Известные люди

»

Владмир Нанейшвили

Владмир Нанейшвили Vladmir Vardenovich Nanejshvili Карьера: Герой
Рождение: Грузия, 16.11.1978
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени, Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Окончил гуманитарный техникум в г. Гори.

В РККА с 1925 г. Член ВКП(б) с 1926 г. В 1926 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1928 г. 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче.

Был командиром звена, авиаотряда, а потом командовал штурмовой авиационной эскадрильей 253-й легкоштурмовой авиабригады.

Вспоминает маршал авиации Красовский: В 1935 году мы получили самолеты Р-5 ССС. Возросшая прыть полета новой модификации машины Поликарпова намного расширила ее боевые возможности. Наши летчики начали кропотливо отрабатывать упражнения по стрельбе и бомбометанию

Боевая выучка нашей бригады была проверена на осенних учениях совместно с механизированным корпусом. Штурмовикам предстояло расчистить дорогу пехоте и танкам, форсировавшим реку Великая, и причинить потрясение по противнику на западном берегу. Всхолмленная лесистая местность и непогода заставляли капитально пошевелить мозгами над профилем полета, продумать немного вариантов заходов на мишень. Опытные командиры эскадрилий В.В. Нанейшвили и другие подошли к решению задачи творчески. Самолеты, прижатые низкой облачностью без малого к самой земле, рассеяв скопления пехоты, прошли вдоль русла реки и поставили плотную дымовую завесу, которая обеспечила скрытное наведение переправы.

Присутствовавший на учении Маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский, в ту пору заместитель Народного комиссара обороны, дал высокую оценку действиям летчиков.

В 1938 г. полковник Нанейшвили был назначен командиром 147-й скоростной бомбардировочной авиабригады Ленинградского военного округа.

Участвовал в советско-финской войне.

Рассказывает армейский корреспондент Поляков: Через час вслед за тем того как Владимир Варденович Нанейшвили провел своих воспитанников над крышами Хельсинки, финское руководство наскоро запаковало чемоданы и бежало в Вазу.

...В первые дни войны доля Нанейшвили обосновалась под Ленинградом. Среди рядового летного состава было страсть сколько молодежи, неоперившихся летчиков. Они непреклонно взялись за занятие и проворно получили настоящее воздушное образование.

30 ноября 1939 года, в основополагающий день войны, состоялся первостепеннный боевой вылет. Шесть звеньев скоростных бомбардировщиков вылетели в районы Хельсинки, Коулу, Утти. Густой ледяной туман до залива. Звено во главе с командиром эскадрильи капитаном Саранчевым пробилось к столице Финляндии. Над Хельсинки низкая облачность. Аэродром сыскать нереально. Самолеты идут над городом...

Вокзал. Поезда с боеприпасами, эшелоны, отправляющиеся на фронт. Советские бомбы попадают на крышу вокзала, на платформу, на железнодорожные линии, в составы. Фонтаны огня и дыма...

1 декабря тов. Нанейшвили вылетает в те же места: Хельсинки, Утти, Коулу. Часть самолетов под командой Нанейшвили летит на Коулу. Погода отвратительная. До залива снегопад. Дальше низкая облачность. Лететь приходится на высоте 50 метров, бомбардировщики бреют над Финским заливом.

Вот и материк. Нанейшвили заметил подле Коулу воинский эшелон противника. Развернул колонну. Бомбардировщики пролетают над эшелоном, обстреливая его из пулеметов. Поезд останавливается. Сыплются из вагонов солдаты. В эшелон летят бомбы. Переворачивается паровоз. Бомбардировщики поднимаются ещё выше и бомбят ж-д узел.

Летят дальше. Замечены нефтесклады. Бомбят их. Нефтесклады горят.

Метеорологические условия хуже не придумаешь, к тому же везде зенитки. На всех шхерах зенитные пулеметы. И бьют достаточно метко. Когда летчики возвращаются на аэровокзал, многие насчитывают в своих самолетах до пятидесяти пробоин.

По всему фронту идет подготовка к штурму линии Маннергейма. Наземная и воздушная разведка устанавливает местонахождение долговременных огневых точек противника. Самолеты забирают бомбы в 250 и 500 килограммов, летят на финские доты. Бомбят с пикирования. Черный финский гранит, железобетон, металл амбразур сдаются под напором советских бомбардировщиков. Бомбы попадают в аккурат на доты или рвутся рядом...

Владимир Варденович мастер по бомбардировке дотов, мастер прямых, точных попаданий.

Тов. Нанейшвили водил в махач своих летчиков, ни при каких обстоятельствах не забывая следить за их поведением во время обстрела зенитной артиллерией. После каждого боевого полета он производил разбор, указывая на недостатки, на излишнюю нервозность некоторых пилотов.

