Известные люди
»Вячеслав Ткачев
Рождение: Россия
Именно он был одним из инициаторов создания специальных истребительных частей и даже опубликовал книгу "Материал по тактике воздушного боя". 0 года Вячеслав Михайлович занял должность Авиадарма.
Родился в казачьей семье в станице Келлермесской на Кубани в 1985 году. Окончил Нижегородский кадетский остов и Константиновское артиллерийское училище в 1906 году. Службу начинал во 2-й Кубанской батарее. В 1911 году, понаблюдав в Одессе за первыми в России полётами аэропланов, упросил руководство сориентировать его за государственный счёт в частную школу при местном аэроклубе. Затем, по рекомендации Великого князя Александра Михайловича, поступил в Севастопольскую авиашколу, которую закончил с отличием.
В начале Первой Мировой войны был командиром 20-го корпусного авиаотряда. Во время разведывательного полёта его аэроплан попал под обстрел, в результате которого одна из пуль пробила бак с касторовым маслом. Ткачёв ухитрился прикрыть пробоину ногой и довести самолёт до русской территории. После этого эпизода Вячеслав Михайлович стал первым авиатором, награждённым орденом Св. Георгия 4-го класса. Будучи великолепным лётчиком, Ткачев обладал выдающимися организационными навыками и способностью к теоретическим обобщениям. Именно он был одним из инициаторов создания специальных истребительных частей и более того опубликовал книгу "Материал по тактике воздушного боя". 19 Июня 1917 года Вячеслав Михайлович занял место Авиадарма.
В отрезок времени Гражданской войны он командовал авиацией Кубанской Рады в ранге Генерал - Майора, а в 1920 году возглавил ВВС Русской Армии Генерал - Лейтенанта барона Врангеля. После эвакуации из Крыма Ткачёв поселился в Югославии, где занялся преподавательской деятельностью. Во время Второй Мировой войны Ткачёв, в различие от многих других ветеранов Белого Движения отказался сотрудничать с нацистами в их войне с Советским Союзом, и проживал в Белграде как частное физиономия. Тем не менее, после этого взятия города советскими войсками, он был арестован "СМЕРШем" и вывезен в Москву, где и получил 10 лет, как "супостат народа".
Отсидев совершенный срок, Ткачёв вернулся к себе на Кубань, где в последние годы жизни работал переплётчиком с мизерной зарплатой. Перу Ткачёва принадлежат немного заметок, повесть о Нестерове "Русский сокол" и до сих пор не опубликованные мемуары "Крылья России". Умер в 1965 году.
* * *
Вячеслав Матвеевич Ткачёв, единственный из старейших военных лётчиков Русской армии, был фигурой сложной и вдалеке не однозначной. Он прожил большую, нелёгкую, но интересную бытие и занял видное местоположение в истории российской авиации.
Родился 24 Сентября 1885 года на Кубани, в станице Келлермесской. Там он провёл детские годы. Кубанский казак, с 6 лет севший на коня, он мог сделаться ловким джтгитом и лихим рубакой. Но тяга к знаниям сделала его образованным офицером конной артиллерии ( не случайно тогда говорили: пригожий - кавалерист, неглупый - артиллерист ) - окончив Нижегородский аракчеевский остов, он закончил и Константиновское артиллерийское училище.
Затем, что было вовсе уж как снег на голову, Ткачёв становится офицером - воспитателем в Одесском кадетском корпусе. Эта работа требовала не только глубоких знаний, но и организаторских способностей, а главное, педагогического таланта - умения соображать человеческие ( в особенности мальчишеские ) души. И то, что кадеты любили своего казака - воспитателя, говорит о многом.
В Одессе Ткачёв в первый раз увидел летящий аэроплан. Стремление самому участвовать в процессе покорения неба привело его в 1911 году в авиашколу Одесского аэроклуба. Получив диплом гражданского пилота, Ткачёв добивается направления на учёбу в офицерскую Севастопольскую школу авиационного отдела Воздушного Флота.
