Известные люди
»Владимир Стоюнин
Рождение: Россия
Стоюнин (Владимир Яковлевич) - выдающийся педагогический деятель. Родился в 1826 г. в купеческой семье; среднее образование получил сперва в Санкт-Петербургском училище при церкви святой Анны и в Санкт-Петербургской 3 гимназии.
Еще в гимназии Стоюнин начал чиркать вирши. Живое фантазерство и мечтательность юноши побудили его поступить на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета; он думал о службе при посольстве в Персии или Турции. Много занимался он и по Историко-филологическому (тогдашнему Философскому) факультету. Необходимость помогать мама и сестер заставила его отступиться от прежних замыслов и дарить уроки, прежде частные, после этого в 3-й гимназии, в которой он и оставался до 1871 г., являясь не только прекрасным преподавателем, но и наставником в высшем смысле этого слова. Преподавал кроме того российский язык и словесность в 1-м Мариинском училище и в Мариинском институте. В 1871 г. Стоюнин был назначен инспектором московского Николаевского сиротского института. И в этом месте он одним духом сумел притянуть к себе учащих и учащихся. Не все, и все-таки, хотели уяснить высокие педагогические идеалы Стоюнина, и в 1874 г. Стоюнин принужден был оставить любимое призвание. В 1881 г., когда его супруга, Мария Николаевна Стоюнова, открыла в Санкт-Петербурге частную женскую гимназию, Стоюнин снова взялся за живое педагогическое занятие. Преподавая российский язык, словесность, историю и помимо того возглавляя, как инспектор, новой школой, он имел полную вероятность проводить тут свои принципы. Гимназия, благодаря своему инспектору, одним духом заняла выдающееся местоположение, которое сохраняет и до настоящего времени. Скончался Стоюнин 4 ноября 1888 г. Литературные труды Стоюнина позволительно поделить на три группы. А. К первой принадлежат статьи по истории образования в России и по разным общепедагогическим вопросам (изданы в 1892 г. под заглавием: "Педагогические сочинения"). Главную специфика их составляет то, что вопросы образования и воспитания разбираются в тесной связи с условиями современного быта, на которые автор отзывается крайне чутко, являясь педагогом-публицистом. Исходным пунктом воззрений Стоюнина является заявочное пожелание, чтобы "учебное заведение наша могла назваться национальной". "Дело школы позволительно анализировать только в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается". Попытки сформировать школу по чужим опытам не могут быть удачными; но не следует пренебрегать и общей наукой, выработанной в других странах. Назначение школы, по понятию Стоюнина - воспитание, раньше всего, человека, а не подготовление лиц, которые могли бы занять одну из ступеней табели о рангах. Чтобы русская учебное заведение могла точно рскручиваться, необходимо соблюдение следующих условий: 1) она должна давать из недр своих будущих граждан в истинном смысле этого слова, проникнутых чувством законности, ни в жизнь и нигде не ставящих "занятие на втором плане, а на первом персона, со своим самовластием"; 2) учебное заведение должна содействовать поднятию общественной нравственности. "Стремление существовать только для себя или на социальный счет, расчеты на одни личные выгоды, уклонение от добросовестного труда, беззастенчивая дезинформация - вот что отличает многих из нас в общественной сфере; ещё печальнее, что на это зло смотрится как-то примирительно, без особенного негодования, как подобно тому как бы по-другому и быть не может, что, конечно, поощряет людей, склонных пожить на сторонний счет". Чтобы учебное заведение могла биться с подобными явлениями, необходимо деятелям ее не сводить свою работу к учительству, в самом тесном значении этого слова; они должны взращивать своих питомцев, оживляя сферу своих уроков идеалом, не заключенным в узкие пределы той или иной кафедры, а в связи с нравственными требованиями семейной и общественной жизни; 3) в конце концов, учебное заведение может быть истинно русской, если она будет ступать навстречу всем потребностям русской общественной жизни, если из нее будут вылезать такие люди, в которых нуждаются держава и среда. Нельзя, конечно, требовать от школы, чтобы она выпускала в существование людей со сложившимся уже идеалом: окончательный развивается только в связи с действительной общественной жизнью. Но "учебное заведение должна сделать духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нем бескорыстную влюбленность к истине, правде, добру и прекрасному и влечение к ним". В то же время "она не может навязывать никакой теории для жизни,
никакой исключительной идеи, которой должна быть посвящена бытие... юноша должен входить в бытие с полной свободой предпочесть себе поприще, только было бы в нем живо ощущение справедливости, честности, влечение совместить близкое благо с общим". Рисуя идеальную школу, Стоюнин не мог не затронуть вопроса о взаимном отношении между семьей и школой. С одной стороны учебное заведение, обязанная для своей жизненности шагать навстречу запросам общества, должна выискивать помощи в семье, интересы которой так узко соприкасаются с интересами всего общества. Прислушиваясь к голосу семьи, школе легче удовлетворить предъявляемым от лица общества требованиям. С прочий стороны, "семейство должна глядеть на школу, как на свою помощницу в деле, которое ей ближе всего, но которого она одна не может выполнить". Одним словом, "пускай учебное заведение видит близкое дополнение в семье, а семейство в школе. Обе они в тесной связи могут укреплять приятель друга, увеличивая