Известные люди
»Владислав Пьявко
Рождение: Россия» Красноярский край» Красноярск, 4.2.1941
Владислав Пьявко - советский и российский оперный певец, тенор и педагог. Родился 4 февраля 1941 год.В 1965 году Владислав Пьявко был зачислен в стажерскую группу Большого театра СССР.В 1966 году состоялся дебют Владислав Пьявко на сцене Большого театра в партии Пинкертона в премьере оперы Пуччини Чио-Чио-Сан (Мадам Баттерфляй).С 1965 по 1989 год Владислав Пьявкоявлялся ведущим солистом Большого театра СССР.
Родился в городе Красноярске, в семье служащих. Мать - Пьявко Нина Кирилловна (1916 г. рожд.), коренная сибирячка из кержаков. Отца лишился ещё до рождения. Супруга - Архипова Ирина Константиновна, Народная артистка СССР. Дети - Виктор, Людмила, Василиса, Дмитрий.
В 1946 году Владислав Пьявко поступил в 1-й класс средней школы в поселке Таежный Канского района Красноярского края, где и сделал свои первые шаги на ниве музыки, посещая частные уроки Матысика игры на аккордеоне.
Вскоре Владислав с матерью уехали за Полярный круг, в затворенный городок Норильск. Мать завербовалась на Север, узнав, что в Норильске в числе политзаключенных находится дружбан ее юности - Бахин Николай Маркович (1912 г. рожд.), джентльмен удивительной судьбы: до воины механик сахарного завода, во время войны армейский летчик-истребитель, дослужившийся до генерала. После взятия Кенигсберга советскими войсками он был разжалован и сослан в Норильск как "противник народа". В Норильске, будучи политзаключенным, принимал активное участие в разработке и строительстве механического завода, серно-кислотного цеха и коксо-химического завода, на котором и был до своего освобождения начальником мехслужбы. Освобожден следом смерти Сталина без права выезда на материк. Выезд на Большую землю ему был разрешен только в 1964 году. Вот тот самый поразительный джентльмен стал отчимом Владислава Пьявко и больше 25 лет влиял на его воспитание и мировоззрение.
В Норильске В.Пьявко в первую голову немного лет учился в средней школе 1. Старшеклассником вкупе со всеми закладывал новоиспеченный стадион "Заполярник", Комсомольский парк, в котором сажал деревья, а потом там же рыл котлованы под будущую Норильскую телестудию, в которой вскоре ему пришлось трудиться кинооператором-хроникером. Затем пошел вкалывать и окончил норильскую школу рабочей молодежи. Работал шофером Норильского комбината, внештатным корреспондентом "Заполярной правды", художественным руководителем театра-студии Клуба шахтеров и более того статистом городского Театра драмы имени В.В. Маяковского в самом начале 1950-х годов, когда там работал грядущий Народный артист СССР Георгий Жженов. Там же в Норильске В.Пьявко поступил в музыкальную школу по классу аккордеона.
После окончания школы рабочей молодежи Владислав Пьявко пробует свои силы на экзаменах на актерский факультет во ВГИК, а кроме того поступает на высшие режиссерские курсы "Мосфильма", которые набирал в тот год Леонид Трауберг. Но, решив, что его не возьмут, как не взяли во ВГИК, Владислав прямо с экзаменов ушел в военкомат и попросил, чтобы его направили в военное училище. Его направили в Коломенское ордена Ленина Краснознаменное артиллерийское училище. Сдав экзамены, он стал курсантом самого старейшего военного училища России, прежде - Михайловского, теперь - Коломенского военно-инженерного ракетно-артиллерийского училища. Это училище гордится не только тем, что выпустило не одно поколение боевых офицеров, верой и правдой служивших России и защищавших Отчизну, вписавших невпроворот славных страниц в разработку военного оружия, как, в частности, армейский конструктор Мосин, создавший знаменитую трехлинейную винтовку, которая безотказно воевала и в первую вмемирную и в Великую Отечественную войну. Это училище гордится и тем, что в его стенах учились Николай Ярошенко, именитый российский художник, и не менее популярный скульптор Клодт, чьи скульптуры коней украшают Аничков мост в Санкт-Петербурге.
В военном училище у Владислава Пьявко, что называется, "прорезался" звук. Он был запевалой 3-й батареи 1-го дивизиона училища, и в конце 1950-х годов Коломна была первым слушателем и ценителем будущего солиста Большого театра, когда его звук разносился по всему городу во время праздничных парадов.
13 июня 1959 года, будучи в Москве по случаю отпуска, курсант В.Пьявко попал на спектакль "Кармен" с участием Марио Дель Монако и Ирины Архиповой. Этот день опрокинул его судьбу. Сидя на галерке, он понял, что его местоположение на сцене. Через год, чуть окончив училище и с огромным трудом уволившись из армии, Владислав Пьявко поступает в ГИТИС имени А.В.Луначарского, где получает высшее музыкальное и режиссерское образование по специальностям артист и режиссер музыкальных театров (1960-1965). Искусству пения он в эти годы обучался в классе Заслуженного деятеля искусств Сергея Яковлевича Ребрикова, драматическому искусству - у прекрасных мастеров: Народного артиста СССР Бориса Александровича Покровского, артиста театра имени М.Ермоловой, Заслуженного артиста РСФСР Семена Хаанановича Гушанского, режиссера и актера театра "Ромен" Анхела Гутьерреса. Одновременно он занимался на курсе режиссеров музыкальных театров - Леонида Баратова, знаменитого оперного режиссера, в то время -главного режиссера Большого театра СССР.
