Известные люди
»Владимир Фаворский
Рождение: Россия» Москва, 14.3.1886
. А. Фаворский вошел в отечественную и мировую художественную культуру как непревзойденный мастер ксилографии и книжной иллюстрации. За долгую свою жизнь художник не раз обращался и к другим видам искусства (скульптура, фресковая живопись, карандашный рисунок, театральное оформление). Фаворский занимался и декоративным искусством. В 1937 году, например, за работу по оформлению Советского павильона Всемирной выставки в Париже он был удостоен высшей награды "Гран при". Но предпочтение художник отдавал гравюре.
ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886-1964), русский график и живописец, всенародный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, сценический художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии ('Достоевский', 1929; иллюстрации к 'Слову о полку Игореве', изд. 1954, а ещё к 'Борису Годунову', 1955, и 'Маленьким трагедиям', изд. 1961, А. С. Пушкина). Ленинская премия (1962).
ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич [3 (15) марта 1886, Москва 29 декабря 1964, там же], российский художник и теоретик искусства, выдающийся мастер искусства книги.
Канва жизниРодился в семье юриста (мамаша художница О. В. Шервуд). Брал уроки в студии К. Ф. Юона (1903-05), а кроме того в частной Академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07). Жил в Москве. Был членом объединения 'Четыре искусства'. Много работал как педагог в московском Вхутемасе (1921-29; ректор в 1923-25), Московском полиграфическом (1930-34) и других институтах.
Мастер книгиРаботая с 1907 преимущественно в технике ксилографии, стал виртуозом авторской торцовой гравюры на дереве, продолжив в этом плане традицию Т. Бьюика. Был близок к позднеромантической поэтике символизма, и все-таки участливо следил и за новациями авангарда, в том числе кубизма, добиваясь строгой конструктивности своих изысканных, скрупулезно выверенных композиций.
Идеальным полем для реализации его компромиссного подхода, гармонически сочетавшего в себе навыки, традиции и достижения авангарда, стало искусство книги. Фаворский разработал стройную теорию ее оформления, понимая книгу как целостный тело, в котором эстетическое, декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным ('инструмент для чтения').
Для иллюстраций периода 1910-х середины 1930-х годов характерны лаконически-экспрессивная символика, влюбленность к черному, без малого осязаемому штриху ('Фамарь' А. П. Глобы, издано в 1923; 'Новая жизнь' Данте, издано в 1934), черты эпического космизма при всей миниатюрности образов ('Книга Руфь',1925), либо, напротив, лукавого или драматического гротеска ('Домик в Коломне' А. С. Пушкина, 1929; 'Рассказы' Б. А. Пильняка, 1932). Произведение порой превращается как бы в явленную тайну искусства как такового, на что обращают внимательность П. А. Флоренский и О. Э. Мандельштам, воздавшие Фаворскому хвалу как граверу-кудеснику.
С середины 1930-х мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим свет и движение; в его работах усиливаются черты классицизма: 'Сонеты' У. Шекспира (1948); сборник 'Р. Бернс в переводах С. Я. Маршака' (1950); 'Слово о полку Игореве' (1953); 'Борис Годунов' (1956) и 'Маленькие трагедии' (1961) А. С. Пушкина.
Другие сферы творчестваФаворский был ещё замечательным мастером романтико-исторического гравюрного портрета ('Ф. М. Достоевский',1929; 'Пушкин-лицеист', 1935), а кроме того портрета бытового (серия карандашных 'двойных портретов' родных и друзей, 1938-61). С 1942 обращался к линогравюре (серия 'Самарканд', 1942-44). Работал кроме того как художник театра.
Если многие его графические произведения (к примеру, 'двойные портреты') примыкают по духу к уединенному 'тихому искусству', то в своих монументально-декоративных вещах (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито в Доме моделей, 1935; обе в Москве, не сохранились) художник, с одной стороны, выполнял целиком служебный тематический заказ, с иной же и тут продолжал придерживаться принципа безукоризненной, замкнутой в себе 'чистой формы'.
Теория и учебное заведениеЭтот принцип формальной замкнутости произведения, гармоничной художественной структуры, внутри которой творчество как бы сберегает себя от суетной злобы дня, был отчасти унаследован Фаворским от А. Гильдебрандта (его книжка 'Проблема формы в изобразительном искусстве' была издана в 1914 в переводе Фаворского и Н. Б. Розенфельда). В своих теоретических выступлениях Фаворский призывал скрупулезно продумывать внутренний строй произведения, тем самым сохраняя искусство более того в самые тяжелые годы внешнего идеологического натиска от политической конъюнктурщины и халтуры.
Призыв Фаворского к формальной и духовной чистоте творчества неизменно находил активный отклик. Он оказал действенное воздействие на немного поколений российских художников, в том числе на представителей 'сурового стиля'.
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Юрпалов Vladimir Yourpalov
Владимир Юрпалов - российский художник, живописец и график. Родился 28 мая 1954 года.Владимир Юрпалов работает в стилях поставангардизм,..
читать далее →
Владимир Балашов Vladimir Balashov
Заслуженный артист РСФСР.
читать далее →
Владимир Басов Vladimir Basov
МНОГИМ он казался шутом. Нелепым, некрасивым, смешным. Но он умел притягивать внимание к своей персоне, его нельзя было забыть, если довелось..
читать далее →
Владимир Белокуров Vladimir Belokurov
Народный артист СССР.
читать далее →