взаимно воспитательные силы". В одной из своих статей Стоюнин касается вопроса, что такое общее образование, как нечто противоположное специальному. Чтобы точнее обусловить первое, Стоюнин рисует идеал просвещенного человека: "Просвещенный дядя не тот, у кого невпроворот несвязных понятий или таких, которые составляют одну какую-нибудь профессия, а тот, кто сквозь научные познания развил в себе высшие понятия, которые определяют человеческую существование в ее отношениях ко всему окружающему, т. е. к природе и к обществу. Просвещением вызываются присущие человеку стремления к истине, правде, добру и изящному и сами им поддерживаются. Следственно, с просвещением соединяются все сферы деятельности: и ученого, и администратора, и судьи, и медика, и филантропа, независимо от тех специальных познаний, которые им нужны для деятельности". Чтобы выработать в своих питомцах высшие понятия и, в свое время всего возвышенное понятие о человеке, школе приходится понемногу узнать непочатый край низших понятий, относящихся к миру физическому и нравственному, причем материал, предлагаемый школой, должен быть таким, чтобы на нем учащийся мог потихоньку перебегать от низших понятий к высшим. В ряде статей Стоюнин высказался по вопросу о женском образовании. И в ранних, и в позднейших статьях он восстает супротив того поверхностного образования, которое создает так называемых благовоспитанных барышень. Он обращается к матерям с горячим словом, убеждая их отступиться от мысли, что блестящее образование женщины содержится только в знании новых языков. Восстает он ещё супротив вымучивания в детях талантов с самого раннего детства. Стоюнин приподнято ценит всесословную женскую гимназию за то, что она уничтожила вопросительный мотив о существенном отличии образования женщины и мужчины. Оба эти понятия связались в одном понятии "человек", которое не допускает нравственного и умственного превосходства одного пола над другим. Б. Вторую группу работ Стоюнина составляют разные пособия и руководства для преподавания родного языка и словесности: "Высший вектор движения грамматики" (1855, 3 изд., 1876), "О преподавании русской литературы" (1864, 5 изд., 1898), "Руководство для исторического изучения русской литературы" (1869, 5 изд., 1879); "Руководство для теоретического изучения литературы" (1870, 6 изд., 1879; к нему в 1879 г. издана "Хрестоматия"), "Русский синтаксис" (1871); "Русская классная хрестоматия для низших классов", с "Руководством для преподавателей" (1876, 3 изд. хрестоматии 1893 г.; 2 изд. "Руководства", 1889); школьные издания сочинений Фонвизина, Грибоедова, Пушкина. Все эти труды, принадлежа и до сих пор к лучшим в нашей учебной литературе, в близкое время оказали громадное воздействие на замену прежнего схоластического и догматического изучения литературы живым, непосредственным знакомством с ее произведениями. Взгляды Стоюнина на задачи и методы изучения словесности изложены в книге "О преподавании русской литературы", которая должна быть настольной книгой каждого преподавателя, в особенности начинающего. Стоюнин без сомнения осуждает тот методика преподавания литературы, встречающийся и в настоящее время, при котором память учащихся загромождается массой фактов и рассуждений, предложенных в готовом вид
е в учебниках истории литературы. Стоюнин находит недостатки и в том приеме, в силу которого преподаватель, исходя из разбора произведений, сам от себя дает готовые выводы. Правильно поступит тот преподаватель, тот, что дает видное местоположение беседе с учениками и их попыткам самостоятельного разбора. Стоюнин предлагает ограничиться небольшим количеством словесных произведений, но новости занятие по указанному способу, тот, что содействует всестороннему развитию учащихся. Восставая супротив общих характеристик, бессвязного исчисления фактов, имен, годов, без непосредственного знакомства с самыми произведениями, Стоюнин в то же время требует исторического изучения литературных произведений, т. е. рассмотрения вопроса о том, какое роль имел беллетрист для общества своего времени. Иначе штудирование произведений в роде "Летописи", "Слова о Полку Игореве", трудов Ломоносова не будет иметь в распоряжении ни цели, ни интереса. В. Третья группа работ Стоюнина посвящена истории литературы. Сюда принадлежат исследования и статьи о Пушкине ("Исторический Вестник", 1880 и след.), Шишкове (отд. 1880), Кантемире (при собрании его сочинений, изд. Глазунова, и в "Вестнике Европы", 1867 и 1880 г.), Княжнине ("Библиотека для Чтения", 1850, и "Исторический Вестник", 1856 и отд.), Кольцове ("Сын Отечества", 1852) и др. Кроме того, Стоюнин поместил строй литературных и театральных рецензий и статей самого разнообразного содержания, в особенности в журналах и газетах: "Музыкальный и Театральный Вестник" (1856 - 57), "Русский Мир" (1859 - 60, когда Стоюнин был его редактором), "Порядок" (1881 - 82), "Вестник Европы" (1880 - 84).
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Аверченко Vladimir Averchenko
Глава ФА по строительству и ЖКХ, с 2004 года руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
читать далее →
Владимир Анисимов Vladimir Anisimov
Бывший заместитель директора ФСБ России, генерал-лейтенант запаса, был членом оперативного штаба по освобождению заложников во время теракта в..
читать далее →
Владимир Вьюнов Vladimir Viunov
Начальник Северо-Западного таможенного управления.
читать далее →
Владимир Лазовский Vladimir Lazovskiy
Начальник Главного Управления ФСНП РФ по Южному федеральному округу.
читать далее →