам Семенишин сшиб в этом бою 2 Ме-109. 27 Мая он отметил присвоенное ему звание Героя, сбив в тот самый день 4 самолёта противника.
Высокое лётное мастерство сочеталось у него с отвагой, смелостью и упорством. Кроме того, он обладал особым даром разгадывать тактические уловки врага и мог одним духом нарыть и применить контрманевр. И не только сам, но и обучить других. Для него боевой навык не был несложно арифметической суммой боевых вылетов и сбитых самолётов. Семенишин подвергал глубокому анализу тактические приёмы противника, недостатки как свои, так и товарищей. Это давало ему вероятность вырабатывать верную линию поведения в каждый, казалось, самой непредвиденной и сложной ситуации, и это обеспечивало неизменную победу над врагом.
Однажды в середине Апреля группе наших истребителей пришлось известия воздушный махач с огромный группой истребителей противника. Горючее было на исходе, а вылезти из боя никак не удавалось. В это время поблизости появилась восьмёрка советских истребителей из 298-го истребительного авиационного полка под командованием Майора В. Семенишина. Отважный начальник со своей группой тут же поспешил на поддержка советским самолётам. Истребители под прикрытием группы Семенишина вышли из боя без потерь. Но его восьмёрке пришлось известия упорный воздушный махач, продолжавшийся 40 минут, в котором, наращивая силы, неприятель увеличил цифра самолётов до 30. Победу одержали советские лётчики. Они не только выручили своих боевых товарищей, но и сшибли 2 самолёта врага.
Вот что писал в Мае 1943 года армейский корреспондент "Правды" М. Мержанов о прочий воздушной схватке:
"Их было пятеро. В районе северо - восточнее Новороссийска они встретились с 12 "Юнкерсами" и 9 "Мессершмиттами". Ведущий пятёрки Майор Семенишин сообща с Бочаровым и Лобановым навязал махач немецким истребителям, а Дрыгин в паре с Александровым врезались в строй "Юнкерсов". Начался напряжённый махач.
С земли было видно, как Дрыгин и Александров вынудили немецких лётчиков скинуть бомбы, не долетев до наших позиций, то есть на головы немецких же войск. Два наших лётчика, остроумно меняясь местами, провели немного удачных атак. Василий Дрыгин сшиб единственный Ju-87 и продолжал преследовать самолёты уже разбитого строя бомбардировщиков.
В эти же минуты немного правее от меткой очереди Майора Семенишина загорелся и рухнул на землю "Мессер". Там также шёл жаркий махач. Наши лётчики не только отбивали атаки, но и сами переходили, в штурмование.
Вскоре Дрыгину удалось сшибить второй "Юнкерс", а Семенишину - второй "Мессер". Сейчас инициатива целиком была в руках наших лётчиков. Немцы, отстреливаясь, начали отдаляться. Одного из них догнал и сшиб лётчик Александров.
Семенишин, Бочаров и Лобанов подбили третий Ме-109 и погнали его на восток, заставив немецкого лётчика приземлиться и сдаться в плен...
"Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Мая 1943 года Майору Семенишину и Капитану Дрыгину присвоено звание Горой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда". Владимир Григорьевич Семенишин - единственный из опытнейших пилотов. Он совершил сотни боевых вылетов, сшиб лично 8 фашистских самолётов и 10 - в группе с товарищами".
Наблюдавший за этим беспримерным боем, произошедшим 3 Мая 1943 года, Маршал авиации А. А. Новиков отметил героизм отважных лётчиков специальным приказом, в котором говорилось:
"Пять наших истребителей под командованием Майора Семенишина встретили 12 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 9 истребителей и вступили с ними в махач. Своими смелыми атаками истребители рассеяли бомбардировщики противника и вынудили их, скинуть бомбы неприцельно".
"Правда" опубликовала фото четырёх боевых друзей, сопроводив его эдакий подписью:
"Лётчики - истребители, сбившие в боях на Кубани 60 немецких самолётов: Майор В. Семенишин, Капитаны К. Вишневецкий и В. Дрыгин, Младший лейтенант А. Вильямсон".
