Известные люди
»Владислав Опельянц
Рождение: Россия
Влад Опельянц славится тем, что умеет снять красивую картинку. Доказательство тому - фильм Ренаты Литвиновой "Богиня: как я полюбила", где все так сказочно! А еще он был главным оператором такой нашумевшей картины, как и "Статский советник". Однако, несмотря на успешную карьеру в большом кино, он продолжает снимать и клипы, благодаря которым когда-то и прославился. Наш разговор с Владом состоялся как раз во время съемок очередного ролика, причем для группы, которая пока совершенно неизвестна.
Владислав Опельянц, оператор
Дебют в кино: "Кризис среднего возраста" (реж. Гарик Сукачев)
Другие работы: "В движении", "Богиня: как я полюбила", "Статский советник"
А также: больше 100 рекламных роликов и музыкальных клипов, в том числе для Валерия Меладзе, Николая Баскова, Алсу, групп "Чайф", "Блестящие", "Руки вверх" и др.
- Влад, вы моднячий и востребованный оператор. Не надоело трудиться с малыми формами?
- Нет, не надоело. Клипы для меня - как хобби, с которым я ни в жизнь не расстанусь. Кино, конечно, намного интереснее снимать, но перерывы между съемками могут быть весьма большими. И сиживать без дела, чего-то ожидая, по меньшей мере неумно. Потому что надобно набивать руку, осведомляться новую технику, тренировать око, привкус. Мода сильно одним духом меняется. Сейчас смотришь "Терминатора", тот, что когда-то казался верхом совершенства, и понимаешь, что это уже немного устарело.
- И чтобы не устареть также, нужно снимать клипы?
- Клипы - это прекрасная тренировка для оператора. Если бы я был педагогом, я бы заставлял своих студентов снимать клипы. Потому что уложить историю в три минуты, выказать разные схемы света и в то же время сыскать для них общее стилистическое вывод крайне сложно, поверьте мне. Я бы такие упражнения давал прямо со второго курса. Изучили возможности камеры - и вперед!
- Вы оттого что также начинали с клипов?
- Не нимало. Вообще первостепеннный раз я взял камеру в руки, когда мне было лет восемь. У меня папа - телевизионный оператор, он, уместно сказать, до сих пор работает на телевидении. И свои первые уроки композиции я получил аккурат от отца. Брал у него камеру, ходил по дому, что-то снимал. Сначала камера казалась мне игрушкой, а вслед за тем я понял, что это весьма значимый для меня инструмент. Дело в том, что мне вечно хотелось рисовать: обожаю живопись. Но, к сожалению, Бог не дал таланта. И вот с помощью камеры я могу хотя бы отчасти реализовать свои амбиции. Потому что операторская служба - это также создание картинки. Только не кистью, а светом.
- Операторов и режиссеров, которые пришли в большое кино из рекламы, нередко упрекают в клиповом сознании
- Зря упрекают. Клиповой манерой у нас что называют? Динамичный монтаж. Но нашенский кинематограф долгое время страдал от иной крайности. Был Тарковский с его гениальными длинными планами. И были несложно плохие режиссеры, которые элементарно не знали, что такое монтажные ножницы, и скрывали родное незнание за длиннотами. Сейчас мы освоили хотя бы динамичный монтаж, это уже прорыв. Со временем, думаю, появятся и свои Тарковские.
- Клипы у нас также научились снимать?
- Я зачастую бываю за рубежом и могу твердо заявить: многие наши клипы на голову лучше того, что сегодня делают на Западе. Я не говорю про Азию или Африку - они остались в отдалении сзади, но более того по сравнению с Европой мы демонстрируем весьма мировой порядок.
- В чем он выражается?
- Прежде всего в качестве съемки. А от этого многое зависит. Ведь более того самая яркая история, снятая плохим оператором, отталкивает зрителя от экрана. Зритель избалован хорошей картинкой. И я считаю, нет ничего плохого, если оператор на клипах научится ее работать. А после этого придет с этим опытом в кино.
- Вы в большое кино пришли с умением "произвести красиво". Яркий тому образец - "Богиня: как я полюбила" Ренаты Литвиновой.
- Да, мы с Ренатой в это играли, били в одни ворота. И многие композиционные вещи совместно выстраивали, чтобы картинка получилась красивой. Такова была стилистика этого фильма. Но я не непременно следую ей во всех своих картинах. У меня их больше шести, и все они разные. В одном ключе вообще тоскливо трудиться. Всегда хочется что-то новое испытать. Вот в текущий момент у меня сильно сложная картина на подходе - "Утомленные солнцем-2" Никиты Михалкова. Это будет нечто новое для меня.
- В чем новизна?
- Я ни при каких обстоятельствах не снимал военное кино. Хотя эта задача неизменно была мне интересна. С точки зрения драматургии, сценария это также непростой кино. И ответственность большая. Все-таки Михалков! Он крайне солидно подходит к делу, практически фонтанирует идеями. И от окружающих требует того же. Но это и любопытно!
- Кроме военной, какая ещё фактура вас привлекает?
