Известные люди
»Всеволод Пудовкин
Рождение: Россия» Пензенская область» Пенза, 28.2.1893
Внес неоценимый вклад в художественную практику и в теорию кино.
Его папа происходил из крестьян с. Шукша Пензенской губернии. Работал по торговой части - приказчиком, коммивояжером. В 1897 г. Пудовкины переехали в Москву. Отец имел материальные возможности вручить сыну образование. В Москве хлопчик учился в 6-й московской гимназии, интересовался астрономией, физикой, математикой, увлекался живописью, музыкой (играл на скрипке), сочинял пьесы.
С 1914 года, не успев кончить отделение естественных наук физико-математического факультета МГУ, участвовал в первой важный войне. В одном из боев был ранен, попал в плен. Только в конце 1918 г. ему удалось мчаться и возвратиться на Родину. Работал делопроизводителем в военкомате, химиком на заводе "Фосген 1", а в 1920 г. поступил в первую государственную школу кинематографии (сейчас ВГИК) мастерскую В.Р. Гардина.
Снимался как артист с 1920 года, в том числе в картине Гардина Серп и молот (1921), на которой ещё был сорежиссером. Поставил вкупе с ним агитпропфильм Голод... голод... голод (1921) и написал сценарий ленты Слесарь и канцлер (1923, по пьесе А.В. Луначарского). В 1922-25 годы - студент ГТК (мастерская Л.В. Кулешова). Исполнитель острохарактерных ролей, соавтор сценариев и художник в фильмах своего учителя " Необычайные похождения мистера Веста в стране большевиков" (1924) и Луч смерти (1925). Эксцентрические уроки Кулешова претворил кроме того в забавной короткометражке Шахматная горячка (1925, совместно с Н.Г. Шпиковским). Интерес Пудовкина к достижениям науки в области физиологии и психологии проявился в научно-популярной ленте Механика головного мозга (1926).
В 1926 г. Пудовкин совместно со сценаристом Н. Зархи и оператором А. Головней создает свой шедевр "Мать" по повести М. Горького. В этом фильме Пудовкин необычайно правдиво и впечатляюще показал существование русских рабочих до революции. Главные роли он доверил актерам Художественного театра В. Барановской и Н. Баталову, которые создали образы правдивые, психологически глубокие. Пудовкин обогатил кинематографию рядом ценных открытий. В немом кино он сумел сотворить интересные метафорические образы: тишину, в частности, он передал, показывая крупным планом падающие капли; желая вымолвить, что "революция непобедима, как весна", Пудовкин смонтировал кадры первомайской демонстрации с кадрами мощного весеннего ледохода. В следующем фильме "Конец Санкт-Петербурга" (1927), созданном В. Пудовкиным, Н. Зархи и А. Головней эпизоды безжалостной окопной войны, военного ажиотажа на бирже, а ещё октябрьских событий в Петрограде принадлежат к лучшим достижениям киноискусства. Третий шедевр Пудовкина "Потомок Чингисхана"(1929). В нем показана баталия монгольского народа супротив поработителей их Родины. Режиссер находил удивительные детали, характеризующие его касательство к исходящим событиям: вихрь, катящий перекат клубы пыли, вырванные деревья, стирал с земли интервентов, которых гнала монгольская колесница. Колоссальный темперамент и мастерство Пудовкина до сих пор поражают зрителей. Эти картины образовали условную трилогию об историко-революционных переменах в начале ХХ века.
Пудовкин как собак нерезаных сделал для формирования киноэпоса, в котором создан поэтический образ борющихся масс. В 30-е годы поставил отмеченные экспериментаторскими поисками в области новых выразительных средств фильмы: немой - "Простой случай" (1932) и звуковые - "Дезертир" (1933) и "Победа" (1938). Большую образ в развитии советского исторического фильма сыграли картины Пудовкина "Минин и Пожарский" (1939; Государственная премия СССР, 1941), "Суворов" (1941), "Адмирал Нахимов" (1947; Государственная премия СССР, 1947). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Пудовкин создал "Пир в Жирмунке" ("Боевой киносборник" 6, 1941) и "Во имя Родины" (1943, по пьесе К.М. Симонова "Русские люди"). В 1950 Пудовкин (совместно с Д.И. Васильевым) поставил кино "Жуковский" (Государственная премия СССР, 1951). Последняя служба режиссёра - "Возвращение Василия Бортникова" (1953; по роману Г.Е. Николаевой "Жатва").
В течение всего творческого пути Всеволод Илларионович не прекращал актёрской деятельности. Его выдающаяся актерская служба в экранизации "Живого трупа", осуществленной в 1929 году Ф.А. Оцепом, демонстрирует высочайший порядок проникновения в психологические глубины состояния и поведения героя, Федора Протасова. Как ни парадоксально, в своей маленький роли юродивого в первой серии Ивана Грозного (1945) С.М. Эйзенштейна он смог точнее и острее высказаться по поводу собственного положения на услужении того режима, тот, что извратил и обессмыслил революционный порыв масс и отдельных людей, воспетый кинематографом 20-х годов, в том числе и в фильмах самого Пудовкина.
В его теоретических трудах нашли отображение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, доктрина монтажа, организация работы с типажом и актёром, задача звука в кино. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951). Многие его фильмы получили премии Международных кинофестивалей. Пудовкин является автором многих книг по режиссерскому и сценарному искусству: "Кинорежиссер и кинематография" (1926), "Киносценарий. Теория сценария" (1926), "Актер в фильме" (1934) и другие. Его статьи и книги переведены на многие языки, изучаются во всех киношколах мира.
Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Пудовкин (Поварская улочка, 29/31), мемориальная доска. Именем Пудовкина в 1961 названа улочка (в районе Мосфильмовской улицы).
Так же читайте биографии известных людей:
Всеволод Блюменталь-Тамарин Vsevolod Bluemental-Tamarin
Публика обожала Всеволода Александровича. Его ценили и власти, хотя он был убеждённо беспартийным человеком, что в советское время отнюдь не..
читать далее →
Всеволод Лемке Vsevolod Lemke
Самобытный актёр, исполнитель ролей интеллигентов и иностранцев. Ведущий актёр Ленинградского театра комедии. Снимался в фильмах: "Город мастеров",..
читать далее →
Всеволод Бобров Vsevolod Bobrov
Всеволод Бобров - известный советский и российский футболист и хоккеист, тренер. Родился 1 декабря 1922 года.В качестве футболиста Всеволод Бобров..
читать далее →
Всеволод Лопатюк Vsevolod Lopatuyk
Не было больше ни страны, из которой он уходил в последний рейс, ни почти сорока лет жизни, истаявших в плену. Только женщина продолжала ждать на..
читать далее →