Он обратил особое участливость на одного молодого командира эскадрильи. При сложной метеорологической обстановке тот самый начальник возвращался назад с бомбами и докладывал, что летать нереально. Нанейшвили в крайне плохую погоду сам повел эту эскадрилью. Справа от него шел ее начальник. Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, поручение было выполнено.

С тех пор начальник эскадрильи уже ни в жизнь не возвращался вспять, не выполнив задания. Летал в самых трудных условиях, в туманы и снегопады Теперь тот самый начальник - Герой Советского Союза.

С января 1940 г. полковник Нанейшвили командовал 18-й скоростной бомбардировочной авиабригадой (48-й и 50-й сбап) ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта.

18-я сбаб была сформирована 1.01.40 г. Штаб бригады прибыл из Латвии, 48-й сбап из Умани, а 50-й сбап вошел в состав бригады уже на месте. К концу января бригада на сто процентов сосредоточилась на аэродроме Сестрорецкий разлив.

16.01.40 г. ее части начали боевые действия. В составе бригады было 126 скоростных бомбардировщиков СБ, которые начали к методичному разрушению оборонительных сооружений на участке от озера Муолан-ярви до Суммы на глубине не больше 6 км от линии фронта.

За отрезок времени с 16.01.40 г. по 10.02.40 г. самолеты бригады сбросили на линию Маннергейма 621250 кг фугасных бомб калибром от 50 до 500 кг, а так же 15089 кг зажигательных и 51178 кг осколочных авиабомб. К сожалению, бомбометание велось не прицельно, а по площадям, что снижало эффективность ударов.

11.02.40 г. перед началом штурма первой полосы линии Маннергейма 18-я авиабригада нанесла 20-ти минутный потрясение по финским позициям перед 123-й стрелковой дивизией. Уже в 12.28 солдаты 245-го стрелкового полка этой дивизии захватили центральный ДОТ на высоте 65,5, а к вечеру части дивизии захватили уже восемь ДОТов и ДЗОТов, продвинувшись вглубь финских позиций, на 1-1,5 км. В последующие дни советские войска продолжали развивать прорыв, вводя в него дополнительные силы.

15.02.40 г. атакой с фланга и тыла был захвачен наиболее могучий Суммский узел сопротивления. К 16 февраля была захвачена Кямяра, части 19-го стрелкового корпуса, наступали на Лейпясуо. Линия Маннергейма была прорвана на участке 11-12 км и на 11 км в глубину. В темное время суток на 17 февраля финские части перед фронтом 7-й армии начали отход ко второй оборонительной полосе. К 19 февраля 7-я вс, преследуя противника, вышла ко второй оборонительной полосе, где финнам удалось задержать ее продвижение.

18-я авиабригада, поддерживая 19 стрелковый остов, сделала 1312 самолето-вылетов, сбросив на противника 215 тонн бомб.

28.02.40 г. началось новое, ещё больше мощное атакование войск 7-й армии. Противник, не выдержав удара, стал отдаляться по всему фронту от р. Вуокса до Выборгского залива. Вторая полоска укреплений была прорвана за два дня. С 1 марта начался обход г. Выборга, а 5 марта войска 7-й армии окружили Выборг.

За время боев 18-я скоростная авиабригада потеряла 15 самолетов в боях и 8 в авариях и катастрофах. 14 летчиков, штурманов и стрелков-радистов были удостоены звания Герой Советского Союза.

21.03.40 г. полковник Нанейшвили Владимир Варденович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 247.

4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

С 8.08.40 г. по 22.10.41 г. он командовал 27-й истребительной авиадивизией Закавказского военного округа.

Вспоминает С.Н. Гречко: Однажды, на глаз в середине августа, на нашем аэродроме приземлился У-2. Из самолета вышел смуглый, загорелый, крупного телосложения генерал. Это был В.В. Нанейшвилн. Назвав свою фамилию дежурному по аэродрому, он безотложно же приказал огласить первой эскадрилье боевую подготовленность и вознести в воздух истребители для отражения налета авиации противника.

Пятнадцать самолетов ушли на поручение. Сработали летчики метко, твердо. Напрашивалась хорошая оценка. Но в воздухе с самолетом командира звена Павла Данкевича (в дальнейшем генерал-полковника авиации) случилось невероятное: при резком развороте на условную мишень на его Чайке в один момент лопнула перкалевая обшивка. Машина, как после этого рассказывал Павел Борисович, оказалась обнаженной, будто библейская Ева, стала неуправляемой и камнем понеслась вниз. Командир звена мог спастись от неминуемой гибели, только воспользовавшись парашютом. И он оставил Чайку.