- Очень люблю историческое кино. Может быть, вследствие того что, что в клипах и рекламе мне в основном приходилось обладать занятие с современной эпохой. И она мне немного поднадоела. В этом смысле весьма понравилась служба над "Статским советником", оттого что это костюмированный кино. Для меня в текущее время актуальна такая закономерность: чем дальше история от нашего времени, тем она мне интереснее.
- И тем больше сложностей...
- Сложностей шибко навалом! Особенно для художников. Декорации, костюмы, прически - это все нужно свершить, сыскать, сформировать. С натурой вообще напасть. Москвы XIX века в столице на практике не осталось. И для того чтобы снять некоторые сцены "Статского советника", нам приходилось выезжать в Тверь, Боровичи, ещё какие-то города.
- В выборе натуры вы участвуете?
- Сначала натуру выбирает художник. Едет по лесам, полям, по городам и весям. Где-то он уже знает перспективные места, где-то только их ищет, где-то ему подсказывают. Есть ещё специальные люди, которые занимаются предварительным поиском красивой натуры. Они привозят фотографии из разных мест, мы их смотрим, выбираем. И только позже выезжаем на местоположение с режиссером, чтобы обусловить точки съемки.
- В вашей профессии для вас есть авторитеты?
- Долгое время таким авторитетом был мой папа. А где-то на втором курсе у меня произошел перелом в сознании. И появился свежеиспеченный кумир - свойский мастер Вадим Иванович Юсов. Он на самом деле достаточно нечасто нас посещал, оттого что в то время непочатый край снимал. Но, несмотря на нечастые встречи, они были для меня крайне важными. И какие-то зерна, им посеянные, в моей голове проросли.
- А в текущее время в ней осталось местоположение кумирам?
- Ну, эти два кумира постоянно со мной! (Смеется.) Могу окрестить ещё немного имен: Павел Лебешев, Георгий Рерберг. К сожалению, их уже нет с нами. Из молодых операторов также шибко немало достойных ребят. Кумирами я их, конечно, не могу окрестить. Когда знаешь человека вдоль и поперек, а то и горькую с ним пьешь, нелегко считывать его кумиром. Но снимают пацаны весьма профессионально. Я рад, что русская операторская учебное заведение находится в текущий момент в хорошей форме.
- Но, видать, дилетантов в этой профессии также хватает?
- Дилетантов больше. Намного больше! На последнем международном кинофестивале, тот, что ежегодно проводится во ВГИКе, я был членом жюри, посмотрел огромное численность работ. Две трети из них никуда не подходит! А оттого что эти пацаны затем придут трудиться в кино
- А разрешено ли без специального образования сделаться хорошим оператором?
- (Думает.) Наверное, не возбраняется. При условии большого таланта и желания. Но этому человеку в любом случае придется нелегко. Потому что хорошее образование в нашей профессии все-таки весьма невпроворот значит.
- А в чем содержится хорошее образование?
- Хотя бы в том, что дядя знакомится с лучшими образцами мирового кино. Даже если не повезло с мастером, разрешается набраться опыта, не пропуская кинопоказы, изучая историю мирового кинематографа. Это позволяет развить привкус, что немаловажно.
- Вы и в текущее время продолжаете его развивать?
- Стараюсь, но в меньшей степени. Времени не хватает все осмотреть.
- Что произвело ощущение из новинок?
- Очень понравился кино "Свои", тот, что снял Сергей Мачильский. "Девятая рота" - крепкая служба. В том числе благодаря оператору Максиму Осадчему. Еще видел отрывки из нового фильма Германа-младшего "Гарпастум". Общее ощущение о картине не смог собрать, но снято, по-моему, сильно добро. Так что не стыдно за нашенский кинематограф.
- А у вас есть работы, за которые стыдно?
- Конечно, есть.
- С чем это связано?
- С тем, вероятно, что срам у меня ещё остался! (Смеется.)
- Приходилось ли участвовать в заведомо провальных проектах?
- В кино - нет. Удалось уберечь себя от этого. А клипы всякие случались. Особенно в самом начале карьеры. Тогда избирать не приходилось. Нужно было на все достигать соглашения, чтобы тебя узнали, чтобы получить имя. Сейчас я уже могу избирать и шибко этому рад.
Так же читайте биографии известных людей:
Владислав Дворжецкий Vladislav Dvorzhetsky
Владислав Дворжецкий родился в Омске в актерской семье. Его отец-Вацлав Янович - окончил театральную студию при Киевском польском театре, мать -..
читать далее →
Владислав Успенский Vladislav Uspensky
В.А. Успенский - Народный артист России (1988), Заслуженный деятель искусств России (1980), лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов..
читать далее →
Владислав Фролов Vladislav Frolov
В 2008 году Владислав Фролов принял участие в Олимпийских играх в Пекине. Он выступал в эстафете 4х400 метров. Спортсмен стал обладателем бронзовой..
читать далее →
Владислав Краевский Vladislav Kraevsky
...в 1900 году Краевский поскользнулся на улице и сломал ногу. Травма была серьезная и он слег в постель. Вот как пишет об этом И. В. &Лебедев&:..
читать далее →