В 1913 году он делает рекордный перелёт на "Ньюпоре" по маршруту Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар и тогда же участвует в формировании и подготовке первой крупной авиационной единицы русской армии - 3-й авиароты в Киеве, где проходил службу в 11-м корпусном авиаотряде сообща с Петром Нестеровым. К началу Первой Мировой войны он получил новое назначение: 1 Августа 1914 года - уже был командиром 20-го корпусного авиационного отряда, входившего в состав расположенной в Лиде авиароты.
К началу войны в русской военной авиации было всего 236 аэропланов, преимущественно устаревших конструкций, не преспособленных к огневому поражению противника в воздушном бою. Однако уже в Декабре 1914 года на участке Юго - Западного фронта начальник авиационного отряда Подъесаул В. М. Ткачёв, потом сыгравший видную образ в становлении отечественной истребительной авиации, выстрелами из личного пистолета, первым посреди русских пилотов, сшиб в воздушном поединке германский аэроплан "Альбатрос". [ По другим источникам, свою единственную победу Вячеслав Матвеевич Ткачёв одержал летом 1916 года, причём он пилотировал аппарат, а жар из пулемёта вёл Иван Дмитриевич Хризоскалео и сшибли они австро - венгра. ] Вскоре его примеру последовали и другие лётчики. Бывший студент и грядущий начальник 7-го авиаотряда Иван Орлов, установив со своим летнабом в гондоле на тихоходном и неповоротливом "Вуазене" пулемёт фирмы "Льюис", одержал вдогон за Ткачёвым свою первую победу... [ По другим источникам, И. Орлов одержал свою первую победу ( не подтверждённую ) в Мае 1915 года ]
Однако такие случаи были скорее исключением, чем правилом. По этому поводу сам Ткачёв писал:
"Если бы в 1914 году мы располагали аэропланами с установленными на них пулемётами, что, уместно сказать, предлагал в своё время произвести Пётр Николаевич Нестеров, то точно смогли бы сформировать этакий заслон в воздухе противнику, что они и носа бы не сунули на нашу территорию".
В начальный отрезок времени войны Ткачёв совершил немного сильно важных для русского командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго - Западного фронта от 24 Ноября 1914 года за 290 был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени. Ткачёв стал первым русским лётчиком - Георгиевским кавалером.
Самоотверженно и умело действовал В. М. Ткачёв в отрезок времени с 4 по 7 Июня 1915 года - несмотря на явную угроза для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись в немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство. 4 Июля, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.
14 Августа В. М. Ткачёв сшиб ещё единственный австрийский аэроплан, причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов.
Однажды в полёте на разведку осколком зенитного снаряда пробило бак с маслом в самолёте Ткачёва. Изловчившись, пилот одной ногой заткнул дыру, а прочий управлял педалями. Долетев до авангардный, он сел у наших окопов, раздобыл двуколку, прямо на глазах австрийцев привязал к ней аэроплан и вывез его из - под огня...
В Августе 1916 года Ткачёв возглавил 1-ю истребительную авиагруппу, в которую вошли 2, 4 и 19-й авиаотряды. Свое первое боевое крещение лётчики авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в Сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось достигнуть существенного перелома в ходе борьбы за господство в воздухе. О том, что она носила ожесточённый нрав, свидетельствует этакий момент.
13 Сентября 7 русских истребителей, патрулировавших воздушное пространство над вторым эшелоном своих войск, перехватила группу из 8 немецких самолётов, пытавшихся прорваться к Луцку. Завязался мордобой. После потери 3 аэропланов недруг вынужден был поворотить назад, но русские лётчики продолжали его преследовать и уничтожили ещё немного вражеских машин. Из этого полёта не вернулся только единственный российский пилот.
Вот какую оценку действиям 1-й истребительной авиагруппы в районе Луцка дала газета "Искра" в одной из своих корреспонденций:
"На Юго - Западном фронте была осуществлена организация эскадренных воздушных боёв, давшая блестящие результаты: ни единственный вражеский самолёт не мог пробраться в воздушное пространство над нашими войсками, а наши лётчики летали на разведку достаточно успешно".