Гневу генерала Нанейшвиди не было предела. Данкевича комдив, истина, не ругал, зато непреклонно досталось старшему инженеру полка, тот, что недоглядел, а вернее заявить, вначале более того и не догадывался, что в колхидской парилке перкалевая обшивка на боевой машине сгнила. Когда весть об этом случае дошла до Наркома обороны, он распорядился, чтобы полк собственными силами за пятнадцать суток привел все самолеты в строй.

Указание наркома было выполнено досрочно. Трудились все, кто мог обращаться с иглой: работники авиационно-технической базы, летчики и техники, боевые подруги авиаторов. Чайки одна за прочий обретали свой старый боевой облик и поднимались в небосвод, подтверждая боеготовность полка.

Вновь к нам прилетел генерал Нанейшвили. Опять та же команда: Первой эскадрилье - в воздух! В тот самый раз все летчики эскадрильи блестяще доказали, что не понапрасну слывут ведущими в полку.

Участвовал в Великой Отечественной войне с октября 1941 г. В июле 1941 - мае 1942 гг. был командующим ВВС 44-й армии, а потом - ВВС 51-й армии. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции и обороне Крыма.

С 22.05.42 по 15.09.42 гг. генерал-майор авиации Нанейшвили командовал 238-й штурмовой авиадивизией 5-й ВА.

К началу июля дивизия имела только треть положенного количества самолетов. Летный состав, прибывавший из учебно-тренировочных и запасных полков, не обладал боевым опытом, части имели плохую связь товарищ с другом, их взаимодействие было отработало слабо, но, несмотря на эти трудности, авиаполки выполняли поставленные перед ними задачи

Боевые действия авиации в обороне Кавказа не возбраняется поделить на два периода, различные по содержанию и продолжительности. С 25 июля по 17 августа шла битва на переправах сквозь Дон и осуществлялся отход советских войск к предгорьям Главного Кавказского хребта. С 18 августа и до конца 1942 г. продолжались оборонительные операции на Кавказе. Особенно тяжелым было положение в последней декаде июля и начале августа. Под давлением превосходящих сил противника советские войска отошли на предел левый берег реки Кагальник, Манычский канал

Бесстрашие и неутомимость в полетах являли летчики-штурмовики 238-й авиадивизии генерал-майора авиации В.В. Нанейшвили. Перебазировавшись с аэродрома Крымская на прочий аэровокзал, дивизия основными силами наносила штурмовые удары по скоплениям вражеских войск в устье Дона, мотомехчастям на дорогах, подавляла пламень полевой и зенитной, артиллерии на позициях. В районе станицы Тихорецкая штурмовики этого соединения только в течение 28 июля уничтожили немного десятков танков и бронемашин 13-й фашистской танковой дивизии

Выполняя указание Родины Ни шагу вспять!, летчики 5-й воздушной армии дрались насмерть, не жалея себя. Только в боях в районе Армавира геройской смертью погибли 34 летчика 238-й штурмовой авиадивизии генерала В.В. Нанейшвили. За бытие советских авиаторов гитлеровцы заплатили дорогой ценой: штурмовики сожгли в этом районе 118 фашистских танков и 460 автомашин с грузами и активный силой, разломали 10 переправ, провели 12 воздушных боев и обили 8 вражеских самолетов.

Образцово выполняли все задания командования летчики 502-го штурмового авиаполка... Они не позволили войскам противника переправиться посредством реку Кубань, удачно уничтожали прорвавшиеся вражеские части, в районе Армавира, а кроме того войска, двигавшиеся в направлении Майкоп, Белореченская, Краснодар, Хадыженская и Новороссийск. Полку приходилось осуществлять задания при сильном противодействии истребителей и зенитной артиллерии противника, в горной местности и в весьма сложных метеоусловиях. Летчики совершали до 7-8, вылетов в день и в каждом из них делали по 3-4 захода на мишень. Они произвели 377 боевых вылетов, уничтожили и повредили большое число боевой техники и активный силы противника

В результате больших потерь 238-я штурмовая авиадивизия... была направлена в тыл на переформирование. Часть ее самолетов была передана в другие полки.

Основными причинами этих потерь являлось то, что противник имел количественное и качественное превосходство в самолетах, а прибывший из запасных полков юный летний состав мало выл подготовлен к ведению воздушных боев. Чувствовалось ещё несовершенство в тактике действий советской авиации: не была разработана тактика группового боя, пары ещё не стали центровой боевой единицей не были отработаны и основы взаимодействия истребительной авиации с бомбардировочной и штурмовой. Были случаи, когда истребители прикрытия отрывались от штурмовиков и бомбардировщиков, теряли их из виду. Порою не выдерживалось время встречи истребителей и штурмовиков и последним приходилось исполнять задания без прикрытия.

