Известные люди
»Владимир Шевченко
Рождение: Россия, 25.6.1906
Герой Советского Союза (14.03.38). Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Родился в семье крестьянина. Украинец. Окончил рабфак.
В РККА с 1929 г. Окончил 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного Флота в г. Борисоглебске в 1932 г. Член ВКП(б) с 1932 г.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1937 г. Командовал отрядом скоростных бомбардировщиков. Наносил удары по войскам на авангардный и железнодорожным станциям близ фронта. Совершал налеты на порты, находившиеся в руках франкистов, и корабли противника в море. Совершил больше 100 боевых вылетов.
Экипажи бомбардировщиков не имели никакой подготовки к действиям над морем. Существовали проблемы с навигацией, единственный судно не могли отличить от другого.
Когда звено Шевченко в основополагающий раз полетело разыскивать нелегкий крейсер мятежников Канариас, испанский адмирал несложно на листочке бумаги изобразил контуры корабля. В указанном районе крейсер нашелся, но что-то расходилось с эскизом адмирала
Вспоминает Н.Г. Гуменный: Однажды я был назначен в Картахену по вызову главного военно-морского советника Н.Г. Кузнецова. В немалый кабинете командующего ВМФ Буисы я представился.
- Подойдите к карте, - сказал Кузнецов. - По агентурным данным, вот тут, южнее Малаги, к рассвету завтрашнего дня должен быть крейсер Канариас. Вам необходимо возглавить звено СБ, штурмовать судно и потопить его.
Я попросил фотоснимок Канариаса. Кузнецов обратился к командующему флотом, но тот только пожал плечами, после этого, улыбаясь, взял лист бумаги и проворно набросал контуры корабля.
- Говорит, что вот так же ему когда-то рисовали судно, но упустили одну какую-то важную пустяковина, - ухмыльнулся Кузнецов.
К тому времени в нашей эскадрильи осталось негусто старичков, а ибо поручение было сильно ответственным, начальник эскадрильи приказал новости звено Владимиру Шевченко и мне, а два ведомых экипажа будут испанскими.
На следующий день, ещё затемно, мы взлетели с Сан-Хавьера и легли курсом на Малагу. С первыми лучами солнца прямо спереди по курсу показался большой боевой судно. Беловато-серая громадина недвижимо застыла на спокойной морской глади. По всей видимости, это Канариас - наша мишень. Мы вышли на боевой вектор движения и открыли бомболюки.
Нажимаю сигнальные кнопки для доворота самолёта к черте курса. Высота - 600 метров, прыть - 300 километров в час. Наш СБ летит точь-в-точь по курсу и так плавно, будто скользя по тихой воде.
Я всматриваюсь то в рисунок, лежащий передо мною, то на судно. А он уже в центре прицела и приближается к перекрестию сетки. И в тот миг, когда мой перст лежал уже на кнопке сбрасывателя бомб, я заметил на корабле какие-то выступающие части, которых нет на моём рисунке. Вот она, до того знакомая лётчикам обстановка, когда всё решают десятые доли секунды. Узапустить их - и не будет выполнено поручение, для которого прилетели эти 9 мужчина, объединённых одной целью. Ударить всей бомбовой мощью! А нежданно это не Канариас? Тем больше, что судно не открывает огня по нашим самолётам...
Нет, надобно окинуть взглядом судно ещё раз! Говорю об этом Володе, закрываю бомболюки, делаем левый разворот. Ведомые следуют за нами. Ещё раз участливо осматриваем судно. Это, на самом деле, не Канариас! Досадно, конечно, но, с прочий стороны, ладно, что не поспешили.
Берём вектор движения на запасную мишень и сбрасываем бомбы на позиции мятежников к востоку от Гранады. Вскоре мы возвратились на Сан-Хавьер. Уже потом посадки выяснилось, что обнаруженное нами судно вправду было не Канариасом, а английским линкором! Кто знает, к каким международным осложнениям могла бы привести наша ошибка.
14.03.38 г. старшой лейтенант Шевченко Владимир Илларионович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 69.
Ему было присвоено внеочередное воинское звание полковник. Вскоре он был назначен заместителем начальника Главной летной инспекции ВВС РККА.
В конце мая 1939 г. в составе группы летчиков, имеющих боевой навык, полковник Шевченко прибыл в МНР для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол и советско-финской войне.
4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 16-й садик Юго-Западного фронта (86-й сбап, 87-й и 92-й иап, 226-й и 227-й ближние бомбардировочные авиаполки), насчитывавшей 306 самолетов (в т.ч. 48 - неисправных).