Со временем ситуация на этом участке фронта немного стабилизировалась и пыл воздушных поединков поутих. По словам Ткачёва, в противоборстве с нашими истребителями врагу не удалось достичь успеха, что подтверждалось и соотношением числа сбитых немецких и русских самолётов - 3 : 1.
В отрезок времени Первой Мировой войны Вячеслав Ткачёв зарекомендовал себя не только отличным организатором, но и храбрым, умелым лётчиком.
В начале 1917 года Подполковник В. Ткачёв был назначен командиром авиадивизиона, опосля - инспектором авиации Юго - Западного фронта, а с 6 Июня 1917 года стал начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего.
В 1917 году Ткачёв завершил работу над первым в своём роде в истории развития русской авиации пособием - "Материалы по тактике воздушного боя", составленный на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. При этом особенно подчеркивалось, что целью активных воздушных средств ( истребительных ) является радикальный махач на малой дистанции, так как только в этом случае разрешается с большущий уверенностью планировать на победу. В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России, дав импульс другому замечательному лётчику - Евграфу Крутеню - для написания работы "Воздушный бой", ставшей настоящим учебником для русских авиаторов.
По окончании Первой Мировой войны Вячеслав Ткачёв оказался в рядах Белой Гвардии и принял активное участие в борьбе с Советами. В Июне 1920 года, на юге России, когда Красная Армия потеснила польские войска, Генерал Врангель продвинулся на территорию Украины. Активное участие в боевых действиях в это время приняли штурмовые эскадрильи вооружённые английскими самолётами DH-9 под командованием Генерала В. М. Ткачёва. Им удалось причинить серьёзный урон сухопутным войскам Красной Армии. За эту компанию он был награждён крайне редкой наградой - Орденом Святого Николая Чудотворца.
Во время одного из боёв этой компании В. М. Ткачёв встретился в воздухе с командиром противостоящего ему формирования Красного Воздушного Флота Петром Межераупом. Этому случаю, тот, что свёл в личном единоборстве командиров двух авиационных армий, суждено было сделаться единственным в истории авиации. Это произошло под боком от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9, был атакован парой "Ньюпоров", единственный из которых пилотировал Межерауп. После воздушного боя, продолжавшегося в течении 45 минут ( самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах ), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы.
С Ноября 1920 года Ткачёв провёл долгие годы эмиграции в Югославии. Там он отстранился от антисоветской деятельности, отошёл от участия в многочисленных эмигрантских организациях и работал преподавателем в школах. Позднее, проявил демонстративное несотрудничество с оккупировавшими страну фашистами. После Великой Отечественной войны он вернулся на Родину, всецело отбыл 10-летний срок в лагерях ( "за борьбу супротив Советов в годы Гражданской войны" ) и, став полноправным гражданином своей страны, сделал большое занятие, на которое хватило у него сил и времени, - написал книгу "Крылья России ( "История Российской военной авиации 1914 - 1917 годов" ) и повесть "Русский сокол" ( посвящена жизни и деятельности Петра Нестерова ). Последние годы жил в Краснодаре. Умер 25 Марта 1965 года.
Так же читайте биографии известных людей:
Вячеслав Александров Vecheslav Alexandrov
Член ВЛКСМ. Жил в селе Изобильное Соль-Илецкого района Оренбургской области. Окончил 10 классов, один курс речного техникума в городе Куйбышеве..
читать далее →
Вячеслав Войнаровский Vecheslav Voinarovsky
Вячеслав Войнаровский - находка для любой труппы. Прекрасный тенор, уморительный комик, желанный гость телевизионных шоу.
читать далее →
Вячеслав Ганелин Vecheslav Ganelin
Ганелина по праву называют человеком-оркестром, обладающим необыкновенным чувством юмора, завораживающим слушателя.
читать далее →
Вячеслав Горский Vecheslav Gorskij
Композитор, аранжировщик.
читать далее →