Известные люди
»Владимир Соллогуб
Соллогуб (граф Владимир Александрович) - известный писатель (1814 - 1882), внук литовско-польского вельможи, переселившегося в Россию.С. получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу живал за границей.
Учился в Дерптском университете, где окончил вектор движения в 1834 г. Поступив на службу в Министерство иностранных дел, он некоторое время состоял при Венском посольстве, после этого перешел в Министерство внутренних дел, в 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 г. был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877 г. находился при главной квартире Государя Императора для составления "Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем" (Санкт-Петербург, 1878). В общем он, несмотря на огромные связи и некогда большое зажиточность, карьеры не сделал. Интересы литературно-артистические в нем преобладали, чему содействовали кроме того родственные отношения с известным музыкальным домом графа Виельгорского (см.). С. был добрый джентльмен, отзывчивый на чужое беда и искренно радовавшийся чужому заслуженному успеху. Свободный от великосветских предрассудков, он вместе с тем был желанным гостем в аристократических гостиных, где его любили как интересного собеседника и устроителя спектаклей и увеселений, и сообща с тем был своим человеком в кружках молодых писателей, группировавшихся примерно "Отечественных Записок" времен Белинского. В литературной деятельности своей С. до известной степени являлся симпатичным дилетантом, больше скользя по поверхности затрагиваемого сюжета, чем углубляясь в его суть. Выступил он на литературное поприще с повестями "Два студента" и "Три жениха" в "Современнике" (1837), а в 1839 г. появился в обновленных "Отечественных Записках" с "Историей двух калош". Повесть имела чрезвычайный счастливый момент. Подкупал не только гений рассказчика, но и теплота чувства и трогательность сюжета - история разбитой житейской прозой артистической жизни. Симпатичные лица повести - артисты и немцы-ремесленники, несимпатичные - люди большого света. Из других повестей имели фарт "Аптекарша" (1841), "Медведь" (1843) и в особенности "Большой Свет" (1840), повесть "В двух танцах". Во всех этих произведениях здоровый свет неизменно выводится со стороны своей пустоты и мишурности, а люди среднего сословия - со стороны своей преданности чувству долга и искренности чувства. Сатира, при всем при том, не глубока и известное внутреннее преклонение пред "настоящим" большим светом сквозит и через отрицательное касательство автора к изображаемой среде. В 1845 г. С. издал отдельной книгой, с политипажами, наиболее известное из своих произведений - "Тарантас" (первые 7 глав были напечатаны в "Отечественных Записках" 1840 г.). Это талантливая, но достаточно странная мешанина беллетристики и публицистики, перемешанный длинными рассуждениями расклад о поездке из Москвы в село Мордассы захолустного помещика старого закала и молодого человека, только что вернувшегося из-за границы. Последний вывез из долгих шатаний по Европе нежелание завести у нас европейские порядки, а напротив того славянофильствующее преклонение пред русской "самобытностью". Автор насмешливо относится к обоим героям, которые в своем путешествии сталкиваются с целым рядом тонко обрисованных представителей захолустной жизни. Белинский посвятил "Тарантасу" большую сочувственную статью, в которой, хотя вообще-то, придал авторским намерениям существенно большую определенность и окрашенность. В 1845 - 46 гг. С. издал сборник "Вчера и Сегодня" (2 т.), в 1850 г. поставил на сцену известнейший водевиль свой "Бпища от нежного сердца". Настроение "обличительной" эпохи, наступившей затем севастопольских неудач, не миновало и впечатлительного С. Отзывчивый на все моднячее, писавший водевили более того на такие "современные" темы, как царившая одно время в Петербурге мода на мыльные пузыри, С. в 1856 г. написал "Чиновника", в котором первейший герой Надимов патетически восклицал: "Крикнем на всю Русь, что пришла пора вытащить зло с корнями". Пьеса имела шумнейший фарт, но это свидетельствовало больше о настроении общества, с жадностью ловившего всяческий намек на обновление отжившего строя, чем о достоинстве пьесы и глубине замысла. Люди, умеющие соображать в литературных явлениях, тогда же увидели внутреннюю фальшь и пустозвонство Надимова. "Чиновник" был быстро забыт и не меньший счастливый момент, чем пьеса, имел едкий и сияющий разбор ее, напечатанный Н.П. Павловым в "Русск
ом Вестнике" 1857 г. Насмешливо отнесся к внешней прогрессивности Надимова и Добролюбов ("Сочинения", т. II). "Чиновник" был последним из произведений С., обратившим на себя внимательность публики. После этого он нечасто появлялся в печати (главным образом с воспоминаниями о Пушкине, Гоголе, Вяземском, Одоевском и других). После его смерти был напечатан роман "Через край" ("Новь", 1885) и "Воспоминания" в "Историческом Вестнике". Беллетристические сочинения С. издал в 5 томах, в 1855 - 56 гг. (Санкт-Петербург). С. Венгеров.
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Уфлянд Vladimir Uflyand
Владимир Уфлянд - русский поэт, прозаик. Родился 21 марта 1937 года.Первая книга стихов Уфлянда вышла в Соединенных Штатах в 1978 году под названием..
читать далее →
Владимир Чурилин Vladimir Churilin
Российский поэт, автор двух посмертно изданных книг.
читать далее →
Владимир Арро Vladimir Arro
Окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена.
читать далее →
Владимир Барятинский Vladimir Baryatinsky
Родился в 1874 году. Окончив курс в морском училище, Б. два года служил в гвардейском экипаже. Литературную деятельность начал в 1896 году в "СПб...
читать далее →