После окончания ГИТИСа Владислав Пьявко в 1965 году выдерживает циклопический конкурс в стажерскую группу Большого театра СССР. В том году из 300 претендентов взяли всего шесть: Владислав Пашинский и Виталий Нартов (баритоны), Нина и Неля Лебедевы (сопрано, но не сестры) и Константин Басков и Владислав Пьявко (тенора).
В ноябре 1966 года В.Пьявко участвует в премьере Большого театра "Чио-Чио-сан", исполняя партию Пинкертона. Заглавную партию на премьере исполняла Галина Вишневская.
В 1967 году его направляют на двухгодичную стажировку в Италию, в театр "Ла Скала", где он занимается у Ренато Пасторино и Энрико Пьяцца. Состав стажеров театра "Ла Скала" от СССР был, как правило, многонациональным. В эти годы с Владиславом Пьявко стажировались Вацис Даунорас (Литва), Зураб Соткилава (Грузия), Николай Огренич (Украина), Ирина Богачева (Ленинград, Россия), Гедре Каукайте (Литва), Борис Лушин (Ленинград, Россия), Болот Минжилкиев (Киргизия). В 1968 году Владислав Пьявко сообща с Николаем Огреничем и Анатолием Соловьяненко принимает участие в Днях культуры Украины во Флоренции в театре "Коммунале".
В 1969 году позже окончания стажировки в Италии он едет с Николаем Огреничем и Тамарой Синявской на Международный конкурс вокалистов в Бельгию, где завоевывает первое местоположение и малую золотую медаль посреди теноров сообща с Н.Огреничем. А в борьбе финалистов "по голосам" за Гран-при завоевывает третье местоположение. В 1970 году - серебряная медаль и второе местоположение на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве.
С этого момента начинается интенсивная служба В.Пьявко в Большом театре. Одна за прочий появляются в его репертуаре труднейшие партии драматического тенора: Хозе в "Кармен" сообща с прославленной Кармен мира Ириной Архиповой, Самозванец в "Борисе Годунове".
В начале 1970-х годов Владислав Пьявко на протяжении четырех лет является единственным исполнителем Радамеса в "Аиде" и Манрико в "Трубадуре", в то же время пополняя свой репертуар такими ведущими теноровыми партиями, как Каварадосси в "Тоске", Михаиле Туча в "Псковитянке", Водемон в "Иоланте", Андрей Хованский в "Хованщине". В 1975 году он получает первое почетное звание - "Заслуженный артист РСФСР".
В 1977 году Владислав Пьявко покоряет Москву своим исполнением Ноздрева в "Мертвых душах" и Сергея в "Катерине Измайловой". В 1978 году ему присуждается почетное звание "Народный артист РСФСР".
В 1983 году участвует вкупе с Юрием Роговым в создании художественного музыкального фильма "Ты мой экстаз, мое мученье..." в качестве автора сценария и режиссера-постановщика. Одновременно Пьявко снимался в этом фильме в главной роли, являясь партнером Ирины Скобцевой, и напевал. Незатейлив сюжет этого фильма, отношения героев показаны полунамеками, и многое очевидно осталось за кадром, видимо, из-за того, что в фильме весьма немало музыки и классической, и песенной. Но, конечно, огромное достоинство этого фильма в том, что музыкальные фрагменты звучат полноценно, музыкальные фразы не обрываются ножницами монтажера, там где вздумается режиссеру, раздражая зрителя своей незавершенностью. В этом же 1983 году во время работы фильма он удостаивается почетного звания "Народный артист СССР".
В декабре 1984 года он удостаивается в Италии двух медалей: золотой именной медали "Владислав Пьявко - Великий Гульельмо Ратклифф" и Диплома города Ливорно, а ещё серебряной медали Пьетро Масканьи общества "Друзья оперы" за претворение в жизнь архитруднейшей теноровой партии в опере итальянского композитора П.Масканьи "Гульельмо Ратклифф". За сто лет существования этой оперы В.Пьявко является четвертым тенором, исполнившим немного раз эту партию в театре в живом спектакле, и первым русским тенором, получившим золотую именную медаль в Италии, на родине теноров, за претворение в жизнь оперы итальянского композитора.
Певец хоть отбавляй гастролирует по стране и за рубежом. Он участник многих международных фестивалей как оперной, так и камерной музыки. Голос певца слышали аудитории Греции и Англии, Испании и Финляндии, США и Кореи, Франции и Италии, Бельгии и Азербайджана, Нидерландов и Таджикистана, Польши и Грузии, Венгрии и Киргизии, Румынии и Армении, Ирландии и Казахстана, многих других стран.