Именно на Кубани в полную меру расскрылся дар Семенишина, как непревзойдённого воздушного бойц. Именно в этом месте он одержал значительную доля своих побед. К концу воздушных сражений в Кубанском небе на счету Владимира Семенишина числилось 12 лично и 10 в группе сбитых самолётов. Представляя его к званию Героя Советского Союза, начальник дивизии писал в наградном листе:
"Товарищ Семенишин смело и совсем идёт на врага... Дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым, цивилизованный, в обращении вежлив, исполнителен, страсть сколько работает над повышением своего тактического уровня. Свои знания может отдавать лётному составу. Пользуется авторитетом и общей любовью всего личного состава полка..."
24 Мая 1943 года Владимир Григорьевич Семенишин был удостоен звания Героя Советского Союза. В последующих воздушных схватках фортуна так же сопутствовала ему.
Покоритель неба, гроза врагов. Он ещё раз это великолепно доказал 27 Мая 1943 года, когда жаркие воздушные бои разгорелись с самого раннего утра. Немецкие бомбардировщики под прикрытием истребителей стали наносить массированные удары по нашим войскам. Владимир Семенишин в тот день немного раз пылетал на боевые задания и возвращался с победой: под его командованием было уничтожено 11 вражеских самолётов, причём 4 из них он сшиб лично. Газета 4-й Воздушной армии "Крылья Советов" напечатала корроспонденцию под крупным заголовком "Выдающаяся виктория советского аса. Вчера Горой Советского Союза Майор В. Семенишин сшиб 4 самолёта противника".
Всю обложку очередного номера журнала Главного политического управления Советской Армии "Фронтовая иллюстрация" занял портрет Владимира Семенишина, снятого на крыле своего истребителя. К снимку была дана выразительная подпись:
"Имя этого лётчика прогремело в воздушных боях на Кубани. На своей быстролётной машине Владимир Семенишин делает практически чудеса. Недавно за единственный боевой вылет Герой Советского Союза Майор В. Семенишин сшиб 4 "Мессершмитта" и довёл общее численность уничтоженных им немецких самолётов до 20 !".
О новом геройском поступке отважного воздушного бойца узнала вся держава. В опубликованной в газете "Правда" корреспонденции "Небо Кубани" рассказывалось:
"Королём воздуха в эти дни оказался Майор Владимир Семенишин, только что получивший звание Героя Советского Союза. На маленьком своём быстроходном истребителе он вёл тяжёлый мордобой над передним краем линии фронта и добился исключительного успеха. Семенишин мастерски сшиб 4 "Мессершмитта", которые попытались закрыть большую группу "Хейнкелей" и "Юнкерсов". В этом бою Семенишин ещё раз продемонстрировал большой класс пилотажа".
Владимир не таил секретов своего лётного мастерства. Наоборот, он стремился как разрешено полнее отдавать свой состоятельный навык фронтовым товарищам. В изданной в 1943 году брошюре "Мастерство Гвардейцев" была помещена его статья "О тактике немецких истребителей". В ней Владимир детально разобрал некоторые новые тактические приёмы вражеских лётчиков, рассказал, как противодействовать этим приёмам.
Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза А. Л. Гречко вспоминает в своих мемуарах:
"В боях на Кубанском плацдарме и в особенности во время боёв за станицу Крымская, советские лётчики проявили образцы героизма, мужества и отваги. 52 лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них в особенности отличились А. И. Покрышкин, сбивший на Кубани больше 20 вражеских самолётов, братья Д. Б. Глинка и Б. Б. Глинка, Н. Ф. Смирнов, В. Г. Семенишин, В. И. Фадеев, Г. Г. Голубев, Г. А. Речкалов и многие другие, прославившие своими героическими подвигами силу и мощь советской авиации".