В сентябре 1942 - апреле 1943 гг. генерал-майор авиации Нанейшвили был заместителем командующего 8-й ВА (Сталинградский фронт), а в апреле 1943 - апреле 1944 гг. - заместителем командующего 2-й ВА (Воронежский и 1-й Украинский фронты).

С 15.04.44 г. он командовал 8-м штурмовым авиакорпусом 8-й ВА (1-й Украинский фронт).

11.05.44 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

6.01.45 г. он был ранен.

Вспоминает генерал-полковник Рытов: Для уточнения некоторых вопросов операции к командующему 2-й воздушной армией генерал-полковнику авиации Красовскому на самолете По-2 вылетел начальник 8-го штурмового корпуса Нанейшвили. Самолет вел старшой лейтенант Агаджабов, тот, что уже немного раз летал по этому маршруту, и генерал-лейтенант ни на минуту не сомневался, что в пути будет все в порядке.

И вот случилось непредвиденное. По самолету ударила пулеметная очередность. Спасение было только в одном - как не возбраняется быстрее утрачивать высоту: у земли не страшны атаки мессершмиттов и зенитный пламень. Самолет сделал крутой вираж и начал снижаться. Уже перед самой посадкой По-2 очень тряхнуло, и пилот еле-еле сумел приземлить его.

Нанейшвили выбрался из кабины и осмотрел основательно потрепанный авиалайнер. Агаджабов оставался в машине.

- Что с тобой, дорогой? - участливо спросил генерал.

- Ранен в пузо...

Нанейшвили вытащил летчика из кабины и бережно опустил на землю. В это время спереди самолета разорвался снаряд. Генерал нагнулся, прикрыв собой раненого Агаджабова. Потом разорвался второй снаряд, заухали мины. Передний край обороны противника находился в трехстах метрах, и немцам не составляло особого труда корректировать пламень.

Нанейшвили взвалил летчика на плечи и поспешил в сторону наших войск. Осколком снаряда обожгло ногу, и генерал упал. Но оставаться под губительным огнем было угрожающе, и он пополз, волоча за собой Агаджабова. Вскоре кровь залила унты и силы оставили его.

Эта беда развернулась на глазах наших пехотинцев. Командир 134-го Львовского стрелкового полка сразу выслал на ничейную полосу двух разведчиков. Одного из них убило, второй возвратился и доложил, что поблизости от самолета лежат генерал со Звездой Героя и пилот. За ними тут же была отправлена группа служивый и сержантов во главе с офицером. Минометчики и артиллеристы открыли заградительный пламень.

Нанейшвили и Агаджабова отправили в лазарет, но пилот по дороге скончался.

На второй день я разыскал лазарет, где находился генерал.

- Раны не опасные, но выпишем Владимира Варденовича не скоро: он потерял невпроворот крови, - объяснил мне основной врач.

С 30.04.45 г. и до конца войны генерал-лейтенант авиации Нанейшвили опять командовал 8-м шак.

В 1945-47 гг. он командовал авиакорпусом (Приморский армейский округ).

В 1947 г. генерал-лейтенант авиации Нанейшвили поступил в Военную академию Генштаба, которую окончил в 1949 г. Затем командовал ВВС Воронежского военного округа. В 1950-51 гг. был командующим 34-й воздушной армией (Закавказский армейский округ), а в 1952-57 гг. начальником командного факультета Военно-воздушной академии. С 1957 г. - в отставке.

Жил в Тбилиси. Работал начальником Управления ГВФ Грузинской ССР.

Похоронен в Тбилиси, на Сабурталинском кладбище.

Именем Героя названы улицы в Тбилиси и Гори, а кроме того аэроклуб в Тбилиси.

Так же читайте биографии известных людей:
Владо Креслин Vlado Kreslin

Словенский певец.
читать далее

Владыслав Бартошевский Wladyslaw Bartoszewski

Во время Второй мировой войны воевал в рядах Армии Крайовой, был узником Освенцима. После войны сотрудничал с Главной комиссией по расследованию..
читать далее

Влас Дорошевич Vlas Doroshevich

Русский журналист, публицист, театральный критик, один из виднейших фельетонистов конца XIX, начала XX века.
читать далее

Влас Чубарь Vlas Chubar

Чубарь Влас Яковлевич - член партии с 1907 г., член ЦК с августа 1921 г. (кандидат с марта 1921 г.), член Политбюро ЦК 01.02.35-16.06.38 гг...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий