Известные люди
»Воле Шойинка
Рождение: Нигерия, 13.7.1934
Нигерийский драматург, прозаик и поэт Акинванде Воле Бабатунде Шойинка родился в Абеокуте, в Западной Нигерии, в то время колонии Великобритании, в многодетной семье Самуэля Айоделе Шойинка, директора начальной (английской) школы св. Петра в Абеокуте, и Грейс Эниолы Шойинка, владелицы магазина, женщины политически активной и уважаемой. Детство Ш., второго из шести детей, прошло в благополучной обстановке. Его семья принадлежала к западноафриканскому племени йоруба.
По окончании начальной школы св. Петра Ш. поступает в абеокутскую среднюю школу, где удостаивается нескольких наград за сочинения. В 1946 г. он был принят в Правительственный колледж в Ибадане, в самую по тем временам элитарную среднюю школу Нигерии, где идеи нигерийского национализма сочетались с влиянием британского колониализма. Четырьмя годами позже, закончив колледж, Ш. переезжает в Лагос, работает клерком, пишет радиопьесы и рассказы, которые транслируются по нигерийскому радио. В 1952 г. он поступает в Университетский колледж в Ибадане (теперь Ибаданский университет), ещё одно престижное высшее учебное заведение колонии, где изучает английскую литературу, историю, греческий язык, активно участвует в движении за независимость Нигерии.
В 1954 г. Ш. переезжает в Англию, изучает английскую литературу в университете Лидса и знакомится с несколькими молодыми одаренными английскими писателями. В Лидсе он занимается теорией драмы известного ученого Г. Уилсона Найта, тот, что придавал особое роль театру как церемонии, как диалогу с прошлым. Под руководством Найта Ш. изучает европейский театр, пытается увязать театральную культуру Европы и Нигерии. Получив в 1957 г. уровень бакалавра искусств с отличием, Ш. остается в Лидсе, работает над диссертацией, изучает творчество Юджина О'Нила. В это же время он пишет две первые и значительные пьесы, Жители болот (The Swamp Dwellers) и Лев и жемчужина (The Lion and the Jewel), посвященные борьбе старого и нового в современной Африке.
Несколько членов труппы Лондонского Ройял Корт тиэтр прочли пьесу Ш. Лев и жемчужина, которая им шибко понравилась. Начинающий драматург бросает учебу, переезжает в 1958 г. в Лондон, устраивается чтецом пьес в Ройял Корт тиэтр, где знакомится с основными течениями современной английской драмы; продолжает сочинять, осуществляет студенческие постановки Жителей болот, а кроме того своей новой пьесы Выдумка (The Invention), направленной супротив расизма.
Награжденный премией Рокфеллеровского научно-исследовательского центра в области драматического искусства при Университетском колледже в Ибадане, Ш. возвращается в 1960 г. в Нигерию и основывает любительскую театральную группу Маски-1960. Премьера лучшей пьесы Ш. тех лет Пляска леса (А Dance of the Forests) состоялась 1 октября 1960 г. в Лагосе, в День независимости Нигерии. Пляска леса, а ещё сатирическая пьеса Злоключения брата Иеронима (The Trials of Brother Jero), поставленная в Ибадане в том же году, принесли Ш. широкую известность. В следующем году драматург в основном пишет радиопьесы, а ещё пьесы для телевидения. В 1962 г. Ш. становится преподавателем английского языка университета в Ифе. В это время он ведет оживленную полемику с негрофилами.
представителями литературного, мистического по своему характеру движения, выступившими за исключительность африканских традиций, супротив ассимиляции с европейской культурой. Ш. же считал, что не разрешено воспевать только черное прошлое и огульно отвергать все завоевания цивилизации. По мнению драматурга, негрофилы не в состоянии найти решение насущных проблем Африки; он говорил: Тигр не кричит о том, что он тигр, он действует.
Выступает Ш. и супротив засилья правительственной цензуры. В декабре 1963 г. в знак протеста супротив распоряжения университетской администрации прийти на выручку руководство Западной Нигерии Ш. подает в отставку. Два года через, после этого выборов в Западной Нигерии, незнаемый диктор, оказавшийся Ш., объявил по радио, что результаты выборов подтасованы, за что через некоторое время был арестован, обвинен в незаконной радиопередаче и заключен в тюрьму. Но сквозь два месяца, при поддержке здоровый группы американских и английских писателей Лилиан Хелманн, Роберта Лоуэлла, Лайонелла Триллинга и Пенелопы Джиллиет, выразивших протест правительству Нигерии, был освобожден.
В 1965 г. Ш. становится старшим преподавателем Лагосского университета, и в этом же году выходит его первостепеннный роман Интерпретаторы (The Interpreters). Главные герои романа, пять молодых интеллектуалов, которые возвращаются в Нигерию из Европы и США, пытаются вникнуть в сущность тех процессов, которые протекают в находящемся на переломе обществе. Хотя действо романа происходит в Нигерии, в Интерпретаторах, как пишет исследователь Элдред Джонс, поднимается универсальная проблема, стоящая перед молодым поколением, которое не удовлетворено тем, что за парадным фасадом от них прячут прогнившие конструкции.
В августе 1967 г., намедни гражданской войны в Нигерии, Ш. тайно встречается в Энугу с вождем племени оттого что Чукуемекой Одумегву Оджукву, безуспешно пытаясь сагитировать его не вылезать из состава Нигерии. Через 11 дней, когда Ш. возвращается в Лагос, его арестовывают по личному приказу главы нигерийского правительства, президента Якубу Говона, обвиняют в сговоре с повстанцами и на 27 месяцев, несмотря на протесты со стороны выдающихся писателей Запада, заключают в одиночную камеру размером четыре на восемь футов. Лишенный возможности встречаться с людьми, а ещё медицинской помощи, книг и письменных принадлежностей, Ш. опасается за свою психику, более того за существование, что, хотя вообще-то, не мешало ему тайно строчить вирши и совершать наброски для пьес и романа.
Выйдя на свободу в результате всеобщей амнистии в октябре 1969 г., последовавшей после этого победы правительственных войск над сепаратистами Биафры, Ш. становится директором Драматической школы при Ибаданском университете, где осуществляет постановку собственной пьесы Жатва Конги (Kongi's Harvest, 1964), музыкальной комедии, высмеивающей африканский деспотизм, которую он в 1970 г. переделал для кино, причем сыграл в этом фильме главную образ. Незадолго до выхода фильма на экраны страны Ш. уезжает в Европу, где выступает с лекциями, стажируется в Кембридже, в Черчилль-колледже и пишет три значительных пьесы: Метаморфозы Иеронима (Jero's Metamorphosis), Вакханки (The Bacchae), по мотивам трагедии Еврипида, и Смерть и высочайший всадник (Death and the King's Horseman). Его тюремные воспоминания Человек умер (The Man Died) были опубликованы в Лондоне и в Нью-Йорке в 1972 г. В 1975 г. Ш. принял предложение сделаться редактором солидного африканского журнала Новые веяния (Transition) и переехал в столицу Ганы Аккру.
После государственного переворота и смещения президента Говона, в июле 1975 г., Ш. возвращается в Нигерию, сквозь год снова становится профессором английского языка университета в Ифе, осуществляет постановку Смерти и царского всадника, а после этого в 1977 г. своей новой пьесы Опера Воньоси (Opera Wonyosi), написанной по мотивам брехтовской Трехгрошовой оперы. В этом произведении, а ещё нескольких одноактных пьесах, предназначенных для постановки в парках и других общественных местах, Ш. высмеивает обманчивое процветание Нигерии, вызванное нефтяным бумом. В пьесе Джона Блейра и Нормана Фентона Бико под следствием (1979), где выведен южноафриканский борец за права черного населения Стеве Бико, сраженный полицией во время следствия, Ш., режиссер-постановщик и исполнитель главной роли, обличал не только расизм в Южной Африке, но и несправедливость и жестокость в Нигерии.
В тот самый отрезок времени Ш. активно участвует в университетской жизни, в работе правительства (с особым интересом драматург занят обеспечением безопасности на автодорогах), содействует выработке политики национальной партии. Хотя Ш. считал себя социалистом, в партии он не вступал и непрерывно спорил с левыми критиками, которые не могли извинить ему проевропейских взглядов. В то же время Ш. выступает с резкой критикой (1979...1983) и нередко выражает открытое несогласие с преемником Шагари, Мохаммаду Бухари, тот, что захватил верх в конце 1983 г. В 1984 г. нигерийский Верховный суд запретил постановку пьесы Человек умер.
Несмотря на разногласия с правительством, Ш. по-прежнему полно делает для нигерийского театра. В 1979 г. в Чикаго идет в постановке драматурга Смерть и высочайший всадник, а в 1981 г. на Западе выходит автобиография Ш. Аке: Годы детства (Ake: The Years of Childhood). В 1986 г. Ш. начальный из писателей Африки получает Нобелевскую премию по литературе за создание театра огромной культурной перспективы и поэзии.
Представляя лауреата, Ларе Йюлленстен, член Шведской академии, отметил, что в его пьесах просторно и умело используются самые различные сценические приемы, и в прошлом всего традиционно африканские: ритуальный танец, маски и пантомимы, темп и музыка, декламация, прием театра в театре. Театр Ш., продолжал Йюлленстен, коренится в африканской культуре и в африканском мире, и все-таки это необыкновенно образованный драматург... Мифы, традиции и ритуалы для него не маскарадные костюмы. Свою Нобелевскую лекцию Ш. посвятил Нельсону Манделе, южноафриканскому борцу супротив апартеида.
Наряду с драматическими произведениями и прозой Ш. опубликовал немного поэтических сборников, из которых наиболее известны Стихи из тюрьмы (Poems From Prison, 1969) и дополненное и расширенное издание этого сборника под заглавием Врата склепа (А Shuttle in the Crypt, 1972). Стихи Ш. сочиняет на языке племени йоруба, а пьесы и проза пишутся им только на английском языке, так как, как говорит сам Ш., в Нигерии имеется немного основных языков, а британский связывает их между собой.
Произведения Ш. приподнято оцениваются в критической литературе Африки и стран Запада. По словам Пола Доли, лучшие пьесы Ш. это переход от жизни к смерти, от человеческого к божественному при посредстве танца... и музыки. С точки зрения нигерийского исследователя Ойина Огунбы, самое очевидное в пьесах Ш. это его гуманизм, его сострадание к народу, тот, что... погружен в неловкий танец перемен. По мнению американского биографа Ш. Генри Луиса Гэтса-младшего, в его пьесах происходит сложнейшее эстетически выверенное совмещение европейской драматической традиции и настолько же богатой драматической традиции племени йоруба....
Ш. женат, у него наследник и три дочери.
Так же читайте биографии известных людей:
Волкан Горанов Volkan Semenovich Goranov
Герой Советского Союза (31.12.36), Герой Народной Республики Болгария (1974). Награжден многими орденами и медалями СССР и НРБ.
читать далее →
Волшебники Двора Volshebniki Dvora
четверо мальчишек и четыре девочки, которые жили в самом обыкновенном дворе города Воронежа, объединились в вокальную группу, которая получила..
читать далее →
Вольдемар Хэглунд Voldemar Hagglund
Хэглунд (Hagglund) Вольдемар Юхан (1893, Выборг -1963), финский военный деятель, генерал-лейтенант. В марте 1915 тайно переехал из Финляндии в..
читать далее →
Вольф Москович Volf Moskovich
Доктор филологических наук (1971), директор отделения славистики Еврейского университета в Иерусалиме (с 1988 года), автор трудов по славистике,..
читать далее →