* * *
Война продолжалась. Ставший Гвардейским, полк под командованием Владимира Семенишина громил врага близ Мариуполя и Мелитополя. Как и в прошлом, собственный образец показывал прославленный начальник. К Сентябрю 1943 года в воздушных схватках с врагами он лично сшиб 17 самолётов противника.
Может быть, Владимир Семенишин дожил бы до конца войны, может и книгу бы написал о своих боевых буднях и фронтовой дружбе. Но единственный из его боевых вылетов оказался последним...
Это случилось 29 Сентября 1943 года. В тот день группа "Аэрокобр", возглавляемая командиром 104-го ГвИАП Майором В. Г. Семенишиным, над рекой Молочной ( близ Мелитополя ), вступила в мордобой с 10 немецкими истребителями. На тот самый раз Семенишин вылетел с другим ведомым: Александр Вильямсон в одном из предыдущих боёв был несладко ранен в голову и находился в госпитале. Владимир взял себе в пару прибывшего в полк для прохождения практики лётчика - инструктора.
В этом неравном бою Семенишин сшиб 3 вражеских самолёта. Однако противнику удалось оттеснить от него ведомого. Яростно бросался в атаки Семенишин, маневрировал, уходил от наседавших "Мессеров". Но сверх меры неравны были силы. Противнику удалось подбить нашего аса. Машина устремилась к земле, но лётчику удалось оставить её. И никто уже ни в жизнь не узнает, что же тогда произошло - то ли у тяжко раненого пилота нн хватило сил открыть парашют, то ли он был убит уже в воздухе... Семенишин упал на землю так и не расскрыв парашюта...
К тому моменту отважный лётчик совершил рядом 300 боевых вылетов и уничтожил в воздушных боях 36 самолётов противника - 23 сшиб лично и 13 в группе с товарищами.
Александр Вильямсон вспоминает:
"Ко мне в лазарет приходит страшная весть - погиб мой ведущий, свойский начальник полка, свойский Вовка. Нет больше Гвардии майора Семенишина, этого весёлого, жизнерадостного, общительного боевого друга. Не стало человека, горячо любившего свою Родину".
Вот что пишет в своих воспоминаниях трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин:
"Боевые вылеты крупными группами всю дорогу оправдывали себя. Недооценка такого приема, распыление сил и средств приводили к меньшим успехам в боях, неоправданным потерям более того опытных лётчиков. Именно так и произошло в 104-м полку, когда начальник этой части, герой боев за Кубань, Владимир Семенишин вёл неравный махач маленький группой. Противник имел тогда значительное превосходство и отважный лётчик погиб в этом бою. Это была большая утрата. Она скорбно отозвалась в наших сердцах. Мы добро знали этого отважного лётчика, не раз дрались в одном небе..."
Владимир упал на "ничейной" полосе. Видевшие тот самый мордобой наши пехотинцы тут же же послали к лётчикам своих представителей познать, кто же это из советских богатырей так бесстрашно сражался и кого уже погибшего, но в глазах советских боец и офицеров по - прежнему живого, их святой задолженность привезти в своё расположение. В свою очередность и немцы стремились во что бы то ни стало овладеть телом советского аса.
Двое суток немцы не подпускали к телу Владимира наших воинов, непрерывно обстреливая "ничейную" полосу. Не давали подступить к нему немцам и советские бойцы. Наконец ночью наши пехотинцы сумели перенести мёртвого Владимира. В Мелитополе в ту пору шли жестокие бои, а Мариуполь был уже освобождён. Узнавшие о гибели командира полка Майора Семенишина рабочие "Азовстали", обитатели Мариуполя попросили руководство захоронить Героя в их городе, защищая тот, что, он отдал свою бытие.
Владимир был отзывчивым, простым в обращении с людьми человеком. Он любил цветы, музыку, песни. Любил детей, хотел растить собственных ребят. Он необычайно заботливо относился к своему другу и товарищу Екатерине Петровне, в тяжёлом состоянии доставленной из Ленинграда, с берегов Невы, в Ярославль и в этом месте, в городе на Волге, возвращённой к жизни.