Осенью 1941 г. весной 1942 г. командовал ВВС 37-й армии Юго-Западного фронта.
22.05.42 г. в соответствии с приказом наркома обороны на базе расформированных ВВС 37-й армии в городе Лисичанске Донецкой области была сформирована 216-я истребительная авиационная дивизия (16-й гиап, 88-й и 149-й иап).
Со дня формирования до октября 1942 г. 216-й иад командовал генерал-майор авиации Шевченко.
Выпестованная им дивизия превратилась в дальнейшем в одну из самых прославленных в ВВС Советской Армии.
39 летчиков дивизии стали Героями Советского Союза, 4 были удостоены этого звания дважды, а 1 трижды.
В августе - декабре 1942 г. 216-я иад, входя в состав 4-й ВА, прикрывала войска 37-й и 9-й общевойсковых армий в районах от реки Дон до реки Терек, в районах до Нальчика, Моздока, Орджоникидзе. За тот самый отрезок времени летчики дивизии совершили 10954 боевых вылета, сшибли в воздухе 130 самолетов противника и уничтожили на земле 35 вражеских самолетов и полно прочий техники и активный силы
С 23.10.42 по 12.05.44 г. генерал-майор авиации Шевченко командовал 1-м смешанным авиакорпусом 17-й ВА (288-я иад и 267-я шад).
В дни напряженных оборонительных боев под Сталинградом основная нелегкость в борьбе супротив вражеских танков, опорных пунктов ложилась на плечи штурмовиков. В это время Ил-2 поступал на фронт в одноместном варианте, не защищенным со стороны задней полусферы. Вскоре в 1-м сак силами технического персонала были переоборудованы 66 штурмовиков. Во второй кабине установили крупнокалиберный пулемет. В первых же боевых вылетах на этих самолетах стрелки сшибли немного мессершмиттов.
Наступательный порыв был неудержим. Но и супостат был ещё сильным. Однако все его попытки возродить положение на Среднем Дону силами подходящих резервов были сорваны. Действия авиации затруднялись низкой облачностью и частыми туманами. Но несмотря на суровую зиму, метели, стесненные условия базирования, авиаторы благополучно выполняли боевую задачу.
Командир 23-го танкового корпуса Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск Е.Г. Пушкин телеграфировал: Командующему ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту Новикову. Копия: командующему 17-й ВА генерал-лейтенанту Красовскому, командиру 1-го сак генерал-майору Шевченко.
При прорыве в районе Шараповка 23-й танковый остов во взаимодействии с 1-м сак с поставленной задачей справился отменно. Несмотря на превосходство сил противника, летчики 1-го сак сшибли 16 вражеских самолетов, в том числе имеется таран.
Во главе корпуса участвовал в освобождении Украины. Особенно результативным был потрясение штурмовиков и истребителей авиационного корпуса Шевченко по аэродрому Краматорская. Уничтожив с первого захода самолеты, готовившиеся к взлету, и подавив зенитную артиллерию, штурмовики в последующих атаках с бреющего полета пулеметно-пушечным огнем уничтожили и повредили до 50 юнкерсов и мессершмиттов.
8.07.44 г. генерал-майор авиации Шевченко был назначен командиром формирующейся 182-й штурмовой авиационной дивизии, которой и командовал до конца войны.
14.10.44 г. 182-я шад вошла в состав 1-й ВА и начала свою боевую занятие.
20.01.45 г. за отличия в боях по овладению г. Тильзит 182-й шад присвоено почетное наименование Тильзитская. Дивизия была кроме того награждена орденами Суворова и Кутузова.
За время войны генерал Шевченко удостаивался высшей полководческой награды - благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе - 16 раз!
С 1946 г. в запасе.
Вскоре он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и вредительстве и подвергнут следствию органами государственной безопасности.
Похоронен в Волгограде.
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Алимин Vladimir Alimin
Влади'мир Ви'кторович Али'мин (род. 5 декабря 1974 года, в Москве) российский музыкант, звукорежиссёр, композитор, актёр, сценарист.
читать далее →
Владимир Асимов Vladimir Asimov
Владимир раскрепощен, приветлив, имеет присущее всем Овнам упрямство, которое помагает добиться желаемого результата. Обладает потрясающими..
читать далее →
Владимир Асмолов Vladimir Asmolov
Владимир АСМОЛОВ - литературный и сценический псевдоним автора-исполнителя Савельева Владимира Павловича.
читать далее →
Владимир Ашкенази Vladimir Ashkenasi
Российский пианист и дирижёр, с 1969 года живущий и работающий в Исландии.
читать далее →