В начале 1980-х годов В.И.Пьявко увлекается преподавательской деятельностью. Его приглашают в ГИТИС на кафедру сольного пения факультета артистов музыкальных театров. За пять лет педагогической работы он воспитал нескольких певцов, из которых до времени ушедший из жизни Вячеслав Шувалов пошел по исполнительству народной песни и романсов, стал солистом Всесоюзного радио и телевидения; Николай Васильев стал ведущим солистом Большого театра СССР, Заслуженным артистом РСФСР; Людмила Магомедова два года стажировалась в Большом театре, а потом была принята по конкурсу в труппу Государственной немецкой оперы в Берлине на ведущий сопрановый репертуар (Аида, Тоска, Леонора в "Трубадуре" и т.д.); Светлана Фурдуй немного лет была солисткой Казахского оперного театра в Алма-Ате, после этого уехала в Нью-Йорк.
В 1989 году В.Пьявко становится солистом Государственной немецкой оперы (Staatsoper, Берлин). С 1992 года он является действительным членом Академии творчества СССР (в настоящее время России). В 1993 году удостоен звания "Народный артист Кыргызстана" и награды "Золотая плака Чистернино" за партию Каварадосси и серию концертов оперной музыки на юге Италии. В 1995 году ему присуждается приз "Жар-птица" за участие в фестивале "Певческое биеннале: Москва - Санкт-Петербург".
Вэтого в репертуаре певца примерно 25 ведущих оперных партий, в числе которых Радамес и Гришка Кутерьма, Каварадосси и Гвидон, Хозе и Водемон, Манрико и Германн, Гульельмо Ратклифф и Самозванец, Лорис и Андрей Хованский, Ноздрев и др.
Его камерный репертуар насчитывает больше 500 произведений романсовой литературы Рахманинова и Булахова, Чайковского и Варламова, Римского-Корсакова и Верстовского, Глинки и Бородина, Тости и Верди и многих других.
В.И. Пьявко участвует в исполнении и крупных кантатно-ораториальных форм. В его репертуаре "Колокола" Рахманинова и "Реквием" Верди, Девятая симфония Бетховена и Первая симфония Скрябина и др.
Особое местоположение в его творчестве занимает музыка Георгия Васильевича Свиридова, его романсовая литература, циклы. Владислав Пьявко является первым исполнителем его знаменитого цикла "Отчалившая Русь" на вирши Сергея Есенина, тот, что он записал вкупе с циклом "Деревянная Русь" на пластинку. Партию фортепиано в этой записи исполнял выдающийся российский пианист Аркадий Севидов.
Всю существование неотъемлемой частью творчества Владислава Пьявко являются песни народов мира - русские, итальянские, украинские, бурятские, испанские, неаполитанские, каталонские, грузинские... С Академическим оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения под управлением Народного артиста СССР Николая Некрасова он гастролировал во многих странах мира и записал две сольные пластинки испанских, неаполитанских и русских народных песен.
В 1970-1980-х годах на страницах газет и журналов СССР по просьбе их редакций Владислав Пьявко печатал рецензии и статьи на музыкальные события Москвы, творческие портреты своих коллег-певцов: С. Лемешева, Л. Сергиенко, А. Соколова и других. В журнале "Мелодия" за 1996-1997 годы была опубликована одна из глав его будущей книги "Хроника прожитых дней" о работе над образом Гришки Кутерьмы.
Много времени В.И.Пьявко уделяет общественно-просветительной деятельности. С 1996 года он является первым вице-президентом Фонда Ирины Архиповой. С 1998 года - вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей и постоянным членом оргкомитета Международного оперного фестиваля "Золотая корона" в городе Одессе. В 2000 году по инициативе Владислава Пьявко организовано издательство Фонда Ирины Архиповой, выпуском книги о С.Я. Лемешеве начата серия "Жемчужины мира музыки". С 2001 года В.И. Пьявко - начальный вице-президент Международного союза музыкальных деятелей. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени и 7 медалями.
Владислав Пьявко в молодости увлекался спортом: он мастер спорта по классической борьбе, чемпион Сибири и Дальнего Востока посреди юношей в конце 1950-х годов в легком весе (до 62 кг). В свободное время увлекается слайдами, пишет вирши.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Владислав Чернушенко Vladislav Chernuchenko
Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Глинки, Лауреат Государственной премии РФ, Лауреат премии ВЦСПС, Лауреат..
читать далее →
Владислав Ветров Vladislav Vetrov
Заслуженный артист России.Был принят в труппу театра Современник в 2002 году, потом непродолжительной работы в Школе драматического искусства..
читать далее →
Владислав Демченко Vladislav Demchenko
Родился 2 февраля 1966 года. Окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина (1988), Институт Гете в Берлине. С 1988 - артист Театра им. Р.Симонова,..
читать далее →
Владислав Краснопольский Vladislav Krasnopolsky
Владислав Иванович Краснопольский - заслуженный врач России, лауреат премии Правительства России за разработку и внедрение эндоскопических методов в..
читать далее →