Хочется привести тут немного строк из хранящихся у Екатерины Петровны писем Владимира:
"Здравствуй, моя милая, славная Катюша ! Только что получил от тебя достаточно обширное и к тому же сильно патриотическое послание. Мне крайне славно впитывать текст эти письма, они все пропитаны аккурат моим настроением и мыслями. Мне также, дорогая Катюша, как разрешено скорее хочется рассчитаться с этой ненавистной гадиной и зажить счастливой, радостной жизнью. Но это связано в отдалении не только с моим желанием: это связано с нашей общей волей, способностью и умением, а для того, чтобы мочь, необходимо обучаться. И вот нам, уже "старикам - воякам", приходится в процессе самого боя своим собственным примером не только уничтожать врага, а и обучать молодёжь биться "продуктивно". И в этом - главное. Вручение Звезды Героя заставляет усиленней колотиться моё сердце и больше, сильнее презирать врага. Моя ненависть, вооружённая замечательной, любимой и мощной техникой, превращается в неотразимые удары по оголтелым, зарвавшимся гадам".
И тут же - сердечные строчки о как снег на голову полученных в день вручения Звезды Героя "моих любимых алых розах". Любовь его к цветам, главным образом розам, укрепилась в Ленинграде, явно, в тот день, когда девица Катя купила где - то на Невском одну - единственную небольшую красную розу. Как он тогда обрадовался этому цветку ! И как несказанно он был доволен, когда в день вручения ему Звезды Гороя получил от Екатерины послание с вложенными в нём лепестками роз.
Так же чутко, сердечно относился он и к музыке. Не ненароком в самый-самый разгар боёв на Кубани Владимир писал:
"Вчера вечером у нас была группа артистов московской эстрады. Дали сильно недурной концерт. Весь народонаселение более того нынче ходит под впечатлением вчерашнего вечера. Все очень довольны и чувствуют себя счастливейшими людьми !"
* * *
Вы познакомились только с частью материалов, рассказывающих о Владимире Григорьевиче Семенишине. Поиск материалов о нём продолжается. Его ведут, в частности, юные краеведы средней школы 2 города Жданова и средней школы 1 города Пошехонья, где также одна из улиц названа именем Героя, а на школьном здании - памятная доска в знак того, что он в этом месте учился. Между учащимися этих школ завязалась дружеская переписка. У краеведов ждановской школы возникла думка посетить в Пошехонье, на побережье Рыбинского моря. Пошехонские школьники в отклик на присланные с берега Азовского моря материалы поделились со своими новыми друзьями первыми результатами своего поиска.
"Школьники средней школы 1 Пошехонья - молодцы, - пишет преподавательница ждановской школы Евдокия Тихоновна Горовая, возглавляющая там юных следопытов. - Тронуло нас то, что они нарисовали проект местности у реки, мост, домики, улицы, с названиями. Чувствуются опека и внимательность к земляку и отзывчивость на наше письмо".
И это крайне славно, что учащиеся обеих школ так бережно хранят память о Герое, так старательно собирают и изучают материалы о нём. Славная бытие пошехонского пионера и комсомольца, боевого вожака Владимира Григорьевича Семенишина - ослепительный образец беззаветного служения Родине...
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Семенов Vladimir Semenov
Всего выполнил 360 успешных боевых вылетов. Проведя 38 воздушных боев, уничтожил 21 вражеский самолет.После войны продолжал службу в ВВС. Награжден..
читать далее →
Владимир Серов Vladimir Serov
Старший лейтенант В. Г. Серов совершил 203 боевых вылета, провёл 53 воздушных боя, сбил лично 20 и в составе группы 6 самолётов противника. 0 года..
читать далее →
Владимир Снесарев Vladimir Snesarev
0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина,..
читать далее →
Владимир Сухачев Vladimir Suhachev
Старший лейтенант В. П. Сухачёв совершил 110 боевых вылетов, нанеся врагу большой урон в живой силе и технике. Всего совершил 138 успешных боевых..
читать далее →