Известные люди
»Владимир Эрн
Рождение: Россия, 5.8.1882
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева.
Родился в Тифлисе 5 августа 1882. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), позднее стал доцентом и профессором. В 1906 единственный из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством Путь и в 1912 выпустил работа Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. Обе его диссертации: магистерская Розмини и его доктрина знания (1914), докторская (не успел ее защитить) Философия Джоберти (1916), были посвящены творчеству итальянских католических мыслителей. В начале 1917 увидела свет первая доля его последней, так и не завершенной работы Верховное постижение Платона. Умер Эрн в Москве 29 апреля 1917.
Свой отбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал до времени, о чем свидетельствуют его статьи и выступления 19051907. В различие от многих представителей русской религиозно-философской мысли, он не пережил серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией, довольно критически относился к самой идее нового религиозного сознания и к любым попыткам модернизации православия. Собственная метафизическая точка зрения Эрна явственно определилась в ходе его полемики с журналом Логос (1910). В цикле статей (вошедших потом в сборник Борьба за Логос (1911) Эрн доказывал оригинальность русской философской традиции, особенно подчеркивая важность творчества таких отечественных мыслителей, как Г.С.Сковорода, Вл.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Л.М.Лопатин, А.А.Козлов, С.Н.Трубецкой. В историко-философском контексте воззрения Эрна могут быть отнесены к тому опыту возвращения к онтологизму, тот, что в философии 20 в. представлен не одним ярким именем и направлением (фундаментальная онтология Хайдеггера, критическая онтология Н.Гартмана, неотомистская онтология и др.). Как и на Западе, разворот к онтологии в России (точка зрения Эрна единственный из наиболее ярких примеров) начинался с критики гносеологизма предшествующей рационалистической философии. Своеобразие онтологизма Эрна в существенной мере связано с его критикой меонизма рационалистической философии и с учением о Логосе. В Новое время, по Эрну, происходит разрыв с онтологизмом античной и средневековой мысли и начинается пора господства меонической (у Эрна без-бытийной, без-жизненной) философии. Кардинальной, конституирующей чертой этого направления оказывается отрицание природы как Сущего. Однако, полагал Эрн, созданный новоевропейским рационализмом образ реальности, где научно-философскому разуму, как началу познающему и организующему, противостоит овеществленная, лишенная внутреннего смысла существования натура, не больше чем миф. Новое время, вообще говоря, шибко мифологично... В новое время мы видим возникновение целого цикла мифов, целого ряда мифологем, и все различие, колоссальное и существенное, этих мифов и этих мифологем от античных и средневековых содержится только в перемене знака положительного на негативный. Миф античный и средневековый онтологичны, мифы нового времени меоничны. Устремленная к идеалу жестко научного знания новоевропейская философия приходит к парадоксальному результату. Ее основу, по убеждению Эрна, образует миф ни капли не академический и не логичный об отвлеченном, мертвом познании и настолько же безжизненной природе. Подлинную альтернативу меонизму, по Эрну, представляет логизм, философия Логоса. Сущим природу (вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи, доказывал в своих сочинениях Эрн, становится источником онтологизма античной философии (в прошлом всего в платонизме) и, религиозно преображенное в христианстве, метафизически оформляется в патристике.
Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысля бытийственна, и мужчина никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем. Эта образ для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин частичных и в этом смысле относительных. У философии, считал Эрн, своя задача: философия не может не стараться к познанию абсолютному, по иному она легко перестает быть философией.
Излагая свою концепцию логизма, Эрн не провозглашал нового направления в философии. С его точки зрения, в историческом плане логизм уже состоялся. Сама человеческая культура как солидарная преемственность творчества есть плод верности духу логизма ее творцов. Культура и Логос нераздельны, как нераздельны Логос и натура, Логос и бытие. Распад живых связей происходит в цивилизации, питаемой рационализмом. Эрн верил, что обстановка не фатальна и многое зависит от того, произойдет или нет метафизический поворот. Философия, по его убеждению, должна отозваться на вызов рационализма и возвратить человека в мир бытия (по Хайдеггеру, в жилье бытия), где нет искусственных преград, воздвигнутых рационализмом между человеческой мыслью и Сущим, и сама идея осознается в метафизической глубине, в изначальной коренной связи с живым Логосом.
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Жеденов Vladimir Zhedenov
Автор около 100 научных работ, посвящённых сравнительной анатомии животных и человека. Наиболее ценная научная информация содержится в работах по..
читать далее →
Владимир Матюхин Vladimir Matiuhin
Владимир Александрович проводит большую педагогическую работу, является профессором кафедры восстановительной медицины ММА имени И.М. Сеченова,..
читать далее →
Владимир Скулачев Vladimir Skulachev
Является Лауреатом премии Ленинского комсомола (1967), лауреат премии по биохимии им.А.Н.Баха (1972), лауреат Государственной премии СССР (1975),..
читать далее →
Владимир Эфроимсон Vladimir Efroimson
В распределении по фракциям человеческой популяции В.П. Эфроимсон принадлежит к малочисленной фракции героев. Его жизнь, как и жизнь других героев,..
читать далее →